МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятия и типология цивилизаций





Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.).

Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

1. Природное сообщество.  
- XV-XVI вв. – «Москва -Третий Рим» -истинное христианство, указывает ть развития всем остальнымммиру. В XVIII веке - Западники и Славянофилы в серед. XIX века. - нет единой общечеловеческой сущности, народов. - «са­мобытная» жизнь -западные принципы справедливости и организационные формы чуж­ды России. На рубеже XIX-XX веков - марксизская всемирно-историческая теория В 1917г.- устанавливается социализм на смену капитализму. Еврозийская теория - русская нация, объединившая разно­язычные народы в единое государство — Россию. Рубеж XX—XXI веков завершения в мире научно-технической революции, господства компью­терной техники и угрозы мирового экологического кризиса. Взаимосвязана с др. цивилизациями

 

- интернационализацией общественной деятельности на Земле т.е,что (создание единой системы социально – экономиснской, политической ) - общепланетарная система общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. -межцивилизованный диалог. - усвоение прогрессивного опыта - сохране­ние особенностей каждого сообщества культуры и менталитета народа; 2) берется опыт иных цивили­заций только то, что в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 4) развитие плюрализма  
4. Техногенная цивилизация (Индустриальная)
- технологический прогресс, развитие научных знаний; - НТР изменила взаимоотношения че­ловека и природы; - Воз­растание социальных связей, и их быстрая трансформация Пример: На протяжении 1 -2 х поколений происходит изменение образа жизни и формируется нвый тип личности.
3.Западная цивилизация  
- утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; - индивидуализм, уста­новка на автономию личности; - рациональность; - идеа­лы свободы, равенства, терпимости; - уважение к частной собственности; - предпочтение демократии всем другим формам государ. управления.  
- Деспотия - Единовластие - Принцип наследования -Зарождение законодательной (пирамидной) власти - Основой экономки являются корпора­тивная и грсударственная формы собственности - Нравственно-волевая установка сосредоточен­ность на внутренней духовной жизни.
2. Восточная цивилизация  
- гармония с природой - кочевой или полукочевой образ жизни - родовой, племенной образ жизни - опора авторитетной власти на традиции или генелогические связи - система табу
5. Глобальная цивилизация (Постиндустриальная)
    П Р И З Н А К и
6. Россия (смешанная)
типы цивилизаций

Название цивилизации Характерные черты
1. Природное сообщество. - тип непрогрессивной фор­мы существования, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. 1. Народы адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни.
  1. Цель и смысл- сохранение равновесия между челове­ком и природой, сохранение обычаев, тра­диций, приемов труда.
  2. Жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни
  3. Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы.
  4. Связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны).
  5. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития.
  6. Существует система запретов — табу.
  7. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя.
  8. Авторитетная власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
2.Восточный тип Цивилизации — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традицио­нализм культура 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на по­знание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточен­ность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни - деспотия,где осуществляется абсолютное пре­обладание государства над обществом. 7. Экономической ос­новой жизни- являются корпора­тивная и грсударственная формы собственности 8. Методом управления - принуждение.
3. Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — особый тип цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
4. Техногенная цивилизация— особый тип западного цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до кон­ца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчерки­вается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и тех­нологии благодаря применению в произ­водстве научных знаний; 2) НТР, существенным образом изменившая взаимоотношения че­ловека и природы; 3) Воз­растание социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формиро­вание нового типа личности. На базе техногенной цивили­зации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
5. Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего:
  1. с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Т.е, что все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
  2. Возрастание глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей, а основой яляется создание общепланетарной системы об­щественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксирова­ны некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохране­нии особенностей каждого сообщества, культуры и менталите­та народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивили­заций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога совре­менная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюра­листический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием. Исследователи считаеют, что на современном этапе преобладает западное влияние и, следо­вательно, основу диалога составляют ценности западной тех­ногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результа­тов социально-экономического и культурного развития вос­точных и традиционных обществ.
6. Россия в системе мировых цивилизаций. На рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем сказоно - об осо­бом пути России, отличном от западных и восточных стран. Это было учение «Москва — Третий Рим». Согласно этому учению Россия,должна сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру. В XVIII веке российские историки под влиянием запад­ных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от запад­но-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. В 30-40-х гг. XIX века появились течения «западников» — сторонников всемирно-исторической теории и «славянофилов» — сторонников локально-истори­ческой теории. Западники -исходили из концепции единства человеческого мира и считали: - что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя прин­ципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. - задача Россиикак можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью. в середине и второй половине XIX века. Локально-историческая теория - сла­вянофилы и народники: - что не существует единой общечеловеческой общности, единого пути развития для всех народов. - каждый народ живет своей «са­мобытною» жизнью, в основе которой лежит идейное нача­ло, «народный дух». - для России основой являются православная вера, принципы внутрен­ней правды и духовной свободы; крестьянский мир, община как доброволь­ный союз для взаимной помощи и поддержки. -, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чуж­ды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и на­родники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь. На рубеже XIX-XX веков - марксизская всемирно-историческая теория изучения вытес­нила локально-историческую. В 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, дана новая трактовка места России во всемир­ной истории. Где Октябрьская революция 1917 г. - социалистическая, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм — это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превра­щалась из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству».

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.