Методы государственного регулирования сельского хозяйства Аграрное право Тема №3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ И АГРАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ. Понятие и принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Под государственным управлением в широком смысле понимается творческая, организационная деятельность всего государственного аппарата, направленная на упорядочение, урегулирование общественных отношений, приведение их в соответствие с требованиями объективных закономерностей развития общества. В узком смысле субъектами государственного управления являются только органы государственного управления. Этому управлению свойственны и другие признаки: подзаконный, исполнительный и распорядительный характер деятельности, цель которой — создание условий для реализации заданий, выполнение поставленных задач, осуществление специализированных функций. Органы государственного управления имеют в своем подчинении государственные сельскохозяйственные предприятия и учреждения. Задачей государственного регулирования является координация и развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей. Принципы государственного регулирования сельского хозяйства, отображены в действующей правовой системе. Одним из таких принципов является создание равных условий для развития всех форм собственности. Указанный принцип относится к равенству форм собственности на землю. Все субъекты сельскохозяйственного производства вправе осуществлять различные виды производственной деятельности для получения прибыли, что формирует принцип свободы предпринимательской деятельности. Большое значение имеют - принципы законности; - принцип совмещения отраслевого и территориального развития; - принцип взаимодействия и взаимосогласованности деятельности всех предприятий агропромышленного комплекса; - принцип достижения конечных результатов в сельскохозяйственном производстве; Необходимо помнить, что приведенные принципы не являются исчерпывающими в связи с развитием как аграрного сектора экономики в целом, так и самой системы государственного регулирования сельского хозяйства. Формы государственного регулирования сельского хозяйства. Под правовыми формами регулирования производства следует понимать правотворческую и правоохранительную деятельность государства, выражающуюся в разработке и издании нормативных актов субъектов регулирования, закрепляющих общие правила поведения (правовые нормы) и в обеспечении их исполнения. По своему содержанию и направленности формы регулирования разнообразны. В юридической литературе имеются различные классификации форм деятельности государства. Целесообразно придерживаться такой классификации форм деятельности государства: · правотворческая; · правоприменительная; · правоохранительная; · организационная деятельность. Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства тесно взаимосвязаны, только их комплексное использование позволяет оптимально решить задачи, возникшие перед сельскохозяйственным производителем, рационально использовать имеющиеся юридические средства. Правотворческая деятельность — это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов. Правовые акты органов государства регулируют вопросы, связанные с - совершенствованием организации и деятельности отраслевого аппарата, - улучшения планирования, - морального и материального стимулирования труда работников сельского хозяйства; - внедрением в сельскохозяйственное производство достижений науки, экономических стимулов хозяйствования; - наиболее эффективным использованием материально-технических и финансовых средств; - укреплением законности. Правотворчество субъектов государственного регулирования осуществляется путем разработки, обсуждения и принятия установленных законодательством нормативных актов. Единственным органом законодательной власти в Украине согласно ст. 75 Конституции является Верховная Рада Украины. Она принимает законы, вносит в них изменения и дополнения, утверждает общегосударственные программы экономического развития страны в ст. 92 Конституции закреплено, что исключительно законами определяются основы использования природных ресурсов, основы социальной защиты, регулирования труда, правовые основы и гарантии предпринимательства и т.п. За годы независимости Украины были приняты важнейшие законы в сфере регулирования сельского хозяйства, к которым относятся Законы«О фермерском хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «Об аренде земли» и другие законы. Правоприменительная деятельность находит свое юридическое выражение в издании правовых актов индивидуального характера, содержащих государственно-властные предписания о субъективных правах и юридических обязанностях различных органов, должностных лиц, субъектов сельскохозяйственного производства. Правоохранительная деятельность выражается: · в осуществлении органами государства контрольно-надзорных полномочий, · проверки фактического осуществления исполнительно-распорядительных функций; · в принятии решений о восстановлении нарушенных прав предприятий и организаций; · в принятии мер по предупреждению неправомерных действий и поступков в будущем. Осуществляя правоохранительную функцию, органы государства используют уголовно-правовые, административно-правовые средства защиты. Правоохранительная деятельность будет эффективной и результативной, если она носит систематический характер, когда не только даются указания об исправлении недостатков, наказываются виновные, но и осуществляются профилактические меры. Посредством правоохранительной деятельности органы государственного регулирования осуществляют государственный контроль за использованием земель, правильной эксплуатацией машинно-тракторного парка, применением других материально-технических средств, организуют мероприятия по охране природы, рациональному использованию оросительных, обводнительных и других мелиоративных сооружений, охране поверхностных и Подземных вод, полезащитных лесонасаждений, посевов, соблюдению правил содержания Животных. Осуществляя контроль, вышестоящие органы отменяют или приостанавливают незаконные акты других субъектов государственного регулирования. Организационная деятельность. К организационным формам государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести: · разъяснение смысла нормативных актов; · проведение служебных совещаний; · составление инструктивных писем, обобщений и т.п. Центральным органом, осуществляющим регулятивные функции по отношению к сельскому хозяйству, является Министерство аграрной политики Украины. Оно проводит государственную политику в сельском хозяйстве, мясной, молочной, плодоовощной, винодельной, элеваторной, комбикормовой, хлебопекарной и некоторых Других отраслях промышленности, связанных с производством продовольствия. Методы государственного регулирования сельского хозяйства Методы государственного регулирования сельского хозяйства представляют собой способы, приемы, которые используются в процессе регулятивной деятельности органами законодательной и исполнительной власти для решения задач в сфере сельскохозяйственного производства с целью достижения определенных результатов. К общим следует отнести - экономические и административные. Они реализуются на всех условиях государственного регулирования, применимы к каждому объекту руководства. Специальные методы являются составной частью общих методов. Они конкретизируют общие методы и в совокупности способствуют осуществлению регулирования сельского хозяйства. Методы государственного регулирования сельского хозяйства: · экономический, · рекомендаций, · административный, · убеждения, · дозволения, · прямых указаний. Метод убеждения выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, способствующая приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников. На практике государственные органы в регулировании сельского хозяйства все больше применяют метод дозволения. Основа этого метода — совершенствование самостоятельности в деятельности хозяйств, значительный рост квалифицированных кадров, повышение роли сельскохозяйственных производителей в управлении производством. К прямым предписаниям относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Метод прямых предписаний применяется государственными органами в отношении сельскохозяйственных предприятий, когда их деятельность должна соответствовать общегосударственным интересам. Метод рекомендаций. Он заключается в том, что государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют его приемлемость. Рекомендации в отличие от обязательных предписаний исполняются на принципиально новых условиях в силу их авторитетности и научной обоснованности. Административный и экономический методы являются основными в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. Наиболее оптимальное осуществление деятельности по регулированию сельским хозяйством достигается при неразрывном единстве экономических и административных методов. Административные методы государственного регулирования есть способы и приемы воздействия на управляющую и управляемую системы, их отдельные элементы с использованием отношений соподчинения. Особенности административных методов заключаются в том, что с помощью этих методов осуществляется прямое воздействие на управляемый объект; определяются ближайшие задачи управляемого объекта, порядок и сроки их выполнения, устанавливаются ресурсы и условия работы. Экономическими методами следует считать такую совокупность средств воздействия, которая основывается на использовании системы экономических стимулов(оплата труда, премирование, цена, себестоимость, хозрасчет, прибыль, рентабельность, кредит), предусматривающих материальную заинтересованность и материальнуюответственность управленческих работников, коллективов в процессе решения стоящих задач. К числу экономических методов относят: ценообразование, хозрасчет, льготное кредитование, финансирование, экономические санкции, налоги, компенсации. Хозрасчет как метод хозяйствования обладает принципами: относительной хозяйственной самостоятельности в имущественной и планово-организационной сферах; стоимостного соизмерения расходов с доходами, самоокупаемости и прибыльности; материальной заинтересованности коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности; материальной ответственности за эти результаты. В качестве экономического метода выступает льготное кредитование. Для поддержки, например, хозяйств и создания стабильных условий в случае получения кредита банка используются средства Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. Кроме того, законодательством установлены определенные льготы по налогообложению хозяйств. Экономические методы в современных условиях являются наиболее действенными средствами влияния на объекты государственного регулирования, т.к. их применение позволяет создавать экономические условия, которые подталкивают сельскохозяйственных производителей действовать в направлении, необходимом обществу, решать те или иные вопросы в соответствии с общегосударственными и личными интересами. Они позволяют сохранить свободный выбор поведения. Таким образом, методы государственного регулирования сельского хозяйства представляют собой способы, приемы, которые используются в процессе регулятивной деятельности органами законодательной и исполнительной власти для решения задач в сфере сельскохозяйственного производства с целью достижения определенных результатов. |