МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные этапы и организация исследования.





Задачи исследования.

1. Выявить состояние проблемы обучения электродинамике в средней школе на современном этапе модернизации Российского образования.

2. Разработать концепцию методической системы на основе триады «теория-методология-приложения в области современных достижений электродинамики».

3. На основании выдвинутой концепции, выделенных подходов и принципов построить модель методической системы обучения электродинамике в средней школе, обеспечивающую возможности повышения учебно-познавательной компетентности и интеллектуальных способностей учащихся средней школы.

4. Рассмотреть структуру учебно-познавательной компетентности и интеллектуальных способностей учащихся средней школы, формируемых в результате применения авторской методической системы.

5. На основе разработанной модели создать систему методик обучения различным темам электродинамики и реализовать их на практике обучения школьников в ряде экспериментальных школ.

6. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на проверку гипотезы, положений, выносимых на защиту и позволяющее экспериментально проверить эффективность методической системы обучения электродинамике в средней школе.

7. Проанализировать на качественном и количественном уровне достигнутые результаты, обобщить полученные результаты и сделать выводы по работе.

Теоретические основы исследования:

1. философские исследования, посвященные методологии и методологическим знаниям (А. Г. Спиркин, Г. П. Щедровицкий Э. Г. Юдин, М. Г. Ярошевский и др.);

2. психолого-педагогические работы по вопросам общего развития в процессе обучения (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, А. В. Захарова, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, М. А. Холодная и др.);

3. исследования по теории и методике обучения физике, посвященные вопросам системности знаний учащихся, генерализации, формированию методологических знаний, компетентностному подходу в процессе обучения физике (Н. Е. Важеевская, Г. М. Голин, В. Ф. Ефименко, И. А Зимняя, Л. Я. Зорина, С. Е. Каменецкий, В. В. Майер, В. Н. Мощанский, В. В. Мултановский, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров, А. В. Усова, А. В. Хуторской, Н. В. Шаронова, А. А. Червова и др.).

Методологические основы исследования:

1. методология методики обучения физике как педагогической науки, представляющая собой систему знаний о теории и практике обучения физике – о научных основах содержания и структуре школьного курса физики, принципах, подходах и способах добывания знаний, об организации познавательной деятельности учащихся, систему знаний о теории и практике воспитания и развития учащихся в процессе обучения физике – создание условий для совершенствования возможностей учащегося за счет обогащения его опыта на основе индивидуализации учебного процесса, методология процессов исследования развития интеллектуальных способностей и компетентностей школьников;

2. методология физики как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности по исследованию в области физики, а также учение об этой системе;

3. методология педагогики как система знаний об основаниях, логической структуре и функциях педагогического знания и учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).



Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования.

Теоретические методы:

- анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по вопросам методологии научного познания, по вопросам формирования знаний с учетом возрастной психологии старшеклассников, по вопросам формирования и развития общих способностей школьников, по общим вопросам дидактики, по вопросам теории и методики обучения физике;

- анализ нормативных и программных правительственных и отраслевых документов, в которых обозначены направления модернизации образования;

- анализ требований государственного образовательного стандарта, примерных программ обучения физике, авторских программ и учебников по физике для средней школы.

Экспериментальные методы:

- педагогический эксперимент по внедрению в практику обучения электродинамике разработанного содержания и методики обучения на основе изучения методов познания и приложений;

- педагогический мониторинг формирования фундаментальных и прикладных знаний учащихся, качества обученности учащихся, их интеллектуального развития и формирования компетентностей на основе педагогических измерений с использованием разработанных новых, а также известных тестов и анкет;

- анализ опыта обучения в различных образовательных учреждениях, обобщение опыта учителей физики, использующих идеи, заложенные в данном исследовании;

- математические методы обработки и анализа результатов эксперимента.

Экспериментальной базой исследования были лицеи №№ 82,38,87, г. Н. Новгорода, гимназия №80, школы №№ 27, 85, 176 г. Н. Новгорода, школа №20 г. Мурома, лицей №26 г. Саранска (Мордовия), школа №3 г. Ядрин (Чувашия),

Методика и концепт-содержание раздела «Электродинамика» внедрены в образовательный процесс гимназии №80, лицеев №82, 87, школы №176 г. Н. Новгорода, школы №20 г. Мурома, о чём имеются акты о внедрении.

Результаты исследования в виде двух учебных пособий «Научные основы обучения электродинамике в школьном курсе физики» и «Прикладные вопросы электродинамики в школьном курсе физики» апробированы при обучении студентов факультета математики, информатики и физики Нижегородского педагогического университета.

Основные этапы и организация исследования.

Исследование проводилось с 1993 по 2013 год и включало три этапа.

На первом этапе (1993– 2002 год) был проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебной литературы для школьников и нормативных документов. Разработаны гипотеза, поставлена цель и обозначены задачи исследования. В 2003 году была защищена кандидатская диссертация по теме «Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы». Определены основная идея синтеза фундаментальных и прикладных знаний для методической системы обучения электродинамике в средней школе для повышения эффективности обучения физике и развития школьников.

Второй этап (2003–2007 год) был посвящен анализу путей совершенствования обучения физике в средней школе, разработке концепции методической системы обучения электродинамике в средней школе на основе синтеза фундаментальных и прикладных знаний, уточнена гипотеза исследования. Был организован и поставлен констатирующий эксперимент, выявивший противоречия, определившие научную проблему. На этом этапе разработано полное содержание и методы обучения электродинамике на основе разработанной концепции. Результаты были отражены в виде двух учебных пособий по научным основам обучения физике и прикладным вопросам в курсе школьной физики.

На третьем этапе (2008–2013 год) осуществлялась проверка результативности разработанной модели методической системы обучения электродинамике в средней школе на основе синтеза фундаментальных и прикладных знаний. Был проведен итоговый педагогический эксперимент на экспериментальных площадках средних школ и педвуза, формулировались выводы, осуществлялось обобщение и оформление полученных результатов исследования. Результаты были отражены в виде двух монографий по теории и методике обучения электродинамике.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.