МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы конструирования и передачи информации.





КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЕ

(Рихмаер Е.)

«Каждая семья хочет быть счастливой». Это - аксиома. Семейному терапевту необходимо знать препятствия, стоящие на этом пути перед семьей. Коммуникативная модель предлагает еще один способ понимания того, как функционирует семья, и того, что мешает семье развиваться.

В рамках этой модели следует обращать особое внимание на следующие позиции:

Принципы конструирования и передачи информации.

Формы дисфункциональных коммуникаций.

3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации.

 

Принципы конструирования и передачи информации.

Мы передаем, получаем и вновь передаем информацию двумя путями – вербальным и невербальным. И у каждого из этих путей есть свои особенности. Определенные сложности и непонимание может возникать в ходе простой вербальной коммуникации. Во–первых, одно и то же слово может иметь разный смысл и (или) разный смысловой оттенок. Во-вторых, сам отправитель информации часто не может четко и конкретно передать необходимую информацию.

Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров дисфункциональных (син. неясных) вербальных коммуникаций.

Отправителя информации можно считать неконкретным, например, в случаях, когда:

• используются местоимения типа «кто», «что», «где» и «когда»,

• предполагается, что другие люди разделяют их чувства, мысли, образы,

• считается, что существуют только 2 возможных варианта (либо....,либо),

• подразумевается, что можно проникнуть «под кожу другого» или «читать его мысли»,

• посылаются незаконченные сообщения,

• пропускаются целые смысловые связки в своих сообщениях,

• отправляются два или более сообщения с противоположным смыслом (Я счастлива...., но мне грустно),

• сообщение не посылается, а поведение «отправителя» таково, будто он это сделал.

В этих случаях следует попросить отправителя уточнить (именно пояснить, расшифровать, а не еще раз уйти от ответа) сообщение и оценить, насколько он сумел конкретизировать свое сообщение.

Когда мы говорим о коммуникации, необходимо иметь в виду, что люди общаются множеством способов, а не только при помощи слов. Человек активно использует невербальные способы передачи информации: жесты, мимику, положение тела, движения, интонации, частоту дыхания и даже стиль одежды. Каждый раз мы можем выделять «сообщение о сообщении». Только при получении вербального и невербального сообщения получатель создает целостное представление о сообщении. Получатель находится в сложном положении, когда видит, слышит и чувствует несоответствие между вербальным и невербальным уровнями. Такие сообщения называют противоречивыми (син. неконгруэнтными или с «двойным дном»). Хорошо, если существует возможность проверить или уточнить полученное сообщение, но, когда это не принято или не осуществимо, возрастает вероятность непонимания. Можно легко попасться в ловушки при общении, используя методы «чтения мыслей» (предполагаемое понимание смысла послания без какой-либо проверки) и составления «сложных равенств» (выделение ошибочной части послания из целого). Вот мы и подошли к трудностям, которые возникают у получателя неясной и противоречивой коммуникации.

2. В. Сатир (Virginia Satir) различает 4 формы коммуникаций.



Эти формы - квази-реакции на стресс, которые в случае угрозы люди бессознательно более или менее интенсивно используют. Противоречивая и неясная коммуникация часто воспринимаются как опасность. Ее невозможно однозначно интерпретировать. Постепенно в семье формируется навык общения, помогающий ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за такой коммуникации.

Для анализа семейной картины и планирования интервенций знание этих форм коммуникаций может быть очень полезным.

2.1. Первая форма коммуникации – угодливая (примирительная, смягчающая, умиротворяющая, успокаивающая). Попробуем перечислить признаки (маркеры) этого типа коммуникации:

· Слова произносятся, соглашаясь («Как ты хочешь», «все в порядке»; «решай ты»), извиняясь, доброжелательно, никогда требовательно.

· Голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный.

· Манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая, тактичная.

· Тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание тихое.

· Синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы и т.д.)

· Характеристика личности: личность, облекающая свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличается чувством беспомощности и малоценности. Она (личность) пытается чувствовать себя нужной, делая что-то для других и живя для других. Без кого-либо другого она чувствует себя Ничем, и потому постоянно боится быть другому в тягость, рассердить его своей ошибкой, быть оставленной или отвергнутой им. Находясь в постоянном поиске своей вины, испытывает страх перед сильными эмоциями.

Реакция реципиента: существует большая вероятность, что тот, кто получает сообщения, сделанные в примирительной форме коммуникации:

- чувствует себя виноватым

- ощущает сочувствие

- хотел бы помочь или защитить

- начинает (очень) злиться

- реагирует требовательно

- выражает презрение

По этим реакциям видно, какое сильное влияние может оказывать примирительная форма на других людей (манипуляция через «нечистую» совесть).

Терапия: Рекомендуется работать с чувствами недовольства и обиды, следует подчеркивать различия, обучать признавать изменения, принимать решения, рисковать, говорить «нет», выставлять требования и выражать желания. От консультанта требуется терпение, отказ от полной ответственности за процесс и результат терапии, медленное продвижение. Терапевт должен быть моделью в способности говорить «нет», устанавливать границы, рисковать и тем не менее быть расположенным, восприимчивым. Негативная фаза здесь - первый успех.

Состояние терапевта, в случае, если потеряна дистанция по отношению к системе: усталость, боли в желудке, поза – сутулая. Терапевт много делает за семью и жалеет самого себя.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.