Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях 1 страница Задача 1 В здравпункт обратился пациент 45 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт). Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы. ЧДД 28 в мин. Пульс 96 уд./мин. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора. Эталоны ответов 1. Бронхиальная астма, атопическая. приступный период. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · расстегнуть стесняющую одежду и создать доступ свежего воздуха, чтобы облегчить состояние пациента; · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · организовать прием препарата при наличии ингалятора у пациента для уменьшения бронхоспазма (1-2 вдоха беротека, сальбутамола); · ввести адреналин 0,1% раствор 0,2-0,4 мл п/к для устранения бронхоспазма (через 1-2 часа при необходимости инъекцию можно повторить); · ввести один из бронходилятаторов с бронхолитической целью (при отсутствии эффекта от вышеуказанных препаратов): · эуфиллин 2,4% раствор 10 мл в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида в/в (медленно); · ввести один из антигистаминных препаратов с десенсибилизирующей целью: · супрастин 2% раствор 1 мл в/м; · ввести преднизолон 30 мг в/м (он способствует стабилизации лизосомальных мембран, облегчает отдачу кислорода тканям, расширяет периферические артерии и повышает тонус периферических вен); · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · вызвать “Скорую помощь” и госпитализировать пациента в терапевтическое отделение ЛПУ при невозможности купировать приступ. 3. Студент демонстрирует технику применения карманного ингалятора. ЗАДАЧА 2 Фельдшер “Скорой помощи” был вызван на дом к мужчине 25 лет, который жаловался на резкую боль в правой половине грудной клетки, одышку в состоянии покоя, сердцебиение, сухой кашель, это состояние развилось резко после подъема тяжести. До этого в течение двух месяцев больной отмечал плохой аппетит, резкое похудание, выраженную слабость, быструю утомляемость, потливость (особенно по ночам), кашель с выделением небольшого количества слизистой мокроты, по вечерам повышение температуры до 37,20-37,40. Пациент состоял на учете в противотуберкулезном диспансере. Объективно: кожные покровы бледные. Пациент пониженного питания. Перкуторный звук коробочный. Дыхание резко ослаблено. ЧДД 32 в мин. Пульс 100 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Расскажите о технике сбора мокроты на ВК. Эталоны ответов 1. Туберкулез легких. Пневмоторакс справа. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · придать пациенту удобное положение сидя, чтобы облегчить дыхание; · расстегнуть стесняющую одежду, создать доступ свежего воздуха, чтобы улучшить состояние больного; · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · ввести анальгин 50% раствор 2 мл, димедрол 1% раствор 1,0 мл в/м или в/в для купирования боли (препараты можно смешивать в одном шприце). Димедрол потенцирует действие анальгина; · дать один из противокашлевых препаратов для уменьшения кашля: · кодеин 0,015 (1 таблетка); · ввести один из вазопрессоров для повышения АД: · кофеин 10% раствор 1 мл п/к; · кордиамин 1 мл п/к; · мезатон 1% раствор 1 мл п/к; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ. 3. Студент рассказывает о технике сбора мокроты на ВК. ЗАДАЧА 3 Фельдшер “Скорой помощи” вызван на дом к больной 40 лет, которая жалуется на боль в правой половине грудной клетки, кашель с выделением “ржавой” мокроты, одышку в состоянии покоя, озноб, повышение температуры до 390. Заболела остро два дня назад. После приема жаропонижающих таблеток состояние ухудшилось, появилась резкая слабость, головокружение, потливость. В течение часа температура снизилась до нормы. Объективно: температура 36,80. Кожные покровы бледные, влажные, на губах герпетические высыпания. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. При перкуссии справа ниже угла лопатки определяется укорочение перкуторного звука, здесь же выслушивается крепитация. ЧДД 32 в мин. Пульс малого наполнения, 100 уд./мин. АД 85/60 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику исследования пульса. Эталоны ответов 1. Нижнедолевая правосторонняя пневмония. Коллапс. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · вытереть насухо пациента и поменять нательное и постельное белье; · уложить горизонтально, голову несколько опустить ниже туловища, чтобы улучшить приток крови к голове и уменьшить гипоксию. Пациента укрыть одеялом; · ввести один из вазопрессоров для повышения АД: · кофеин 10% раствор 1мл п/к; · кордиамин 1 мл п/к; · мезатон 1% раствор 1 мл п/к; · ввести преднизолон 30 мг в/м (для поддержания АД на нормальном уровне); · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в терапевтическое отделение ЛПУ для лечения крупозной пневмонии. 3. Студент демонстрирует технику исследования пульса. ЗАДАЧА 4 После нервного перенапряжения у мужчины 42 лет возникли интенсивные продолжительные боли сжимающего характера за грудиной с иррадацией под левую лопатку и в нижнюю челюсть. На дом был вызван фельдшер “Скорой помощи”. Объективно: кожные покровы бледные, влажные, акроцианоз. Периферические вены спавшиеся. Резко снижена температура кожи кистей и стоп. Сознание нарушено – пациент резко заторможен. Тоны сердца глухие. Пульс малого наполнения, частота 92 уд./мин. АД 80/60 мм рт.ст. Олигурия. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику измерения АД. Эталоны ответов 1. ИБС: Острый инфаркт миокарда. Кардиогенный шок. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · уложить пациента горизонтально, приподнять (под углом 15-200) нижние конечности для увеличения притока крови к головному мозгу. Показан строгий постельный режим; · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · ввести 10000 ЕД гепарина в/в струйно, а затем капельно со скоростью 1000 ЕД/ч. Гепарин помимо антикоагулянтного оказывает обезболивающее, противовоспалительное и ангиогенное действия; · ввести для купирования болевого синдрома следующие препараты: · промедол 2% раствор 1 мл ввести в/в медленно; · кеталар (кетамин) 50 мг ввести в/в капельно в сочетании с 10 мг диазепама в 100 мл изотонического раствора натрия хлорида (начинать вводить со скоростью 50-60 кап./мин. и снижать по мере наступления эффекта); · закись азота целесообразно применять только в качестве дополнения к нейролептанальгезии. Обезболивание закисью азота должно начинаться с ингаляции чистого кислорода в течение 5 мин., после чего подается закись азота с кислородом в соотношении 3:1, а затем 1:1, в заключение необходима ингаляция чистым кислородом в течение 5 мин.; · ввести реополиглюкин в/в капельно, суточная доза 20 мл/кг. Препарат способствует переходу интерстициальной жидкости в сосудистое русло, снижает вязкость крови, агрегацию эритроцитов и тромбоцитов, значительно улучшает микроциркуляцию; · ввести для повышения АД один из предложенных препаратов: · дофамин 200 мг (5 мл). Препарат развести в 400 мл 5% раствора глюкозы и ввести в/в капельно, начиная со скорости 2-4 мкг/(кг×мин.); · норадреналин 0,2% раствор в 500 мл 5% раствора глюкозы вводить в/в капельно со скоростью 4 мкг/мин. Норадреналин быстро теряет активность, поэтому для его стабилизации в раствор добавляют 0,5 г/л аскорбиновой кислоты. Норадреналин не увеличивает ЧСС. (Для лечения кардиогенного шока у больных с острым инфарктом миокарда адреналин менее пригоден, так как повышает потребность миокарда в кислороде); · ввести 60-90 мг преднизолона в/в струйно или капельно; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать в ПИТ кардиологического отделения после стабилизации состояния. 3. Студент демонстрирует технику измерения АД. ЗАДАЧА 5 В конце напряженного трудового дня женщина, 35 лет, отметила резкое ухудшение состояния – появилась сильная головная боль, головокружение, тошнота, сердцебиение, учащенное обильное мочеиспускание. Женщина обратилась к фельдшеру здравпункта. Объективно: пациентка возбуждена. Кожные покровы гиперемированы, влажные. Тоны сердца громкие, ритмичные, выслушивается акцент II тона на аорте. Пульс 100 уд./мин., ритмичный. АД 180/100 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику в/в инъекций. Эталоны ответов 1. Гипертензивный криз I типа. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · обеспечить горизонтальное положение с приподнятым головным концом, чтобы уменьшить приток крови к голове; · обеспечить полный физический и психический покой; · обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание); · ввести для снижения АД один из препаратов: · капотен 25 мг внутрь или сублингвально; · каптоприл 25 мг внутрь или сублингвально; · коринфар (нифедипин) 10 мг под язык или в каплях внутрь каждые 30 мин. (препарат обладает гипотензивной, антиангинальной, антиаритмической активностью). Возможно сочетание этих препаратов; · дать анаприлин 20-40 мг под язык или внутрь при сохраняющейся тахикардии; · ввести диазепам 5-10 мг внутрь, в/м, либо дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно для снижения эмоционального напряжения; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента. 3. Студент демонстрирует технику в/в инъекций. ЗАДАЧА 6 Ночью бригада “Скорой помощи” вызвана на дом к пациенту 40 лет, который жаловался на нехватку воздуха (он вынужден был сесть в кровати и спустить ноги), одышку с затрудненным вдохом, сухой кашель, резкую слабость, страх смерти. В анамнезе 2 года назад перенес обширный инфаркт миокарда. Объективно: кожные покровы цианотичные, влажные. В легких на фоне ослабленного везикулярного дыхания выслушиваются влажные хрипы преимущественно в нижних отделах. Тоны сердца глухие, ритмичные, пульс 98 уд./мин. АД 160/90 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции. Эталоны ответов 1. Постинфарктный кардиосклероз. Сердечная астма. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · записать ЭКГ для исключения повторного инфаркта миокарда; · усадить пациента с опущенными ногами (для уменьшения притока крови к сердцу); · обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание); · наложить на конечности венозные жгуты на 10-15 мин. и дать 1 таблетку нитроглицерина под язык (это позволит уменьшить приток крови к сердцу); · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии (пропустить кислород через аппарат Боброва, где находится 700 спирт); · дать внутрь 20-40 мг фуросемида или ввести в/м 1-2 мл лазикса (в первые 30 мин после инъекции препарата расширяются периферические сосуды, а через 1-2 часа увеличивается диурез, тем самым уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения); · ввести морфин 1% раствор 1 мл в/в медленно в 2-3 этапа; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ; 3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции. ЗАДАЧА 7 После значительной физической нагрузки мужчина 35 лет стал отмечать давящие, сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левое плечо, лопатку, руку. Боль сопровождалась резкой слабостью, чувством нехватки воздуха, страхом смерти и продолжалась 15 мин. Во время приступа пациент обратился к фельдшеру ФАП. Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс 80 уд./мин. АД 130/80 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику измерения АД. Эталоны ответов 1. ИБС. Стенокардия напряжения. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · усадить удобно пациента с опущенными ногами, что уменьшает венозный возврат крови к сердцу; · дать сублингвально 1 таблетку нитроглицерина или 2 дозы нитроминта. При необходимости можно принять еще 3-4 таблетки нитроглицерина с интервалом 3-5 мин. (следить за АД); · дать больному разжевать 0,25 г ацетилсалициловой кислоты или в/в ввести 5000-10000 ЕД гепарина для предупреждения образования тромбов (при затянувшемся приступе стенокардии); · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в кардиологическое отделение ЛПУ, если приступ не купирован. 3. Студент демонстрирует технику измерения АД. ЗАДАЧА 8 Мужчина, 38 лет, обратился к фельдшеру здравпункта с жалобами на резкую слабость, сильные боли в эпигастральной области, тошноту, 2 раза была рвота. В анамнезе ишемическая болезнь сердца. Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушеные, ритмичные, пульс 90 уд./мин. АД 140/90 мм рт.ст. Для исключения инфаркта миокарда фельдшер записала пациенту ЭКГ, где обнаружила изменения в виде резкого подъема сегмента ST, слившегося с зубцом Т ( монофазная кривая). Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику внутримышечных инъекций. Эталоны ответов 1. ИБС: Острый инфаркт миокарда, абдоминальный вариант: 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · обеспечить физический и эмоциональный покой (строгий постельный режим); · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · провести полноценное обезболивание одним из указанных препаратов: · морфин 1% раствор 1 мл вводить в/в медленно; · фентанил 0,005% раствор вводить в/в в дозе 2 мл в два этапа. При массе тела меньше 50 кг ввести 1 мл препарата (необходимо следить за АД); · промедол 2% раствор 1-2 мл в/в медленно; · дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно; · закись азота целесообразно применять только в качестве дополнения к нейролептанальгезии. Обезболивание закисью азота должно начинаться с ингаляции чистого кислорода в течение 5 мин., после чего подается закись азота с кислородом в соотношении 3:1, а затем 1:1, в заключение необходима ингаляция чистым кислородом в течение 5 мин.; · ввести гепарин 10000 ЕД в/в капельно или дать больному разжевать ацетилсалициловую кислоту 0,25 г для восстановления коронарного кровотока; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать больного в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ после стабилизации состояния. 3. Студент демонстрирует технику внутримышечных инъекций. ЗАДАЧА 9 Фельдшер “Скорой помощи” был вызван на дом к пациенту 58 лет, который жаловался на резко возникшую одышку, выраженную слабость, неприятные ощущения в области сердца и неритмичные сокращения сердца. В анамнезе ревматизм, стеноз левого атриовентрикулярного отверстия. Состояние развилось после психоэмоциональных переживаний. Объективно: кожные покровы умеренно цианотичные. Тоны сердца приглушенные, аритмичные, выслушивается диастолический шум. ЧСС 140 в мин. Пульс 120 уд./мин., нерегулярный, АД 120/80 мм рт.ст. На ЭКГ: отсутствие зубцов Р; наличие волн ff в отведениях V1, V2; интервалы R-R нерегулярные. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику исследования пульса. Эталоны ответов 1.Ревматическая болезнь. Стеноз левого венозного отверстия. Мерцательная аритмия тахисистолическая форма. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · придать удобное положение сидя; · обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание); · обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; · ввести один из препаратов для восстановления синусового ритма: · новокаинамид 10% раствор вводить в/в струйно со скоростью 1 мл в мин. или по 2 мл через 5 мин. до купирования аритмии. Суммарная доза препарата не должна превышать 10 мл. При снижении АД новокаинамид вводят из одного шприца с 0,25-0,5 мл 1% раствора мезатона или 0,1-0,2 мл 0,2% раствора норадреналина; · контроль АД, PS, ЭКГ для оценки состояния пациента; · госпитализировать больного в терапевтическое отделение ЛПУ при отсутствии эффекта; 3. Студент демонстрирует технику исследования пульса. ЗАДАЧА 10 Фельдшера “Скорой помощи” вызвали на дом к пациенту 45 лет, который болен уже 10 дней. Вначале беспокоили сильный озноб, повышение температуры до 390, сухой кашель, боли в груди слева, а через неделю при кашле начала выделяться гнойная мокрота в больших количествах с очень неприятным запахом. Вечером пациент отметил, что при кашле стала выделяться алая пенистая кровь в большом количестве, и была вызвана бригада “Скорой помощи”. Объективно: кожные покровы бледные. В легких при аускультации выслушиваются влажные хрипы различного калибра на фоне бронхиального дыхания. Тоны сердца ритмичные, пульс малого наполнения 100 уд./мин. АД 100/60 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику подсчета ЧДД. Эталоны ответов 1. Абсцесс левого легкого, осложненный легочным кровотечением. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · сократите разговор с пациентом до минимума с целью уменьшения кровотечения; · придайте пациенту возвышенное, полусидячее положение, ко рту поднесите лоток; · поверните голову пациента на бок во избежание аспирации кровяных сгустков и асфиксии; · дайте воды со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения притока крови к легким; · осуществите гемостаз, который следует начинать с введения ингибиторов протеаз и аминокапроновой кислоты: · 10000-20000 ЕД контрикала (трасилола) развести в 100 мл изотонического раствора хлорида натрия и ввести в/в капельно, затем через ту же иглу -- 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты. Одновременно п/к ввести 1 мл 0,1% раствора атропина; · ввести хлористый кальций 10% раствор 10 мл в/в (действие препарата 5-6 часов, инъекцию можно повторить) или глюконат кальция 10% раствор 10 мл в/в медленно (2-3 мин). Ампулу с раствором перед введением подогреть до температуры тела; · ввести викасол 1% раствор 1-1,5 мл в/м (один раз в день); · ввести в/в медленно эуфиллин 2,4% раствор 10 мл с 10 мл изотонического раствора хлорида натрия; · контроль за АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в отделение грудной хирургии. 3. Студент демонстрирует технику подсчета ЧДД. ЗАДАЧА 11 К фельдшеру здравпункта обратился мужчина 28 лет с жалобами на резкую слабость, головокружение, два раза была рвота, рвотные массы напоминают “кофейную гущу”. В анамнезе язвенная болезнь желудка. Объективно: кожные покровы бледные. Язык обложен сероватым налетом. При пальпации живота определяется умеренная болезненность в области эпигастрия. Пульс 98 уд./мин. АД 100/70 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Расскажите о подготовке больного к исследованию кала на скрытую кровь (реакция Грегерсена). Эталоны ответов 1. Язвенная болезнь желудка, ст. обострения, осложнившаяся желудочным кровотечением. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · обеспечьте физический и психологический покой пациенту; · положите пузырь со льдом на область желудка с целью сужения сосудов и уменьшения кровотечения; · введите в/в медленно хлористый кальций 10% раствор 10 мл или глюконат кальция 10% раствор 10 мл (ионы кальция необходимы для свертывания крови); · введите в/м викасол 1% раствор 1-1,5 мл с целью гемостаза (препарат начинает действовать через 12-18 часов); · введите в/в капельно 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты на изотоническом растворе хлорида натрия 100 мл; · контроль АД, пульсом для оценки состояния пациента; · госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ. 3. Студент рассказывает о подготовке больного к исследованию кала на скрытую кровь (реакция Грегерсена). ЗАДАЧА 12 Вызов на дом бригады «Скорой помощи». Мужчина, 47 лет, 4 года назад перенес вирусный гепатит. В настоящее время жалуется на слабость, повышенную утомляемость, тяжесть в области правого подреберья, кожный зуд и желтушность кожных покровов, похудел за год на 5 кг, в последние дни заметил увеличение живота и уменьшение количества суточной мочи. Сегодня была 3 раза рвота и рвотные массы напоминали “кофейную гущу”. Объективно: кожные покровы иктеричные, малиновый “печеночный язык”, ладони гиперемированы. Живот увеличен в объеме, на передней поверхности живота видна сеть расширенных подкожных сосудов (“голова медузы”). Печень увеличена на 5 см, при пальпации безболезненная. Пульс 100 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Составьте план подготовки пациента к биохимическому анализу крови. Эталоны ответов 1. Цирроз печени. Варикозное расширение вен пищевода, осложненное кровотечением. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · сократить до минимума разговор с больным; · придать пациенту возвышенное, полусидячее положение, ко рту поднесите лоток; · запретить прием пищи; · ввести 15-20 ЕД питуитрина на 200 мл 5% раствора глюкозы в течение 20 мин., с повторным введением через 30 мин. в дозе 5-10 ЕД на 20 мл раствора глюкозы для снижения портального давления; · ввести 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты с гемостатической целью; · контроль АД, PS для оценки состояния пациента; · госпитализировать в хирургическое отделение ЛПУ. 3. Студент рассказывает план подготовки пациента к биохимическому анализу крови. ЗАДАЧА 13 На ФАП к фельдшеру обратился мужчина 30 лет с жалобами на остро возникшие очень интенсивные боли в поясничной области справа, боль иррадиировала в паховую область, правое бедро. Мочеиспускание учащенное, болезненное, малыми порциями. Моча красного цвета. В течение 3-х лет страдает мочекаменной болезнью. Объективно: пациент возбужден, мечется от болей. Резко положительный симптом поколачивания справа. Пульс 100 уд./мин. АД 150/80 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Расскажите технику сбора мочи по Нечипоренко. Эталоны ответов 1. Мочекаменная болезнь. Почечная колика. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · положить на поясничную область справа грелку или сделать больному общую теплую ванну с целью снять спазм гладкой мускулатуры мочевыводящих путей; · ввести для купирования болевого синдрома в/м или в/в баралгин 5 мл, анальгин 50% раствор 2 мл или атропин 0,1% раствор 0,5-1 мл п/к; · ввести омнопон 2% раствор 1 мл или промедол 2% раствор 1 мл или морфин 1% раствор 1 мл подкожно или внутривенно (для купирования болевого синдрома). Наркотические анальгетики показаны только при отсутствии симптомов «острого живота» и при неэффективности вышеуказанных препаратов; · ввести платифиллин 0,2% раствор 1 мл п/к или раствор но-шпы 2-4 мл или папаверин 2% раствор 2 мл в/м (с целью снять спазм гладкой мускулатуры мочевыводящих путей); · контроль АД, PS для оценки состояния пациента. · госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ. 3. Студент рассказывает технику сбора мочи по Нечипоренко. ЗАДАЧА 14 Молодая женщина обратилась к фельдшеру здравпункта с жалобами на выраженный, плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение температуры до 380. Это состояние развилось через 30 мин. после инъекции гентамицина. Объективно: на лице значительно выраженный отек , глаза почти закрыты, язык не умещается во рту. Пульс 110 уд./мин. АД 150/90 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции. Эталоны ответов 1. Отек Квинке. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: · оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; · отменить гентамицин; · введите антигистаминные препараты. Их можно вводить в/в на 10-15 мл изотонического раствора хлорида натрия: · супрастин 2% раствор 1-2 мл в/м; · введите преднизолон 30-90 мг в/м или в/в или гидрокортизон 50-150 мг в/м или в/в (глюкокортикостероиды оказывают десенсибилизирующее, антиаллергическое и противовоспалительное действие); · госпитализировать в ЛОР отделение ЛПУ (возможен отек гортани). 3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции. ЗАДАЧА 15 Молодая женщина 28 лет обратилась к фельдшеру здравпункта. В анамнезе тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа). Жалобы на обильные кровянистые выделения из влагалища, слабость, головокружение, жажду, шум в ушах. Объективно: кожные покровы бледные, на коже конечностей, туловища имеются кровоизлияния в виде кровоподтеков и синяков. Пульс 110 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст. Задания 1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику измерения АД. |