МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Система верований в дохристианской Руси





Реферат

 

По дисциплине: «Религиоведение»

Тема: История русского православия.

 

Выполнил:

Студент группы ТТ-15-3

Дронов Д.А.

Приняла:

Старший преподователь

Казбекова Н.А.

 

 

Караганда 2016

Содержание

 

Введение. 3

1. Система верований в дохристианской Руси. 5

2. Религиозные реформы Х века. Христианство на Руси до крещения князя Владимира 9

3. Принятие христианства князем Владимиром. 12

4. Христианизация Руси. 16

Заключение. 21

 


Введение

 

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества: политической, экономической, культурной.

Политика древней Руси этого периода имела две основные цели. Первая – объединение под властью Киева всех восточнославянских земель. Вторая – походы киевских князей. Но Древняя Русь – государство, хотя и находившееся на раннем этапе своего развития, уже испытывало необходимость контактов с другими странами и активно участвовало в международных отношениях и дипломатии той поры. Первым и главным направлением русской политики была Византия. Связи с ней имели далеко идущие последствия для русского государства, одно из которых (естественно, в совокупности с причинами внутреннего характера) – принятие христианства в качестве государственной религии.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. «несть власти не от Бога», воспитывала терпимость к ближнему.

В настоящей работе рассматриваются причины выбора православия в качестве религии древнерусского государства, а также результаты влияния религии на политическое и культурное развитие Киевской Руси.

Первая глава посвящена описанию верований, господствовавших в дохристианской Руси.

Во второй главе раскрывается суть религиозных реформ князя Владимира и дается оценка состоянию христианство на Руси до крещения 988 года.

Принятие христианства, как это было зафиксировано в исторических источниках, описано в главах три и четыре.

В заключении дается оценка влиянию христианской религии (православия) на политическое и культурное развитие Киевской Руси.

 

Система верований в дохристианской Руси

По мнению известного советского ученого-религиоведа И. А. Крывелева, общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека[1].

До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Автор «Хождения Богородицы по мукам» - произведения XII-XIII вв.- писал, что «они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади»[2].

У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ камней, оказался у славян весьма живучим. «Слово. Иоанна Златоуста» (по русскому списку XIV в., но написанное гораздо раньше) при перечислении мест, куда русские «приходаше молятсь» и «жертву, приносящу», называет «камення»[3].

Объектом поклонения восточных славян были также деревья, рощи, лес. О почитании деревьев упоминается в «Житии Константина Муромского», о молитве «в дрова» сообщает и «Слово Иоанна Златоуста».[4]

Вопрос о тотемистическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Отголоски «звериных» культов прослеживаются в ранних церковных поучениях. В упоминавшемся уже «Хождении Богородицы по мукам» сообщается, что славяне «богы прозваша» зверей («тварей»)[5].

Языческая религия восточных славян к VIII - IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах «идолам» - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники. Иными словами, существовала сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией.

Языческие верования славян сравнительно малоизвестны. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца - Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад или «скотьяго бога»; «великим Хорсом» по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза.

«Повесть временных лет» сообщает, что при заключении договоров Руси с Византией - важных событиях в истории восточных славян в Х в. - русские «кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом, скотьим богом»[6]. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих.

Таким образом, у восточных славян на протяжении многих веков складывался своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые.

Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу[7].

Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных хозяйствах, место рода заступил семейный предок — дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Как отмечает византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский, славяне «почитают реки и нимф, и всякие другие божества»[8]. Митрополит Иоанн в «Правиле церковном вкратце» - наставлении для древнерусских церковников XI в. - как о повальном явлении сообщает о поклонении болотам, колодцам с живущими там духами: «йеже жруть бесом и болотом и кладезем»[9].

Вся природа казалась славянам одухотворенной и живой. Они вступали с ней в общение, хотели участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождали эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

Наблюдая правильную смену лета зимой, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали «поворот солнца на лето» особым праздником - колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника «овсень» - от «о-весень»). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны («красная горка»), проводы лета (праздник «Купалы»). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - «радуница», был летний праздник «русалий», такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.