Санитарно – противоэпидемический режим в лечебно – профилак-тических учреждениях. В.И. Горбунов, Г.В. Возженникова, С.Г. Поляков САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ Методические рекомендации для студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов, врачей лечебно- профилактических учреждений Ульяновск 2010 Оглавление 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Основные положения.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями. Организационно Управление Федеральной службы представлено: руководителем, его заместителями, следующими Управлениями: - делами; - санитарного надзора; - эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте; - организации службы, государственной регистрации и лицензирования; - защиты прав потребителей; - нормативно-правового обеспечения ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - финансово-экономическое. Отделы: - мобилизационной подготовки и мобилизации службы - первый отдел. Территориальные органы представлены следующими учреждениями: 1. Территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организационно состоит из отделов: организации и обеспечения деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, кадров, санитарного надзора, эпидемиологического надзора, надзора на транспорте и санитарной охраны территории, защиты прав потребителей. 2. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» организационно представлено: эпидемиологическим и организационным отделом; отделениями: бухгалтерского учёта и отчётности, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, социально-гигиенического мониторинга, физических замеров; лабораториями: санитарно – гигиенической и бактериологической. 3. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Дезинфекционная станция» организационно представлено: дезинфекционным отделом, отделом профилактической дезинфекции; отделениями: бухгалтерского учёта и отчётности, камерной дезинфекции, В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Специалисты Федеральной службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях. Помимо Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии, в подведомственности Федеральной службе находится 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций. Всего в органах и организациях Федеральной службы работает около 110 тысяч специалистов. Полномочия Службы Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: 1. Осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: 1.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. 1.2. Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. 1.3. Контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. 1.4. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. 2. Выдает лицензии на осуществление: 2.1. Деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. 2.2. Деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. 3. Регистрирует: 3.1. Впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств). 3.2. Отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств). 3.3. Отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. 3.4. Лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов. 4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). 5. Информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. Организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга. 8. Организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. 9. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. 10. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций. 11. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. 12. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. 13. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке. 14. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 15. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы. 16. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. 17. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. 18. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Права Службы Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: · организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; · давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; · запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; · привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; · пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; · осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций; · создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; · разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды. Основные понятия: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Санитарно – противоэпидемический режим в лечебно – профилак-тических учреждениях. Проблема ВБИ в последние годы приобрела исключительно большое значение во всех странах мира. Бурные темпы роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского оборудования, применение ряда новых препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, и многие другие факторы усиливают угрозу распространения инфекций среди больных и персонала лечебных учреждений. ВБИ ведут к удлинению сроков лечения, хронизации процесса, инвалидности, а в наиболее тяжёлых случаях – к смерти больного. В развитых странах ВБИ возникают у 5 – 12 % госпитализированных (Д.Лошанци, 1978; Brachman, 1981). По данным Liebertran, Grossman(1978), каждый 12 – й смертный случай в больнице – результат госпитальной инфекции. В США, по сведениям Dixon (1978), ежегодно регистрируется до 2-х млн. заболеваний в стационарах, т.е. примерно 1% населения в год страдает от госпитальных инфекций. В Швеции и Англии ВБИ отмечаются ещё чаще – 6 и 7-10% соответственно. Дополнительные общегодовые ущербы от ВБИ составляют миллиарды долларов (в США в 1981 г. ущерб составил 2,5 млрд. долларов). Учёные посчитали, что уменьшение ВБИ всего лишь на 0,4% полностью окупит все расходы на профилактику. Всё большее беспокойство эта проблема вызывает и у нас. По данным В.И. Стручкова с соавт. (патологоанатомы) (1983), до 30 – 35% хирургических вмешательств осложняются ВБИ. Эти же инфекции более чем в 40% случаев являются причиной послеоперационной летальности. 
Заболеваемость внутриболъничными инфекциями (ВБИ) является показателем, в значительной степени определяющем качество оказания медицинской помощи военнослужащим в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и экономический ущерб в практическом здравоохранении. Данные инфекции являются сложным собирательным понятием, включающим различные группы инфекционной патологии, объединяемые по признаку общего эпидемиологического характера инфицирования, происходящего в ЛПУ. По далеко не полным данным официальной статистики, ежегодно в Российской Федерации регистрируется 30 — 40 тыс. случаев ВБИ, однако проспективные исследования, выполненные учёными Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, позволяют предположить, что их ежегодное количество - не менее 2-2,5 млн (1-1,5% населения страны). Ежегодный экономический ущерб составляет более 5 млрд рублей. Заболевания инфекционной природы, которые возникают или обнаруживаются в стационарах, называют внутрибольничными инфекциями. Это группа заболеваний, возникающих в результате заражения в стационаре, независимо от времени проявления симптомов – во время пребывания в стационаре или после выписки. К ВБИ относят также заболевания обслуживающего персонала, развившиеся вследствие заражения в данном учреждении. Есть и ВОЗовское определение внутрибольничных инфекций. Это любое клинически распозноваемое микробное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в неё за медицинской помощью, или сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении. Но в этих определениях не учитывается, что заражение может быть и до поступления в стационар. Яфаев и Зуева считают, что здесь пропущено и постбольничное заболевание, когда заражение произошло в стационаре. Не буду заострять Ваше внимание на истории развития изучения ВБИ. Это и успехи бактериологии (Л.Пастер) и развитие эпидемиологии, которая вскрыла механизм распространения различных возбудителей, это и внедрение в практику антибиотиков и многое другое. Рост ВБИ в ЛПУ в современных условиях порождён комплексом факторов, основными из которых являются следующие: 1. Создание крупных лечебно-профилактических комплексов со своеобразной экологией, характеризующихся большой плотностью нахождения в них преимущественно ослабленных контингентов (пациентов) и медицинского персонала, постоянно и тесно общающегося с больными; интенсивными миграционными процессами, замкнутостью окружающей среды (палаты для больных, кабинеты для диагностики и лечебных процедур), своеобразием её микробиологической характеристики (циркуляция ряда штаммов условно-патогенных микроорганизмов). 2. Формирование мощного искусственного (артифициального) механизма передачи возбудителей инфекций, связанного с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностическими медицинскими процедурами, использованием медицинской аппаратуры. 3. Активизация естественных механизмов передачи возбудителей инфекционных болезней, особенно воздушно-капельного и контактно-бытового, в условиях тесного общения больных, медицинского персонала в ЛПУ. 4. Наличие постоянного значительного массива источников возбудителей инфекций в виде пациентов, поступающих в стационар с нераспознанными инфекционными болезнями, лиц, у которых ВБИ наслаивается на основное заболевание в стационаре, и медицинского персонала (носители, больные стёртыми формами инфекции). 5. Широкое, подчас бесконтрольное применение антибиотиков. Не всегда достаточно продуманная стратегия и тактика применения антибиотиков и химиопрепаратов способствует появлению лекарственной устойчивости микроорганизмов. 6. Формирование внутрибольничных штаммов большого числа микроорганизмов, характеризующихся множественной лекарственной устойчивостью и обладающих выраженными селективными преимуществами. 7. Увеличение контингентов риска -пациентов, выхаживаемых и излечиваемых благодаря достижениям современной медицины. В прошлом эти лица были обречены на меньшую продолжительность жизни. 8. Изменение демографической ситуации, связанной с возрастанием доли пациентов, у которых состояние неспецифических защитных сил организма снижено. Увеличение удельного веса пожилых лиц среди пациентов ЛПУ отражает изменение возрастной структуры населения России. 9. Всё более широкое использование сложной техники для диагностики и лечения, которая требует особых, в т. ч. инвазивных, методов и тщательной антиинфекционной обработки. 10. Увеличение объёма и видов медицинских услуг амбулаторно-поликлиническим звеном (широкая сеть стоматологических поликлиник, лечебно-диагностических и консультативных центров). 11. Рост инфекционной заболеваемости различных групп населения страны, в т. ч. социально обусловленными инфекциями (вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, туберкулёз и др.) Причины ВБИ можно разделить на объективные, не зависящие от руководителей и медицинского персонала, и субъективные, зависящие от руководства и персонала лечебных учреждений. Объективные причины: 1. существование ряда больниц и отделений, не отвечающих современным требованиям; 2. отсутствие эффективных методов лечения стафилококкового носительства и условий для госпитализации; 3. недостаточное число бактериологических лабораторий, плохая обеспеченность их средним и младшим медицинским персоналом; 4. неоправданно широкое применение антибиотиков в медицине, животноводстве, производстве продовольственных товаров; 5. множественная антибиотикоустойчивость микроорганизмов; 6. увеличение лиц со сниженным иммунным ответом (недоношенные новорождённые, больные хроническими заболеваниями различного происхождения, лица пожилого и старческого возраста); 7. повышение частоты обращаемости за медицинской помощью; 8. расширение спектра и утяжеление операций, снижающих иммунный ответ. Субъективные причины: 1. недостаточно профилактически направленная деятельность и подготовка врачей, а также среднего медперсонала; 2. отсутствие единого эпидемиологического подхода к изучению ВБИ; 3. отсутствие должного контроля со стороны работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4. отсутствие надёжной стерилизации некоторых видов аппаратуры; 5. увеличение числа контактов между больными и больных с персоналом; 6. случаи недиагностированного носительства среди медперсонала; 7. отсутствие полного учёта и отчётности ВБИ; 8. недостаточная обеспеченность лечебно-профилактических учреждений средним и младшим медицинским персоналом; 9. низкое качество стерилизации мединструментария и дезинфекции; 10. несовершенная система посещений родственниками тяжелобольных; 11. плохая связь между больницами, укрывание случаев ВБИ в стационарах; 12. незнание многими медицинскими работниками истинных масштабов распространения ВБИ и их социально-экономических последствий. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Источниками госпитальных инфекций могут быть: 1) врачи, медицинские сёстры и носители, страдающие рядом инфекционных заболеваний (грипп, диарея, гнойничковые поражения кожи со слабовыраженной симптоматикой), продолжающие работать; Пример: пос. Тоцкое – врач-эпидемиолог – больной туберкулёзом лёгких 2) больные со стёртыми формами заболеваний; 3) больные с чистыми ранами, являющиеся бактерионосителями вирулентных стафилококковых штаммов; 4) грудные дети с пневмонией, отитом, гриппом и т.д., выделяющие патогенные кишечные палочки. Госпитальную инфекцию способны вызвать также микробы, находящиеся в окружающей среде (Грамм отр. бактерии). В подобных случаях источниками инфекциями могут быть почва, вода или любая влажная среда, в которой имеются условия для жизни и размножения бактерий. В ЛПУ могут действовать естественные «классические» механизмы передачи: воздушно – капельный, фекально-оральный, контактно-бытовой. Вместе с тем на различных этапах оказания медицинской помощи возможен парентеральный путь передачи. К инфицированию могут приводить самые разнообразные медицинские процедуры: катетеризация сосудов, мочевыводящих путей. Наблюдались случаи заражения легионеллёзом при приёме вихревых ванн, душа. Факторами передачи в стационарах могут быть жидкие лекарственные формы (изотонический раствор, раствор глюкозы, альбуцид и др.), в которых особенно быстро размножаются грамотрицательные бактерии. ПРОФИЛАКТИКА: Мероприятия по предотвращению заноса и распространения инфекционных заболеваний в стационаре ведутся всеми подразделениями. Ещё до поступления в стационар желательно, чтобы врач, направивший больного, кроме паспортных данных и диагноза, выявлял наличие или отсутствие контактов с больными инфекционными заболеваниями; перенесённые в прошлом инфекционные заболевания, склонные к хронизации или носительству (туберкулёз, вирусные гепатиты, венерические, тифопаратифозные заболевания и т.д.); был ли больной за пределами постоянного места жительства. В стационаре первым противоэпидемическим барьером служит приёмное отделение. Расшифровывать, что должно быть в приёмном отделении, какие укладки, как должен приниматься больной я не буду, да это наверное тема другой лекции, я только хочу остановиться на одном близком мне вопросе – это проведении в приёмном отделении заключительной дезинфекции, если это предусмотрено при данной нозологической форме. Заключительная дезинфекция включает санитарную обработку больного, а также камерную обработку его вещей. В ЛПУ города, где по штату предусмотрен эпидемиолог, проводится контроль за работой дезинфекционных камер имеющихся в стационаре. Но не везде правильно и не везде проводится. К чему это приводит. Камерная обработка проводится неправильно и бельё поступает в кладовую заражённое, что ведёт к дальнейшему инфицированию чистых вещей. Следовательно, такое ЛПУ является источником инфекции и способствует увеличению, а не уменьшению инфекционной заболеваемости. |