Тема 10. Организация контроля за поступлением доходов в бюджет 1. Задачи и система бюджетного контроля 2. Министерство финансов РФ и его: задачи в организация контрольной работы Вопрос 1. Задачи и система бюджетного контроля В РФ контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентский и административный. Парламентский осуществляется представительными органами власти. Административный - Минфином, Казначейством, фин-органами субъектов и МО, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Счетной палатой. Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического кон-троля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых го-сударственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и исполнении де-нежных фондов РФ, субъектов и МО, выявлении резервов увеличения до-ходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисцип-лины. Задачи бюджетного контроля: - обеспечение правильности составления и исполнения бюджета - соблюдение налогового и бюджетного законодательства - контроль за правильностью ведения бухучета и отчетности - проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов - улучшение бюджетной и налоговой дисциплины - выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней - контроль за реализацией механизма мбо - проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в бан-ках и других кредитных организациях - контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов - пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, госдотаций, субвенций, трансфертов и других видов помощи отдель-ным категориям плательщиков или регионам - выявление финансовых злоупотреблений и принятие адекватных мер наказания к виновным лицам - проведение профилактической информационно-разъяснительной ра-боты с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины. Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общест-венный сектор экономики, он распространяется и на частнопредпринима-тельскую деятельность при проверке правильности составления налого-вых расчетов и деклараций, при выполнении предприятиями госзаказов, финансируемых из бюджета, при предоставлении предприятиям субси-дий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов: субъект контроля (кто контролирует) объект контроля (кого контролируют) предмет контроля (что контролируют) принципы контроля метод (методика) контроля техника и технология контроля процесс контроля сбор и обработка исходных данных для проведения контроля результат контроля принятие решений по результатам контроля. Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Вопрос 2. Министерство финансов РФ и его: задачи в организация кон-трольной работы Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной вла-сти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, нало-говой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В системе об-щегосударственного контроля оно занимает особое место. На него возло-жены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения госбюджета, смет расходов главных распорядителей и распорядителей бюджетных кредитов, аккумуля-ции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также при проведе-нии контрольно-ревизионной работы на предприятиях различных форм собственности. Основные задачи Минфина: - совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного феде-рализма - разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ - разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном по-рядке федерального бюджета, составление отчета об его исполнении - разработка программ госзаимствований и их реализация в установлен-ном порядке от имени РФ, управление гос.внутренним и внешним долгом РФ - разработка и реализация единой политики в сфере развития финансо-вых рынков в РФ - участие в разработке и проведении единой политики в сфере форми-рования и использования ресурсов драгметаллов и драгкамней - разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении - осуществление в пределах своей компетенции гос.финансового кон-троля - осуществление методологического руководства бухучетом и отчетно-стью, а также аудитом в РФ. Министерство финансов Республики Мордовия имеет право: - запрашивать в установленном порядке у органов государственной вла-сти Республики Мордовия, налоговых органов, органов местного са-моуправления и организаций материалы, необходимые для: - разработки проекта республиканского бюджета Республики Мордо-вия; - расчета прогноза консолидированного бюджета Республики Мордо-вия; - составления отчета об исполнении республиканского бюджета Рес-публики Мордовия; - составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в це-лом по Республике Мордовия и анализа бюджетов органов местного самоуправления; - осуществления контроля за целевым расходованием средств респуб-ликанского бюджета Республики Мордовия; - запрашивать в установленном порядке у соответствующих организа-ций материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам Республики Мордовия, проектам их бюджетов, ут-вержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении; проводить совместно с Министерством экономики Республики Мор-довия экспертизу технико - экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции; по поручению Правительства Республики Мордовия предоставлять в установленном порядке государственные гарантии по кредитам, при-влекаемым предприятиями и организациями республики; ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекра-щать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия финансирование из республиканского бюджета Республики Мордовия организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств; взыскивать в установленном порядке с организаций средства респуб-ликанского бюджета Республики Мордовия, израсходованные ими не по целевому назначению с наложением штрафа в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации и Республики Мордовия; выдавать в установленном порядке за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия ссуды на покрытие временных кассо-вых разрывов, возникших при исполнении бюджетов районов и горо-дов, с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года; предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в республи-канский бюджет Республики Мордовия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего рее-стра. |