Понятие и виды риска. Категории групп риска МДК 03.03. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА (учебно-методическое пособие) Год Понятие и виды риска. Категории групп риска В практике социальной работы сложилось три основных направления работы с группами риска: социальная профилактика, адаптация, реабилитация. Группы риска — категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, при котором практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни и способные привести их к потере социальной значимости, морального облика и биологической гибели. Категории групп риска * Инвалиды. * Дети сироты. * Дети с отклонением в поведении. * Матери одиночки. * Не полные семьи. * Беженцы. * Престарелые. * Пожилые. * Умственно отсталые. * Одинокие. * Подвергшиеся насилию * Наркоманы. * Бездомные. * Преступники. * Испытывающие трудности в общении. 2. Основное содержание социальной работы с семьями «группы риска» Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции: а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Социальная работа с семьей «группы риска» - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы риска» сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из: 1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы; г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие; 2. Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи: а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; в) содействие в открытии предприятий семейного типа; г) профессиональная ориентация детей и подростков; д) выплата пособий по временной не занятости; е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; ж) оказание помощи в кадровом обеспечении; з) социально - психологическая работа с клиентами Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют территориальные Центры социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и другие учреждения социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей: а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей; б) малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей; в) семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми; г) семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы. Их основными задачами являются: 1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи. 2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи. 3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций. 4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. 5. Анализ уровня социального обслуживания подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса. Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка: На предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска ( по всем факторам показателям).Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка(учебная дезодаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.). Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп)..В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус семьи «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи. В целом первичное изучение семьи включает: а) выявление состава семьи; б) анализ внутренних и внешних контактов семьи; в) выявление ценностных ориентаций семьи; г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта; д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении семьи «группы риска» специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи. Рекомендации по проведению беседы: Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать более одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему. Основные требования к проведению беседы: определить цель беседы; определить основные вопросы, которые будут заданы; собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; важно следить за точностью формулировок. Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию. Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы риска», можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день. |