Повышение эффективности социальной защиты населения. I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2012 году Бюджетная система РФ в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики и выполнению социальных обязательств государства. За прошедший год, в экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Но, к сожалению, многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста, сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры, а система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Исходя из этого, необходимо решение следующих задач. Повышение роли налогов, взимаемых с компаний нефтегазового сектора, алкогольной и табачной отрасли, а также ускоренный ввод налога на недвижимость. Необходимо в первую очередь учитывать интересы здоровья нации. Повышение налогов в этой сфере должно сопровождаться усилиями по предотвращению проникновения на российский рынок более дешевой контрабандной подакцизной продукции. 2. Необходимо формирование новой модели экономического роста, основанной на частной инициативе, инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящие национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающие» из нее инвестиционные ресурсы. 3.Повышение качества человеческого капитала. Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи. Помимо развития собственных научных школ, следует также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях. Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности. III. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ При формировании расходов федерального бюджета на 2013 год предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам. Повышение эффективности социальной защиты населения. Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций. В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики. 2. Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой. 3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания. В сфере образования, считаю необходимым усовершенствовать систему образования, посредством упразднения института сдачи Единого Государственного Экзамена — для выпускников школ, и упразднения подготовки бакалавров, и возобновления программ по подготовке специалистов, так как это повысит качество образования, и как следствие, удовлетворит потребности рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием. Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта. 4. Обеспечение обороноспособности страны. В этой сфере необходимо осуществить закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, социальные гарантии военнослужащим, обеспечение военнослужащих жильем постоянным и служебным. В рамках Государственной программы вооружения необходимо осуществить комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. 5. Развитие транспортной инфраструктуры. Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта. А также обеспечить меньшее кол-во пробок и, соответсвенно, выделить средства на улучшение качества дорог. Работа непростая, многое предстоит изменить как в организации деятельности таких учреждений и их финансировании, так и в умах тех, кто такие услуги оказывает. Все пункты, которые были названы, все поручения даны и находятся в работе внутри Правительства РФ. |