Научная новизна и теоретическая значимость исследования На правах рукописи Вильшанская Аделя Дамировна КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва — 2005 Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Шевченко Светлана Гавриловна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Тупоногов Борис Константинович кандидат педагогических наук, профессор Забрамная София Давыдовна Ведущая организация: Московский городской психолого-педагогический университет Защита состоится «10» марта 2005 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 008.005.01 при ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1. С диссертацией можно ознакомиться в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Автореферат разослан «8» февраля 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук А.Х. Алле Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы является актуальной для общей и коррекционной педагогики, поскольку тесно связана с преодолением и профилактикой школьной неуспеваемости. По клинико-физиологической и психолого-педагогической классификации основная часть неуспевающих учащихся массовой школы относится к категории детей с задержкой психического развития различной этиологии (Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.). Для них в общеобразовательных школах с 1994 г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) классы VII вида). В соответствии с данными исследования консультативно-диагностического центра ИКП РАО (З.М. Дунаева), проводимого в рамках мониторингового изучения состава классов коррекционно-развивающего обучения (классов КРО), около 80% обучающихся составляют дети с ЗПР различной этиологии. Построение учебно-воспитательного процесса в классах КРО предполагает создание в общеобразовательной школе целостной системы коррекционно-развивающего обучения (системы КРО), обеспечивающей детям с ЗПР оптимальные педагогические условия обучения, для эффективности которого разработано специальное учебно-методическое оснащение (учебные планы, программы, пособия, дидактический материал), предусмотрена меньшая наполняемость классов, а также работа специалистов (психолога, логопеда, учителя-дефектолога, врача). Это позволяет осуществлять индивидуализированный подход к учащимся. Вместе с тем среди учащихся классов КРО выделяется часть детей (как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза по классификации К.С. Лебединской), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения у детей по данным клинико-физиологических и психологических исследований обусловлена перенесенным органическим заболеванием центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах онтогенеза, что негативно влияет на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.В. Ковалев, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, М.Н. Фишман, Wender, H. Spionek др.). Для повышения успешности их обучения в системе КРО предусматривается целенаправленная коррекционно-педагогическая работа специального педагога (учителя-дефектолога). Анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования показывает, что в имеющихся работах обозначеныосновные направления деятельности специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), но исследований, определяющих содержание деятельности учителя-дефектолога с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза, методы и приемы коррекционной работы, условий взаимодействия специалистов, до настоящего времени не проводилось. Вместе с тем известно, что в компетенцию учителя-дефектолога входит психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление уровня умственного развития и коррекционное обучение, направленное на активизацию его познавательной и учебной деятельности. Значимыми аспектами этой работы являются вопросы индивидуализации обучения детей с ЗПР, что тесно связано с их образовательными потребностями. Дальнейшая разработка проблемы обусловлена необходимостью определения индивидуальных путей интеллектуального развития школьников с ЗПР церебрально-органического генеза с целью повышения возможностей их обучения в условиях общеобразовательной школы и преодоления трудностей в усвоении программного материала. В связи с этим требуется специальное изучение и научное обоснование содержания и организационных форм коррекционно-педагогической работы в условиях общеобразовательной школы, разработка индивидуально ориентированных методов и приемов коррекционно-развивающего обучения, направленных на повышение уровня умственного развития учащихся. Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др.). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза может существенно повысить возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. Приемы мыслительной деятельности должны стать предметом специального коррекционного обучения на занятиях учителя-дефектолога, что требует определения психолого-педагогических условий их формирования, разработки системы коррекционно-развивающих заданий. Практическая значимость проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обусловливают актуальность темы данного исследования. Цель исследования —разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы. Объектом исследования является мыслительная деятельность младших школьников с задержкой психического развития. Предмет исследования —индивидуально ориентированные методы коррекционно-развивающей работы по формированию приемов мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза на учебном материале. Гипотеза исследования Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе должна осуществляться учителем-дефектологом на основе комплексного подхода к ее содержанию с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития детей с ЗПР в процессе усвоения учебных знаний. Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза обеспечивается системой коррекционно-развивающих заданий, определяющей постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень и содержащей определенные этапы обобщения приемов мыслительной деятельности на материале различных школьных дисциплин с их последующим переносом в учебную деятельность ребенка. Задачи исследования 1. Определить содержание и основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР (церебрально-органического генеза), обучающихся в коррекционных классах VII вида общеобразовательной школы. 2. Обосновать необходимость комплексного подхода к содержанию коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития и формирования учебных знаний у младших школьников с ЗПР. 3. Определить психолого-педагогические условия и эффективные методы обучения, направленные на формирование приемов мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. 4. Апробировать систему коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности (на материале учебных предметов) у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. 5. Изучить эффективность влияния специального коррекционного обучения, направленного на повышение уровня умственного развития младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Методологические основы исследования базируются на культурно-исторической теории развития высших психических функций и положения об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями психофизического развития (Л.С. Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, теории общей обучаемости и личностно ориентированного обучения (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, И.C. Якиманская); исследованиях, раскрывающих клинико-физиологические, психолого-педагогические особенности детей с ЗПР (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, М.Н. Фишман, С.Г. Шевченко и др.); концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, разработанной в ИКП РАО и утвержденной МО РФ в 1994 г. Методы исследования 1. Обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования. 2. Эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях. 3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. 4. Статистические методы обработки экспериментальных результатов. Организация исследования Всего исследованием было охвачено 167 учащихся начальных классов школы, из них 45 нормально развивающихся школьников, 122 учащихся с задержкой психического развития различной этиологии. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 40, Лицея № 3 Кировского района, в подготовительной группе ДОУ компенсирующего вида и общеобразовательной школы № 64 Трусовского района г. Астрахани; общеобразовательной школы-лаборатории № 960 Северо-Восточного округа г. Москвы; общеобразовательных школ № 60, № 732 Западного округа Москвы. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования Разработаны и научно обоснованы содержание и основные направления коррекционно-педагогической работы специального педагога (учителя-дефектолога) с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы. Выделены и описаны уровни сформированности приемов мыслительной деятельности нормально развивающихся учащихся и детей с ЗПР церебрально-органического генеза младшего школьного возраста. Доказана эффективность комплексного подхода к содержанию коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития и формирования учебных знаний у младших школьников с ЗПР. Определены психолого-педагогические условия и разработаны эффективные методы коррекционного обучения, направленного на формирование приемов мыслительной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза на индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. Разработана система специальных коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза. Практическая значимость Основные направления, содержание и методы коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений. Предложенные методы выявления готовности к школьному обучению детей с ЗПР, нуждающихся в специализированной помощи учителя-дефектолога в соответствии с уровнем их умственного развития, позволяют осуществлять дифференцированный подход к выбору организационных форм школьного обучения и определять условия взаимодействия специалистов ПМПк образовательного учреждения. Разработанная система специальных коррекционно-развивающих заданий по формированию приемов мыслительной деятельности учащихся 3–4 классов (на учебном материале) может быть использована в практике коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в начальных классах школы. Предложенные методические рекомендации способствуют повышению компетенции учителей общеобразовательной школы в вопросах коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ЗПР и могут применяться в системе повышения квалификации учителей классов КРО и специалистов ПМПк образовательных учреждений. На основании материалов исследования разработана рабочая документация учителя-дефектолога, которая может быть рекомендована к использованию специалистами в условиях общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. |