МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Применение информационных технологий в психодиагностике





Http://www.rusnauka.com/TIP/All/Psyhology/16.html

Калюжная Е.Н.

Запорожский национальный университет, Украина

 

Применение информационных технологий в психодиагностике

 

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью психологической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области "человековедения". Последнее обстоятельство связано со многими факторами, среди которых, прежде всего, следует отметить необходимость квалификации и самооценки функциональных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развитием и широким внедрением психотерапии в сферу клинической и профилактической медицины, оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере образования, практике профотбора и профориентации. Профилактика и коррекция преморбидных и болезненных нарушений требует адекватной оценки роли психических факторов, многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания "банка" информации на основе интеграции различных подходов: клинических, медико- и социально-психологических, психолого-педагогических и т.п. Однако, несмотря на столь большой спрос в данной области знаний, многими специалистами отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность недостатком общедоступных методических пособий или кратких руководств, служащих вышеперечисленным задачам.

Целью нашей работы является рассмотрение возможностей использования информационных технологий в психодиагностическом процессе как инструмента целенаправленного познания личности.

Как объект исследования, компьютерная психодиагностика выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, являющейся областью прикладной психологии. Основой научной психодиагностики является клинико-психологический метод, предполагающий свободное неформальное получение и анализ специалистом любой доступной информации о человеке, что в совокупности с экспериментально-психологическим методом служит решению основных задач диагностического процеса. Если соотнести клинико-психологический метод с экспериментально-психологическим, то можно видеть, что второй метод, по существу, моделирует первый в его отдельных сторонах и фрагментах. Это моделирование осуществляется в форме описания деятельности опытного врача или психолога, использующего клинико-психологический метод. Такое описание на языке научных метафор можно назвать "программой", "алгоритмом", с помощью которых психодиагностическая деятельность может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной степенью однозначности и полноты использования. Вместе с тем, потенциально высокая детальность описания внутреннего мира другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и объективностью. При широкой практической деятельности клинических психологов в среднем можно получить больше надежной психодиагностической информации, если заведомо идти на меньшую степень детальности описания личности, что и достигается с помощью экспериментально-психологических методик. Первым шагом в направлении стандартизации и формализации диагностической деятельности клинического психолога является стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация «реакций» испытуемого.



Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к собственно тестовому. При этом формализация нарастает и распространяется не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности клинического психолога, представленная в форме ее "программы" ("алгоритма") и выполняемая при этом с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты возникли как "программы" получения и обработки информации еще при отсутствии компьютеров и по «объективным» причинам нуждались в их появлении. Психологические тесты понимались прежде всего как аналог измерительного прибора физического эксперимента, то есть как математический аппарат теории измерений. Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числа шкальных оценок, которые графически выражаются в виде "профиля". После этого осуществляется переход к диагностическому заключению с переводом числовых результатов на психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологических тестах "человеческий остаток" клинико-психологического метода исследования.

Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате психологических тестов, снимаются. Уже сейчас отчетливо наблюдается прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение. Компьютерная программа освобождает диагноста от необходимости запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может продуктивнее использовать тест на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом вероятность допускаемых ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не просто, поскольку компьютерная программа, как правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в ее создании [2, с.69].

Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков ("профилей") и т. п. Кроме того, такой психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интерпретацию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Кроме того, компьютер существенно облегчает возможность не только количественного, но и качественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы, а также может отбирать и группировать вопросы и ответы согласно тематическим критериям.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для документации, а с другой – поместить эту информацию в компьютерный банк данных для последующего ее использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.п. При компьютерной психодиагностике значительно снижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором, в частности, описанные психологами эффекты Розенталя, Хотторна, «социальной желательности» и т.п. Гарантированная компьютером абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы. Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее адекватной реализации существующих тестовых методик и путь к построению все более полных "моделей" деятельности клинического психолога.

Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, – с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов.

Психодиагностика характеризуются широким спектром методических подходов, многообразие которых обусловливает существование различных систем классификации психодиагностических тестов. С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на сравнительно самостоятельных элементах диагностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого (стимулы), его ответы (реакции) на это воздействие и операции с информацией, представленной реакциями на стимулы. Соответственно, основанием классификации психодиагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий и способов реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедуры обработки экспериментальных данных.

Среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические стимулы. Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка предъявления стимулов в диагностическом процессе, который может быть фиксированным или переменным. Разновидностью переменного порядка является случайное предъявление стимулов, применяемое, например, для организации рандомизированного исследования. Другая разновидность связана с использованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие стимулы.

Ответы испытуемого могут осуществляться в форме альтернативного или множественного выбора из "меню ответов", при этом могут регламентироваться лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время), а также допускается свободное дополнение стимула или его реконструирование.

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов с закрытыми ответами типа "Выбор" определяет самый широкий круг диагностических методик - тесты-опросники, предназначенные для изучения личностных особенностей испытуемого. Задания в этих тестах представлены вопросами или утверждениями, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор). Применение тестов-опросников характеризуется малой степенью вовлеченности психодиагноста в процесс обследования, а алгоритм обработки результатов, как правило, представляет собой процедуру подсчета количества совпадений ответов испытуемого с диагностическим «ключом» с последующим приведением полученных результатов к стандартизированному виду.

Невербальные статические стимулы с закрытыми ответами типа "Выбор" применяются для исследования воображения, комбинаторных способностей, в частности, для определения уровня интеллекта. Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества правильно сделанных выборов, а в качестве диагностического критерия нередко используется общее время выполнения заданий теста. Очевидно, что современные компьютеры позволяют полностью автоматизировать подобные методики, при этом в качестве стимулов могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Психодиагностические методики с использованием стандартизированных вербальных и статических невербальных стимулов с закрытыми ответами типа "Восстановление частей" являются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих методик является то, что испытуемым предлагается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. В то же время предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выражены в достаточно определенной форме.

Тестовые задания, предполагающие ответы типа "переконструирование данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, критерием оценки служит либо "правильная" комбинация элементов, либо оригинальность созданной композиции, то есть, обработка результатов обследования может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию и, соответственно, ограниченный предоставляемый набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной информации [3].

Психодиагностические методики, использующие вербальные и невербальные стимулы с закрытыми ответами типа "Оценивание значения признака по заданной шкале" связаны с оценкой выраженности определенных качественных характеристик у различных объектов, в частности, метод семантического дифференциала Ч.0сгуда, предназначенный для измерения индивидуальных различий в интерпретации понятий испытуемыми. Полученные количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия, а точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из обширного арсенала алгоритмов анализа таблиц «объект-признак». В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

Примером психодиагностических методик с использованием вербальных стимулов и открытых ответов типа "Дополнения" может служить методика «Незаконченных предложений». Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем соотнесения произвольных ответов испытуемого с некоторым опорным множеством психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование контент-анализа, составление вычислительных программ для которого является трудоемким делом. Компьютеризация таких методик достаточно проблематична, и в данном случае важно правильно оценить преимущества, которые может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема материала, подлежащего анализу и от степени его формализуемости.

Динамическое реагирование через органы управления на невербальные стимулы предусматривается в аппаратурных тестах, используемых для исследования параметров времени реакции (реактометры, рефлексометры), типологических особенностей ВНД и пр. Наличие обратной связи между реакциями испытуемого и стимулами свойственно большинству критериально-ориентированных аппаратурных тестов, в которых на экране дисплея компьютера моделируются условия какой-либо деятельности. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контролеров может производиться считывание и ввод в компьютер психофизиологической информации. Сегодня активно развивается подкласс аппаратурных тестов, в которых моделирование опосредуется компьютерными играми.

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версий известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" употребления. Переложение на компьютерную основу методик со стандартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функцию калькулятора с той лишь разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола эксперимента и выдачу результатов в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии [1].

За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными. Во-первых, это возможность быстрого получения результатов, крайне важная при клиническом обследовании или консультировании. Во-вторых, оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки диагностические обследования путем параллельного тестирования большой выборки испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным в ходе эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых испытуемых могут возникать феномены "психологического барьера" или "сверхдоверия". Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации.

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тестирования. Это находит выражение, например, в прямом уклонении испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препятствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления теста в виде компьютерной игры, что и обеспечивает его привлекательность.

Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого испытуемому может предъявляться значительно меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компьютеров за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени.

Принятие решения об изменении порядка предъявления тестовых заданий осуществляется либо на каждом шаге тестирования (постоянная адаптация), либо после анализа результатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация). Теоретической основой первого подхода является существование несимметричных статистических связей между ответами испытуемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирующее психологическое воздействие на испытуемого, например, «наказание» за фальсифицикацию ответов возвратом к исходному заданию теста.

В отличие от традиционного "ручного" тестирования компьютерные технологии позволяют активно использовать в психодиагностическом эксперименте такой важный параметр, каким является время. Например, для нейтрализации действия неспецифического нерелевантного фактора устойчивости испытуемого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким образом, чтобы процент ошибок был минимальным. С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, который ранее слабо использовался либо совсем не анализировался в "ручных" версиях тестовых методик. Так, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы теста могут выступать в качестве индикаторов эмоциональной неустойчивости, утомляемости и т.п.

К достоинствам компьютеризации психодиагностической работы относится также оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных индексов, вспомогательных показателей и т.п. Кроме того, появилась возможность развития и практического применения «идеографического» подхода, получившего название «субъективнаой парадигмы анализа данных», что ранее принципиально было не доступно. Реконструкция субъективного семантического пространства в этом подходе производится с помощью процедур кластерно-факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих больших объемов вычислений. Другая иллюстрация - развитие экстенциального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами, реализация которого возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной технологии.

Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество психодиагностических решений является использование колоссального потенциала, заложенного в компьютерной когнитивной графике, функция которой заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста.

Отмечая безусловные преимущества использования информационных технологий в психодиагностической работе в сравнении с «ручным трудом», следует все же отметить, что их развитие и эффективное применение существенно зависит от теоретической подготовки специалистов, имеющих непосредственное отношение к адаптации психологического инструментария и созданию соответствующих программ. Кроме того, постановка большинства практических задач пред­полагает «на выходе» не просто описа­тельную характеристику особенностей обследуемых «здесь и теперь», но и прогноз с учетом существующих тенденций, тогда как нередко «перед нами лишь феномено­логическое описание диагностируемого свойства, может быть достаточное для узнавания его «облика», но совершенно недостаточное для подлинного понима­ния его природы» [Цит. по: 4, с.116]. Эта мысль была высказана более десяти лет назад, но до сих пор диагностика сталкивается все с той же ситуацией, когда «на выходе ... объемный симптомокомплекс с неконтролируемой ин­терпретацией». В этом смысле растущее с каждым годом число компьютерных вариантов психодиагностических методик, позво­ляющих формализовать процесс обще­ния с обследуемым и облегчить меха­ническую обработку данных, не заме­нит существования экспертных систем. Так, например, изучение индивидуально-личностных конструктов, при всей своей диагностической ценности все же требует значительной вовлеченности эксперта в процесс психодиагностики. И хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток самой процедуре обследования совершенно необходима компьютерная поддержка в обработке и интерпретации результатов, акцент все же смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта-диагноста. Именно поэтому психодиагностика не может обойтись без специалистов-диагностов, которые собирают и обрабатывают данные, ис­ходя из своей компетентности и искусства, хотя сам этап интерпретации в определенной степени содержит опасности, связанные со «спекуляцией» психологической терми­нологией.

 

ЛИТЕРАТУРА

2. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб. - 1997. - 203с.

3. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический исторический аспекты // Вопросы психологии. – 1993. - № 3.

4. Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления // Вопросы психологии. – 1991. - № 2.

5. Трофимова И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 115-121.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.