Тема 6.1. Особенности человеческого бытия. Тема 4.1. Проблема идеального. Сознание как форма психического отражения. Проблема идеального в философии. Сознание. Теория отражения в философии Структура сознания. Идеальность сознания. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Отличие материалистического и идеалистического понимания сознания. Самосознание. Контрольные вопросы и задания: 1. В чем методологическая сложность изучения сознания? 2. Что такое «идеальное»? Как оно связано с материальным? В чем суть теории отражения? 3. В чем специфика психического отражения? Определите сознание. 4. Как философия определяет идеальность сознания? Какие способы материализации рассматривает философия? Что такое «язык»? 5. В чем проявляется общественный характер сознания? 6. В чем противоречивость феномена сознания? 7. Как следует определять процессы самосознания? Задачи, упражнения, комментарии 1. Отражение есть всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих тел. • Чем отражение отличается от простого взаимодействия или изменения? • Раскройте принципиальное различие отражения в живой и неживой природе. • Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: раздражимость, мышление, психика, сознание, ощущение, деформация. • Каковы отличительные характеристики сознания как высшей формы отражения? 2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека». • Что такое труд? • Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности? • Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания? • Какие еще есть теории происхождения человека и его сознания. 3. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». (К. Маркс). • Что такое идеальное вообще? Каковы его отличительные признаки? • На какие сущностные черты сознания как идеального обращает внимание К. Маркс? • В каких формах существует идеальное? Приведите примеры идеального и попробуйте своими словами дать его определение. 4. Признавая наряду с философским возможность естественнонаучного подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу». И далее вопрошал: «Но разве этим исчерпывается сознание»? • В чем Ф. Энгельс видел сущность сознания? • Против чего он предостерегал ученых? • Назовите сущностные характеристики мышления, не позволяющие свести его к химическим и нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу. Тема 6.1. Особенности человеческого бытия. Человек, индивид, личность. Человек в его деятельности. Особенности бытия человека. Многомерность и противоречивость человеческого бытия. Генезис представлений о месте человека в мире. Способы бытия человека в мире. Проблема свободы в философии. Отчуждение. Основные подходы к пониманию проблемы свободы в философии. Виды свободы. Связь проблемы свободы с проблемой моральной ответственности человека за свои поступки. Проблема бегства от свободы. Контрольные вопросы и задания: 1. В чем отличие категорий «человек», «индивид», «личность»? В чем особенность философского анализа личности? 2. Что такое «биосоциальная проблема» и как современная философия решает вопрос о соотношении биологического и социального в человеке? В чем отличие философского решения от понимания этой проблемы в биологии и социологии? 3. Назовите основные антропологические подходы к человеку и дайте их краткую характеристику. 4. В чем видит экзистенциализм проблему соотношения сущности и существования в анализе бытия человека? Охарактеризуйте основные экзистенциональные параметры бытия человека. 5. В чем проблема соотношения души и тела человека? Какие решения этой проблемы предлагала философия в ходе своего развития? В чем принципиальное отличие решения проблемы души и тела в философии от ее рассмотрения в иных формах объективированного мировоззрения? 6. Что такое «внутренний мир человека»? Как эта проблема связана с проблемой смысла жизни человека? 7. Как философия трактует проблему свободы? Какие формы свободы выделяются в философии? Как свобода связана с процессами отчуждения? Задачи, упражнения, комментарии 1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли… · Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания? · В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось? · Зачем оно необходимо современному человеку и науке? · Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов? 2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…». · Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых? · Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни? · В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте. 3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», – говорил, Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы». · Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу? · Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами. · Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы». 4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования. · В чем это проявляется в современном мире? · Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным? · Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества? ДОКЛАДЫ 1. Черносвитов Е.В., Курашев А.С. Сознание в структуре самосознания //Вопросы философии. – 1987. – №10. – С.87. 2. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. – 1979. - № 6,7. 3. Мартин Бубер М. Проблема человека // Философские науки. - 1992. -№3. - С. 65. Зобнин Д. 4. Фромм Э. Душа человека (по главам, например глава 4) Вышинская Д. 5. Фромм Э. Бегство от свободы. Савельева С. 6. Карл Ясперс. Философская вера. Лекция 3. //Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 442 . Чепина В. 7. Тейяр де Шарден Сущность и назначение человека //Мир философии.- М., 1991. Т. 2. Разд. 5.- С. 76. Тимакова В. К. Лоренц «8 смертных грехов» - Любовецкий . В.С. Библер. Культура. Диалог культур//Вопросы философии.- 1989.- №6. - С. 31. – Зырянов 1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994. – С. 115 – 140. |