Тема: Классификация конфликтов. Функции. Границы конфликтов Проверочная работа №1. Тема: «Введение в конфликтологию. История конфликтологии» Вариант 1. Назовите авторов следующих высказываний: 1. Война - отец и царь всего сущего. 2. Появление и развитие внутриличностных конфликтов определяются столкновением внутри личности бессознательных психических сил и среды обитания. 3. Живи незаметно! 4. Главная причина конфликтов – частная собственность на средства производства. 5. Война сладка для тех, кто ее не знает. Вставьте пропущенные слова: 6. «Основа всякой мудрости есть …» утверждал древнегреческий философ Платон 7. Гегель был уверен в том, что « причина конфликта кроется в … между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанным к труду классом» — с другой…» 8. Конфликтология – это наука, которая изучает … 9. Объект познания конфликтологии - Вариант 2. Назовите авторов следующих высказываний: 1. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него 2. В основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество. 3. Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям. 4. Никто не становится хорошим человеком случайно. 5. Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. Вставьте пропущенные слова: 6. Древнегреческий философ и оратор Цицерон впервые сформулировал тезис о … 7. Л. Козер утверждал, что « конфликты имеют … значение для функционирования общественных систем и их смены… » 8. Объект познания конфликтологии – 9. Конфликтология – это наука, которая изучает … Проверочная работа №2 Тема: Основные понятия Конфликтологии Вариант 1 А. Как называются: 1) Различия людей во взглядах, в восприятии или оценке ситуации. 2) Повод, внешнее воздействие, толчок к конфликту. 3) Активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. 4) Проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Б. Рассмотрите ситуацию: Семья из четырех человек (муж, жена, две взрослые дочери 16 и 19 лет) жили дружно, уважали друг друга, считались с мнениями каждого, особенно старшей дочери. В семье было принято, что финансами распоряжалась мать, определяя, что и кому купить из крупных вещей. Семейный достаток в последние 2-3 года возрос. Сначала на семейном совете продолжали обсуждать предстоящие покупки. Но постепенно «аппетиты» детей стали расти быстрее доходов родителей, особенно у старшей дочери (она учится в институте). Старшая дочь начала покупать дорогие вещи, не ставя родителей в известность. На замечания родителей, что всему есть разумные пределы и что без их согласия больше никаких покупок делать не надо, поскольку даже их увеличенные доходы не позволяют этого, дочь ответила согласием. Однако через некоторое время дочь стала ставить родителей перед фактом: вещь куплена на занятые у подруг деньги, которые требуется отдать. Возник конфликт: мать не разрешает, а дочь делает по-своему, говоря, что пока они обдумают и решат, вещь будет уже продана. 5) Определите: вид ситуации взаимодействия (спорная или конфликтная), субъектов конфликта, предмет и объект конфликта. В) Ответьте на вопрос: 6) Каковы условия перерастания возникшего противоречия (спорной ситуации) в конфликтную ситуацию. Вариант 2 А. Как называются: 1) Слова, действие или бездействие, которые могут привести к конфликту. 2) Часть участников конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. 3) То, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. 4) Наука, изучающая появление, развитие и разрешение конфликтов. Б. Рассмотрите ситуацию: За 5 минут до закрытия магазина, когда была снята касса и деньги сданы бухгалтеру, пришла покупательница А. , чтобы приобрести понравившийся ей светильник. Продавец Зоя объяснила покупателю, что магазин вот-вот закроется, а на оформление покупки требуется время, так как необходимо проверить качество и комплектность светильника и к тому же была снята касса. Поэтому Зоя попросила прийти за покупкой на следующий день. Но А. настаивала на то, чтобы ей продали светильник и выбили чек. Разговор начался на повышенных тонах, закончился оскорблениями с обеих сторон. В конце концов Зоя все-таки проверила светильник, вставив новую чековую ленту, выбила чек. При этом магазин был закрыт на полчаса позже положенного времени. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но назавтра А. пришла к администрации магазина с претензией к продавцу. Директор вызвал продавца Зою к себе в кабинет. И каждая из сторон (покупатель, продавец) начала настаивать на своей правде. Выслушав доводы, которые они привели, директор сделал вывод и объяснил покупателю, что Зоя была неправа, она должна была без всяких разговоров продать светильник. Директор заявил, что продавец будет наказана, и попросил Зою извиниться перед покупателем. И сам принес извинения за происшедшее. Покупательница А. была удовлетворена заявлением директора и принесла сама извинения продавцу за нанесенные ей оскорбления. 5) Определите: вид ситуации взаимодействия (спорная или конфликтная), субъектов конфликта, предмет и объект конфликта. В) Ответьте на вопрос: 6) Каковы признаки конфликта? Вариант 3 А. Как называются: 1) Закономерность, при которой каждый последующий конфликтоген сильнее предыдущего. 2) Люди, которые имеют возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы. 3) То, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. 4) То противоречие, из-за которого возникает конфликт. Б. Рассмотрите ситуацию: Андрей и Света поженились на третьем курсе института. Андрей - интересный, умный, красивый молодой человек, да и Света постоянно ловила на себе восхищенные взгляды. Все поздравляли молодых, подружки завидовали и радовались одновременно. Молодые люди решили жить отдельно от родителей, сняли квартиру недалеко от института, чтобы продолжить учебу. Андрей решил пойти работать, а Свете пришлось учиться за двоих. Когда Света поступила в аспирантуру, Андрею предложили выгодную работу, с приличной оплатой. У Светы открылось «второе дыхание»: захотелось красивых платьев, косметики, посещений хороших спортивных залов для сохранения спортивной формы и отдыха на модном курорте вместе с мужем, они так давно никуда не ездили. Однако у Андрея были другие планы и мечты. Он страстно хотел купить хорошую дорогую машину. Для Андрея она была символом респектабельности, стабильности, удобства. Семейный бюджет не позволял пока реализовать одновременно совместный отдых и покупку машины. При обсуждении возникшей проблемы Света убеждала Андрея поехать отдохнуть, они не отдыхали с тех пор, как поженились, а машину купят немного позже. Андрей был непреклонен. Света поставила условие: или я и отдых, либо машина. Разгорелся скандал. 5) Определите: вид ситуации взаимодействия (спорная или конфликтная), субъектов конфликта, предмет и объект конфликта. В) Ответьте на вопрос: 6) Какие виды конфликтогенов Вам известны? Проверочная работа №3 Тема: Классификация конфликтов. Функции. Границы конфликтов Вариант 1 1. Дана ситуация: Женщина, занимающая руководящую должность, запланировала семейный отдых на выходных, так как её работа в сверхурочное время плохо сказывается на отношениях с мужем. Вечером в пятницу начальник ставит перед ней задание, требующее срочного решения, настаивая, чтобы она занялась данной проблемой в субботу-воскресенье. Возникла конфликтная ситуация с мужем. Задание: представьте продолжение ситуации и определите вид конфликтной ситуации А) по способу возможного разрешения, Б) по сфере проявления, В) по направленности воздействия, Г) по степени выраженности, Д) по количеству участников . 2. Какие позитивные функции данной ситуации возможны для семьи? 3. Назовите виды конфликтов по сфере их проявления и природе возникновения. 4. Чем отличаются открытые конфликты от закрытых? 5. Расскажите о трех видах границ конфликта. Вариант 2 1. Дана ситуация: В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Подчиненный был лишен премии, выданной всем сотрудникам отдела. В ответ на это обиженный сотрудник написал директору организации заявление о невозможности работать в ситуации травли и унижения. Директор пригласил субъектов конфликта на беседу. Задание: представьте продолжение ситуации и определите вид конфликта А) по способу возможного разрешения, Б) по сфере проявления, В) по направленности воздействия, Г) по степени выраженности, Д) по количеству участников . 2. Какие негативные функции данной ситуации возможны для директора? 3. Назовите виды конфликтов по количеству участников конфликтного взаимодействия. 4. Чем отличаются открытые конфликты от закрытых? 5. Расскажите о функциях конфликта. Проверочная работа №4 |