МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теория общественного договора





Трудовая теория

 

В середине XIX в. возникает трудовая теория (гипотеза) происхождения языка. Ее иногда называют рабочей теорией, гипотезой трудового происхождения человеческой речи, гипотезой социального происхождения человеческой речи. Основателями этой теории были немецкие филологи JI. Нуарё и JL Гейгер. Большое значение данной теории придавал английский филолог Макс Мюллер. Трудовая теория происхождения языка получила признание и дальнейшее развитие также в философии. С течением времени эта теория приобретает все большую популярность. Ее поддерживают и развивают также многие отечественные ученые: А. А. Леонтьев, О. А. Донских и др.

Сторонники трудовой теории связывают происхождение языка непосредственное «производственной» деятельностью первобытного человека. Согласно этой теории, «язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности» [РЯЭ-Ф, с. 237]. В первобытном трудовом коллективе «необходимо было выработать такие средства коммуникации, которые не просто сигнализировали бы о чем-то, но понуждали к определенному совместному действию или к его прекращению, иными словами, являлись бы средствами общественной регуляции поведения» [Леонтьев, 1963, с. 46].

Идеи трудовой теории происхождения языка развивала и марксистская философия. К. Маркс особо подчеркивал мысль о том, что действительной причиной возникновения языка является развитие трудовой, «производственной» деятельности первобытных людей. Принципиально новым моментом в его философии является осознание коммуникативной функции языка как важнейшей [см.: Донских, с. 109], утверждение, что «язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» [Маркс, Энгельс, с. 29].

Ф. Энгельс был убежден в неразрывной внутренней связи трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания формирующегося человека и становления форм и способов общения. По его словам, именно труд создал человека, а тем самым и его язык. При этом особая роль в возникновении человеческой речи отводится прямой походке, во многом способствовавшей совершенствованию головного мозга и органов речи человека.

Ср.: «Начавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В пределах природы он постоянно открывает новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим» [Энгельс, с. 146—147].

Основные положения марксистского учения о происхождении языка можно сформулировать следующим образом:



1) первоначальный язык появился в виде звуковой, словесной человеческой речи;

2) возникновение языка неразрывно связано с происхождением человека, без языка человек не мог бы быть человеком;

3) непременным условием возникновения языка является производственная деятельность людей, их коллективный, общественный труд; язык мог возникнуть тогда, когда появилась потребность в человеческом общении, потребность что-то сказать друг другу;

4) вопрос о происхождении языка должен решаться совместными усилиями разных наук — языкознания, антропологии, археологии, этнографии, общественной истории и др.;

5) современная наука не в состоянии объяснить происхождение языка, определить подлинный источник его возникновения; возможно лишь построение более или менее вероятных гипотез возникновения языка.

Принципиальное отличие марксистской концепции происхождения языка от трудовой теории Гейгера и Нуаре состоит в следующем:

1) по Гейгеру и Нуаре, первоначальный язык сопровождал трудовые действия человека, он возник (или мог возникнуть) до того, как человек научился пользоваться орудиями труда; по Энгельсу, труд первобытного человека, использование им орудий труда является предпосылкой возникновения языка;

2) по Нуаре, самосознание человека и его язык возникают в отношении человека к внешнему миру, к природе, к орудию труда; по марксистской концепции, они могут возникнуть только в отношении человека к другому человеку, т. е. носят сугубо общественный, социальный характер [см.: Донских, с. 105].

В подтверждение социальной обусловленности появления человеческой речи иногда приводится такой факт: «ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей» [Головин, 1983, с. 165]. Естественно, важную роль в возникновении языка, наряду с социальным фактором, играют и факторы биологические, такие, как освобождение передних конечностей антропоида для изготовления орудий труда и пользования ими, выпрямление походки, развитие органов речи, головного мозга и др.

Трудовую теорию происхождения языка обычно называют марксистской теорией. Ввиду того, что основную роль в ее разработке сыграли труды Ф. Энгельса, некоторые ученые называют ее теорией Энгельса, а также теорией Нуаре—Энгельса (поскольку Ф. Энгельс в разработке своей концепции опирался на идеи JI. Нуаре).

 

Теория трудовых выкриков

 

Во второй половине XIX в. ряд европейских ученых развивали трудовую теорию происхождения языка в весьма своеобразном направлении. Немецкий ученый К. Бюхер выводил происхождение языка из трудовых выкриков, сопровождавших коллективные трудовые действия. Таким образом, возникает еще одна теория (гипотеза) естественного происхождения языка, которая в современном языкознании известна под названием теории трудовых выкриков.

Согласно данной теории, выкрики (или возгласы) первобытных людей, сопровождавшие коллективный труд, вначале носили инстинктивный, непроизвольный характер, но постепенно превращались в определенные символы трудовых процессов, т. е. в сознательно произносимые языковые единицы.

Голосовое сопровождение трудовых процессов, в особенности актов коллективного труда, у первобытных людей представляется явлением вполне естественным. Это может быть подтверждено тем, что и в современном обществе выполнение некоторых работ сопровождается определенными возгласами, которые в какой-то мере облегчают, ритмизируют трудовой процесс, способствуют организации деятельности людей. Однако подобные выкрики не несут никакой информации и вряд ли могли послужить источником (по крайней мере, единственным) возникновения речи первобытного человека. Они могли служить лишь «техническим» средством ритмизации труда, как это имеет место в жизни современных людей.

Некоторые лингвисты теорию трудовых выкриков иногда смешивают с трудовой теорией JI. Нуаре [см.: Реформатский, 1967, с. 467; Головин, 1983, с. 165; Кодухов, 1987, с. 48]. По своему содержанию теория трудовых выкриков ближе к междометной теории, чем к трудовой теории, и может рассматриваться как разновидность данной теории.

Существуют и другие теории естественного происхождения языка. Одной из сравнительно новых является сформулированная в США теория младенческого лепета. Согласно этой гипотезе, человеческая речь могла возникнуть из произносимых эмотивно-нейтральных звуков, сходных с непроизвольным лепетом младенца [см.: Бунак, 1951, с. 263; 1966, с. 524].

 

Теория общественного договора

 

К числу теорий искусственного происхождения языка относится и теория общественного договора (иначе — теория социального договора, теория трудового договора, теория изобретения языка, договорная теория, или теория соглашения). В этой теории язык рассматривается как «искусственное порождение», как «сознательное изобретение и творение людей» [см.: РЯЭ-Ф, с. 236; Кодухов, 1987, с. 48]. Язык определяется также как «общественный договор, продукт словесного "называния", при этом выбор имен в основном произволен» [см.: Донских, с. 42].

Возникновение теории общественного договора обычно связывают с именем французского просветителя XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, хотя идеи этой теории высказывались еще античными философами. Некоторые исследователи «настоящим творцом» рассматриваемой теории считают древнегреческого философа Демокрита. Сторонниками идей Демокрита были Аристотель, Лукреций, Витрувий и др. В античной философии эта теория противопоставлялась теории божественного происхождения языка.

Демокрит объяснял возникновение человеческого языка общественными потребностями первобытных людей, их стремлением преодолеть те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться в повседневной жизни. По описанию Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), возникновение человечества и человеческого языка представлялось следующим образом: «Первобытные люди жили... неустроенной и сходной с зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего» [см.: Кодухов, 1987, с. 47].

Появление слов «по установлению» (а не «по природе») Демокрит обосновывал некоторыми языковыми особенностями, а именно наличием таких явлений, как одноименность (омонимия), многоименность (полисемия), возможность переименования вещей (например, Аристокла в Платона, Тиртама в Феофраста) и отсутствие соответствия в словообразовании (например, возможность образовать глагол мыслить от существительного мысль и невозможность образовать глагол «справедливитъ» от существительного справедливость) [см.: Донских, с. 42].

Теми же причинами объясняет возникновение языка и Витрувий, хотя он по-иному описывает ситуацию его зарождения: «Первобытные люди, подобно животным, рождались в лесах, пещерах и рощах и проводили свою жизнь, питаясь полевой пищей. Тем временем в некоем месте часто растущие деревья, шатаемые бурями и ветром и тряся друг о друга ветвями, вспыхнули огнем, и находившиеся в окрестностях люди, перепуганные сильным его пламенем, разбежались. Затем, когда все успокоилось, они подошли ближе и, заметив, что тепло от огня очень приятно, стали подбрасывать в огонь дрова и, таким образом поддерживая его, привлекать других и показывать им знаками, какую можно извлечь из этого пользу. В этом сходбище людей, когда каждый по-разному испускал дыханием голоса, они, благодаря ежедневному навыку, установили, как случилось, слова, а затем, обозначая ими наиболее употребительные вещи, ненароком стали, наконец, говорить и таким образом положили начало взаимной речи» [см.: Донских, с. 31].

Аристотель, поддерживая мысль о произвольном возникновении языка, «произвольном установлении имен», которые «имеют значение в силу соглашения», обращает особое внимание на то, что по языку человек выделяется среди всех ЖИВЫХ существ [см. там же, с. 29—30].

Лукреций, сравнивая язык человека с «языком» животных, отмечает способность людей придумывать названия разным вещам: «Стало быть, коль заставляет различные чувства животных даже при их немоте испускать разнородные звуки, сколь же естественней то, что могли первобытные люди каждую вещь означать при помощи звуков различных!» [см. там же].

Руссо строил свою теорию возникновения языка исходя из деления жизни человечества на два периода — природный и цивилизованный. В первый период предметы и явления, воспринимаемые слуховыми органами, обозначались звуками, звуковыми сигналами; те же предметы, которые воспринимались зрительно, изображались жестами, с помощью жестов передавались и их названия. Во второй период те и другие обозначения заменялись звуками-предложениями, поскольку пользование жестами было неудобно.

Теория общественного договора, по мнению современных ученых, не объясняет происхождение языка. Критики этой гипотезы обращают особое внимание на то, что договариваться о названиях разных вещей, о значениях произносимых СЛОВ невозможно без языка [см.: Якушин, с. 16]. Инымисловами, «для того, чтобы "договориться" о языке, надо уже иметь ЯЗЫК, на котором "договариваются"» [Реформатский, 1967, с. 468].

 

Наиболее обоснованной и убедительной представляется трудовая теория происхождения языка. Положительную роль в разработке трудовой теории сыграли и другие теории, содержащие отдельные важные моменты. Однако в отдельности ни одна теория не в состоянии объяснить возникновение человеческой речи. Общим недостатком всех теорий считается то, что они (или многие из них) пытаются объяснить возникновение языка вне связи с вопросом о происхождении самого человека и образовании человеческого общества, в то время как данные явления неразрывно связаны между собой. Совершенно очевидно, что не может быть языка вне общества, как и невозможно существование общества без языка.

Вполне допустимо, что «язык произошел не исключительно одним каким-либо путем» [Ушаков, с. 115], Т. е. что он формировался на основе разных источников. На это обращали внимание многие ученые. Так, большинство французских философов второй половины XVIII в. в качестве таких источников называют одновременно подражание звукам природы и инстинктивные выкрики первобытных людей, т. е. признают и звукоподражательную, и междометную теории. При этом некоторые ученые (например, В. Вундт) рассматривают данные теории как дополняющие друг друга, относящиеся к разным периодам формирования первоначального языка.

Предполагается, что сначала слова возникли из непроизвольных выкриков, а позже их состав пополнялся за счет звукоподражательных элементов [см.: Донских, с. 4, 67].

Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин объясняет возникновение языка по совокупности трех источников: инстинктивных выкриков, звукоподражаний и жестов. При этом он считает, что жесты играли в возникновении речи вспомогательную роль [см.: Якушин, с. 49].

Сторонники трудовой теории происхождения языка также допускают использование разных источников для образования первоначальных языковых знаков.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.