Тема: « Преимущества кросс-докинга как новой логистической технологии в работе склада » Кросс-докинг (англ. cross — напрямую, пересекать, англ. dock — док, погрузочная платформа, стыковка) — процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок, благодаря которым отгрузка со склада и доставка товаров максимально точно согласуются по времени. В результате продукция доставляется за минимальный срок. Преимуществами сквозного складирования: § сокращение времени доставки продукции к пунктам назначения; § сокращение логистической цепочки; § присутствует возможность увеличить товарообороты компании в несколько раз; § значительное снижение издержек, связанных со складским хранением продукции; § позволяет четко отладить и планировать систему поставок; § оперативное управление объемами поставок в зависимости от спроса на тот или иной товар; § решение задач, связанных с комплектацией, маркировкой и стикеровкой товара. Основное преимущество кросс-докинга заключается в существенной экономии логистических затрат: практически устраняются затраты на хранения товара, снижается потребность организации-грузополучателя в складских площадях и складском персонале, отсутствие складского хранения значительно сокращает время поставки от производителя до конечной точки продажи, что повышает скорость товаропотока. Это особенно актуально для товаров, имеющих ограниченный срок годности, исчисляемый несколькими сутками, поскольку при формировании крупных партий на складе по завершении срока реализации присутствуют остатки, являющиеся прямыми потерями. При использовании кросс-докинга заказы для поставщика формируются строго под потребности конечного покупателя. В результате нет потерь по срокам годности и нет затоваривания. Одновременно происходит сокращение логистической цепочки и упрощается процесс доставки товаров в магазины компании-заказчика. Использование кросс-докинга наиболее целесообразно в следующих случаях: 1. Мелкие партии и большой ассортимент, смешанные паллеты. Данную ситуацию можно наглядно проиллюстрировать на примере доставки в магазины алкогольной продукции. Поставщики отправляют сборные паллеты, где представлены различные наименования продукции в небольших количествах. Мелкие партии, собранные от всех поставщиков, затем уходят конечному получателю (в магазины). Другими словами, кросс-докинг удобен при необходимости консолидации мелких партий товара от различных поставщиков. 2. При необходимости периодической отправки товара от нескольких поставщиков конечным получателям в регионах. 3. Работа с товарами, которые затратно и неудобно хранить (товары, для которых характерна высокая оборачиваемость; скоропортящиеся товары: овощи, фрукты, мясо и т.п.). 4. При проведении рекламных акций/ промо акций, когда идет отгрузка по многим адресам при небольшой номенклатуре, а также в случае доставки сезонных товаров. Примером может служить акция «Снова в школу», когда в середине августа в магазины завозятся школьные принадлежности. При этом доставляемый на склад товар должен быстро распределяться по магазинам. Оптимальными для сквозного складирования считаются: · товары с высоким спросом и значительным объемом транспортировки; · товары массового потребления, пользующиеся постоянным спросом; · скоропортящиеся продукты; · товары высокого качества; · продукция для рекламных мероприятий. Наиболее актуально использовать кросс-докинг при организации цепи поставок в розничных сетях. Виды кросс-докинга следует рассматривать в привязке к месту формирования партии товара: · непосредственно поставщиком; · оператором кросс-докинговой площадки. Кросс-докинг происходит в один или два этапа: · одноэтапный кросс-докинг — груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа; · двухэтапный кросс-докинг — отгруженная партия товара подвергается переоформлению, и товар на складе может быть разделен на группы. Хранение товара на складе в обоих случаях полностью исключается. В случае, когда товар приходит сформированными партиями, которые нужно только рассортировать по транспортным средствам, т.е. кросс-докинг проходит в один этап, можно выделить следующие виды: · перевалка через склад, когда товар не попадает на места хранения (происходит замена транспортного средства). Например, машина из Европы приходит в Москву, здесь ее выгружают, затем перегружают в машину, осуществляющую внутрироссийские перевозки, и отправляют до конечного получателя; · расконсолидация - пришла машина, выгрузилась на склад, но товар предназначен для нескольких грузополучателей. В этом случае подается несколько машин, в которых товар отправляется конечным получателям; · несколько поставщиков по схеме 2 поставляют товар для нескольких грузополучателей; · консолидация заказов - приходят несколько машин, которые затем консолидируются в одну, уходящую конечному грузополучателю; · подсортировка со склада - когда к пришедшему товару при перегрузке в другие транспортные средства добавляется товар, хранящийся на складе. Данная процедура может осуществляться при любом из видов кросс-докинга. В случае, когда партии не сформированы, т.е. кросс-докинг проходит в 2 этапа - переконсолидация. Пришедшая машина с товаром разгружается в зоне ПВР, после чего происходит переконсолидируется по заказам, которые потом распределяются по машинам. Для нормальной работы кросс-докинга необходимы: · специальная большая свободная площадка, обладающая достаточным количеством ворот (желательно 1 ворота на 500 кв м площади), по возможности без стеллажей (зона ПВР должна быть свободна) и с достаточным количеством специализированной техники; · работа должна быть организована так, чтобы автомобили направлялись к нужным воротам в нужное время, оборудование слаженно работало, а движение приезжающих и отправляющихся автомобилей координировалось во избежание задержек; · эффективное информационное обеспечение, когда информация о приходах и расходах организована в форме электронного документооборота. При классическом кросс-докинге клиент, формируя заказ, высылает информацию на отгрузку поставщику и оператору площадки кросс-докинга (заказ на отгрузку и заказ на приход). Клиент может высылать поставщику заказ на каждого отдельного получателя (тогда поставщик комплектует каждый заказ отдельно), а может высылать информацию о необходимых артикулах для всех конечных получателей и уже на складе проводить расконсолидацию и формирование заказов. Поскольку операции выполняются быстро, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и эффективно ее использовать, отслеживая общее количество недостач в заказах, расхождения или повреждения в полученной продукции. Выявленная информация должна незамедлительно отправляться клиентам, чтобы они могли оперативно отреагировать на отклонения. Кросс-докинг в Украине: · ООО «Рабен-Украина» (Киевская область); · ООО «Крымбизнессервис» (Одесса); · ООО «КСУ-ЛОГИСТИК» (Киевская область); · ООО «Бизнес-Альянс» (Запорожье); · ДП «Интегрированные логистические системы» (Одесса); · ООО «Диад» ( Донецк); · ООО «ТЭП Транско» (Черкассы); · ООО «Корса» (ТМ «PAKLINE logistics») (Днепропетровск); · ЧСП «Ньютон» (Черкаччы); · ООО «Дунайский ТД» (Одесса). |