Определите, о каких закономерностях ощущений идёт речь. Психологические задания по курсу «Психология человека» 1. Дайте психологическое обоснование следующим фактам: А. Чем объяснить, что в 1-ом классе дети часто сразу после прочтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию текста? Что следует делать учителю? Б. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления? Определите, о каком психическом образовании личности идёт речь. Объясните ваш выбор. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шёпот: «Раз, два, три, четыре…запиши». – «Что это вы считаете?» - «А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов». – Учитель смутился и попытался пошутить: - «Собьётесь до конца урока…» - «Не собъёмся, ваши шаги легко считать – у вас ботинки скрипят». Определите, о каких закономерностях ощущений идёт речь. - При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого. - Музыкант слышит разницу между звуками в 1\8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1\2 тона. - Когда человек начинает носить жёсткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестаёт их ощущать. - Если обычные люди видят в радуге 7 цветов, то китайский школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней 30 оттенков цветов. 4. Определите, о каких закономерностях ощущений идёт речь. - Почему водитель не обращает внимание на игрушки, висящие на лобовом стекле его машины. - Почему человек не ощущает пылинок, падающих на его лицо. - Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему? - Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему? 5. Вставьте пропущенное слово. - Объём оперативной памяти равен … информативным единицам. 6.Определите вид мышления. - Ученик так выразил своё понимание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»: «Тучка – это мимолётная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолётной радости ещё острее чувствует свой одиночество…» 7. Назовите приёмы создания образов воображения. - «…старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. Разные глаза…» (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».) - кентавры, русалки 8. Определите тип темперамента. - Характеризуется лёгкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности. - Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован. - Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен, интраверт. 9. Определите тип акцентуации характера подростков по К. Леонгарду (эмотивный, возбудимый, циклоидный, застревающий, дистимный, экзальтированный). - Эти люди плохо управляемы, их реакции импульсивны, неконтролируемые. Если им что-то не нравится, они дают волю раздражённости и, по мере возрастания гнева, могут дойти до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным. - Эти люди реагирую на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаянье. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны. 10.Какой механизм запоминания используется в данном примере: Река текла как дождь, Лежащий на боку, А дождик шёл как речка в вертикали, И мост подныривал подобно поплавку, Когда струи по нём перетекали. 11.Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои. А. Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. –Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ещё ему силой сделал шаг к ней и замахнулся не неё… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л. Н. Толстой «Война и мир»). Б. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошёл директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она чётко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне. 12.Определите вид способностей. А. Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности. Б. Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений. В. Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков. Г. Способности, непосредственно связанные с врождёнными задатками, но не тождественные с ними, а формирующиеся на основе при наличии элементарного жизненного опыта. 13.Заполните схему. Поясните свой выбор. Человек Личность Субъект Индивид Индивидуальность Уникум 14. Прокомментируйте задачу. Саша (2года и 1 мес), показав на кукольный стульчик, спросил у мамы: «Что это?» Услышав что это стул, он попытался сесть на него. «Мама, никак, никак». Мама улыбнулась и сказала, что это для куклы. Какие особенности мышления проявились у Саши? 15. Прокомментируйте задачи. А. В цехе работает 60 одинаковых станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух мог это установить? Какое психическое явление описывается, докажите? Б. Юноша несёт связку из десяти книг, каждая из которых весит триста граммов. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему ещё брошюру весом в 80 граммов? Почему? 16.Определите, проявляются ли в примерах, которые даются ниже, характер человека. Ответ обоснуйте. А. старшеклассника В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос; Б. в семье, в детском саду, в школе Саша проявлял себя. Он подвижный, впечатлительный и реактивный ребёнок. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным; В. Миша был близорук и все предметы близко подносил к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске; 17. Определите, какова связь между свойствами темперамента и свойствами характера в примере: Слесарь А. А. работает на заводе 8 лет. Всегда спокойный, тихий, незаметный, он долго не обращал на себя внимания как организатор. После неоднократного успешного выполнения небольших организаторских задач был выдвинут в бригадиры. В организаторской работе нетороплив, молчалив, больше показывает, чем доказывает и рассказывает, делом учит, делом воспитывает, всё выполняет медленно, но успешно. Отличается трудолюбием, основательностью. Тщательно планирует деятельность всей бригады, жёсткий, даже несколько педантичный, эмоционально уравновешен. Наряду с этим он очень душевный человека, всегда готов помочь. 18. Какие из признаков способностей проявляются в следующих примерах: А. Софья Ковалевская, не зная ещё первых четыре правила арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, она самостоятельно разобралась в них, в возрасте 14 лет повторив путь открытия тригонометрии. Б. Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырёхлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь!» Таня взобралась на стул, и её маленькие пальцы побежали по клавишам. Наташа посмотрела в ноты – Таня играла правильно. За два урока она освоила всю нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского и пьесы С. Прокофьева, написанные для детей. 19. Выделите, какие из перечисленных ниже свойств характеризуют изобразительные способности юной художницы Нади Рудешевой: - образное воображение, способность к комбинированию образных элементов; - точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; - умение различать звук по высоте; - целостность восприятия, умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями; - способность к отвлечённым рассуждениям; - умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных зрительных образов; - точность движений; - тонкость слуховых ощущений; - умение оценивать соотношение от вертикали и горизонтали, соотношение пропорций и размеров; - точность восприятия цветовых оттенков. «Я увидел множество чрезвычайно выразительных и удивительных по точности художнического зрения рисунков, выполненных Надей. Рисует «по воображению». А оно, воображение это, у нее поразительно емкое и дальнозоркое. В редакции «Юность» Наде показали обломок античного барельефа. На осколке изображен старик, вся фигура и поза которого выражают тяжкую скорбь. Надя за несколько минут успела сделать два рисунка, воспроизводящие в двух вариантах то, что отсутствует на обломке, и с отличным ощущением стиля и настроения домыслила древний сюжет. Уже в пять лет Надя с увлечением рисовала. Это рисование было включено в игру. Рисунки Нади — это не просто игра, а утоление все возрастающей творческой потребности. Она изображала героев сказок, греческих мифов. Какие точные зарисовки людей, животных, жанровых сценок с разнообразнейшими персонажами подсказывала ей по-настоящему художническая зрительная память! Она без конца придумывает необыкновенные маскарадные костюмы. В рисунках Нади поражают почти волшебное композиционное чувство, чудесный глазомер, позволяющий с безошибочной точностью построить рисунок, расположить его на пространстве любой формы так, что, кажется, лучше уж и нельзя сконструировать изображение. Тематическое разнообразие этих рисунков, броская сила изображения, изящная компоновка сцен, наглядная убедительность мгновенно схваченных жестов, свободная и реалистическая грация каждой фигуры». 20. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Обоснуйте ответ. а) Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.
б) Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыков, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности. 21. Ниже описаны проявления различных сторон личности в Поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента: а) десятиклассник Виктор Ч., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя нe отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни; б) с каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему России. Он проявляет к русским людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутированными ногами Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском лётчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Алексея Воробьев восклицает: «А ты же русский человек!», выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие русских людей; в) Женя Р., ученица 4-го класса, — веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо; г) в семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье нечего было и говорить. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в художественное училище, а после военной службы учился в Москве. Теперь он известный художник.
|