ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Направления и содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии Этапы логопедической работы | Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии | Первый этап | Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями. Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну. Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей. Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много — мало, один — ни одного — по одному; поровну, меньше — больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед — назад, вверх — вниз, справа — слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина). Развивать лексико-грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб — грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик — большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи. Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник. Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика). | Второй этап | Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные. Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем...; высокий — низкий и т. д.; овал, прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб — грибы); согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина — нет. одной машины, один мяч — нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число. Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три). Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно-двигательную координацию. Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Развивать зрительную и слуховую память детей. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки. | Третий этап | Знакомить детей с арифметическими выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; целая часть — половина; предыдущее число — последующее число, ...по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно. Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий — низкий, мокрый — сухой, пришел — ушел, вверх — вниз и т.д. Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса). Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д. Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти). Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур. Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги. Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (—). Учить детей распознавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т.п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки. | Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии Направления работы | Задания первого этапа | Задания второго этапа | Задания третьего этапа | Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматическо-го строя языка | «Медвежонок ходит» (использование слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (употребление понятий много, мало, ни одного. «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами на предметной основе предметов). «Геометрическое лото» | «Машины едут по дороге» (использование слов широкая — узкая). «Узнай и назови времена года» (зима, лето). «Назови время суток по картинкам». «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по картинкам) | «Скажи наоборот» (употребление слов-антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). «Нелепицы» (по временам года). «Время суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин). «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по схемам) | Обучение математической терминологии | «Медвежонок ходит» (понимание слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (понимание слов много, мало, ни одного). Классификация предметов по определенному признаку | «Машины едут по дороге» (понимание слов широкая — узкая). «Дополни рисунок по речевой инструкции». «Найди нужную фигуру, используя знаки-символы» | «Пары по величине» (работа с тетрадью «Математическая мозаика»). «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). Работа с логическими блоками Дьенеша; «Поручения» (с использованием математической терминологии) | Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти | «Положи шишку в корзинку — достань из корзинки». «Птичка спряталась в гнездо — выглянула из гнезда». «Выложи коврик из геометрических фигур» (по образцу). «Собери пирамидку (матрешку)» (с использованием алгоритма действия). «Что изменилось?» (действия с игрушками) | «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр (по словесной инструкции) и расскажи, что где находится». «Выполни движения» (по словесной инструкции); «Послушай и повтори цифры». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами) | «Послушай и назови лишнее слово». «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти). «Выполни движения» (по рисунку-схеме). «Послушай и повтори цифры в обратном порядке». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами) | Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений | «Оденем куклу на прогулку» (умение использовать необходимое количество одежды). «Разложи домики» по величине. | «Разложи и назови домики по величине». «Найди три одинаковых по размеру круга и назови их цвет». | Работа с логическими блоками Дьенеша; штангами М. Монтессори. «Чем похожи и чем различаются две фигуры?» | | «Подбери по цвету или по форме». «Чудесный мешочек». «Найди предмет такой же формы (цвета, величины)». Занятия с рамками М. Монтессори. Игры с ковриком «Топ-топ» | «Чем похожи и чем отличаются два предмета». «Выложи предметы в порядке возрастания их размера». «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку») | Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте. Счет предметов, звуков, движений | Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением | «Ведерки с камешками» (много, мало, пусто). Пальчиковые игры со счетом | Конструктор и кубики «Цифры» (составь и назови). «Чудесный мешочек» (с цифрами), счет предметов с соотнесением его с количеством пальцев. Лепка и аппликация цифр. «Сосчитай и найди нужную цифру». Игры с модулями «Дидактическая черепаха» (чехол «Математический), «Часики», «Змейка» (конструирование цифр) | «Чем похожи и чем различаются две цифры?». «Назови соседей числа». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». «Поручения» (с использованием счета); сюжетно-ролевая игра «Магазин» (с использованием цифр) | Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике практогностической дискалькулии Направления работы | Задания первого этапа | Задания второго этапа | Задания третьего этапа | Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов | «Ежик считает яблоки» (меняются предметы для пересчета). «Сосчитай фигуры желтого цвета»; «Посчитай круги»; «Каких фигур больше? Сделай так, чтобы стало одинаково число фигур» | «Следы». «Утка считает утят». «Обратный счет» (с использованием чашек-вкладышей) | Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами» | Развитие зрительно-пространственного восприятия | «Выложи дорожку к домику куклы» (чередование двух геометрических фигур). Игры с «Игровой дорожкой». Разрезные картинки | Конструирование из плоскостного и объемного материалов. Кубики. Плоскостной конструктор | «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделаем зарядку» (с использованием схем упражнений) | Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма | Игры с пальчиками; самомассаж с использованием природного материала; «Сколько раз я хлопнула: много или один раз?» Рисование под музыку: «Капли дождя», «Шарики на елке». «Хлопни столько раз, сколько точек на картинке» (один — много). Движения под музыку и т. д. | «Нарисуй столько палочек, сколько кругов лежит перед тобой». «Сколько раз я хлопнула? Хлопни столько же». Чтение стихов с движением. Рисование под музыку. «Посмотри на рисунок и отхлопай также» (ритмический рисунок). «Копилка» | «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру». Работа по книге «Скоро стану первоклашкой». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке». «Составь рисунок ритма и отхлопай его». Музыкально-дидактические игры на восприятие и воспроизведение ритмических структур | Развитие зрительной и слуховой памяти | «Поручения». «Чего не стало?» или «Что изменилось?» (на предметной основе) | «Назови число от указанного числа». «Положи недостающую цифру». «Найди нужную фигуру», используя знаки-символы | «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных». «Найди по описанию» (ориентировка на 2—3 признака предмета) | Развитие логических операций | «Найди предмет такого же цвета или такой же формы». «Оденем куклу» (подбор одежды и обуви по цвету). «Закроем двери» (соотнесение по размеру). Игры с ковриком «топ-топ» | «Поставь стаканы в ряд». «Включение в числовой ряд», работа с логическими блоками Дьенеша. «Геометрическое домино». «Собери матрешку» (с использованием алгоритма действия) | Классификация, сериация, сравнение. «Розовая башня», «Коричневая лестница» М. Монтессори. Работа с логическими блоками Дьенеша | Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дислексической дискалькулии Направления работы | Задания первого этапа | Задания второго этапа | Задания третьего этапа | Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия | «Положи большие шарики в большую коробку, а маленькие — в маленькую, расскажи об этом». «Разложи утят на полке, чередуя большого и маленького, расскажи об этом». «Составь группы предметов (один — много)» | «Чудесный мешочек» (с цифрами). «Пары по величине». «Построим дом» (алгоритм действия). «Геометрическое домино». «Геометрическое лото». Работа с блоками Дьенеша. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор» | Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений. «Назови соседей числа». «Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». Игры с «Дидактической черепахой» (чехол («Математический») | Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений | «Найди предмет такой же формы»; «Сложи красные кубики в красную коробку, а зеленые — в зеленую». Занятие с чашками-вкладышами, матрешками. «Разложи предметы по величине». «Накроем стол» (соотнесение количества посуды с количеством гостей) | «Найди нужную фигуру по схеме». Классификация предметов по цвету, форме, величине. «Бутылки» (сохранение количества). Работа с тетрадями «Математическая мозаика» | «Определи, чей силуэт». Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; работа с блоками Дьенеша. «Поручения» (с использованием математических понятий). «Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета) | Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти | «Чудесный мешочек»; «Поручения ». Занятия с кубиками, разрезными картинками. «Кто позвал тебя, узнай?». «Запомни порядок предметов — выложи так же» | «Узнавание зашумленных изображений». «Узнавание наложенных друг на друга изображений». Занятия с кубиками «Черно-белые круги». Конструирование из счетных палочек по памяти | «Узнавание зашумленных изображений». «Улитка Пиаже»; «Найди место карточке по звуку»; «Повтори ритм». Музыкально-дидактические игры; выкладывание узоров по памяти | Развитие аналитико-синтетической деятельности | «Парные картинки». «Дай такую же картинку» (второй набор лежит далеко от стола). «Такой — не такой» | «Что забыл нарисовать художник?». «Четвертый — лишний». «Чем похожи и чем различаются картинки, геометрические фигуры, цифры?» | «Четвертый — лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы); «Чем похожи и чем различаются цифры?». «Нелепицы». Реконструирование цифр | Развитие представлений об образе цифр и математических знаков | «Дай картинку с такой же цифрой» (без называния). «Найди такую же фигуру» | «Цифровой человечек» (найди и назови все цифры). «Найди цифру среди геометрических фигур» «Соедини линиями предметную картинку с нужной цифрой» | «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов. Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами» | Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике графической дискалькулии Направления работы | Задания первого этапа | Задания второго этапа | Задания третьего этапа | Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации | Пальчиковая гимнастика. Массаж с использованием природного материала. Шнуровки. Застежки. Крупная мозаика. Изобразительная деятельность | Занятия с тетрадями «Скоро буду первоклашкой», «Математическая мозаика». Обводка, штриховка предметов, математических знаков | Занятия с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр) | Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике | Назвать и показать большие и маленькие предметы на картинке. Классификация геометрических фигур по цвету. «Узнай предметы, различающиеся по величине, форме». Занятия с матрешками, пирамидами, чашками-вкладышами. «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами | «Разложи картинки по величине». Работа с блоками Дьенеша. Занятия с «Коричневой лестницей», «Розовой башней» М. Мон-тессори. Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету; занятия с кубиками и конструктором «Цифры», «Цифры-вкладыши ». «Узнай цифру, наложенную на другие». Обводка и штриховка цифр. Рисование цифр на песке, лепка из мокрого песка, приклеивание на зеркало | Работа с «Цветными штангами» М. Монтессори. Занятия с логическими блоками Дьенеша. Занятия с палочками Кюинзе-нера. «Найди нужную цифру среди графически сходных». «Найди правильно написанную цифру»; «Найди, нарисуй и раскрась аналогичную цифру». Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр. «Напиши соседей числа» «Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)» | Развитие зрительного и слухового мнезиса | «Чего не стало?», «Что изменилось?» и «Запомни и воспроизведи ряд» (используются предметы, геометрические фигуры). «Сколько раз я хлопнула? Один или много?». «Повтори слова» | «Воспроизведи ряд» (используются предметы, их изображения, геометрические фигуры и цифры). «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение — увеличение количества цифр). «Повтори ряд слов или цифр». « Повтори ритм ». «Запомни и нарисуй платочек, состоящий из геометрических фигур (цифр)» | «Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр». «Запомни цифру и найди ее среди других » (усложнение — увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5, 6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7). «Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке» | Развитие пространственного восприятия | Ориентировка в собственном теле: выделение ведущей руки, называние ведущих частей своего тела | Ориентировка в окружающем пространстве: нахождение предметов справа и слева от себя. Различение пространственного расположения двух предметов. «Составь узор» (выкладывание геометрических фигур на листе по инструкции педагога) | Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование и реконструирование цифр. «Сравни цифры». Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предложений с предлогами; работа с разрезными картинками. Музыкально-ритмические игры | Развитие зрительного анализа и синтеза | «Узнай изображения предметов» (полное, контурное) | «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски деталей); конструирование из счетных палочек и геометрических фигур. Обводка, штриховка фигур, предметов | «Узнай недорисованные предметы». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым» | Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике операциональной дискалькулии Развитие умения выполнять математические операции | «Разложи предметы в корзинки» (много — мало, много — один, много — ни одного). «Поручения » | «Разложи пять яблок в две корзины» (несколько вариантов). «Поставь пять матрешек на две полки» (понимание состава числа) | «Как может получиться число...?». «Веселые человечки»; «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели) | Развитие понимания математической терминологии, текстов задач | «Пары по величине»; «Ежик считает яблоки». «Выполни действия по словесной инструкции» | «Пары по величине». «Посчитай в прямом и обратном порядке». «Посчитай от (до) заданного числа». «Назови соседей числа с опорой на наглядность» | «Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается задача от рассказа?». «Какой месяц лишний?» | Развитие аналитико-синтетиче-ской деятельности | Занятие с разрезными картинками. Конструирование по образцу из геометрических фигур, счетных палочек; «Сделай так, чтобы число игрушек стало одинаковым» | «Построим кукле комнату» (пространственное моделирование по словесной инструкции). «Создание орнамента из геометрических фигур» (по инструкции) | Графический диктант в тетрадях в клетку. Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами» | Развитие логического мышления | «Чем отличаются два предмета?» | «Выделение ключевого слова». «Нелепицы». Составление рассказа по сюжетной картине. «Отгадай загадку» | «Четвертый — лишний». Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Чем различаются картинки?». «Что забыл нарисовать художник?». «Лабиринт» | Развитие зрительной и слуховой памяти | «Узнай изображения предметов» (полное, контурное). «Узнай, кто позвал тебя» | «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски деталей). Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур. Обводка, штриховка фигур, предметов | «Узнай недорисованные предметы». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым». «Какие предметы могут получиться из круга?» | |