Порядок расчета контингентов важнейших налогов Процесс налогового планирования следует рассматривать как единство нескольких элементов. Во-первых, налоговое планирование основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, се состава и структуры, соответствующих проводимым в экономике преобразованиям, В рамках данного направления устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения государства, и методы движения к ним. Таким образом, налоговое планирование находит выражение в налоговой политике государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов. Второй составляющей налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами и составляет основу для такого понимания налогового планирования. Нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящего уровня бюджетной системы определяются законом о соответствующем бюджете. Третьим направлением налогового планирования является расчет конкретных сумм — контингентов налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы налогового и бюджетного планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом. Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса налогового планирования основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям. При формировании проекта бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические прогнозы. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития, как правило, на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета включает основные экономические показатели: индекс пен, уровень процентной ставки рефинансирования ЦБ, уровень безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лип и др. Долгосрочный прогноз составляется на отдаленную перспективу (свыше 5 лет) По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета осуществляется распределение общей суммы каждого платежа по срокам мобилизации. Такое распределение имеет большое значение, так как для каждого налога законом устанавливается свой порядок внесения средств и, следовательно, динамика платежей, осуществляемых в течение месяца, будет различаться. В основе распределения налоговых обязательств по срокам платежей лежит анализ временных рядов и практическая оценка специалистов. Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений. По мере накопления статистического материала и опыта моделирования необходимо плановые расчеты, производимые по традиционной методике, дополнять прогнозом, полученным на основе многофакторных корреляционных моделей. В силу объективной неопределенности прогнозов, поступлений налогов, различия между проектировками и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Обычно расхождения являются следствием неточностей в используемой для анализа экономической отчетности; непредвиденных изменений в законодательстве; изменений в системе налогового администрирования и степени соблюдения налогоплательщиками законодательства; других причин экономического, организационного, методического характера. Определение меры соблюдения налогового законодательства представляет большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты используют различные методы: · проведение косвенные оценок (для того, чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать информацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данными об объемах продаж); · анализ широкой информации о конкретной категории налогоплательщиков - для оценки достоверности, как декларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов проводятся специальные проверки налогоплательщиков и их контрагентов, результаты обобщаются до степени экономических показателей на уровне территории или государства в целом: · опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных по изучаемым и контрольным группам, · анализ результатов мобилизации налогов до и после налоговой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций, анализ отчетности налоговых органов. Таким образом, налоговое планирование представляет собой комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Улучшение методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета в целом. При этом значение имеет разработка нового подхода к количественной оценке бюджетных назначений на основе реальной налоговой базы и соответствующего налогового потенциала субъектов РФ. В мировой практике под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов по данной территории на душу населения, которая может быть получена за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) в условиях действующего налогового законодательства. Налоговый потенциал не следует отождествлять с объемом фактически собранных в регионе платежей, так как этот показатель призван отражать потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы. Оценка налогового потенциала региона основана на расчете налоговой базы. Она должна проводиться по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории. В настоящее время Министерство по налогам и сборам РФ осуществляет формирование системы показателей, являющейся основой для объективного определения налоговой базы субъектов Российской Федерации и расчета налогового потенциала. При установлении уровня налогового потенциала в первую очередь должны использоваться показатели, оказывающие определяющее влияние на формирование налоговой базы региона: • отраслевая специализация региона; • численность населения, соотношение городского и сельского населения; • объем валового регионального продукта; • количество и отраслевой состав предприятий региона, число крупнейших налогоплательщиков; • показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность в отраслевом разрезе; • уровень оплаты труда, величина задолженности по заработной плате; • другие показатели и характеристики. Комплексная оценка макроэкономической ситуации в субъектах РФ в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы, разработкой предложений по совершенствованию налогового законодательства создает основу для своевременного и обоснованного составления плана налоговых доходов бюджетов всех уровней. Тема 3. Региональные положения организации налогового планирования Формирование экономической стратегии развития, концептуальных основ бюджетной и налоговой политики, их практическая реализация — сложнейшие и актуальнейшие проблемы для каждого субъекта Российской Федерации. Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно – налоговой сфере необходимо обеспечить, прежде всего, следующие условия: 1) бездефицитность бюджетов всех субъектов РФ; 2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально – экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; 3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ; 4) сбалансированность бюджетов всех уровней; 5) право – в пределах собственных финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств; 6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально – экономическое развитие регионов. Постановлениями законодательной и административной властей определяются основные направления работы администрации территории, нацеленные на обеспечение устойчивого финансового положения данного региона или муниципального образования. Во исполнение данного положения формируется четкая организационная структура, разрабатываются предложения по улучшению финансового состояния региона или муниципального образования и его кредитоспособности. Она обычно включает в себя; а) рабочую группу под руководством губернатора — стратегический уровень; б) оперативную группу под руководством первого вице-губернатора — председателя Комитета финансов — практическое руководство работой по проекту; в) подгрупп, ответственных за разработку решений по отдельным аспектам проблемы. Важным компонентом процесса перспективного налогового и бюджетного планирования является умение прогнозировать доходы на долгосрочный период в соответствии с многолетним финансовым планом-прогнозом. Многолетний прогноз доходов дает исходную информацию, по которой можно судить об осуществлении планов расходов при данных среднесрочных задачах государственной финансовой политики. Многолетние прогнозы доходов могут служить также для диагностики бюджетного дефицита в будущем, что позволяет своевременно вносить коррективы в стратегию налогообложения. Для краткосрочного прогнозирования доходов применяются эконометрические модели, в частности модели временных рядов (однофакторные) и многофакторные модели, включающие одно или несколько оцениваемых одновременно уравнений. Использование в Комитете финансов таких моделей, обладающих хорошо изученными статистическими свойствами, обеспечивает работников Управления составления бюджета Комитета надежным источником краткосрочных (до года) прогнозов по доходам. Среднесрочные прогнозы доходов строятся и в рамках среднесрочной макроэкономической модели; такие прогнозы по природе своей оказываются обычно менее точными, чем краткосрочные. Основное требование к моделям прогнозирования доходов (налоговых) заключается в том, что они должны давать достаточно точные, состоятельные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Краткосрочными прогнозами обычно называют такие, которые «заглядывают» не больше, чем на год вперед. Поэтому используемые в них модели должны обладать повышенной способностью «улавливать» информацию, содержащуюся во временных рядах, тогда как структурным параметрам, определяющим процесс генерирования доходов, при краткосрочном прогнозировании уделяется, как правило, меньше внимания. Подходы к построению краткосрочных прогнозов доходов условно можно подразделить на четыре большие группы: 1) экспертный анализ — прогнозирование величины доходных поступлений, сделанное человеком, который хорошо знаком с данным конкретным источником доходов; 2) детерминистические прогнозы — прогнозирование суммы доходных поступлений на основании процентного изменения в некоторой социальной, экономической или иной переменной, от которой, как считается, непосредственно зависит поток доходов; 3) прогнозы временных рядов на основании их собственной динамики; 4) эконометрическое прогнозирование доходов на основании статистически оцененных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве предикторов (прогнозных факторов). Достаточно успешная и предсказуемая бюджетная и налоговая политика способствует повышению инвестиционной привлекательности региона или муниципального образования. Таким образом, основная цель стратегии развития системы налогообложения региона или муниципального образования заключается в создании условий для роста налоговой базы, а не в увеличении бремени налогов. Приоритетные меры администрации региона или муниципального образования включают в себя: · упрощение налоговой системы, уменьшение числа налогов и сборов; · улучшение собираемости налогов; · отказ от необоснованных налоговых льгот; · обеспечение стабильности налоговой системы; · поддержание конкурентоспособного уровня ставок налогов в бюджет региона или муниципального образования с тем, чтобы стимулировать экономический рост в регионе; · увеличение доли налогов, взимаемых с физических лиц; · значительное увеличение доли налогов на имущество как основного источника доходов бюджета с тем, чтобы сделать регион или муниципальное образование менее зависимым от решений, принимаемых на федеральном уровне и влияющих на размер налогов, отчисляемых в федеральный бюджет. На рисунке 3.1 приведены этапы тактического налогового планирования Текущее (годовое) налоговое планирование, разработка точечных контрольных заданий в разрезе бюджетов различных уровней, определение делового распределения налоговых ставок и льгот | | Механизм реализации налоговых планов | | | | Тактический и стратегический мониторинг окружающей среды | | Тактический и стратегический | | | | Учет изменений состава плательщиков | | Контроль за исполнением налоговых бюджетов, принятие мер оперативного воздействия при установлении нарушений налогового законодательства | | | Учет изменений цен и ценовой политики | | | | | Учет отраслевых тенденций в экономике, капиталоемкости, прибыльности; корпоративной и индивидуальной финансово-хозяйственной деятти | | Экономический анализ исполнения налоговых бюджетов | | | | Учет изменений производственной и социальной инфраструктуры | | Обобщение итогов функционирования налогового механизма, его элементов | | | | Учет коньюктуры рынка | | Составление отчета по реализации принятой тактики и стратегии налогообложения, выявления закономерностей по сравнению с предыдущими периодами | | | Учет изменений внешнеэкономической деятельности | | | Обработка направлений совершенствования системы налогообложения или отдельных ее секторов, фрагментов | Учет политических тенденций в обществе | | | | Рис. 3.1 Этапы тактического налогового планирования Для того, чтобы обеспечить рост налоговых доходов в будущем за счет приток капитала из других стран и регионов и соответствующего расширения налоговой базы, администрация региона или муниципального образования должна проводить налоговую политику, которая позволит поддержать репутацию региона с благоприятным налоговым климатом. Процесс налогового планирования следует рассматривать как единство нескольких элементов. Во-первых, налоговое планирование основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, ее состава и структуры, проводимым в экономике преобразованиям. Таким образом, налоговое планирование находит, выражение в налоговой политике государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов. Второй составляющей налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами и составляет основу для такого понимания налогового планирования. Нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящего уровня бюджетной системы определяются законом о соответствующем бюджете. Третьим направлением налогового планирования является расчет конкретных сумм — контингентов налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы налогового и бюджетного планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом. Расчет контингентов налогов на региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых методических подходов, вместе с тем круг участников процесса планирования различается в зависимости от уровня управления. Процесс расчета начинается с налоговых инспекций районов города, которые на основе сложившейся динамики поступления налогов составляют прогноз объема платежей в бюджет юридических и физических лиц. При формировании проекта бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические прогнозы. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития, как правило, на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства -с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета включает основные экономические показатели: индекс цен, уровень процентной ставки рефинансирования ЦБ, уровень безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лиц и др. Долгосрочный прогноз составляется на отдаленную перспективу (свыше 5 лет). В нем, как правило, отражаются не экономические прогнозы как таковые, а цели и задачи государственной бюджетно-налоговой политики в городе. По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета осуществляется распределение общей суммы каждого платежа по срокам мобилизации. Такое распределение имеет большое значение, так как для каждого налога законом устанавливается свой порядок внесения средств и, следовательно, динамика платежей, осуществляемых в течение месяца, будет различаться. В основе распределения налоговых обязательств по срокам платежей лежит анализ временных рядов и практическая оценка специалистов. В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов различия между проектировками и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Обычно расхождения являются следствием неточностей в используемой для анализа экономической отчетности; непредвиденных изменений в законодательстве; изменений в системе налогового администрирования и степени соблюдения налогоплательщиками законодательства; других причин экономического, организационного, методического характера. Определение меры соблюдения налогового законодательства представляет большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты используют различные методы: · проведение косвенных оценок (для того, чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать информацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данными об объемах продаж); · анализ широкой информации о конкретной категории налогоплательщиков — для оценки достоверности, как декларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов проводятся специальные проверки налогоплательщиков и их контрагентов, результаты обобщаются до степени экономических показателей на уровне территории или государства в целом; · опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных по изучаемым и контрольным группам. Таким образом, налоговое планирование представляет собой комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Улучшение методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета в целом. Налоговый потенциал не следует отождествлять с объемом фактически собранных в регионе платежей, так как этот показатель призван отражать потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы. Оценка налогового потенциала региона основана на расчете налоговой базы. Она должна проводиться по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории. При установлении уровня налогового потенциала в первую очередь должны использоваться показатели, оказывающие определяющее влияние на формирование налоговой базы региона: · отраслевая специализация региона; · численность населения, соотношение городского и сельского населения; · объем валового регионального продукта; · количество и отраслевой состав предприятий региона, число крупнейших налогоплательщиков; · показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность в отраслевом разрезе; · уровень оплаты труда, величина задолженности по зарплате; · другие показатели и характеристики. Комплексная оценка макроэкономической ситуации в субъектах РФ в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы, разработкой предложений по совершенствованию налогового законодательства создает основу для своевременного и обоснованного составления плана налоговых доходов бюджетов всех уровней. Тема 4. Налоговое планирование в системе управления финансами организации. Формирование необходимых экономических и правовых условий, стабильной базы законодательства по налогам и сборам позволит с помощью прогнозирования и планирования в налогообложении перевести отношения организаций и государства на более высокий уровень. Составной частью финансовой политики организации является ее налоговая политика,которая призвана обеспечивать гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач. Налоговая политика реализует распределительную функцию финансов, регулируя распределение денежных доходов организаций и физических лиц между ними, с одной стороны, и государством, с другой. На уровне организации разработка методов и приемов оптимизации налоговых платежей при соблюдении налогового законодательства составляет главную задачу корпоративного налогового менеджмента. Целью корпоративного налогового менеджмента является, таким образом, минимизация расходов, связанных с налоговыми платежами организации и ее финансовыми результатами. Для реализации своей цели налоговый менеджмент участвует в разработке учетной политики, поскольку именно на основе данных бухгалтерского и налогового учета формируется отчетность организации перед налоговыми органами. Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики организации можно принять суммарную величину налоговых платежей, рассчитанную на очередной планируемый год при данном объеме продаж. При этом по каждому объекту налогообложения менеджмент организации разрабатывает и реализует мероприятия по формированию такой налоговой базы, которая приведет к снижению налоговых платежей при данном объеме продаж. Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым учетом и налоговым планированием. Налоговый учет- это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для, исчисления налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения налоговых отношений между государством и организацией. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на текущие изменения в законодательстве. Налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью организации и ее финансового положения. В экономической литературе встречаются различные определения налогового планированияв организации. Вот некоторые из них: а) использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального сокращения своих налоговых обязательств; б) планирование себестоимости и расходов из прибыли с целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему законодательству, извлечение дополнительных выгод организации путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства; в) целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет; г) искусство освобождать капитал от налогов. Содержанием налогового планирования, является организация и методика расчетов сумм платежей по каждому виду налогов на очередной финансовый год и/или на ряд лет (два-три года) и общего объема налоговых платежей. Результаты расчетов отражаются в налоговом бюджете организации, составляемом в рамках финансового бюджетирования на очередной год. Налоговое планирование включает следующие элементы: · налоговое поле - это перечень (совокупность) налогов, платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их прогнозные величины и сроки выплат; · налоговый календарь, который предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также своевременного представления отчетности; · стратегия оптимизации налоговых обязательств, включая мониторинг налоговых льгот и механизм их использования; · налаженный бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет, позволяющие получать оперативную и объективную информацию о хозяйственной деятельности для оптимального налогового планирования. Налоговое планирование различается в зависимости от того, действующая это организация или вновь создаваемая. Для вновь создаваемой организации учредители рассматривают варианты и принимают решение о выборе месторасположения организации, ее организационно-правовой формы, направлений деятельности и др. В зависимости от характера и масштабов решаемых менеджментом задач налоговое планирование можно подразделить на текущее(тактическое) и перспективное(стратегическое).  Рис.4 Виды налогового планирования. Текущее,или тактическое налоговое планирование играет важную роль в текущей деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования - минимизация налоговых обязательств организации при данном объеме продаж. К тактическому налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п. Тактическое налоговое планирование ограничено вопросами текущего года и призвано использовать налоговые льготы и пробелы в законодательстве, учитывать изменения и дополнения в нем. К сфере стратегического налогового планированияотносятся, прежде всего, вопросы размещения и выбора организационно-правовой формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, выбора амортизационной политики. Стратегическое налоговое планирование определяет долговременный курс организации в области легального снижения налоговых расходов. Возможности минимизации налоговых платежей на перспективу обусловлены следующими факторами: 1.Спецификой объекта налогообложения. 2.Спецификой субъекта налогообложения. 3.Определенные возможности для минимизации налога предоставляет метод налогообложения. 4.Широкие возможности легального уменьшения налогов существуют благодаря так называемым налоговым убежищам. 5. Различия в налоговых режимах отдельных стран могут обеспечить даже возможность ухода от налогообложения на основе неограниченной налоговой обязанности (резиденства). 6. Широкие возможности для налогового планирования дают международные соглашения об избежании двойного налогообложения Виды налогов и их классификация для целей налогового планирования Как уже отмечалось, все налоги подразделяются на три группы: · налоги на расходы (или налоги на сделки); · налоги на доходы (подоходные налоги); · налоги на имущество. Принципиальное отличие налогов на расходы от подоходных налогов заключается в том, что первые рассчитываются с валовой суммы сделки (т. е. всей суммы, которую уплачивает покупатель за приобретаемый товар или услуги), а вторые — с чистого дохода или прибыли от сделки (сделок). Это техническое отличие в способе определения налоговой базы между двумя группами налогов определяет и разный подход к их планированию. Для подоходных налогов решающим является способ определения (исчисления) чистого дохода, который предусматривает «очищение» валового дохода, получаемого от сделок (продаж), путем вычета из этого валового дохода соответствующих расходов или затрат, связанных с получением этого дохода. Налоги на имущество могут фиксироваться как твердая ставка с единицы имущества или в виде процента (доли) от стоимостной оценки имущества. Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, уплачиваемые по счетам издержек, и налоги, относимые на счет прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги, подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношений данного предприятия со своими контрагентами. Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных способах минимизации налоговых платежей: · использование льгот по уплате налогов; · разработка учетной политики; · контроль за сроками уплаты налогов. Использование льгот по уплате налогов. Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всех налоговых льгот, предоставляемых российским законодательством. Учетная политика влияет на финансовые результаты работы предприятий. Определение и грамотное применение элементов учетной политики - одно из условий эффективного налогового планирования. Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом планировании следует учитывать надежность банка. Если она внушает опасения, то банк надо менять, а налоги платить заранее. Использовать пятый принцип налогового планирования можно только в том случае, если банк надежный. Пути минимизации налогообложения необходимо оценивать с учетом тактики и стратегии развития предприятия. Сегодняшняя экономия может привести в последующем к финансовым потерям, снижению конкурентоспособности (например, включение всех затрат в себестоимость продукции не только снижает налоговую базу, но и приводит к повышению цен). Уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли. Уменьшение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому прежде чем выбрать способ минимизации, прежде всего, следует оценить его с точки зрения финансовых последствий для предприятия. Последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты финансовых ресурсов в распоряжении предприятия, и свободной прибыли. Налоговое право в странах рыночной экономики основывается на некоторых писаных и неписаных традициях и нормах, которые определяют общие «правила игры» между налоговыми властями и налогоплательщиками. Не все из этих правил приняты или даже известны в России, но поскольку без них невозможно цивилизованное исполнение столь важной общественной функции как налогообложение, то они внедряются в России. Во-первых, следует подчеркнуть тот факт, что сбор налогов как принудительное и безвозмездное изъятие государством части имущества гражданина в принципе выпадает из общей ткани правовых норм, определяющих имущественные и гражданские отношения в буржуазном обществе. Это противостояние налогообложения общей системе права выражается, в частности, в принятой в налоговом праве презумпции виновности. Если право во всех других сферах запрещает гражданину свидетельствовать против себя и своих близких и запрещает осуждение или вынесение наказания без доказательства вины, то налоговые законы, наоборот, исходят из того, что налогоплательщик обязан сам собирать и сообщать налоговый «компромат» против себя. А если он этого не делает или делает не в полном соответствии с установленными правилами, то он признается виновным в налоговых правонарушениях и несет соответствующее наказание. Таким образом, в налоговых делах налогоплательщик должен быть готов к тому, что именно ему придется доказывать свою налоговую невиновность. Кроме того, налоговые льготы или даже освобождения, предусмотренные законом для тех или иных групп налогоплательщиков от тех или иных налогов, не предоставляются автоматически. Налогоплательщик должен доказывать и обосновывать налоговым органам свои права на эти льготы, иначе он их просто не получит. Поэтому всякий налогоплательщик, желающий, чтобы его облагали налогами по закону, т. е. со всеми положенными льготами и скидками, помимо своей воли уже вступает в сферу налогового планирования. Во-вторых, принципом, определяющим отношения налогоплательщика с налоговыми органами, является истолкование всех неясностей в налоговых законах всегда в пользу налогоплательщика. Другими словами, налоговые власти ни при каких обстоятельствах не могут выходить за пределы вторжения в личные и имущественные права граждан, установленные законодателем. На практике это нередко приводит к таким ситуациям, что когда какое-то положение налогового закона не может быть эффективно исполнено без некоторого вмешательства в дела граждан, и право на такое вмешательство прямо не предусмотрено в тексте закона, то указанное положение закона практически теряет силу (поскольку не может быть исполнено без добровольного участия налогоплательщика). В этом случае только один выход - изменение законодательства. Этот второй принцип служит достаточно серьезным противовесом против первого принципа: ведь все законодатели тоже являются налогоплательщиками, и если первыми они бывают только временно, то последними - всегда, и потому к определению пределов полномочий налоговых органов в парламентах относятся особенно внимательно. В-третьих, правило свершившегося факта. Другими словами, всегда, кроме очень редких исключений, налоговые обязательства для налогоплательщика возникают только в результате свершившейся сделки, полученного в собственность имущества, реализованного (т. е. присвоенного в той или иной законной или даже незаконной форме) дохода, и т. д., но не в результате даже выраженных им самим намерений или обещаний. Во многих ситуациях это правило играет очень серьезную роль и может эффективно использоваться для защиты интересов налогоплательщика. Например, пока деньги не попали на счет налогоплательщика (или не были переданы ему прямо в руки, что, обычно, трудно доказать), даже если сделка, по которой ему перечисляются эти деньги, уже завершена, он не обязан сообщать об этом налоговым властям, и для него не возникает при этом никаких налоговых обязательств. В-четвертых, важным является также принцип «достаточной информированности» налогоплательщика. В соответствии с этим принципом именно на налоговые власти возлагается обязанность полного информирования налогоплательщика о его правах и о возникающих для него обязанностях, причем таким образом, чтобы эта информация была в разумных пределах доступна и понятна для всех потенциальных налогоплательщиков. При этом налоговые власти не имеют права взимать какие-либо сборы или платежи за эту информацию. В демократических странах этот принцип соблюдается до такой степени, что налогоплательщик освобождается от каких-либо штрафов и санкций за невыполнение им налоговых законов, если он докажет, что соответствующая информация не была доведена налоговыми властями или была доведена в ненадлежащей форме (например, в форме, допускающей ее неоднозначное толкование). В-пятых, еще один важный принцип относится исключительно к сфере подоходных налогов. Этот принцип гласит, что обложению налогом подлежат только «чистые доходы» налогоплательщиков. Другими словами, всякий налогоплательщик имеет подтвержденное законом право вычитать из полученных им денежных средств или имущества расходы, понесенные им в связи с этими приобретениями. Этот принцип широко используется в налоговом планировании, и часто бывает достаточно доказать, что полученные налогоплательщиком средства или имущество не являются для него «чистым доходом» (т. е. не приводят к увеличению общей суммы его имущества), чтобы полностью освободиться от соответствующих налоговых обязательств. Существует еще целый ряд менее значимых норм и правил, также активно используемых в налоговом планировании, но они уже интересны в основном профессионалам. Налоговое планирование в своих активных формах предполагает «подстраивание» налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменения формы или даже содержания его деятельности. Такие изменения должны, в первую очередь, касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий. Во-первых, это - объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения. Во-вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т. е. самого налогоплательщика. В-третьих, можно заменить и саму налоговую власть, т. е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую. И, наконец, в-четвертых, часто в довольно широких пределах можно менять сами обстоятельства (по крайней мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов. Тема 5. Методы налогового анализа и планирования Исследование состояния налоговых расчетов организации является составной частью корпоративного налогового менеджмента организации. Оно должно быть направлено на: · совершенствование регулирования денежных потоков; · определение возможностей роста финансовых ресурсов организации за счет экономии налоговых платежей; · предотвращения уплаты пени и налоговых штрафов. Содержание анализа налоговых расчетов организации состоит во всестороннем изучении состояния налоговых расчетов, оптимальности их налаженности и влияния на финансовое состояние организации. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления. Цель анализа налоговых расчетов организации — оптимальная схема организации налоговых расчетов организации на основе системного изучения всех ее составляющих. Задачами анализа налоговых расчетов организации являются: · идентификация реального состояния налоговых расчетов анализируемого объекта; · исследование налоговых расчетов, их сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами; · выявление изменений в состоянии налоговых расчетов в пространственно-временном разрезе; · установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии налоговых расчетов организации и учет их влияния на финансово-хозяйственные показатели деятельности анализируемого объекта; · прогноз основных тенденций. Правильный выбор цели и постановка задач анализа налоговых расчетов организации имеют большое значение. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное состояние налоговых расчетов организации. Вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, коммерческой и других видах деятельности предприятия. Функциями анализа налоговых расчетов организации являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная. Методика проведения анализа налоговых расчетов организации включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа. В анализе налоговых расчетов организации используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различным признакам. Общая схема анализа состояния налоговых расчетов включает несколько основных этапов. Этап первый. Прежде чем приступать к анализу налоговых расчетов, необходимо знать структуру системы налогообложения, основные принципы налогообложения и существующие функции налогов. После анализа всего налогового спектра России можно составить налоговое поле предприятия. В налоговом поле приводится весь перечень налогов, сборов, пошлин, лицензий и т.п., которые нужно платить предприятию. Каждый налог состоит из следующих основных параметров: · налоговая база; · ставка налога; · сроки уплаты. В соответствии с составленным налоговым полем определяется динамика каждого из уплачиваемых предприятие налогов за 2 и более года. По материалам исследования делаются выводы по состоянию динамики и отклонениям от предыдущего периода размера, каждого из начисленных к уплате налогов. Этап второй. Налоговая база анализируется с помощью коэффициентов прироста основных показателей налоговой базы т.к. имущество, фонд оплаты труда, выручка от реализации и прибыль организации (предприятия). Полученные результаты, оцениваются и связываются с материалами дальнейшего анализа налогообложения предприятия. Этап третий. Независимо от целей анализа налогообложения, этот процесс должен содержать оценку налогового бремени экономического субъекта. Расчет налоговой нагрузки - это отношение суммы всех налогов к величине доходов представляет собой удельный вес налоговых платежей в общем, объеме доходов и является характеристикой уровня совокупной налоговой нагрузки организации. При расчете этой характеристики общий объем доходов определяется суммированием выручки по кредиту бухгалтерских счетов реализации с учетом НДС, акцизов и экспортной пошлины (выручка-брутто), а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки». Полученный результат необходимо сравнить с средними данными по стране, отрасли и т.д. Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия, для более полной и объективной оценки уровня налогообложения предприятия. Основная идея анализа показателей налоговой нагрузки по группам (общие и частные), это учет соотношений налоговых обязательств к различным показателям хозяйственно-финансовой деятельности экономического субъекта. Выводы сделанные по полученным результатам можно рассматривать как данные для обоснования и оптимизации управленческих решений в области налогообложения. Этап четвертый. Изучается эффект от установленной организаций (предприятием) учетной и налоговой политики. Учетная и налоговая политики влияют на финансовые результаты работы организации (предприятия). Определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики – одно из условий эффективного налогового производства. Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета, т.е. снижение (рост) налоговой нагрузки вследствие избранного способа определения выручки от реализации в целях налогообложения. По материалам исследования делаются конкретные выводы об экономическом эффекте от установленной предприятием налоговой политики. Даются рекомендации по оптимизации учетной и налоговой политики организации (предприятия). Этап пятый. На данном этапе проводится оценка структуры налоговых платежей за ряд лет. В выводах раскрывается содержание структуры налоговых платежей, ее изменения. Проводится ранжирование на наиболее крупные и мелкие налоги. Показывается зависимости, возникающие в структуре налогов. Этап шестой. Изучается соблюдение сроков уплаты налогов в бюджет. Состояние налоговых расчетов с позиций соблюдения установленных законами сроков уплаты налогов следует рассматривать как одну из визуальных характеристик уровня платежеспособности организации (предприятия). Наличие просроченной задолженности по налогам, характеризует платежеспособность предприятия как неудовлетворительную в определенные моменты анализируемого периода и влечет за собой необходимость начисления и уплаты пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса (ч. I). На базе данных таб. 7 рассчитываются коэффициенты исполнения текущих налоговых обязательств перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Коэффициенты исполнения текущих налоговых обязательств определяются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) а величине начисленных налогов (взносов) за тот же период: Кин = налоги уплаченные / налоги начисленные (1) Общую величину задолженности фискальным органам характеризует коэффициент задолженности фискальным органам. Он определяется: Кз= З / Кв (2) где, З- стр. 623 +стр. 624 по форме № 1 «Бухгалтерский баланс»; Кв - это масштаб бизнеса организации, т.е. среднемесячная выручка. Она определяется как отношение валовой выручке по оплате к числу месяцев периода. Повышение уровня коэффициента задолженности фискальным органам характеризует увеличение удельного веса задолженности по налогам в общей сумме долгов предприятия. Определяется влияние на прибыль пени и штрафов, начисленных за налоговые правонарушения. Начисление пени в связи с несвоевременным перечислением налогов в бюджет равноценно уменьшает чистую прибыль и свидетельствует о несовершенстве управления денежными потоками предприятия. Начисленные штрафы в связи с налоговыми правонарушениями также равноценно уменьшают чистую прибыль и являются следствием неудовлетворительного состояния внутреннего контроля и низкого качества проведенного аудита бухгалтерской отчетности. По материалам исследования делаются конкретные предложения и рекомендации по соблюдению сроков уплаты налогов. Этап седьмой. Устанавливаются причины, воздействующие на величину каждого из начисленных налогов, рассчитывается размер их влияния на выявленные динамические изменения (отклонения от базовых величин) сумм налогов, т.е. производится факторный анализ налоговых платежей. Так, например, причины изменения НДС при условии реализации продукции по рыночным ценам (тарифам) и применения одной налоговой ставки могут быть изучены с помощью следующей простейшей модели, построенной на основе установленного порядка исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей взносу в бюджет (НДС): НДС = (РП * Нс + АП * Нр - A3 * Нр) - НДСп, (3) где, АП и A3 — авансы (предоплаты), соответственно, полученные и зачтенные при реализации; Нс — ставка НДС; НДСп ~ предъявляемая бюджету сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам. Причины изменения суммы налога на прибыль (НП) можно установить, пользуясь следующей моделью: НП = (РП - С + О + В) * Нс, (4) где, О — финансовый результат от прочих операций (операционные доходы за вычетом операционных расходов); В — финансовый результат от внереализационных операций (внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов); (РП-С+О+В)— прибыль (П) предприятия, содержание которой установлено в 25 главе Налогового Кодекса Российской Федерации. В случае необходимости проведения углубленного факторного анализа, приведенные комбинированные модели (3) и (4) могут быть в аддитивной их части расширены путем детализации каждого учтенного в них фактора-слагаемого. Аналогичным образом, исходя из установленного порядка исчисления соответствующего налога, можно построить факторные модели и по другим налоговым платежам. Факторный анализ позволяет наглядно представлять процесс формирования налоговых платежей, регулировать их размер и изыскивать возможности их снижения. Этап восьмой. Проведенный анализ состояния налоговых расчетов связать с текущим состоянием финансово-хозяйственной деятельности организации. Для этого нужно провести экспресс – анализ текущего состояния финансово-хозяйственной деятельности организации. Целью такого анализа является оценка текущего состояния, динамики экономического потенциала и рыночной деятельности. Для проведения экспресс – анализа используются данные финансовой отчетности организации. Он включаем в себя оценку состояния и динамики экономического потенциала и оценку имущественного положения организации. Экспресс – анализ текущего состояния финансово-хозяйственной деятельности организации поможет оценить реальную картину состояния организации за анализируемый период период. Этап девятый. Этот этап является заключительным этапом анализа состояния налоговых расчетов. Он включает в себя обобщение результатов проведенного анализа в виде конкретного заключения. Содержание заключения должно быть достаточно полным. Прежде всего, оно должно заключать в себе общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования. Следует охарактеризовать систему налогообложения исследуемого предприятия (общая, ЕНВД, и т.д.), выделить особенности налогообложения. После этого необходимо отразить динамику показателей налоговой нагрузки, налоговой базы, структуры налогов, налогового производства. В нем также обязательно показывается взаимосвязь состояния налоговых расчетов и финансовых результатов деятельности организации. В заключении необходимо обратить внимание на разработку направлении: · регулирования и снижения каждого на налоговых платежей и налоговой нагрузки в целом; · определение возможностей роста финансовых результатов за счет экономии налоговых платежей; · совершенствование управления денежными потоками в целях недопущения уплаты пени; · повышения качества внутреннего контроля и аудита бухгалтерской отчетности в целях предотвращения уплаты штрафных санкций за налоговые правонарушения. Анализ результативности организации налогового процесса в организации дает возможность корректировки налоговой политики организации, механизма налогового влияния на доходы и расходы Методы налогового планирования Одним из важнейших элементов налогового планирования является организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы. Налоговое планирование должно опираться на всю систему бухгалтерского и налогового учета. Ниже будут рассмотрены практические методы налогового планирования в рамках бухгалтерского и налогового учета, а также аналитической работы в организации. Ситуационный метод налогового планирования Общая схема ситуационного метода планирования приведена на рис. 4, где буквой «С» обозначены различные ситуации. В ситуационном методе налогового планирования можно выделить следующие этапы.  Рис.4- Общая схема ситуационного метода налогового планирования. 1. Формирование налогового поля организации. Налоговое планирование в организации всегда начинается с определения налогового поля. Под налоговым полем понимают совокупность налогов, которые надлежит уплачивать организации, их ставки и льготы по ним. Параметры налогового поля устанавливают по статусу организации, на основании ее устава и в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также соответствующими федеральными, региональными и местными нормативными актами. Составляется налоговый календарь - таблица, характеризующая налоговое поле организации. В эту таблицу помещается весь перечень налогов, сборов и других налоговых платежей, которые нужно будет платить организации. 2.Образование системы договорных отношений. Определение налогового поля организации тесно связано с выбором договорных отношений. Согласно уставу организации и на основании Гражданского кодекса РФ определяют виды договоров, на базе которых происходит взаимодействие организации с партнерами. Данную операцию целесообразно проводить комплексно: в рамках всей учетной политики организации. 3.Подбор типичных хозяйственных операций. В соответствии с используемым методом бухгалтерского учета на основании предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы выбирают типичные операции и действия, которые предстоит выполнять организации в планируемом году. 4.Определение возможных хозяйственных ситуаций. С учетом выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок определяют реальные хозяйственные ситуации, охватывающие все виды деятельности организации и реализуемые в двух и более сравнительных вариантах. 5.Предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций. По итогам сравнительного анализа проводят предварительный отбор оптимальных по финансовому результату и по суммарным налоговым платежам вариантов, которые оформляют в виде блоков бухгалтерских проводок. 6.Составление журнала хозяйственных операций. Из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляют журнал хозяйственных операций, который и служит реальной основой бухгалтерского и налогового учета. 7. Сравнительный анализ. Проводят исследования хозяйственных ситуаций и их уточненный сравнительный анализ. Различные ситуации сопоставляют по полученным финансовым результатам, налоговым платежам и возможным потерям, обусловленным штрафными и другими санкциями. Этот блок требует повышенного внимания. Во-первых, из-за серьезности целого ряда санкций и существенного размера потерь, которые необходимо исключить. Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты и получить определенный выигрыш в чем-то другом, например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений и т.п. После проведения анализа хозяйственной ситуации с помощью ситуационного метода целесообразно перейти к высшей ступени обобщения - к комбинированным расчетам и анализу, так как отдельные операции и даже блоки хозяйственных операций не всегда могут дать полный ответ на вопрос о минимизации налогообложения. Для этого используют численные балансовые методы налогового планирования и их комбинации. Эти методы позволяют приблизить экспериментальные расчеты ситуационного метода к реальным суммам налоговой экономии или перерасхода. Балансовые методы и их роль в налоговом планировании. Для выявления и измерения количественной зависимости между результатами оформления сделок или иных хозяйственных операций и суммами налоговых платежей организации ситуационный метод налогового планирования может быть дополнен численными балансовыми методами: · метод микробалансов; · комбинированный балансовый метод. Метод микробалансов. Для оценки того или иного варианта экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования выделяют крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные и переменные параметры. Эти блоки оформляют в виде бухгалтерских проводок и выполняют расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант. Исследования с помощью микробалансов основываются на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственной с оформлением нескольких вариантов проводок и составлением стольких же вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определять вариант с минимальным уровнем этих платежей. Различают простые и замкнутые (приведенные) микробалансы.Простые микробалансы рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих не только содержание и экономический смысл хозяйственной ситуации, но и достаточно строго отражающих форму реализации данной ситуации. Их лучше всего использовать, когда необходимо получить качественное сравнение вариантов, или в тех случаях, когда разные варианты хозяйственной ситуации описываются однотипным блоком бухгалтерских сводок и налоговых регистров и поэтому количественно легко сопоставимы. Замкнутые микробалансы (или микробалансы замкнутых хозяйственных систем) рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок и налоговых регистров, описывающих, главным образом, содержание и смысл хозяйственной ситуации. При этом блок бухгалтерских проводок и налоговых регистров дорабатывается по экономическому смыслу до такой системы хозяйственных операций, которая носит замкнутый характер. У этой системы есть четкий вход в виде поступления выручки и четкий выход в виде инка денег на расчетном счете и в кассе после завершения данного варианта ситуации и осуществления необходимых расходов по ее реализации. Замкнутые микробалансы дают возможность получать качественную и количественную сравнимость любых (в том числе весьма разноплановых) вариантов. Представление хозяйственной деятельности организации в виде замкнутой системы позволяет при налоговом планировании и прогнозировании финансовых результатов использовать распространенный за рубежом метод анализа денежных потоков. Комбинированный балансовый метод налогового планирования. В рамках комбинированного метода блок договоров, как исходный, увязывается с блоком хозяйственных операций и с налоговым полем. Блок хозяйственных операций содержит в себе совокупность приемов кодировки разнообразных хозяйственных действий и ситуаций в виде бухгалтерских проводок. Налоговое поле также отображается комплексом бухгалтерских проводок. Оба указанных блока формируют с помощью специального алгоритма замкнутую систему хозяйственных операций, Позволяющую получать финансовый результат в явном виде. За блоком финансового результата следует блок анализа и прогноза, в алгоритм которого заложена система принятия решения. Для учета случайных и статистических воздействий в схему включены соответствующие корректирующие блоки (по блоку случайных величин, например, надежность банков, страховых компаний). В общем виде алгоритм комбинированного метода представлен на рис.6 Вариант системы договорных отношений с помощью блоков хозяйственных операций и налогового поля сводится к замкнутой системе хозяйственных операций. Рассчитывается ее баланс при выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по сумме налоговых платежей, размеру нераспределенной прибыли. Если результаты анализа удовлетворяют, то на этом расчеты прекращаются, либо дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин. При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования или договорных отношений и анализ продолжается.  Рис. 6 Общая схема комбинированного балансового метода. Таким образом, и ситуационный, и численные балансовые методы налогового планирования связаны с решением обратной задачи бухгалтерского и налогового учета, подчиненной идее поиска путей достижения положительного финансового результата уже на ранних стадиях учета. Если бухгалтер будет действовать по трад |