МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подходы к пониманию технологической культуры





В рамках первого подхода, технологическая культура рассматривается как четвертая универсальная культура, наряду с мифологической, космологической и антропологической культурами. Под универсальной культурой при этом понимается система эпистемических принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

В рамках второго подхода технологическая культура рассматривается как совокупность знаний и регулятивов, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. [10] Сторонники данного подхода утверждают, что, хотя специфическое понимание культуры сформировалось только к концу XX, началу XXI веков, «деятельностная природа» технологии позволяет (при условии ретроспективного, под технологическим углом зрения, рассмотрения деятельности в прошлых эпохах) говорить о технологии и технологических революциях чуть ли не с неолита [27]. При этом, одними из основных критериев, отличающих технологию от других способов деятельности человека выступают стремление к стандартизации, оценка эффективности (стремление к оптимальности) и наличие функциональной знаковой составляющей.

Наконец, третья трактовка опирается на определение культуры как общего процесса развития, степени совершенства в овладении чем-либо. В данном случае речь идет об овладении преобразующей деятельностью. Именно в этом значении понятие технологическая культура чаще всего применяется в педагогике.

Концептуальные основы педагогического понимания технологической культуры следует искать в философии техники. Именно в работах таких философов, как П.К.Энгельмейер, М. Хайдеггер, Х. Сколимовски и др. впервые прозвучали идеи необходимости осмысления сущности техники и технологии, комплексной оценки их последствий.

В философии техники можно встретить два различных подхода к определению роли техники и технологии в культуре и жизни человека. Сторонники первого подхода – технофобы - рассматривают технику и технологию как источник фатальной опасности. Технологический прогресс рассматривается как пагубный для человечества, в нем видят источник девальвации культурных ценностей и потенциальной опасности уничтожения нашей среды обитания. Сторонники технократизма, напротив, убеждены в необходимости и благотворности технического прогресса и склонны с оптимизмом оценивать технологизированное будущее.

Идеи, на основании которых формировалось педагогическое представление о технологической культуре, занимают промежуточное положение между данными подходами. Согласно им – источник опасности не техника технология сами по себе, а нежелание человека отдавать себе отчет в последствиях их использования. . «Не пресловутая атомная бомба, — пишет Хайдеггер, — есть, как особая машинерия умерщвления, смертоносное. То, что уже давно угрожает смертью человеку и притом смертью его сущности, — это абсолютный характер чистого воления в смысле преднамеренного стремления утвердить себя во всем. То, что угрожает человеку в его сущности, есть волевое убеждение, будто посредством мирного высвобождения, преобразования, накопления сил природы, а также управления ими человек может сделать человеческое бытие для всех более сносным и в целом счастливым» [27]



«Опасна не техника сама по себе. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее существа.

Главная опасность по Хайдеггеру не в технике, не в «технизации жизни» [26] Нет никакой демонии техники, но есть опасность непонимания ее сущности. Важнейшая задача – это найти технике «внетехническое» обоснование, определить ее истинную перспективу в истории человеческой культуры.

Сторонники идеи формирования технологической культуры, как культуры преобразовательной деятельности человека призывают отказаться от одностороннего понимания технологии, как средства выживания человека и рассматривать ее, прежде всего, как средство его формирования и развития, ведь проблема выживания и приспособления человека к внешней природе существенным образом зависит от проблемы развития человека. Заявляется необходимость перехода к новому стилю мышления на основе отказа от диктатуры, односторонней идеи господства, насилия, которая в обществе привела нас на грань ядерной катастрофы, в отношении к природе – к экологическому кризису, в духовной сфере – к одномерному человеку-потребителю, доказав тем самым свою ущербность.

Проблема формирования и развития технологической культуры в отечественной и зарубежной педагогике относительно молода: она была заявлена только в конце XXв. В России начало разработки этой проблемы связано с именами идеологов технологического образования, инициаторов введения в 1993г. в базисный учебный план Образовательной Области Технология В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и П.Р. Атутова.

По определению Ю.Л. Хотунцева, технологическая культура – это культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности, которая включает в себя знания, умения и навыки преобразующей деятельности (когнитивный компонент), эмоционально – нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный компонент) и готовности действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный компонент).

В.Д. Симоненко и Н.В. Матяш включают в структуру технологической культуры, помимо прочего, технологические знания, технологические умения и навыки, технологическое мировоззрение, технологическую этику и технологическую эстетику.

Что из себя представляют данные компоненты и каким образом они отражают те идеи перестройки позиции человека относительно технологий, о которых мы сказали выше?

Технологические знания. Помимо представлений о технике и технологии, как результате интеллектуальной, эмоционально – психической и трудовой деятельности человека, информации об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей, технологические знания предполагают формирование таких базовых понятий как технологическая культура, технологическая среда, преобразовательная деятельность, технологическая этика и т.п. Таким образом создается понятийная база для осознанного, рефлексивного восприятия технологий, и в последствии, для осознанного их применения.

Другая важная особенность технологических знаний как компонента технологической культуры – обязательное формирование представления о связях технологической, естественно-научной и гуманитарных областях знания. С чем это связано? С одной стороны, можно констатировать, что экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не столько научно-техническим прогрессом, сколько недостаточным распространением в обществе научных знаний и культуры в общем смысле этого слова. Поэтому сейчас много внимания уделяется гуманитарному образованию, гуманизации общества. Для человека одинаково важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль.[31]

С другой стороны, влияние науки на все сферы жизни стремительно растет. Следует признать, что на нашу жизнь, на судьбы цивилизации, в конечном счете, открытия ученых и технические достижения, с ними связанные, повлияли гораздо больше, чем все политические деятели прошлого. В то же время уровень естественнонаучного образования большинства людей остается невысоким, и, более того, продолжает падать. [11] Тотальная гуманитаризация, сопровождающаяся уменьшением количества часов, отводимых на изучение дисциплин естественно-научного цикла негативно сказывается на формировании у учащихся целостной картины мира. Плохо или неверно усвоенная научная информация делает людей восприимчивыми к антинаучным идеям, мистике, суевериям. Кроме того, незнание естественно-научных основ функционирования технологий делает невозможным их продуктивное использование и оценку возможных последствий. Как результат – поколение «пользователей», неспособных соотнести свою деятельность с теми изменениями, которые она порождает в окружающей действительности. [31]. Преодоление этого противоречия, формирование "человек культуры", причем здесь имеется в виду культура единая: как гуманитарная, так и естественнонаучная, - одна из задач, которая ставится перед технологическим образованием.

Технологические умения в составе технологической культуры это не только и не столько конкретные профессиональные умения, связанные с совершенствованием овладения конкретными технологиями. Это, прежде всего умения осуществлять оптимальный выбор способов преобразовательной деятельности с учетом их последствий для человека, общества и окружающей среды. Введение в целевую сферу триумвирата «человек – общество – окружающая среда» - принципиальное отличие гуманистического подхода к оценке результативности технологий.

Особого упоминания заслуживает технологическое мировоззрение. В.Д. Симоненко выделяет следующие положения технологического мировоззрения:

Общественное развитие определяется способом преобразовательной деятельности людей, а также уровнем технологической культуры человека и общества. Выбор способа производства должен определяться не только результатом деятельности, но и социальными, экономическими, психологическими, эстетическими и другими факторами, а также последствиями его применения. Человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию в информационно и технологически насыщенном мире и т.п. Но, пожалуй, главная составляющая технологического мировоззрения – осознание императива глобальной ответственности каждого человека за будущее планеты. Если соотнести влияние, которое оказывает на окружающую среду каждый конкретный человек сегодня и пару веков назад, мы увидим, насколько «больше места» мы стали занимать. И речь идет не только о глобальных последствиях ошибочных действий одного человека, которые стали возможны «благодаря» высоким технологиям и автоматизированным системам управления. Речь идет о тех ресурсах, которые идут на обеспечение повседневной жизни. Принимая во внимание все возрастающее количество людей на земле и их постоянно расширяющиеся потребности, необходимо признать, что многие глобальные проблемы могут быть решены только при условии, что каждый житель планеты (или хотя бы подавляющее большинство) осознает свою роль в их решении и свою ответственность.[23]

Следующий важный компонент – технологическая этика. Длительное время точная наука и технологии на ее основе существовали вне этических категорий. Причины были различны. На ранних этапах развития науки познание мира, как основная заявленная ценность, оправдывала любое движение вперед. В эпоху холодной войны доводы этики и морали отступали перед лицом государственной необходимости, вспомним историю создания атомной и водородной бомбы. Сегодня «демоном – искусителем» часто выступает материальная прибыль. Как следствие, часто можно услышать, что техника и точные науки отрицательно влияют на мораль, что открытие атомной энергии и выход человека в космос - преждевременны. В наши дни успехи биологии породили бурные дискуссии о допустимости исследовательских работ по клонированию высших животных и человека, в которых проблема науки и технологии рассматривается с точки зрения этики и религиозной морали .

Известный писатель и философ С. Лем в своей книге «Сумма технологии» опровергает эти взгляды, утверждая, что технологию следует признать "орудием достижения различных целей, выбор которых зависит от уровня развития цивилизации, общественного строя и которые подлежат моральным оценкам. Технология дает средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления - это наша заслуга или наша вина" [16].

Иными словами, технологии и научные достижения не могут рассматриваться как заведомо враждебные культуре. Но и освобождение их от этической оценки неправомерно. При этом технология должна быть этична не только по отношению к человеку, но и по отношению к окружающей среде.

Последняя составляющая технологической культуры – технологическая эстетика. На первый взгляд этот компонент может быть оценен как малозначащий. Однако это не так. Для человека индустриальной эпохи основным источником эстетического становится окружающая его внешняя среда, в отличие от прежних эпох, когда таковой выступала природа. Поэтому внешнее оформление и дизайн вещного мира весьма важны. В этом смысле эстетические свойства вещной среды (производственной, городской, бытовой) зачастую можно определить как удручающие, а значит и антигуманные.[28] Подтверждение важности эстетического компонента можно найти в многочисленных психологических исследованиях, посвященных исследованию влияния «внешнего вида» объектов окружающей среды на здоровье и эмоциональное состояние человека.

 

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в современной педагогике технологическая культура понимается как сложное, многокомпонентное явление идеологической основой которого является соцокультурное переосмысление роли технологии, отказ от утилитаризма в отношении природы. Технология рассматривается не как средство преобразования природы, а как средство вживания человека и общества в природу, при котором гармонично сочетаются как природа человека, так и внешняя природа. Формируется ценностное понимание природы, благодаря чему осознается равноправие обоих членов отношения человек – природа. Тем самым исключается понимание человека как машины, природы как машины, антропоморфное понимание природы. Отношения «человек – техник – природа» в рамках педагогической концепции технологической культуры – это не отождествление и не противопоставление их друг другу, а определение их места в культуре, что дает возможность избежать опасных последствий, неизбежных при упрощенном понимании этого нетривиального [30] Формирование технологической культуры направлено на преодоление ориентации технологического мышления на практический эффект, его техноцентризма, утилитаризма, инструментализма. Утверждается необходимость учета культурных ценностей, в которых создается и функционирует технология. Таким образом, дистанция от идеи до ее практического воплощения возрастает не только за счет ее теоретичности, но и благодаря ценностной нагруженности.

Только такое, не слепое, а критическое отношение к технологическому прогрессу в контексте культуры является условием выживания и развития человечества. В связи с этим утверждение идеологов технологического образования о том, что технологическая культура должна быть сформирована у каждого человека, и выступать базовой основой для формирования общей культуры, представляется вполне обоснованным.


 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.