Методика расчета общенаучного и учебно-исследовательского эффекта НИР Общенаучный эффект характеризуется приростом новой научно-технической информации, полученной в результате проведения НИР и предназначенной для дальнейшего развития науки. Показатель общенаучного эффекта (ЭН) определяется как ЭН=0,6·КН+0,4·КР, (2.8) где КН – показатель ценности научной информации; КР – показатель уровня распространения информации; 0,6 и 0,4 – весовые коэффициенты показателей. Выберем значение коэффициента ценности научной информации ( приложение Б, таблица Б5). НИР имеет элементы новизны в постановке задачи и методах исследования. Результаты НИР систематизируют и обобщают имеющиеся сведения, определяют пути дальнейших исследований, найдена связь между известными фактами. В ходе работы были разработаны более простые способы для достижения прежних результатов. Исходя из всего вышесказанного, показатель ценности научной информации КН = 6. Показатель уровня распространения информации (КР) определяется по формуле КР =0,56·КР1 + 0,44·КР2, (4.9) где КР1 – показатель уровня представления результатов НИР в научных публикациях; КР2 – показатель уровня представления результатов НИР на научных конференциях; 0,56 и 0,44 – весовые коэффициенты показателей. Показатель КР1 рассчитывается как (2.10) где РОБ – общее количество исполнителей темы, чел.(2); НПК – количество k – го вида научных публикаций по материалам НИР; ВКК – показатель относительной важности k – го вида научных публикаций (приложение Б, таблица Б6). Показатель КР2 определяется как (2.11) где Нкк - количество докладов и сообщений k – го вида на научных конференциях по материалам НИР; ВКК – показатель относительной важности k – го вида конференций (приложение Б, таблица Б6). Результаты расчетов по приведенным выше формулам сведены в табл. 4.12. Таблица 2.12 - Результаты расчета общенаучного эффекта НИР Показатель | Значение показателя | ВП1 | | ВП2 | | ВП3 | 0,5 | НП1 | | НП2 | | НП3 | | ВК1 | | ВК2 | | ВК3 | | ВК4 | 0,5 | НК1 | | НК2 | | НК3 | | НК4 | | КР1 | | Продолжение таблицы 2.12. | КР2 | | КР | 6,4 | КН | | Эн | 6,26 | Учебно-исследовательский эффект проявляется в различных сторонах учебной и научной деятельности вузов и характеризуется уровнем соответствия НИР профилю подготовки специалистов, повышения качества их подготовки, повышения квалификации преподавателей, совершенствования методики и организации обучения. Показатель учебно-исследовательского эффекта (Эу) определяется как Эу=0,41·КК+0,22·КМ+0,37·Кс, (2.12) где КК – показатель уровня влияния НИР на повышение квалификации преподавателей; КМ – показатель уровня влияния исследования на совершенствование методики и организации обучения; КС – показатель уровня влияния НИР на повышение качества подготовки специалистов. В свою очередь, эти показатели определяются следующим образом КК=0,55·КК1+0,45·КК2, (2.13) где KK1 – показатель уровня охвата коллектива исполнителей НИР работой над диссертациями; КК2 – показатель уровня участия преподавателей и аспирантов в данной НИР. Показатель КК1 рассчитывается как КК1=20· , (2.14) где РД – количество исполнителей НИР, работающих над диссертациями. Показатель КК2 определяется по формуле КК2=10· , (2.15) где РПА – количество преподавателей и аспирантов, участвующих в данной НИР. Показатель уровня влияния НИР на совершенствование методик и организации обучения (КМ) рассчитывается КМ=0,31·КМ1+0.48·КМ2+0,21·КМ3, (2.16) где КМ1 – показатель уровня использования результатов НИР в публикациях учебного назначения; КМ2 – показатель уровня использования результатов НИР в курсах лекций; КМ3 – показатель уровня использования результатов НИР в методических разработках учебного назначения. Показатель КМ1 определяется по формуле КМ1= , (2.17) где ВМК – показатель относительной важности к-го вида публикаций (приложение Б, таблица Б6); ПМК –·количество к-го вида публикаций; Показатель КМ2 рассчитывается по формуле КМ2= , (2.18) где ВЛК – показатель относительной важности к-го уровня использования результатов НИР в курсах лекций (приложение Б, таблица Б6); ЛЛК – количество работ к-го направления использования результатов НИР в курсах лекций Показатель КМ3 рассчитывается по формуле КМ3= , (2.19) где Врк – показатель относительной важности к-го уровня использования результатов НИР в методических разработках учебного назначения (приложение Б, таблица Б6); Мрк – количество работ к-го направления использования результатов НИР в методических разработках учебного назначения. Показатель уровня влияния результатов НИР на повышение качества подготовки специалистов (Кс) определяется как Кс = 0,41·KC1+0,34·KC2+0,25·KC3, (2.20) где KC1 – показатель уровня участия студентов в данной НИР; КС2 – показатель уровня представления результатов НИР в докладах на студенческих конференциях; КС3 – показатель уровня представления результатов НИР в курсовых и дипломных проектах. Показатель KC1 определяется по формуле КС1=10·ФОБ/(Т·12·РОБ), (2.21) где ФОБ – общее количество человеко-месяцев, отработанное студентами-совместителями по теме; Т - продолжительность темы в годах. Показатель КС2 рассчитывается как КС2= , (2.22) где Вск – показатель относительной важности к-го уровня представления результатов НИР в докладах на студенческих научных конференциях (приложение Б, таблица Б6); Скк – количество студентов-исполнителей данной НИР, принявших участие в к-ом виде конференции; СОБ – условное количество студентов, участвующих в данной НИР в течение года, в пересчете на полную занятость, которая определяется по формуле СоБ=ФоБ /12·Т. (2.23) Показатель КС3 рассчитывается как КС3=(4·СК+10·СД)/СОБ, (2.24) где Ск и Сд – соответственно количество курсовых и дипломных проектов, выполненных по результатам данной НИР. Интегральный показатель общенаучного и учебно-исследовательского эффекта (ЭИН) определяется как ЭИН=0,55·ЭН+0,45·ЭУ. (2.25) Эффективность (Е) можно рассчитать по формуле Е= , (2.26) где Эр – расчетный (научный, учебно-исследовательский или интегральный) эффект НИР, баллы. ЭН – количественная оценка нормативного эффекта НИР, равного 10 (рассчитан исходя из максимальных значений частных показателей). НИР эффективна при Е > 0.33. Результаты расчета сводятся в табл. 4.13. Таблица 4.13 - Результаты расчета учебно-исследовательского эффекта НИР Показатель | Значение показателя | СОБ | | ФОБ | | РОБ | | СК | | СД | | ВС1 | | ВС2 | | ВС3 | | Т | 0.33 | Кс1 | | КС2 | | Кс3 | | Кс | 5,32 | КМ | 2,52 | КМ1 | | КМ2 | | КМ3 | | ВМ1 | | ВМ2 | | ВМ3 | | Продолжение таблицы 2.13. | ПМ1 | | ПМ2 | | ПМ3 | | ВЛ1 | | ВЛ2 | | Вл3 | | Вл4 | | ЛЛ1 | | ЛЛ2 | | Лл3 | | Лл4 | | ВР1 | | ВР2 | | ВР3 | | МР1 | | МР2 | | МР3 | | РД | | РПА | | Кк2 | | Кк1 | | Кк | 12.25 | Эу | 7,56 | Эин | 3,84 | Эр | 3,8 | Е | 0,38 | 4.8 Выводы по организации и планированию НИР В организационно-экономической части дипломного проекта были рассчитаны затраты на научно-исследовательскую работу; разработан календарный план проведения НИР; были произведены расчеты сметной стоимости и договорной цены НИР и общенаучного и учебно-исследовательского эффекта НИР. Также была доказана целесообразность разработки НИР, которую можно представить в виде таблицы 4.14. Таблица 4.14 – Показатели организации и планирования НИР Показатели | Значение показателей | 1 Коэффициент научного уровня разработки | 0,66 | 2 Коэффициент научно-технического уровня разработки | 0,76 | 3 Трудоемкость выполнения темы НИР, чел./ч. | | 4 Численность сотрудников по теме, чел. | | 5 Материальные затраты, р. | | 6 Основная заработная плата исполнителей темы НИР, р. | | 7 Себестоимость НИР, р. | | 8 Договорная цена НИР, р. | | 9 Прибыль, р. | | ПРИЛОЖЕНИЕ А  |