МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Введение Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д. В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества. Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной поддержке населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным. Сегодня социальная поддержка населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится поддержка всего населения от прогрессирующего обнищания. В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной поддержки населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем. Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной поддержки, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов. Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены. Именно поэтому целью данной работы является анализ изучения социальной поддержки граждан в Российской Федерации. Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие мер социальной поддержки Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, где определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции Российской Федерации так же рассматриваются вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется вследствие действия ряда объективных факторов: 1. носящих общественно-международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения); 2. носящих национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры и пр.), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов; 3. носящих региональный характер, в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития производительных сил и социальной инфраструктуры и пр.; 4. носящих локальный характер, связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения. К настоящему времени в Российской Федерации сформирована система социальной поддержки граждан, элементами которой являются: 1. граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки: 2. органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.); 3. организации, подведомственные уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления, предоставляющие меры социальной поддержки гражданам; 4. государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации); 5. межведомственные координационные органы (комиссии, советы); 6. благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности. Действующая система социальной поддержки граждан в Российской Федерации базируется на ряде принципиальных положений, в том числе: 1. добровольность предоставления мер социальной поддержки; 2. безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки. В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация. Расширяется сфера применения страховых принципов в предоставлении мер социальной поддержки. Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до уровня прожиточного минимума пенсионера. Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения. В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан осуществляется поэтапное реформирование организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения. Совершенствуются институционально-правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги. Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Российской Федерации являются следующие: 1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а так же государственными внебюджетными фондами. 2. Сочетание страховых и не страховых принципов предоставления мер социальной поддержки граждан и их финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе: - профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебные приставы, сотрудники органов безопасности и внешней разведки, таможенных органов, органов пожарной охраны, Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.; - категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются: а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда), б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами; г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, получение образования, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах (медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и др.); - адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и др. 5. Дифференциация форм социальной поддержки граждан, с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая: ü предоставление мер социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала (МСК), социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и др.; ü предоставление мер социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорных и беспризорных детей (далее по тексту - социальные услуги) и т.п.; ü предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение жильем за счет бюджетных средств; предоставление набора социальных услуг (обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление проездных документов для бесплатного проезда на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), обеспечение топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.; ü предоставление мер социальной поддержки в форме льгот - оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования; внеочередное обслуживание учреждениями связи, культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями, предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в учреждения социального обслуживания; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; внеочередная установка квартирного телефона и пр. 6. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки - постоянная, на определенный срок, либо разовая. 1.2 Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами РФ Подходы к принципам формирования, формам предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации в целом соответствуют зарубежной практике. В экономически развитых странах социальная поддержка граждан так же базируется на сочетании принципов страхования, социальной помощи, социального обеспечения, попечительства (Бельгия, Дания, Великобритания, Португалия, Ирландия и др.). В то же время, имеются различия, обусловленные особенностями истории развития России, происходящими изменениями политической системы и федеративных отношений, переходом от централизованно-планируемой к рыночной экономике, не носящие принципиального характера. Отдельные элементы зарубежной практики, способствующие повышению уровня, качества и эффективности социальной поддержки населения, в том числе, предусматривающие расширение сферы применения адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, основанного на оценке нуждаемости, развитие надомного социального обслуживания, в том числе путем индивидуального (персонального) социального сопровождения отдельных категорий граждан, патроната, расширение масштабов участия социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг населению предполагается реализовать в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". Внедрение этих механизмов в практику социальной поддержки населения Российской Федерации не только не потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а наоборот, будет способствовать их оптимизации. Важнейшими количественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Российской Федерации являются следующие. 1. Значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме. Ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета получили: ü инвалиды войны; ü ветераны Великой Отечественной войны; ü инвалиды (включая детей-инвалидов); ü родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; ü лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; ü Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Более 2/3 данного контингента получателей (75,3%) составляют инвалиды (включая детей-инвалидов). Помимо вышеперечисленных категорий населения, относились также: Ø труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; Ø доноры (кроме граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР"); Ø пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям, лица старших возрастов; Ø пенсионеры из числа бывших государственных служащих; Ø лица, удостоенные региональных почетных званий, имеющие особые заслуги; Ø ветераны военной службы; Ø участники вооруженных конфликтов в мирное время; Ø члены семей погибших; Ø граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию; Ø граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими, тяжелыми и т.п. заболеваниями; Ø дети из отдельных категорий семей (многодетные, неполные, студенческие, с родителями-инвалидами и т.п.); Ø дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством); Ø малоимущие граждане, лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода; Ø отдельные категории специалистов, студенты, учащиеся, школьники; Ø беременные женщины и кормящие матери; Ø семьи с детьми и прочие категории. Наиболее массовой группой получателей регулярных денежных выплат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации являлись ветераны труда. Новым категориям населения меры социальной поддержки представляются путем все более полного учета объективных потребностей получателей, с использованием механизма адресности. Результатом является, судя по данным Росстата, рост абсолютных и относительных показателей, характеризующих масштабы социальной поддержки граждан (семей) за счет средств субъектов Российской Федерации в денежной форме на основе проверки нуждаемости. Одновременно с этим в субъектах Российской Федерации сохраняется практика применения механизма адресности при назначении и выплате ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет, а также при предоставлении нуждающимся семьям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и др. В еще больших объемах социальные услуги предоставляются в нестационарных условиях и на дому. Ежегодно в этих условиях социальные услуги предоставляются порядка 14 -15 млн. человек, в том числе: 1. службами (отделениями) срочного социального обслуживания - 12,6 млн. человек; 2. центрами социального обслуживания и отделениями социального обслуживания на дому - 1,7 млн. человек; 3. социально-реабилитационными службами - 550 тыс. человек; 4. специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста инвалидов - 90 тыс. человек. Меры социальной поддержки граждан в форме социальных услуг предоставляются также путем организации и ежегодного предоставления санаторно-курортных услуг по медицинским показаниям более 420 тыс. человек, а также отдыха и оздоровления детей, которым охвачено более 8 млн. школьников. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на предоставление мер социальной поддержки, по данным годовых отчетов Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, ежегодно возрастают в абсолютном выражении. 1.3 Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами субъектов РФ ( на примере Алтайского края) В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база. Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Соотношение этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых-третьих и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения. В крае действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии. Эффективное функционирование системы социальной поддержки населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода. Выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг являются приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере. Актуальным остается обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом на первый план выходит информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг. Государственная программа разработана для повышения доступности качественных услуг в сфере социальной защиты населения, обеспечивающих социальные гарантии государства гражданам в Алтайском крае, создания благоприятных условий для предоставления социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите, совершенствования системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержки семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития сектора социальных услуг, эффективной системы социального обслуживания и оказания социальных услуг в рамках социальных гарантий. В рамках государственной программы реализуются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам Алтайского края, учитывающие особенности контингента получателей, в том числе осуществляется реализация государственной политики: 1. по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечению отдельных категорий граждан пособиями, компенсациями и иными выплатами; 2. по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям, семьям с детьми, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 3. по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4. в области социального обслуживания населения; 5. в отношении инвалидов, проживающих на территории Алтайского края. Одной из ключевых задач в сфере социальной защиты населения является своевременное и качественное обеспечение прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки. Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и направлена на улучшение качества жизни и материального положения граждан, в том числе на благополучие граждан старших возрастов, на инвестиции в человеческий капитал. Меры социальной поддержки граждан являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В Алтайском крае выполняются все обязательства по предоставлению социальных гарантий различным категориям граждан. Получателями выплат являются около 900 тысяч человек - почти треть жителей Алтайского края. В основном это ветераны труда, труженики тыла, малообеспеченные граждане, семьи с детьми. Более 50% льготников получают одновременно несколько мер социальной поддержки. В настоящее время органы социальной защиты населения Алтайского края предоставляют гражданам более 60 мер социальной поддержки в денежной форме, которые систематически индексируются в целях недопущения снижения уровня и ухудшения условий их предоставления. Расходы на эти цели за счет средств федерального бюджета –по годам: 2014 год – 3 615 900,4 тыс. рублей; 2015 год – 4 032 364,4 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета -по годам: 2014 год – 11 550 243,2 тыс. рублей; 2015 год – 11 146 412,0 тыс. рублей. Значимым направлением деятельности является оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде предоставления субсидий гражданам с низкими доходами. Другой наиболее востребованной мерой социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг является компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам. Несмотря на пожертвование бюджета края, все обязательства перед гражданами, которые получают льготы, выполняются в полном объеме. В Сибирском федеральном округе Алтайский край занимает 5 позицию по доле выплачиваемых гражданам льгот от общей численности населения в регионе. Получателями ежемесячной денежной выплаты являются 250 тысяч ветеранов труда, свыше 1 тысячи тружеников тыла и свыше 13 тысяч жертв политических репрессий. Осуществляется реализация мер социальной поддержки граждан, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации: гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и другим. Услугами организаций социального обслуживания (центров социальной помощи, кризисных и реабилитационных центров, социальных приютов) пользуется значительная часть жителей края (около 300 тысяч человек), 6 тысяч человек проживают в домах-интернатах. Работа по оптимизации сети организаций (отделений) социального обслуживания позволила: 1. полностью ликвидировать очередность в дома-интернаты общего типа; 2. устранить очередность в детские дома-интернаты; 3. сократить очередность в стационарные организации психоневрологического профиля. Кроме того, укрупнение организаций и создание 24 комплексных центров социального обслуживания населения позволило сократить расходы на содержание административно-управленческого персонала и увеличить уровень заработной платы специалистов, повысить эффективность использования имущества и снизить часть хозяйственных расходов (на приобретение программного обеспечения, лицензирование, доставку продуктов питания), сохраняя при этом высокое качество предоставления социальных услуг. В Алтайском крае ведется последовательная социальная политика, направленная на поддержку семей с детьми, в том числе многодетных семей. Семьям, имеющим детей, через органы социальной защиты населения выплачивается 20 видов пособий и компенсаций, из них 10 установлены законодательством Алтайского края и 10 - федеральным законодательством. Общее число получателей данных выплат составило более 200 тыс. человек (на 300 тыс. детей). Размеры пособий и социальных выплат семьям, имеющим детей, ежегодно индексируются. Проводимая государственная семейная политика позволяет повысить уровень жизни семей с детьми и улучшить демографическую ситуацию в Алтайском крае. С учетом ожидаемого изменения демографической ситуации в крае и сохранения бедности семей, имеющих детей, можно предполагать, что потребности указанных семей в мерах социальной поддержки не только не сократятся, но и возрастут. Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в Алтайском крае принят указ Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 N 80 "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет". Указанная ежемесячная денежная выплата производится с целью достижения позитивной демографической тенденции в крае. Приоритетом государственной политики является развитие замещающего семейного устройства, в крае реализуются социально значимые программы и проводится комплекс мероприятий, направленных на снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан проводится поэтапное реформирование организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения, создан задел развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения. Совершенствуются институционально-правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги. Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Продолжается совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией и решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы жителей края. Разработаны и утверждены единый Порядок создания общественных советов при органах исполнительной власти Алтайского края, Типовое положение об общественном совете при органе исполнительной власти Алтайского края. Указанные документы предполагают информационную открытость при формировании общественных советов, участие в этом процессе Общественной палаты Алтайского края. Однако, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы и повышению уровня социальной поддержки и социального обслуживания населения, ежегодному увеличению объемов финансирования данной сферы, еще остаются нерешенные проблемы, сложившиеся в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения: 1. отсутствует усовершенствованная законодательная база как на федеральном, так и на краевом уровнях; 2. имеется социальное и имущественное неравенство среди населения края, в том числе граждан, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки; 3. не в полной мере обеспечена потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества (имеется различие в доступности и безопасности предоставления социальных услуг по видам и типам организаций социального обслуживания населения, территориям края); 4. наличие социального неблагополучия, негативных явлений в семейно-детских отношениях, безнадзорность и беспризорность детей. В период реализации государственной программы условия и система предоставления гражданам социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций (рост потребности в предоставлении услуг с одновременным снижением потребности в получении услуг) и будет зависеть также от уровня социально-экономического развития края. Рост потребности граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании обусловлен следующими обстоятельствами: 1. старение населения, сопровождающееся увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в общей численности населения края. Это потребует прежде всего увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и расходов на их финансирование из бюджетов различных уровней; 2. необходимость стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации, что потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме, в форме льгот, в натуральной форме, так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование; 3. сохранение отдельных негативных социальных явлений, таких как: материальное неблагополучие, проявляющееся в бедности (абсолютной и относительной) части населения; социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью; физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья граждан. Для устранения перечисленных негативных социальных явлений дополнительно потребуется разработка и внедрение мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей, в том числе имеющих детей. Снижение потребности граждан в социальных услугах в сфере социальной поддержки и социального обслуживания обусловлено следующими обстоятельствами: 1. естественная убыль населения и сокращение численности граждан льготных категорий. Результатом этого станет снижение объемов предоставляемых социальных услуг данным категориям граждан и соответствующих расходов бюджетов всех уровней; 2. ожидаемое повышение доходов населения (снижение уровня безработицы, повышение реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения), что будет способствовать сокращению численности малоимущих граждан и, как следствие, сокращение расходов из краевого бюджета на оказание государственной социальной помощи. В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях: 1. расширение сферы применения принципа адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральной форме при одновременном расширении мер их социальной продержки, предоставляемых в денежной форме; 3. развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий. 1.4 Меры социальной поддержки, предоставляемые органами местного самоуправления (на примере города Новоалтайска) Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску (далее - Управление) является подразделением органа исполнительной власти Алтайского края - Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, осуществляющим на территории города Новоалтайска правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг в сфере социальной поддержки населения и преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, правовыми актами Алтайского краевого Законодательного Собрания и Администрации Алтайского края, настоящим Положением. Структура Управления может включать отделы, секторы, иные структурные подразделения. Управление обладает координирующими и контролирующими функциями в отношении подведомственных Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите учреждений , расположенных на территории города Новоалтайска. Управление осуществляет деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Алтайского края, структурными подразделениями Администрации края, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями. Финансирование Управления осуществляется в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите на содержание территориальных управлений социальной защиты населения. Управление в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия : 1. участвует: - в разработке проектов правовых актов Администрации Алтайского края и Алтайского краевого Законодательного Собрания; - в работе по созданию концепций, определению основных направлений и приоритетов деятельности Управления и подведомственных учреждений в осуществлении государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения; - создает базы данных о категориях малоимущих граждан, проживающих на территории города Новоалтайска, граждан, подвергшихся радиационному воздействию, иных категориях граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края; - осуществляет учет категорий граждан, социальная поддержка которых передана в ведение субъектов Российской Федерации, для включения их в краевой регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, ведет краевой регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, по городу Новоалтайску; - обеспечивает внедрение и эксплуатацию программных комплексов для автоматизации процессов назначения, перерасчета и выплаты пособий и компенсаций, обработки информации по предоставлению адресной социальной помощи и других мер социальной поддержки, систематизации информации в сфере опеки и попечительства, бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности и других направлений административно-хозяйственной деятельности Управления; обеспечивает актуальность, сохранность и своевременное предоставление баз данных для формирования краевого информационного ресурса в сфере социального обеспечения; готовит и представляет по запросам Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите различные аналитические материалы на основании информации, содержащейся в базах данных; обеспечивает информационную безопасность и антивирусную защиту информационных систем; 2. осуществляет: - социальную поддержку определенных действующим законодательством Российской Федерации категорий граждан в рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации; социальную поддержку граждан в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; - учет получателей субсидий, информационный обмен с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на основе современных технологий; - выплату ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, в том числе государственным служащим и лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Алтайским краем; - предоставление государственной статистической отчетности по выплате ежемесячного пособия на ребенка, по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан; внедрение в деятельность подведомственных учреждений современных методик и технологий социальной работы; - компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от воздействия радиации; - государственную поддержку слабо защищенных групп населения, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семьи, женщин, детей, пожилых граждан и инвалидов в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, Алтайского края; контроль за деятельностью подведомственных учреждений, подготовку предложений об оптимизации сети учреждений социального обслуживания; - сбор и систематизацию информации об объектах компактного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе об объектах с неопределенным юридическим статусом; - назначение, перерасчет, выплату пособий, ежемесячных денежных выплат, компенсаций и других мер социальной поддержки в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а также контроль за доставкой денежных выплат; - формирование личных дел получателей пособий и компенсаций, мер социальной поддержки, обеспечение их учета и хранения; возмещение расходов специализированных служб по вопросам похоронного дела на погребение отдельных категорий умерших, организаций (индивидуальных предпринимателей), предоставляющих меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и льготного проезда, установленных законодательством Алтайского края, Российской Федерации в соответствии с условиями государственных контрактов, договоров, соглашений; - информационный обмен между Управлением и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления и иными органами и организациями с использованием средств телекоммуникации; - подготовку отчетов об использовании средств, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки граждан, о выполнении социальных программ; - координирующие и контролирующие функции в отношении подведомственных учреждений; - координацию мероприятий по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) и оказанию необходимого содействия инвалидам; 3. принимает участие: - в выполнении в Алтайском крае федеральных, краевых целевых и ведомственных программ (подпрограмм), иных предусмотренных законодательством Российской Федерации, Алтайского края мероприятий - в установленной сфере деятельности; - в организации научных исследований в установленной сфере деятельности; - в реализации мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; - в организации деятельности и безопасного функционирования подведомственных учреждений, включая организацию соблюдения ими установленных норм и требований пожарной безопасности; 4. осуществляет: - выполнение комплекса мер, направленных на достижение значений показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края; - взаимодействие с общественными благотворительными и иными организациями в решении вопросов гуманитарной помощи; - организацию отдыха, оздоровления и занятости детей из малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, нуждающихся в особой заботе государства; - прием документов, подготовку ходатайств о присвоении гражданам звания "Ветеран труда Алтайского края"; - прием, проверку документов граждан с целью установления статуса, а также проведение иных мероприятий, необходимых для оформления и выдачи в случаях и порядке, определенных законодательством Российской Федерации, Алтайского края, удостоверений о праве на получение мер социальной поддержки; 5. направляет документы граждан в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите для решения вопроса о выдаче (отказе в выдаче) гражданам удостоверений единого образца, а также обеспечивает вручение соответствующих удостоверений в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующим категориям граждан: - гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; -участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; -лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; -лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы; -лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; -участвует в реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в пределах средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета; 6. реализует государственные полномочия: - по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; - по патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; - по управлению имуществом безвестно отсутствующих граждан; - проводит мониторинги в установленной сфере деятельности, осуществляет системный анализ и оценку получаемой информации, предоставление информации в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите , подготовку предложений по совершенствованию работы; - организует и ведет бюджетный учет, бухгалтерскую и статистическую отчетность в Управлении; - готовит и представляет в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите расчеты и экономические обоснования, бюджетные заявки для выделения ассигнований на финансирование мероприятий в установленных сферах деятельности; - обеспечивает целевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых на проведение мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения и выплату государственных пособий, ежемесячных денежных выплат, компенсационных и иных социальных выплат; - обеспечивает формирование и представление в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите заявок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; - проводит работу по разъяснению населению нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края, регулирующих порядок и условия социального обслуживания граждан и получения мер социальной поддержки, предоставляемых органами социальной защиты населения, оказывает консультативную помощь организациям независимо от их организационно-правовой формы по вопросам, входящим в компетенцию Управления; - комплектует, хранит, учитывает и использует архивные документы, образовавшиеся в процессе деятельности Управления; - осуществляет мобилизационную подготовку сотрудников Управления и координирует аналогичную подготовку в подведомственных учреждениях; - осуществляет работу с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц, обеспечивает полное, правильное и своевременное их рассмотрение; - участвует в организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и работников Управления, их переподготовке, повышении квалификации, стажировке, аттестации; - в рамках своей компетенции принимает участие в проведении международных конференций, семинаров, учебных курсов, иных мероприятий в установленной сфере деятельности; - на основании договоров (соглашений о взаимодействии) с администрацией города Новоалтайска может принимать участие в разработке и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, принятыми администрацией города Новоалтайска; - участвует в реализации мероприятий по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних, по созданию благоприятных условий для комплексного развития, жизнедеятельности и реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе; выявляет и ведет учет семей с детьми, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении; - содействует обеспечению занятости инвалидов, проведению мероприятий по их профессиональной и другой реабилитации, выдает направления в учреждения медико-социальной экспертизы (неработающим гражданам); - осуществляет взаимодействие с военными комиссариатами, общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих, членов семей погибших военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; - выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяет их нуждаемость в социальном обслуживании; оформляет личные дела граждан, ведет учет граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в краевых государственных стационарных учреждениях социального обслуживания; содействует повышению качества и расширению спектра социальных услуг; - информирует граждан о предоставлении путевки в стационарное учреждение социального обслуживания, выдает путевку, а также информирует заявителя в случае отказа либо отчисления; принимает меры и содействует жизнеустройству граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, до выдачи путевки в учреждение социального обслуживания; - оказывает материальную и другие виды помощи ветеранам, пенсионерам, малоимущим гражданам, а также лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - по заявлению граждан выдает документы, подтверждающие статус малоимущего лица (малоимущей семьи); - осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вносит предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по осуществлению вышеуказанных полномочий, оказывает необходимую методическую помощь; - обеспечивает государственным гражданским служащим и работникам Управления безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; - осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Заключение В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению. Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях. Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.) Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся: · всеобщность социального обеспечения; · предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи; · установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; · многообразие видов социального обеспечения и т.д. К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере. Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством. В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства. При прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки граждан на период 2020 года в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" учитывалось, что концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указами Президента Российской Федерации определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе: 1. доведение охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100%; 2. решение к 2020 году проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе; 3. преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; 4. повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости; 5. повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; 6. формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении. С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде (2012-2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится, и будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать: вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в населении Российской Федерации (с 22,7% в 2012 году до 26,1% в 2020 году). Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации; вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей, как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации, вследствие сохранения в Российской Федерации в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся: 1. материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения; 2. социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью, 3. физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан. 4. Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует: 5. предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации; 6. разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей. В то же время, потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться: 1. вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации; 2. вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации. В результате взаимодействия этих двух тенденций можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения - и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации. При прочих равных условиях, потребность населения в мерах социальной поддержки и возможность ее удовлетворения будут определяться результатами проводимой экономической политики, темпами роста валового внутреннего продукта и объемов производства в базовых отраслях экономики, принимаемых мер по совершенствованию налоговой и инвестиционной политики, выравниванию уровней социально-экономического развития регионов. В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях: 1. расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семьи и детей; 2. сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в натуральной форме, при одновременном расширении мер их социальной продержки, предоставляемых в денежной форме; 3. дальнейшего расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из критериев нуждаемости; 4. развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий. |