Сравнительный анализ степени метапредметных результатов обучающихся 2-х-3-х классов за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. годов АНАЛИЗ Уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся Основной целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Умение учиться лежит в основе сформированности универсальных учебных действий, что в свою очередь предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции – ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка). «Умение учиться» является существенным фактором, влияющим на степень освоения учащимися основной образовательной программы. Недостаточная сформированность компонентов учебной деятельности препятствует освоению учащимися предметных знаний и умений. В соответствии с этим, в рамках ФГОС НОО, разработана система психолого - педагогического мониторинга, который включает в себя методы и методики, с помощью которых можно оценить степень сформированности личностных и метапредметных результатов. Целью диагностического мониторинга является получение объективной информации о текущем состоянии и динамике формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Основными задачами являются: - определение степени сформированности УУД; - выявление проблемных зон и возможные пути их ликвидации Основным объектом оценки являются: метапредметные УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные личностные УУД В 1 классе метапредметные результаты оценивались по следующим критериям: Регулятивные УУД: - регулятивное действие контроля - умение принимать и сохранять задачу - умение планировать действия - оценивать результат Познавательные УУД: - общая осведомлённость - умение соотносить количественные и качественные категории - умение устанавливать логические взаимосвязи Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнёра - умение планировать и согласовывать выполнение совместной деятельности - умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли Уровни сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 класса характеризуются следующим соотношением: Учебные действия | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 2013- 2014 уч. год 1 А класс | Познавательные | 6 чел (20%) | 17 чел (57%) | 7 чел (23%) | Регулятивные | 8 чел (28%) | 18 чел (62%) | 3 чел (10%) | Коммуникативные | 14 чел (47%) | 12 чел (40%) | 4 чел (13%) |  Степень сформированности познавательных и регулятивных результатов на среднем уровне Степень сформированности коммуникативных результатов распределились с незначительным преобладанием высокого уровня. Таким образом, к концу учебного года лучше всего сформированными оказались коммуникативные учебные действия. Во 2 -3; 5 классах метапредметные результаты оценивались по следующим критериям: Познавательные УУД: - восприятие информации - интеллектуальная обработка информации - поиск решения познавательной задачи - предъявление результата - самооценка результата Регулятивные УУД: - планирование - умение действовать по плану - выполнение учебных действий - нахождение и коррекция ошибок Коммуникативные УУД: - изложение собственных мыслей - ведение дискуссии - участие в диалоге(способность задавать вопросы) - речевое поведение- изложение собственных мыслей - способность подчиняться мнению группы для успеха общего дела Сравнительный анализ степени метапредметных результатов обучающихся 2-х-3-х классов за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. годов Сравнительный анализ степени сформированности учебных действий 2 А классе за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. год Классный руководитель: Никифорова Е. Г. Учебные действия | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 2012-2013 1А | 2013-2014 2А | 2012-2013 1А | 2013-2014 2А | 2012-2013 1А | 2013-2014 2А | Познавательные | 71% | 70% | 11% | 27% | 17% | 3% | Регулятивные | 57% | 42% | 31% | 39% | 11% | 18% | Коммуникативные | 60% | 52% | 40% | 48% | 0% | 0% |  В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов прослеживаются следующие изменения: Уменьшение кол-ва обучающихся с низким уровнем сформированности познавательных учебных действий на 14 % и увеличение кол-ва обучающихся со средним уровнем на 16 % Одновременно с этим, прослеживается отрицательная динамика формирования регулятивных и коммуникативных учебных действий. Так, количество учащихся с низким уровнем сформированности регулятивных учебных действий увеличилось на 7 %, а количество учащихся с высоким уровнем сформированности коммуникативных учебных действий уменьшился на 8%. Анализ данных выявил: В сравнении с 2012-2013 учебным годом более сформированным стал навык планировать работу до её начала. Одновременно с этим несколько снизился навык выполнения некоторых учебных действий, например, таких как навык, задавать вопросы, уточняя задания, точно придерживаться намеченного плана, добиваться запланированного результата, проверять результат и находить и исправлять ошибки, принимать обучающую помощь) Сравнительный анализ степени сформированности учебных действий 2 Б классе за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. год Классный руководитель: Загибалова О. А. Учебные действия | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 2012-2013 1Б | 2013-2014 2Б | 2012-2013 1Б | 2013-2014 2Б | 2012-2013 1Б | 2013-2014 2Б | Познавательные | 44% | 46% | 37% | 42% | 19% | 12% | Регулятивные | 26% | 35% | 52% | 50% | 22% | 15% | Коммуникативные | 41% | 65% | 44% | 31% | 15% | 4% |  В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов прослеживаются следующие изменения: Уменьшение кол-ва обучающихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД на 7% и увеличение количества обучающихся со средним уровнем на 5%, и количества обучающихся с высоким уровнем на 2% Таким образом, анализ данных выявил: увеличилось количество учащиеся, которые могут успешно осуществлять поиск решения познавательной задачи и в достаточной степени могут предъявлять результат своей интеллектуальной деятельности (в большинстве своём способны давать развёрнутый ответ) Также, большинство учащихся способны усваивать программный материал в нормативные сроки. Одновременно с этим обозначились и проблемные зоны: несколько снизился навык воспринимать учебную информацию (как устную, таки письменную). В связи с этим возникает потребность в дополнительных разъяснениях. При обработке информации требуется организующая помощь. Такая ситуация может возникать в связи с усложнением программного материала и учебных заданий. Также, прослеживается положительная динамика степени сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных действий. Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности регулятивных УУД увеличилось на 9% Количество обучающихся со средним уровнем уменьшилось на 2 % Количество обучающихся снизким уровнем уменьшилось на 7 % Сравнительный анализ степени сформированности учебных действий 3 А классе за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. год Классный руководитель: Сапожникова О. А. Учебные действия | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 2012-2013 2А | 2013-2014 3А | 2012-2013 2А | 2013-2014 3А | 2012-2013 2А | 2013-2014 3А | Познавательные | 57% | 58% | 31% | 25% | 11% | 17% | Регулятивные | 29% | 47% | 60% | 44% | 11% | 8% | Коммуникативные | 49% | 69% | 51% | 28% | 0% | 3% |  В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов прослеживаются следующие изменения: Увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности познавательных УУД на 1 %. Одновременно с этим, снизилось количество обучающихся со средним уровнем сформированности познавательных УУД на 6 % и увеличилось количество обучающихся с низким уровнем на 6 %. Проблемная зона обозначилась в качестве снижения степени сформированности навыка воспринимать учебную информацию (как устную, так и письменную). Требуется стимулирующая и организующая помощь учителя. Также, анализ выявил следующие положительные изменения: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности регулятивных универсальных действий на 9%. Одновременно, количество обучающихся со средним уровнем снизилось на 2% и с низким уровнем на 7% Обучающиеся обладают в достаточной степени навыком планировать работу или пользоваться уже сформированными алгоритмами работы, действовать по намеченному плану, завершая задание добиваться запланированного результата, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Также увеличилась степень сформированности коммуникативных учебных действий. Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности коммуникативныхУУД увеличилось на 24%. Одновременно снизилось количество обучающихся со средним уровнем на 13% и количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось на 11% Учащиеся в большей степени овладели навыком изложения собственных мыслей, способностью участвовать в дискуссии. Сравнительный анализ степени сформированности учебных действий 3 Б классе за период 2012-2013 и 2013- 2014 уч. год Классный руководитель: Сухих Ю. С. Учебные действия | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 2012-2013 2Б | 2013-2014 3Б | 2012-2013 2Б | 2013-2014 3Б | 2012-2013 2Б | 2013-2014 3Б | Познавательные | 29% | 63% | 46% | 13% | 25% | 25% | Регулятивные | 38% | 29% | 33% | 29% | 29% | 42% | Коммуникативные | 46% | 46% | 33% | 46% | 21% | 8% |  В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов произошли следующие изменения: Увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности познавательных УУД на 34%. Одновременно, количество обучающихся со средним уровнем сформированности снизилось на 34%. Количество обучающихся с низким уровнем сформированности познавательтных УУД осталось на прежнем уровне. Проблемные зоны обозначились в качестве недостаточно сформированного навыка воспринимать устную и письменную инструкцию с первого предъявления. Также, недостаточно сформированы действия по осуществлению интеллектуальной обработки (выделять главное или новое в учебной информации). Степень сформированности регулятивных учебных действий снизилось на 13 % Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности снизилось на 9% Количество обучающихся со средним уровнем снизилось на 4% Количество обучающихся с низким уровнем напротив увеличилось на 13%. Такая ситуация могла возникнуть в связи с тем, что учитель недостаточно уделял внимание обучению навыкам планирования, постановки цели собственной деятельности и её достижению в соответствии с имеющимся планом. Также недостаточно уделял внимания формированию у обучающихся навыков самооценки собственных результатов. Анализ степени сформированности коммуникативных универсальных действий выявил положительную динамику: Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности коммуникативных действий осталось на прежнем уровне – 46% . Одновременно с этим, количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 13%, количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 13% Учащиеся, в значительной степени овладели определёнными действиями, позволяющими более эффективно взаимодействовать в учебной группе или группе сверстников. Лучше научились излагать собственные мысли, формулировать вопросы, адресованные собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. |