Функциональные возможности «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль над настройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами. Предметная область, автоматизируемая «1C: Бухгалтерией предприятия 8.0», иллюстрируется следующей схемой: Рис.1 Предметная область системы «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» С помощью «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» можно вести бухгалтерский и налоговый учет хозяйственной деятельности нескольких организаций. Учет по каждой организации можно вести в отдельной информационной базе. В то же время «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в общей информационной базе. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: при этом в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно. Благодаря возможности ведения учета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, конфигурация может использоваться и в небольших организациях, и в холдингах со сложной организационной структурой. Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. В соответствии с учетной политикой организации поддерживаются следующие способы оценки МПЗ: - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО); - по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО). На счетах бухгалтерского учета ТМЦ может вестись учет по местам хранения (складам). Складской учет может быть как количественным, так и количественно-суммовым. В первом случае оценка товаров и материалов для целей бухгалтерского и налогового учета не зависит от того, с какого склада они выбывают. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости. В «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с данными учета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач. В «1С: Бухгалтерии предприятия 8» ведется контроль за движением и наличием товарно-материальных запасов предприятия и реализован учет материалов, товаров и продукции. Причем ТМЦ учитываются не только в разрезе складов, но и партий, также могут дополнительно учитываться страна происхождения и ГТД номенклатуры. С помощью соответствующих документов отражаются в учете следующие действия: - инвентаризация ТМЦ; - закупка/оприходование ТМЦ; - реализация/списание ТМЦ; - перемещение ТМЦ между складами. Автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Все операции по оптовой торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации. Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками. Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику. Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию (у комитента), так и переданных для дальнейшей реализации (комиссионеру). Возможно отражение операций и по передаче товаров на субкомиссию. При формировании отчета комитенту или регистрации отчета комиссионера можно сразу произвести расчет и отразить удержание комиссионного вознаграждения. Автоматизированы операции по учету возвратной многооборотной тары. Учтена специфика налогообложения таких операций и расчетов с поставщиками и покупателями. В «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» могут использоваться нескольких типов цен, например: «Оптовая», «Мелкооптовая», «Розничная», «Закупочная» и т.п. Это упрощает отражение операций поступления и реализации. В «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» реализован учет движения наличных и безналичных денежных средств. Поддерживается ввод и печать платежных поручений, приходных и расходных кассовых ордеров. Автоматизированы операции по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. При отражении операций суммы платежей автоматически разбиваются на аванс и оплату. На основании кассовых документов формируется кассовая книга установленного образца. Реализован механизм обмена информацией с программами типа «Клиент банка». Вести учет возможно, как в рублях, так и в иностранных валютах. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете также автоматическое. Учет расчетов с поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных единицах и иностранной валюте. Курсовые и суммовые разницы по каждой операции рассчитываются автоматически. Расчеты с контрагентами можно вести по договору в целом или по каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.). Способ ведения расчетов определяется конкретным договором. При оформлении документов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора. Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Автоматизированы все основные операции по учету. В программе 1С возможны следующие операции над основными средствами: - поступление; - принятие к учету; - модернизация; - передача; - продажа/списание. Все эти операции регистрируются соответствующими документами. Амортизируются ОС автоматически, на основе внесенных в информационную базу сведений, необходимых для бухгалтерского и налогового учета. Возможно распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Для основных средств, использующихся сезонно, возможно применение графиков начисления амортизации. Учет нематериальных активов сходен с учетом основных средств в таких операциях: - поступление; - выбытие; - изменение состояний; - амортизации. НМА может быть задан как результат научно-исследовательских работ (НИОКР), тогда в первоначальной стоимости объекта учитываются затраты на НИОКР. Автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством. Учет выпущенной готовой продукции в течение месяца ведется по плановой себестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг Номенклатуру и количество материалов и комплектующих для передачи в производство можно автоматически рассчитать на основании данных о выпущенной продукции и сведений о нормативах расхода (спецификации). Для сложных технологических процессов, предполагающих промежуточные стадии с учетом выпуска полуфабрикатов, поддерживается складской учет полуфабрикатов и автоматический расчет их себестоимости. Для учета общехозяйственных расходов поддерживается применение метода «директ-костинг». Этот метод предусматривает, что общехозяйственные расходы списываются в месяце их возникновения и полностью относятся на стоимость реализованной продукции. Если в организации метод «директ-костинг» не применяется, то общехозяйственные расходы распределяются между стоимостью произведенной продукции и незавершенным производством. При списании косвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурным группам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения: - объем выпуска; - плановая себестоимость; - оплата труда; - материальные затраты. Для целей учета НДС поддерживаются методы определения выручки «по отгрузке» и «по оплате». Книга покупок и Книга продаж формируются автоматически. Автоматизирован учет НДС по приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%. Возможно распределение сумм НДС, предъявленных поставщиками приобретенных ценностей, в соответствии со ст.170 НК РФ по операциям реализации, облагаемым НДС и освобожденным от уплаты НДС. В «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» ведется учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству, при этом внутреннее совместительство поддерживается опционально (т.е. поддержку можно отключить, если на предприятии это не принято). Обеспечивается формирование унифицированных форм по труду. Для корректного расчета заработной платы и кадровой отчетности в системе хранятся подробные сведения о сотрудниках организации и сторонних физических лицах. Все эти сведения вводятся и корректируются набором кадровых документов: прием на работу, увольнение, кадровые перемещение, установка новых условий оплаты труда и т.п. В программе организовано ведение воинского учета. Заработная плата рассчитывается специальным документом на основании введенных в программу кадровых и прочих данных по работникам организации. Автоматизировано начисление зарплаты работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты, а также исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций, и формирование соответствующих отчетов (по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР), включая подготовку отчетности для системы персонифицированного учета ПФР. Отчеты могут формироваться как в электронном, так и бумажном виде. Имеется возможность исправить вручную любые результаты расчетов При выполнении расчетов учитывается наличие на предприятии: - инвалидов; - налоговых нерезидентов. В конфигурации поддерживаются следующие системы налогообложения: - общая система налогообложения (для плательщиков налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ); - упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ); - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ). Для ведения налогового учета (по налогу на прибыль) в конфигурации добавлен специальный (налоговый) план счетов, структура и организация аналитического учета в котором приближены к бухгалтерскому плану счетов. Это упрощает сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета для выполнения требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Вместе с тем, налоговый план счетов отражает и специфику налогового учета в соответствии с гл.25 НК РФ. По данным налогового учета автоматически формируются налоговые регистры и автоматически заполняется налоговая декларация по налогу на прибыль. Учет по упрощенной системе налогообложения (УСН) реализован на отдельном плане счетов. Книга учета доходов и расходов формируется автоматически. Организации, применяющие УСН, могут использовать в качестве объекта налогообложения: - доходы; - доходы, уменьшенные на величину расходов. Независимо от того, применяет организация УСН или общую систему налогообложения, некоторые виды ее деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). В конфигурации предусмотрено разделение учета доходов и расходов, связанных с деятельностью, облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы, которые нельзя отнести к определенному виду деятельности в момент их совершения, можно распределить автоматически. Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании месяца, в том числе переоценка валюты, списание расходов будущих периодов, определение финансовых результатов и другие. Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем. В конфигурацию «Бухгалтерия предприятия» включен набор стандартных отчетов, предназначенных для анализа данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам в самых различных разрезах. Стандартная отчетность — комплект стандартных отчетов, облегчающих работу с данными бухгалтерского и налогового учета. В их числе: - оборотно-сальдовая ведомость; - шахматная ведомость; - обороты счета; - карточка счета; - анализ субконто; - обороты м/у субконто; - карточка субконто - сводные проводки; - отчет по проводкам; - главная книга; - диаграммы. Формирование отчетности происходит автоматически. Любой отчет может быть настроен на определенный набор данных или внешний вид. Эту настройку можно использовать и хранить для каждого отдельного пользователя. В конфигурации формируется обязательная (регламентированная) отчетность. Регламентированная отчетность — комплект отчетов, порядок заполнения которых определяют нормативные документы: - бухгалтерская; - налоговые декларации; - отчеты в социальные фонды; - статистика; - справки для налоговых органов; - декларации о производстве/обороте алкоголя. Регламентированная отчетность периодически изменяется государственными органами, поэтому ее необходимо регулярно обновлять. Для некоторых отчетов имеется возможность выгрузить их в электронном виде. Новый современный дизайн интерфейса обеспечивает легкость освоения «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0» для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей: - значительное ускорение массового ввода информации благодаря функции «ввод по строке» и эффективному использованию клавиатуры; - удобные средства работы с большими динамическими списками, управление видимостью и порядком колонок, настройка отбора и сортировки; - максимальное использование доступного пространства экрана для отображения информации; - механизм стилей оформления. Типовая конфигурация «Бухгалтерия предприятия» реализует наиболее общие схемы учета и может использоваться в большинстве организаций. Для отражения специфики учета конкретной организации типовую конфигурацию можно изменить. «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» имеет режим запуска «Конфигуратор», который обеспечивает: - настройку системы на различные виды учета; - реализацию любой методологии учета; - организацию любых справочников и документов произвольной структуры; - настройку внешнего вида форм ввода информации; - настройку поведения и алгоритмов работы системы в различных ситуациях с помощью встроенного языка; - широкие оформительские возможности создания печатных форм документов и отчетов с использованием различных шрифтов, рамок, цветов, рисунков; - возможность наглядного представления информации в виде диаграмм; - быстрое изменение конфигурации с помощью визуальных средств разработки. Система «1С: Предприятие 8.0» обеспечивает масштабируемость прикладных решений, начиная от самых простых до самых многофункциональных. «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» может использоваться в следующих вариантах: - однопользовательский — для небольших организаций или персонального использования; - файловый — для многопользовательской работы, обеспечивающий простоту установки и эксплуатации; - клиент-серверный вариант работы на основе трехуровневой архитектуры, обеспечивающий надежное хранение и эффективную обработку данных при одновременной работе большого количества пользователей. «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» работает с территориально-распределенными информационными базами и имеет при этом такие возможности: - неограниченное количество автономно работающих информационных баз; - полная или частичная синхронизация данных; - произвольный порядок и способ передачи изменений. «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0» интегрирует с другими системами. Это обеспечивает такие возможности, как: - загрузка курса валют из Интернета; - загрузка адресных классификаторов; - обмен данными с другими приложениями через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы. - " 1С: Бухгалтерия 8.0" предоставляет удобные инструменты для администрирования: - настройку прав доступа пользователей на основе механизма ролей, назначение интерфейса и языка пользователя; - журнал регистрации действий пользователей и системных событий; - возможность выгрузки и загрузки информационной базы; - средства установки и обновления платформы и прикладных решений. Для «1С: Бухгалтерии предприятия 8.0», как и для других программных продуктов системы «1С: Предприятие 8.0», предусмотрено сервисное обслуживание по линии информационно-технологического сопровождения (ИТС). В комплект поставки программного продукта входит диск ИТС текущего выпуска и купон на бесплатное обслуживание по линии ИТС на 6 месяцев. Для получения сервисных услуг пользователю необходимо зарегистрировать купленный программный продукт в фирме «1С» и оформить бесплатную полугодовую подписку у продавшего коробку партнера по купону, входящему в комплект поставки программного продукта. Сервисное обслуживание по линии ИТС включает: - услуги линии консультаций по телефону и электронной почте; - получение новых релизов программы и конфигураций; - получение новых форм отчетности; - ежемесячное получение комплекта дисков ИТС, содержащего методические материалы по настройке и эксплуатации системы, разнообразные консультации и справочники по бухучету и налогообложению, правовую базу данных «Гарант» и многое другое. По окончании периода бесплатного сервисного обслуживания для продолжения получения перечисленных услуг, а также услуг партнеров по сопровождению данного продукта необходимо оформить платную подписку на ИТС. |