МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Франц Шуберт как первый композитор-романтик





У композиторов две жизни: одна обрывается с их смертью; другая продолжа­ется после смерти автора в его созданиях и, быть может, не угаснет никогда, хранимая последующими поколениями, благодарными творцу за ту радость, которую приносят людям плоды его труда. Подчас жизнь этих созданий и начинается лишь после смерти создателя, как это ни горько. Именно так складывалась судьба Шуберта и его про­изведений. Большинство его лучших сочинений, особенно крупных жанров, не было услышано автором. Многое из его музыки могло бы исчезнуть бесследно, если бы не энергичные поиски и огромный труд некоторых горячих ценителей Шуберта. И вот, когда перестало биться горячее сердце большо­го музыканта, его лучшие произведения начали «рождать­ся заново», сами заговорили о композиторе, покоряя слу­шателей своей красотой, глубоким содержанием и мастер­ством. Его музыка начала постепенно звучать везде, где только ценят подлинное искусство.

Шуберт создал огромное количество произведений всех без исключения существовавших в его время жанров – от вокальных и фортепианных миниатюр до симфоний. В каждой области, кроме театральной музыки, он сказал неповторимое и новое слово, оставил живущие поныне за­мечательные произведения. При их изобилии поражает необычайное разнообразие мелодики, ритма, гармо­нии.

Особенно велико песенное богатство Шуберта. Песни его ценны и дороги нам не только как самостоятельные художественные произведения. Они помогли композитору найти свой музыкальный язык в других жанрах. Связь с песнями заключалась не только в общих интонациях и ритмах, но и в особенностях изложения, развития тем, выразительности и красочности гармонических средств. Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам – экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт – в традици­онных или созданных им, – везде он выступает как ком­позитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творче­ство прочно опирается на классическое музыкальное ис­кусство. Многие черты нового романтического стиля нашли за­ тем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, рус­ских композиторов второй половины X IX века. Музыка Шуберта дорога нам не только как велико­лепный художественный памятник. Она глубоко волнует слушателей. Брызжет ли она весельем, погружает ли в глубокие размышления, или вызывает страдание — она близка, понятна каждому, так ярко и правдиво раскрыва­ет она человеческие чувства и мысли, высказанные вели­ким в своей безграничной простоте Шубертом [3, с. 84-87].

Австрийский композитор Франц Шуберт прожил всего только тридцать лет, но успел написать свыше тысячи музыкальных произведений. Его талант был поистине изумителен, мелодический дар неистощим, но лишь немногие из современников Шуберта смогли оценить его творения.
Чудесная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, когда композитора уже не было на свете, когда прошла его короткая жизнь, полная нужды и лишений.

Творения Шуберта прославили его имя в истории мирового музыкального искусства. Он написал более 600 песен, многочисленные произведения для фортепьяно (в том числе двадцать одну сонату), квартеты и трио, симфонии и увертюры, оперы и зингшпили (комические оперы в народном духе), музыку к драме «Розамунда» и т. д.



Еще при жизни Шуберта заслуженной славой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре его великими предшественниками были Моцарт и Бетховен, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но именно Шуберт наполнил песню удивительным поэтическим чувством и мелодическим обаянием. Шуберт придал песне новое значение, расширил круг образов и настроений, нашел яркий и выразительный музыкальный язык, близкий каждому слушателю.

Как драматическая повесть звучит баллада, «Лесной царь». Задушевной лирикой проникнуты «Розочка» и «Серенада» («Песнь моя летит с мольбою»), глубокое раздумье ощущается «Скитальце».

Шуберт написал два знаменитых песенных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», где отдельные песни – это звенья большого повествования. История странствий любви молодого мельника раскрывается в таких известных песнях цикла, как «В путь» («В движеньи мельник жизнь ведет»), «Куда», «Колыбельная ручья» и других.

Песенный цикл «Зимний путь» принадлежит к последним произведениям Шуберта; в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Заключительная песня «Шарманщик» написана просто и искренне. Ее грустная мелодия рассказывает о переживаниях бедного и одинокого человека.

Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепьянной миниатюры. Его грациозные лендлеры – старинные немецкие вальсы, – мелодичные и жизнерадостные, иногда подернуты легкой дымкой лирической грез. Широко известны чудесные фортепьянные экспромты и музыкальные мгновения Шуберта.

Песня была очень дорога сердцу композитора, и он часто вводил ее образы и мелодии в личные камерные и симфонические произведения. Красота певучей песенной мелодии наполняет его фортепьянные сонаты. В фантазии «Скиталец» (для фортепьяно) вторая часть – это вариация на тему одноименной песни.

Жизнерадостностью дышит музыка знаменитого «Фореллен-квинтета», в одной из частей которого композитор варьирует мелодию «Форель». А драматически-напряженная «Смерть и девушка» разрабатывается в струнном квартете ре минор. Замечательны по красоте и богатству мелодии два фортепьянных трио Шуберта. Везде и всюду в музыке великого австрийского композитора свободно льется песенная мелодия.

Среди симфоний Шуберта выделяются две – до мажор и си минор («Неоконченная»), найденные лишь после смерти композитора (в 1838 и 1865 гг.). Они прочно вошли в мировой концертный репертуар. Симфония до мажор полна величия и силы. Когда слушаешь ее, перед глазами возникают картины борьбы могучих сил, победное могучее шествие народных масс.

Романтически взволнованная музыка «Неоконченной» симфонии – это рассказ о пережитом, о разочарованиях и надеждах. В симфониях Шуберта богатство содержания сочетается с простотой и доступностью музыкальных образов. И не случайно «Неоконченную» симфонию можно услышать в исполнении любительских, самодеятельных оркестров. Шуберт умел говорить в музыке о большом и важном, о пережитом и прочувствованном с простотой, искренностью и задушевностью. Это сделало его искусство вечно юным, любимым и близким всем людям [5, с. 36].

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии – лирико-драматической и эпической. Шуберт в корне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта – песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Демократизмом австрийской народной музыки, музыки Вены овеяно творчество Гайдна и Моцарта, ее влияние испытывал и Бетховен, но Шуберт — дитя этой культуры. За приверженность к ней ему приходилось даже выслушивать упреки от друзей. Шуберт говорит языком жанрово-бытовой музыки, мыслит ее образами; из них вырастают произведения высоких форм искусства самого разнохарактерного плана. В широком обобщении песенных лирических интонаций, вызревавших в музыкальном обиходе бюргерства, в демократической среде города и его предместий – народность шубертовского творчества. На песенно-танцевальной основе развертывается лирико-драматическая «Неоконченная» симфония. Претворение жанрового материала можно ощутить и в эпическом полотне «Большой» симфонии C-dur и в интимной лирической миниатюре или инструментальном ансамбле.

Стихия песенности пропитала все сферы его творчества. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений. Например, в фортепианной фантазии на тему песни «Скиталец», в фортепианном квинтете «Форель», где мелодия одноименной песни служит темой для вариаций финала, в квартете d-moll, куда введена песня «Смерть и девушка». Но и в других произведениях, не связанных с темами определенных песен, – в сонатах, в симфониях – песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития материала.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Асафьев в своем труде «О симфонической и каменой музыке» писал о произведениях Шуберта следующее:

«Плавная и задушевная, чистая как горный поток, несущийся с далеких вершин, она увлекает людей за собой в музыкально проявленном движении, растворяя в нем все темное и злобное и вызывая в нас светлое чувство жизни» [1, 58]. В песне – вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма. Место песни в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена. По словам Б. В. Асафьева, Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен – в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом «простых естественных помыслов и глубокой человечности». Через мир лирических чувств, отраженных в песне, он высказывает свое отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, странничества, одиночества, с темой природы. Природа в творчестве Шуберта – не просто фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит.

Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски – к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических – к светлым, созерцательным. Почти одновременно работал Шуберт над лирико-трагической «Неоконченной» симфонией и радостно-юными песнями «Прекрасной мельничихи». Еще разительнее соседство «ужасных песен» «Зимнего пути» с изящной непринужденностью последних фортепианных экспромтов [4].

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.