МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ФАНЕМАТЫЧНЫ ПРЫНЦЫП У НАВУЧАНН1 ДЗЯЦЕЙ ГРАМАЦЕ





Як дз1ця пачынае гаварыць? Спачатку яно вымауляе гую, по-тым склады (ма, ба, да i г. д.), затым са складоу будуе словы (ма­ма, тэта i г. д.). I толью пасля гэтага удзщящ фарм1руецца маулен-не. Юруючыся такой паслядоунасцю, навучанне грамаце пачынаю не з тэмы "Мова. Сказ", а з тэмы Тую i лггары".

Загадзя рыхтую стужку лггар i фшю рознага колеру. Колью у беларускай мове гукау — столью фшак. OiuiKi сЫяга колеру абазначаюць цвёрдыя зычныя, зялёнага — мякюя зычныя, бардо-вага — зацвярдзелыя зычныя, чырвонага — галосныя.

Каб развщь у шасщгодак фанематычны слых i арфаграф1чную зоркасць, аргажзую дыдактычную гульню "Горад Букварынск". Знаёмства з гэтым казачным горадам адбываецца паэтапна i па-чынаецца з першага дня заняткау.

Першы этап(уступны) — 1 гадзша. На урок прыходзщь Нязнайка i прыноещь чароуны карабель, яю называецца "Школа радасщ". Паведамляю вучням:

— 3 сённяшняга дня вы пачынаеце падарожжа па краЫе Ве-
дау. Як i любая краЫа, яна мае свае гарады. Першы горад, як1
сустракаецца на вашым шляху, — Букварынск. Вам давядзецца на
кожнай вулщы горада будаваць хатю i старанна даследаваць кож­
ную з ix. Будаваць i даследаваць хатю вы будзеце на працягу наву-
чання 9 I класе. Справа нялёгкая, але вельм1 щкавая. Кожны з вас
стане штурманам-даследчыкам, а я буду капгганам, бо у падарож­
жа мы паплывём на чароуным карабл1 "Школа радасщ".

Разам з Нязнайкам запрашаем дзяцей заняць месцы на ка-рабл1, яю адпрауляецца у плавание. Вучж!мпгуюць плавальныя ру-xi, паутараючы радю:

Караблж плыве, качаецца.

Дзец1 плывуць, усм1хаюцца.

Прапаную школьткам заплюшчыць вочы i вывешваю на дош-цы стужку з к1шэнькам1 для л1тар. Тлумачу, што л1тары будуць устауляцца у юшэнью па меры ix вывучэння у буквары.

Знаём1мся з гаспадыняй Букварынска Вясёлай Азбукай. Яна гаворыць дзецям:

— 3 сённяшняга дня вы будзеце кожны дзень наведваць мой
горад, вывучаць яго, каб хутчэй навучыцца добра чытаць i пюаць.
У ма1м горадзе тры вулщы: Чырвоная — вулща галосных гукау, Ci-
няя — вулща зычных гукау i Белая — вулща мяккага знака.

Тлумачу дзецям, што на Чырвонай вулщы будуць жыць галос­ныя гую i лггары, яюя ix абазначаюць, на СЫяй — зычныя гую i ад-паведныя лггары, а на Белай будзе жыць толью мякю знак. Затым прашу вучняу паказаць гэтыя вулщы на стужцы л1тар i назваць га­лосныя i зычныя гую, а таксама л1тары, яюя ix абазначаюць. На на­борным палатне выстауляюцца ф!шю — гую (уверсе), а таксама i лтары (yHi3e). Дзещ адразу бачаць колер ф1шю i адпаведную л1та-ру. (Пазней першаклаежю даведаюцца яшчэ пра дзве вулщы го­рада Букварынска — Зялёную, на якой жывуць мякюя зычныя, i Бардовую, дзе знаходзяцца зацвярдзелыя зычныя.)

Вядома, не усе дзеш аднолькава падрыхтаваны да школы, та-му на пытанне "Чым галосны гук адрозн1ваецца ад зычнага?" вуч-Hi адказваюць па-рознаму: "Галосны гук чырвонага колеру, а зыч­ны сЫяга", "Галосны гук можна праспяваць, а зычны нельга".

Загадваю загадку: "Не вулей, а гудзе". Слова-адгадку школадзел1м на склады (пляскаем у далож).

 
 

Выдзяляем першы гук [ш]. Прапаную паставщь патрэбную ф1шку, а пад ею лтару ш. Дзещ бяруць сшюю ф!шку, але я тлума­чу, што у беларускай мове ёсць зацвярдзелыя зычныя гую, ix ко­лер бардовы. Знаходз1м ф1шку бардовага колеру. Друп гук [к] — с1няя фшка. Трэщ гук [о] — чырвоная фшка, чацвёрты гук [л] — аняя ф|'шка, пяты гук [а] — чырвоная фшка. Пад ryKaMi — адпа-ведныя лтары. Вучж, яюя умеюць чытаць, caMi ставяць фшю i гл-тары. Атрымл1ваецца:

б с ч с ч
ш к О л а



Qlb&IWQ/hQQ/pMhbv tjpoit

 


Урок внеклассного чтения в 4-м классе

великий педагог Ъ. К О^Фтю/ж писйл: "$йщю ирль кем системы ксштяния я кдел I том, чтоЫ шт ня\/\чиля челоккя шть Ь мире прекрясш, чтоЫ он не мог шть Ы крясоты, чтобы кряеотя миря ткриля крясоти I нем сямом".

''Чжяж вртж ашМу - zdomA Ъ. Г. Шинстй, - щсть цхо их прщчяетея к щшш русского слёя1 сердце преисполнится чфткм изящного. Щсть поэзия действует ня них, т музыкя".

/\ять школьникям miScnMmt бштетк, щщ, крязительнию сщ языкя, ксштыкть дихокую потребность I поэзии через ис-■ тения стихотворений - щтя учителя нйчйаьных meed. Ьедь чуткость, ксприятие крйсты Iдетские щы несравненно глубже, чем $ клее поздний период §ормирекния личности.

Пачатковая школа. – 1999. – № 3 – С. 13–16.

 


Девиз урока: "Через красивое — к человеческому — такова закономерность воспитания". (В. А. Сухомлинский.)

Учащиеся делятся на 4 группы по временам года. Каждая из групп заранее получает задания:

1. Подготовить коллективное выразительное чтение сти­
хотворения и сообщение по нему исходя из вопросов: чем понра­
вилось стихотворение? Какое настроение в нем выражено? Какие
слова и выражения считаете самыми яркими, необычными? Как
они помогают понять мысли и чувства поэта?

2. Подобрать репродукции с картин, которые соответствова­ли бы теме и настроению избранных стихотворений.

3. Выучить наизусть стихи о времени года, которое представ­ляет группа.

4. Написать небольшое домашнее сочинение о времени года на одну из тем.

Зима:"В зимний лес —за сказкой", "Мелодии зимнего дня", "О чем чирикает воробей в солнечный морозный день?".

Весна:"О чем могла рассказать весенняя сосулька?", "Раз­говор березки с ландышем", "Краски и звуки мая".

Лето: "Разговор поспевающих колосьев", "Наша березка", "Приключения солнечного лучика".

Осень: "Осинкам холодно", "Чудеса в лесу", "Разговор пада­ющих листьев".

Первыми начинают свое выступление представители зимы.

Времена года, как и люди, разные лицом и душой. Красавица зима порой шаловлива, порой тиха, словно сон. А. С. Пушкину, например, ее приход является холодным, но беспечальным.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыли вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз...

А вот П. Вяземскому она видится молодой и веселой. Поэт встречает зиму восклицанием:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа!

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

Рады люди проказам матушки-зимы. Мороз бодрит человека, обжигает кожу, заставляет быстрее двигаться. Летят по скользко­му снегу санки — дух захватывает.

Зима — волшебница. Она очаровывает природу. "Чародей­кою Зимою околдован, лес стоит..." — говорит Ф. Тютчев. "За­колдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна..." — вторит ему С. Есенин. А вот как описывает зимний лес И. Бунин.


Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный снегом,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Зима — это время необычно белой и тихой природы.

Ребята читают стихотворение А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

 

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая старушка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Это стихотворение А. С. Пушкин написал в глухом селе Ми­хайловском Псковской губернии. Пушкина туда сослал царь за то, что в своих произведениях Александр Сергеевич призывал народ бороться за свободу. Длинными зимними вечерами, слушая над­рывное пение вьюги, поэт размышлял о своей горестной судьбе.



Не с кем поговорить о новой книге. Не с кем поспорить о новой статье. Некому доверить новый замысел. Рядом только старая, бесконечно добрая няня. С ней вел он долгие беседы, расспраши­вал о старине, читал ей только что написанные стихи, жадно слу­шал ее рассказы, песни.

Вот какую картину, говорят дети, представляем мы, прочи­тав это стихотворение.

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не вид­но. В комнатушке тепло — потрескивает затопленная няней печ­ка. Няня сидит на скамейке и прядет свою пряжу... Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дро­жащим светом озаряет его лицо, грустные глаза. Он смотрит в темное окно, прислушивается к тому, что делается там, в откры­том снежном поле.

Стихотворение делится на 3 части: в первой описывается бу­ря; во второй поэт обращается к своей няне; в третьей тема бури и обращение к няне объединяются.

Поэт отличается очень тонкой наблюдательностью. Для большинства из нас вьюга — это однообразное завывание ветра. А Пушкин сумел различить и передать всевозможные ее оттенки и переходы: то звериный вой, то плач ребенка, то шуршание соло­мы под порывами ветра, то стук в окно запоздалого путника.

А как душевно, с какой любовью и нежностью относится по­эт к "подруге дней своих суровых...". В этот грустный вечер Пуш­кин старается развеселить свою приумолкнувшую "добрую ста­рушку", хотя самому ему тоже невесело. И пусть воет вьюга, пусть нагоняет она скуку и тоску, они дружеской беседой поддер­жат друг друга.

Заканчивается выступление представителей зимы прослуши­ванием в грамзаписи романса "Зимний вечер" М. Л. Яковлева, лицейского друга А. С. Пушкина.

Звучит слово о весне.

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

Старой спорить ли, тщедушной, С нейцарицею цветов, С белой армией воздушной Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

А. Майков.

Природа проснулась. Утром года назвал это время А. С. Пушкин:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Весна — это светлый праздник возрождения природы. На зем­ле начинается новая жизнь: распускаются почки на деревьях, появ­ляется робкая зелень травы, тянется к солнечному теплу все насе­ление лесов, озер, полей. Вот уже появился первый подснежник:

Выглянул подснежник

В полутьме лесной

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Видит, как на горке

Быстро тает снег,

Как ручьи проснулись

И пустились в бег.

Е. Серова.

Весна бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, летит на крыльях скворцов, журавлей, ласточек. Она опускается на землю густыми туманами, редкими дождичками, обдувает застыв­шую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами, скачет с во­робьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами. Улыбаются прохожие.

И вот уже весна приспела к первой грозе, радостному сиянию помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и за­пахом распустившихся тополей. Гроза совсем не страшна, наобо­рот, приятна человеку и природе:


Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Ф. Тютчев.

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски — вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей и тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ребята представляют на суд зрителей стихотворение Н. А. Некрасова "Зеленый Шум".

(Так как в стихотворении рисуется картина постепенного про­буждения природы, повторяющиеся строки "Идет-гудет Зеленый Шум..." в первый раз надо читать тихо, как отдаленный прибли­жающийся гул, во второй — громче и увереннее, в третий — тор­жественно, как полную победу весны. Повторяющиеся строки чи­тают все ученики, для чтения других строк выделяются 8 человек.)

Идет-гудет Зеленый Шум.

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кисты ольховые,

Подымет пыль цветочную, Как облако, все зелено: И воздух, и вода.

Идет-гудет Зеленый Шум. Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят,

Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса.

А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой.

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен,

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Н. А. Некрасов широко использовал в своем творчестве народные сказки, пословицы, загадки, песни, отдельные слова и выражения. И к заглавию стихотворения "Зеленый Шум" он сделал примечание: "Так народ называет пробуждение природы весной".

Повторяя строки "Идет-гудет Зеленый Шум...", поэт стре­мится передать шум весенней листвы, хочет подчеркнуть: весна не стоит на месте, идет бурное, радостное пробуждение природы; что ни день, то новые краски, новые звуки, новые картины. Они сме­няются не только в пространстве, но и во времени.

Первая картина — цветущие ольховые кусты. Почему имен­но эту картину поэт рисует первой?

Ольха любит расти по берегам рек и озер. Она первой про­буждается от зимнего сна, т. е. зацветает. Все деревья еще голые, ни одного листочка нет на черно-грязных ветвях, а ольха уже пок­рылась длинными золотистыми сережками. На фоне еще спящей природы они особенно ярки и прекрасны. А стоит чуть-чуть подуть ветерку, цветущая ольха начинает "пылить", над кустом поднима­ется зеленоватое облачко цветочной пыльцы. И вот какая видит­ся, рисуется в воображении картина: берег реки, вдоль него — ольховые кусты в цвету; набежавший ветер поднимает с них це-



лые облака зеленоватой цветочной пыльцы, и от этого и берег, и воды реки, и воздух над ними — все зелено.

Пройдет несколько дней, и заиграют красками цветущие вишневые сады, "повеселелые" сосновые леса, бледнолистая ли­па, белая березонька "с зеленою косой". Представить эти карти­ны помогают образные выражения.

Сравнение "как молоком облитые" (вишневые сады). И дей­ствительно, цветет вишня так буйно, так густо покрываются вет­ви белыми нежными цветами, что листьев не видно.

Эпитет "повеселелые" (сосновые леса). Обычно сосновые леса кажутся хмурыми, вероятно, из-за того, что хвоя сосен тем­но-зеленого цвета, кора деревьев внизу бурая, с трещинами, а вверху — красно-бурая. Весною же сосна растет, на концах вет­вей появляются молодые светло-зеленые побеги; оранжевая кора молодых сосен в лучах весеннего солнца кажется золотистой. Мо­лодая, нежно-зеленая хвоя, золотистые стволы в лучах яркого солнца делают сосновые леса "повеселелыми".

Скрытое сравнение "с зеленою косой" рисует образ плакучей березы — длинные свисающие ветви, покрытые листвой.

Обращают на себя внимание разные оттенки весеннего шу­ма. Цветущие вишневые сады "тихохонько шумят", как бы боясь осыпаться, боясь лишиться своей дивной красы. Само собой по­нятно, что от вишневых садов, с их почти незаметными листьями, легкими, нежными цветами, большого шума и не может быть. А вот сосны, с их высокими "гудящими" стволами, густой жесткой хвоей, могут шуметь вовсю. Шум соснового леса — самый силь­ный, самый "шумный". Липа и береза, с их нежной, мягкой, толь­ко что распустившейся листвой "лепечут", т. е. издают тихие, не­ясные звуки (шелест). Строки "Шумит тростинка малая, шумит высокий клен..." воспринимаются как утверждение: вся природа ожила, от мала до велика.

Эстафету подхватывают представители лета.

Когда наступает лето? Трудно сказать. Оно приходит незамет­но. Конец весны и начало лета — близнецы. Подменились, и никто не ощутил этой подмены. Высохли проселки, низины, леса, поймы лугов. Прошли дожди — стряхнули пыль, умыли зелень. Сияет солнце, а небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море. Дышится легко — воздух прогрет и настоен на запахе трав, листвы.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева.

Лето — сказка наяву. Вот распускаются бутоны шиповника. Может, на его лепестках спит маленькая Дюймовочка? А му­равьи? Разве это не заколдованные люди? Посмотрите, какие го­рода выстроили они в лесу, как старательно работают, как забо­тятся друг о друге. Вот спешит куда-то изящная бабочка. Цар­ственно проплывает в воздухе прозрачная стрекоза. Разве это не добрые феи?

Очень любят лето дети. Это их время года.

Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты,

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног.

А. Балашов.

Читается и анализируется стихотворение А. Прокофьева "Березка":

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,


С красивыми застежками, С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнетсяно не ломится.

Деревья — украшение земли. Но самым родным, самым близким, самым прекрасным для русского человека деревом яв­ляется березка.

Где бы ни был русский человек, какие бы пышные, красивые, диковинные растения его ни окружали, тоскуя о Родине, он мечта­ет о встрече с этим милым, скромным деревцем. Березка и Россия неотделимы друг от друга.

А. Прокофьев сравнивает березку с русской девушкой "в бе­леном сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застежками, с зелеными сережками". Сарафан — русская нацио­нальная женская одежда в виде свободного платья с застежками посредине, без рукавов. "Беленый сарафанчик" — это сарафан­чик из беленого холста, а не просто белый. А отбеливали холст так: клали его в большой чугун с водой и золой, долго кипятили и парили, потом отполаскивали и целое лето держали на солнце, расстилая на траве или на крыше.

Первая строфа стихотворения построена преимущественно на скрытых сравнениях: березка сравнивается с русской девушкой в старинном национальном костюме. Белый ствол дерева — это бе­леный сарафан без рукавов, с застежками посредине; черные попе­речные полосы на белом стволе березы — это карманчики, из ко­торых видны кончики платков; листья — зеленые сережки.

Наша березка то грустная, плакучая, то светлая, кипучая... Что это значит? В тихую солнечную погоду березка светлая, яс­ная: она как бы излучает яркий свет. И, глядя на нее, невольно представляешь приятные картины, спокойные, счастливые лица людей.

При сильном ветре березка кажется кипучей: густая, нежная листва ее струится, плещется, "кипит".

В безветренный пасмурный день березка видится грустной, плакучей: печально свисают ее гибкие, тонкие ветви. Тихая, по­никшая, она напоминает нам скорбно склонившегося человека...

Завершают путешествие во времена года представители осени.

Есть две осени. Одна золотая — радостная, роскошно убран­ная, богатая урожаем. Другая — невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словно Золушка. Зовут ее поздней осенью.

Золотую любят за щедрость, богатство лесов, полей, садов, за ясные дни, умытые белой пеной дальних облаков и ключевой прохладой лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золо­той и багряной краской, за обилие цветовых оттенков.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо...

И. Бунин. Разнес осенний ветер Пожелтевшие листы: И под холодом поникли Запоздалые цветы... Улетели в край далекий, Под иные небеса, Птички вольные, покинув Обнаженные леса! Скучная картина! Тучи без конца,


Дождик так и льется, Лужи у крыльца...

А. Плещеев. Ребята данной группы рассказывают о замечательном сти­хотворении Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной...". Есть/в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — ■ Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всепростор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Начало осени — чудесная пора. О ней написано много пре­красных стихотворений. "Есть в осени первоначальной..." Ф. И. Тютчева — одно из них.

Сколько неожиданности, сколько поэзии в его стихах! Вечера лучезарны — полны света, сияния, блеска; теплая, чистая ла­зурь — безоблачное, голубое небо — льется на отдыхающее поле.

Слово "праздный" имеет 3 значения:

1) ничем не занимающийся, живущий без работы (праздный человек);

2) не заполненный, не занятый делом (праздная жизнь, пра­здный день);

3) порожденный бездельем; бесцельный; бесполезный (пра­здный разговор, праздное любопытство).

Приведенные примеры сочетаний мы часто слышим и сами употребляем в речи, мы к ним привыкли. В стихотворении же Тютчева это слово употреблено вот в таком неожиданном сочета­нии — "праздная борозда".

Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." Л. Н. Тол­стой отметил буквой "К" (красота). Он сказал: "Здесь слово "пра­здной" как будто бессмысленно, и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы закончены, все убрано. В умении находить такие образы и заключается искус­ство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер. Особен­ность поэзии в том, что в ней одно слово намекает на многое".

Слов, которые намекают на многое, у Ф. И. Тютчева немало.

Мы можем сейчас вспомнить много выражений со словом "бодрый": бодрый человек — полный сил, здоровья, энергии; бодрый вид — свидетельствующий о бодрости; бодрое настрое­ние — веселое, хорошее настроение. А вот сочетание "бодрый серп" впервые встретили в стихотворении Ф. И. Тютчева. Читая его, мы представляем, как крестьяне жнут на своих полосках рожь-кормилицу. Серпы так и мелькают в их проворных, натру­женных руках, лица светятся радостью. Жатва для крестьяни­на — большой праздник.

А каким изяществом веет от выражения "хрустальный день". Прилагательное "хрустальный" имеет значения: 1) сделанный из хрусталя; 2) прозрачный, сверкающий, как хрусталь. Нам понят­ны сочетания "хрустальная ваза", "хрустальная люстра", "хрус­тальный башмачок", "хрустальный родник", "хрустальная гладь воды", "хрустальные капли росы". Но как понять выражение "хрустальный день", впервые встретившееся у Тютчева? Оно не­обычно, неожиданно. Наверное, это ясный, солнечный день ран­ней осени, когда небо лазурное, воздух прозрачный (т. е. такой чистый, что сквозь него все видно) и в нем плавают ослепительно белые нити паутины.

Лучезарны картины ранней осени, прозрачны и чисты ее краски. Вместе с поэтом мы наслаждаемся этой "дивной порой".

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.

В этих строках чувствуется оттенок грусти. "Дивная пора" ко­ротка, и хотя до зимних бурь еще далеко, они придут. Поэт тихо, задумчиво наслаждается "дивной порой" и, словно размышляя вслух, делится с нами своими наблюдениями, своей сдержанной радостью, окрашенной легкой грустью.

При чтении стихов дети используют репродукции с картин ху­дожников. Ведь мастера кисти открывают перед детьми увлекатель-


ные картины природы и помогают глубже понять строки из любых стихов. Это могут быть произведения Л. Кулешова "Рисунок. Зима", И. Хрупкого "Старуха, вяжущая чулок", И. Левитана "Березовая роща" и "Золотая осень", М. Ларионова "Куст сирени", А. Иванова "Ветка", А. Рылова "Зеленый Шум", А. Куинджи "Березовая роща", В. Кудревича "Утро", И. Левитана "Осень", И. Остроухова "Сивер­ко", А. Головина "Пейзаж", М. Нестерова "Осенний пейзаж".

Путешествие продолжается чтением произведений о време­нах года. Звучат стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Ни­китина, С. Есенина, А. Пушкина, И. Сурикова и многих других поэтов. Затем зачитываются лучшие сочинения.

В конце урока проводится викторина "Из какого стихотворе­ния отрывок?". Ребята должны назвать произведение и фамилию автора.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

A. Майков. Осень.

Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору, поникши, ели Зелень мрачную хранят. М. Лермонтов. Осень.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. П. Некрасов. Мороз-воевода.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

Но больно холодна.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.