Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка 2.1. Направленность интересов: 1. на учебную деятельность. 2. на трудовую деятельность. 3. на художественно-эстетическую деятельность. 4. на достижения в спорте, туризме. 5. на отношения между людьми. 2.2. Отношение к порученному делу: 1. Общественная активность · Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. · Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое собственное время. · Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. · Редко принимает участие в общественных делах. · Отказывается участвовать в общественных делах. 2. Трудолюбие · Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. · Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки. · Редко охотно берется за работу. · Чаще всего старается уклониться от любой работы. · Всегда уклоняется от выполнения любого дела 3. Ответственность · Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. · В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. · Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. · Очень редко выполняет порученное ему дело. · Никогда не доводит до конца порученные ему дела. 4. Инициативность · Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. · Довольно часто выступает зачинателем нового дела. · Редко сам начинает новое дело. · Почти никогда сам не начинает новое дело. · Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. 5. Организованность · Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану. · В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. · Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться. · Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени. · Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. 6. Любознательность · Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. · В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. · Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. · Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. · Равнодушен к всякого рода новым знаниям. 7. Аккуратность · Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет(а) опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. · Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности. · Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. · Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. · Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество. Отношение к людям 8. Коллективизм · Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. · Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. · Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. · Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. · Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело». 9. Честность, правдивость · Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда это ему «невыгодно». · Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. · Часто говорит неправду ради собственной выгоды. · Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно. · Склонен всегда говорить неправду. 10. Справедливость · Активно борется с тем, что считает несправедливым. · Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. · Редко выступает против того, что считает несправедливым. · Не добивается справедливости. · Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. 11. Бескорыстие · В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, анне собственной выгодой. · Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. · Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой. · В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды. · В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. 12. Общительность · Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. · Как правило, с удовольствием общается с людьми. · Стремится общаться с ограниченным кругом людей. · Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. · Замкнут, необщителен. 13. Чувство товарищества · Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. · Как правило, помогает товарищам. · Помогает товарищам, когда его просят. · Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. · Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. 14. Отзывчивость · Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами. · Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами. · Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей. · Почти не умеет сочувствовать другим. · Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него. 15. Вежливость, тактичность · Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. · Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. · Часто бывает невежлив и нетактичен. · Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры. · Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит. Отношение к себе 16. Скромность · Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. · Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. · Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях. · Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. · Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. 17. Уверенность в себе · Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. · Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. · Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. · Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. · Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки. 18. Самокритичность · Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. · В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. · Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. · К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. · Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. 19. Умение рассчитывать свои силы · Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» — не слишком легкие и не слишком трудные. · Как правило, верно, соизмеряет свои силы с трудностью задания. · Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. · В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела. · Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела. 20. Стремление к успеху, первенству · Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. · Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. · Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. · Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». · Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности. 21. Самоконтроль · Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. · Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. · Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». · Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. · Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение». Волевые качества личности 22. Смелость · Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. · В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. · Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. · В большинстве случаев отступает перед силой. · Всегда отступает перед силой, трусит. 23. Решительность · Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. · В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. · Иногда колеблется перед ответственным решением. · Редко решается принять какое-либо ответственное решение. · Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. 24. Настойчивость · Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. · Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. · Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. · Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. · Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. 25. Самообладание · Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. · Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. · Порой не умеет справиться со своими эмоциями. · Часто не может подавить нежелательные эмоции. · Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее. Положение ребенка в школе 26. Авторитет в классе · Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. · Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. · Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т. п. · В классе авторитетом не пользуется. 27. Симпатия · Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. · В классе ребята относятся к нему с симпатией. · Пользуется симпатией только у части одноклассников. · Пользуется симпатией у отдельных ребят. · В классе его не любят. 28. Авторитет во внешкольных объединениях · Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т. п.). · Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т. п.). · Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений. · Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т. п.). · Не является членом никакого внешкольного объединения. |