МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МОДУЛЬ 5. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА





Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

Дисциплина: «Актуальные проблемы современной философии»

Направления подготовки:

080200.68 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»);

Экономика»

Квалификация выпускника: магистр

 

 

Москва

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 5 мая 2011г. №10)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

Дисциплина: «Актуальные проблемы современной философии»

Направления подготовки:

080200.68 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»);

080100.68 «Экономика»

 

Квалификация выпускника: магистр

 

Москва

 

Автор

А.И. Федорищенко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Россий­ской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

 

Рецензенты:

Н.Н. Димитров, доцент кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент; JI.B. Важенин, доцент кафедры гражданского права, кандидат философ­ских наук, доцент

 

© Российская таможенная академия, 2011

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

МОДУЛЬ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ НАУЧНОГО ОТРАЖЕНИЯ

 

Тема 1.1. Философия, естествознание, гуманитарное знание и социальные науки: общая диспозиция и специфика

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определите предмет философии, ее функции и структуру.

2. Сравните специфику естественнонаучного и социально­гуманитарного познания.

3*. Изучите особенности философских методов познания и их отно­шение к методам естественных и социально-гуманитарных наук[1].

4*. Выясните роль философии в ценностной социокультурной экс­пертизе научного знания и практической деятельности.

II. План практического занятия

(форма обучения очная)

1. Предмет философии, структура и функции философии. Специ­фика философского знания.

2. Сходство и фундаментальные различия естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

3. Качественно новый этап развития науки и социокультурные проблемы современности.

4. Необходимость междисциплинарного подхода в современной науке. Философия и методологические основания современных научных знаний.

5. Роль философии в ценностной социогуманитарной экспертизе научного знания и практической жизнедеятельности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Уяснение темы целесообразно начать с истории возникновения са­моназвания философии как «любви к мудрости», «любомудрия». Подроб­ное изложение указанного вопроса дано в работе А.Н. Чанышева «Начало философии». Однако философия - не только вид мудрости, знания, но и способ рационально-практического самосознания, т.е. мировоззрения. По­этому необходимо уяснить, что такое мировоззрение, какова его структура, определить общее и особенное в таких видах мировоззрения как филосо­фия, мифология, религия, а также соотнести философию с такими видами духовности как художественное сознания, обыденное сознание, научное сознание. Все это дает возможность разобраться в вопросах специфики философского познания, его методов. Для этого необходимо выделить и различить между собой главный вопрос философии (что такое поистине человек, его истинное место и назначение в мире) и основной вопрос фи­лософии (что первично: бытие или мышление - первая сторона основного вопроса философии; познаваем ли мир - вторая сторона основного вопроса философии), от ответа на который зависит решение всех других вопросов философии, в том числе и главного вопроса философии.



Далее необходимо определить структуру философского знания, вы­яснить роль и значение онтологии, гносеологии (эпистемологии), фило­софской логики, аксиологии, философских дисциплин - этики, эстетики, для решения главного вопроса философии.

Раскрывая второй вопрос, необходимо иметь в виду наличие двух традиций в объяснении, понимании и предсказании явлений в научном знании: естественнонаучной и социогуманитарной. Необходимо объясни и, тяготение естествознания к объяснению, а социогуманитарной науки - к пониманию. Для этого полезно выделить объект, субъект и предмет есте­ствознания и социогуманитарного знания, а также специфику их методов познания (сравнить логический вывод и интерпретацию, генерализацию, т.е. выделение общего, и индивидуализацию, т.е. поиск неповторимого, уникального, понятие истины и понятие правды, отношение к антропоцен­тризму, к идеологии, преобладание количественных или качественных ме­тодов, отношение к эксперименту как к методу познания).

Далее целесообразно показать точки схождения естественнонаучной и социогуманитарной культуры, и роль философии в этом процессе, что подводит нас к анализу содержания третьего вопроса. Здесь важно выделить качественные характеристики современной научной парадигмы, ко­торая тяготеет к созданию эволюционно-синергетической космоцентриче­ской модели мира и человека в нем, для решения фундаментальных про­блем человеческого существования (экологических, антропологических, генной инженерии и т.п.).

При подготовке к четвертому вопросу следует вернуться к теме спе­цифической роли философии в создании всеобщей методологии познания и реализации междисциплинарного подхода.

Рассмотрение пятого вопроса смыкается с четвертым в части выяс­нения аксиологической функции философии и необходимости социокуль­турной гуманитарной экспертизы социальных и экономических проектов, а также прикладных отраслей научного знания.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. -СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1.Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

4. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? - М., 1992.

6. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

8. Чанышев А.М. Начало философии. - М., 1992.

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. - М., 1955-1981.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «философия», как он появился?

2. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

3. Что роднит и что отличает философию от других форм мировоз­зрения (мифологии, религии, науки и др.)?

4. Каковы основные черты философского мышления?

5. Какова структура философского знания?

6.Определите главный и основной вопрос философии и укажите их различие?

7. В чем сходятся и чем различаются естественнонаучное и социогуманитарное знание?

8. Каковы характерные черты постнеклассической науки и какова ее связь с современными социокультурными проблемами?

9. Что означает междисциплинарный подход и в чем состоит мето­дологическая функция философии?

10. Для чего нужна социогуманитарная экспертиза научных и соци­ально-экономических проектов?

 

Тема 1.2. Экономика как наука. Принципы экономической науки

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выявите различия между экономикой как наукой и экономикой как рационально организованным хозяйством.

2*. Определите философские основания экономических построений физиократов и меркантилистов.

3*. Сформулируйте парадигму научной экономики в форме полити­ческой экономии А. Смита и Д. Рикардо.

4*. Изучите философские основания «Капитала» К. Маркса и его ло­гику.

5. Проанализируйте современные экономические теории с философ­ской точки зрения.

6. Определите принципы экономической науки.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Различия между «экономикой» и «экономической теорией».

2. Развитие экономической мысли в свете актуальных вопросов фи­лософии экономической деятельности современного человека, его места в мире.

3. Принципы экономической науки.

4. Экономика и экономическая наука в философско- аксиологическом измерении. Пределы развития «чисто экономического» знания.

 

II.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Рассматривая первый вопрос необходимо определить параметры ба­зовых оснований теоретического экономического знания и экономики как системы рациональной организации хозяйственной жизни общества.

Для этого целесообразно проанализировать различные определениям «экономики» и их теоретические основания.

Ответ на второй вопрос следует разбить на несколько докладов, по­священных различным этапам развития экономической мысли в свете ак­туальных вопросов философии экономической деятельности современного человека и его места в мире.

Рассмотрение первых вопросов подводит к определению принципов экономической науки (третий вопрос практического занятия), которые задают параметры экономической теории, выявляют ее базовые философские основания. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: что такое принцип. Затем целесообразно дать характеристику следующим принци­пам: принципу теоретической относительности; принципу концептуальности, принципу иерархии и автономии ценностей; принципу экономической ответственности.

Четвертый вопрос по существу продолжает начатый разговор путем определения предмета философии экономики и ее роли в ограничении предмета экономики как науки.

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. – М., 1990.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.

4. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976.

5.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

6. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993. - Т. 1.

8. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме. - М., 2000.

9. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

11. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.


V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоят базовые основания экономической теории и эко­номики хозяйства?

2.В чем заключается предмет философии экономики?

3.Какова роль философии экономики в ограничении предмета эко­номики как науки?

4. В чем состоит принцип теоретической относительности экономи­ческого знания?

5. В чем заключается принцип концептуальности экономики?

6. В чем суть принципа иерархии и автономии ценностей?

7. В чем заключается принцип экономической ответственности?

 

Тема 1.3. Специфика философских вопросов экономики. Философское учение о методах экономической науки

I.Задания для самостоятельной работы

1. Определите, в чем заключаются философские проблемы эконо­мики.

2. Обозначьте поле фундаментальных вопросов междисциплинар­ных исследований.

3. Выясните проблемы и опасности экономического проектирова­ния без социально-гуманитарной экспертизы.

4*. Определите, что такое метод, и что такое методология.

5*. Выясните роль методологии в построении экономического зна­ния.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Философские проблемы экономики.

2. Фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований.

3. Роль философских дисциплин в повышении эффективности эко­номического мышления.

4. Методология и ее роль в построении экономического знания. Ме­тоды экономической науки.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Раскрывая первый вопрос, следует определить природу и структуру научного метода, природу и структуру социальной онтологии, природу ра­ционального знания, стратегии человеческих интересов, а также соотно­шение материальных и культурных ценностей.

При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть следующие фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований: благосос­тояние общества; социальная справедливость; проблема экономического равенства; проблема экономического роста; моральные и экологические издержки экономического роста; проблема экономической свободы.

Отвечая на третий вопрос, рекомендуется рассмотреть соотношение экономики и философских дисциплин в следующем контексте: социальная онтология экономического знания; гносеология и эпистемология экономи­ческой теории; логика экономического мышления; аксиологические и ан­тропологические основания экономической науки.

При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо акцентиро­вать внимание на четком определении понятий «метод», «методология». Кроме того, следует соотнести общенаучные и специально научные мето­ды познания в экономической науке. Рекомендуется рассмотреть под уг­лом зрения методологического анализа некоторые методы экономической науки (метод моделирования, экспериментальный метод, метод оптималь­ного планирования, управления и т.д.).

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.

4. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,

1976.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

6. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993.-Т.1.

8. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме. - М., 2000.

9. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

11. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие философские проблемы экономики Вы знаете?

2. Каков круг фундаментальных вопросов междисциплинарных ис­следований?

3. В чем заключается опасность экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы?

4. В чем состоит роль философских дисциплин в повышении эф­фективности экономического мышления?

5. Что такое метод? Что такое методология?

6. Какую роль играет методология в построении экономического знания?

7. Какие методы экономической науки Вы знаете?

 

МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Тема 2.1. Философия истории и характер экономического развития

I.Задания для самостоятельной работы

1*. Дайте определение философии истории.

2*. Установите связь проблематики философии истории с экономи­ческими процессами.

3*. Определите параметры проблемы направленности исторического развития.

4.Соотнесите концепции линейности и цикличности социально- экономического развития.

5. Выявите соотношение ритмичности и аритмичности социально- экономических процессов.

6. Определите сущность экспоциональности и волновой природы социально-экономических процессов.

7. Сформулируйте критерии прогресса.

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1.Философия истории: связь ее проблематики с экономическими процессами.

2. Проблема направленности исторического развития.

3. Проблема соотношения линейности и цикличности, ритмичности и аритмичности, экспонциональности и волновой природы исторических, в том числе, социально-экономических процессов.

4. Критерии прогресса.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Если учитывать то, что экономические процессы являются неотъемлемой частью исторических процессов, то в этом отношении мы неизбеж­но сталкиваемся с проблематикой такой философской дисциплины как фи­лософия истории.

Раскрывая суть первого вопроса, следует уточнить, что дисциплина «философия истории», выделяется в самостоятельный раздел только в XVIII веке в трудах И. Гердера, хотя термин этот был введен еще Вольте­ром. Необходимо выделить предметную область философии истории, ее отличие от исторических наук, так как она занимается не изложением ис­торического процесса, а его истолкования в целом с позиций философских принципов и категорий. Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе и его критери­ях, о единстве и многообразии исторического процесса.

Особое место в философии истории занимают вопросы методологии и специфики исторического и в целом социально-экономического позна­ния. При этом надо помнить, что философия истории невозможна без опо­ры на исторические и социально-экономические науки. В противном слу­чае она превращается в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исто­рические и социально-экономические науки нуждаются в философии ис­тории, так как в ней вырабатываются общие принципы синтеза историче­ского и социально-экономического материала.

Раскрывая второй вопрос, необходимо помнить, что философия ис­тории, рассматривая проблему направленности исторического развития, опирается на определение внутренней логики и закономерностей истори­ческого процесса, проблемы смысла и цели истории. В результате стано­вится возможным выяснение вопроса о единстве и многообразии истори­ческого процесса.

Третий вопрос целесообразно рассматривать на примере анализа конкретных философско-исторических концепций. Например, линейные представления об исторических процессах свойственны христианской фи­лософско-теологической традиции, концепции бесконечного прогресса ра­зумных оснований истории - эпохе Просвещения. Цикличное представле­ние об истории свойственно античному мировоззрению, позитивизму XIX века, культурологическим и цивилизационным концепциям. Соотношение ритмичности и аритмичности исторического развития можно встретить в концепциях Л. Гумилева, А. Чижевского, И. Пригожина, Н. Моисеева. Экспонциональность и волновая природа исторических процессов хорошо раскрывается через экономическую теорию долгосрочных циклов («длин­ных волн») русского экономиста Н.Д. Кондратьева и теорию краткосроч­ных циклов Д. Китчена.

Наиболее важным типологическим различием между концепциями является наличие детерминистского или индетерминистского подходов. Ключевой вопрос при анализе характера и конфигурации исторического бытия человека заключается в выделении критериев прогресса, как от­дельных цивилизаций, так и всего человечества, что составляет предмет рассмотрения четвертого вопроса. В зависимости от того, что будет ле­жать в основе прогресса, можно будет пытаться доказывать тезис о про­грессивном либо регрессивном развитии человеческой истории.

При ответе на четвертый вопрос целесообразно рассмотреть наибо­лее распространенные критерии прогрессивного развития: степень духов­ности (религиозности), уровень развития материальной культуры, развитие науки и техники, уровень благосостояния общества, экономический рост, уровень образованности граждан, экологическая безопасность страны, продолжительность жизни, уровень личной свободы, наличие гарантий прав человека и др.

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.

2.Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1986.

3. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993. 4.1-2.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1980.

6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.

7. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

8. Кемеров B.C. Введение в социальную философию. - М., 1994.

9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13.. - М., 1955-1981.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое философия истории?

2.В чем заключается связь проблематики философии истории с экономическими процессами.

3.Что такое прогресс?

4.Каковы критерии прогресса?

5.Что такое регресс? Каковы причины регрессивных явлений?

6.В чем состоит линейный взгляд на историю?

7. В чем заключается суть идеи цикличности исторического разви­тия?

Тема 2.2. Типология обществ

I.Задания для самостоятельной работы

1.Определите динамику и типологию исторического развития.

2.Выявите основные концептуальные схемы социального детерми­низма в истории философии.

3*. Проанализируйте основания социально-экономического детер­минизма К. Маркса и Ф. Энгельса, их периодизацию истории и сравните с концепцией экономического детерминизма Э. Бернштейна.

4. Раскройте сущность культурологического подхода к истории О. Шпенглера.

5*. Уясните теоретические основания цивилизационного понимания истории А. Тойнби.

I.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Динамика и типология исторического развития. Периодизация истории.

2. Философия истории от Платона до Гегеля.

3. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгель­са. Экономический детерминизм Э. Бернштейна.

4. Культурологический подход к истории О. Шпенглера и цивили­зационная парадигма понимания истории А. Тойнби.

 

I. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Рассматривая первый вопрос о динамике исторического развития, следует помнить, что речь идет об определении движущих сил, источников исторических изменений. Здесь необходимо, в принципе, различить кон­цептуальные подходы к пониманию поставленных вопросов: религиозные, объективно-идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралисти­ческие, материалистические. Отсюда можно сделать вывод о научности предлагаемых критериев деления истории на определенные периоды и оп­ределении исторических типов общества.

Докладчикам по второму вопросу можно посоветовать построить от­вет на этот сложный вопрос как краткое историко-философское введение с акцентом на анализ различных концептуальных схем понимания специ­фики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеоло­гия Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Авре­лий, Ф. Аквинский), рационалистически-просвещенческий взгляд на исто­рию, философия истории Гегеля, географический детерминизм Ш. Мон­тескье и др., демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социалдарвинизм, неомальтузианство.

Отвечая на третий вопрос необходимо, прежде всего, определить по­нятие истории как естественно-исторического процесса. Затем, следует дать определения понятиям: «общественно-экономическая формация», «производительные силы», производственные отношения», «способ произ­водства», «базис и надстройка», «социальная революция». В итоге реко­мендуется дать сравнение социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса и экономического детерминизма Ж. Бернштейна.

Четвертый вопрос раскрывается через понятие культуры как процес­са и результата человеческой деятельности. В многочисленных определе­ниях культуры необходимо выделить те, которые соответствуют ее пони­манию О. Шпенглером: культура как внутренний стержень возникновения, развития и исчезновения этносов и их социокультурных образований.

Цикличность понимания истории демонстрируется оригинальной концепцией А. Тойнби. Для ее правильного понимания необходимо рас­крыть суть следующих понятий: цивилизация как культура, дикость, вар­варство, цивилизация как ступень развития общества, современное плане­тарное общество. Далее следует обсудить проблему признаков цивилиза­ции: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.

2.Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1986.

3. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993.4.1-2.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.

5. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. - М., 1980.

6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.

7. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

8. Кемеров B.C. Введение в социальную философию. - М., 1994.

9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13. - М., 1955-1981.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое типология (периодизация) исторического развития?

2. В чем заключается этический идеализм Платона и телеологии Аристотеля?

3. Каковы существенные черты философии истории Гегеля?

4. Что общего и в чем разница между географическим детерминиз­мом Ш. Монтескье, демографическим детерминизмом Т. Мальтуса, социалдарвинизмом и неомальтузианством?

5. В чем заключается сущность социально-экономического детер­минизма К. Маркса и Ф. Энгельса и каковы черты их концепции формаци­онного развития общества?

6. Что общего и в чем разница между историческими концепциями К. Маркса и Э. Бернштейна?

7. Какие основания приводит О. Шпенглер в защиту культурологи­ческого подхода к истории?

8. Как определяет сущность цивилизационного подхода к понима­нию общества А. Тойнби?

 

Тема 2.3. Основные концепции социально-экономической трансформации общества

I.Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение футурологии и обозначьте ее задачи.

2. Раскройте сущность кейнсианства (теории экономического рос­та).

3.Определите содержание технологического детерминизма и вы­явите его разновидности.

4*. 5*. Проанализируйте работу С. Хантингтона «Столкновение ци­вилизаций».

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Футурология как исследование перспектив протекания социаль­ных и экономических процессов.

2. Кейнсианство и теории экономического роста.

3. Технологический детерминизм и его разновидности.

4. Фр. Фукуяма: «Конец истории и последний человек».

5. С. Хантингтон: «Столкновение цивилизаций».

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Ответ на первый вопрос предполагает определение предмета футу­рологии как науки (науке о будущем исходя из анализа прошлого) и ее за­дач: прогнозирование событий, вытекающее из этого планирование, «ди­зайн» отдаленного и ближайшего будущего.

В заключение можно дать краткую характеристику современных фу­турологических теорий: кейсианства, теорий экономического роста, теорий постиндустриального общества и др.

Отвечая на второй вопрос, следует особо остановиться на анализе кейсианства и теории экономического роста. При этом необходимо пом­нить, что они занимались в 50-60-е годы XX века поиском условий равно­весия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике. Глав­ным инструментом в достижении равновесия они считали рынок, регули­руемый государством. Однако быстрый рост науки и техники, экологиче­ские проблемы, информационная революция потребовали от ученых рас­смотрения экономических процессов в более широком и многомерном контексте.

В заключение можно рассмотреть критику кейсианства американ­ским экономистом Гэлбрейтом - главным разработчиком политики «новых рубежей» Дж. Кеннеди, президента Ассоциации американских экономи­стов, одним из главных составителей экономических программ демократи­ческой партии США.

Третий вопрос логически вытекает из второго, и требует для ответа рассмотрения разновидностей современного технологического детерми­низма.

В ответе на четвертый вопрос предполагается подготовка аннотации на работу известного теоретика философии истории американского мыс­лителя Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек», который из­вестен тем, что попытался доказать некое бесконфликтное разрешение всех исторических коллизий. Особо следует остановиться на разъяснении понятия «замедление», «прекращение исторического процесса как таково­го», который примиряет в себе существовавшие противоречия.

Ответ на пятый вопрос также предполагает анализ работы другого современного американского мыслителя в области политической филосо­фии С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где доказывается, что ближайшее историческое будущее катастрофично, и в его основе лежат непримиримые цивилизационные различия, которые не стираются, а, на­против, обостряются.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009.

2.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебние. - М.: Юрайт, 2011.

6.Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

IV.Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое футурология и каковы ее основные задачи?

2. Что такое кейнсианство, и какие его разновидности Вы знаете?

3. В чем заключается технологический детерминизм, и каковы его основные концепции?

4. Какие новые идеи разработал Фр. Фукуяма в отношении филосо­фии истории?

5. Чем интересна работа С. Хантингтона «Столкновение цивилиза­ций»?

 

МОДУЛЬ 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Тема 3.1. Доиндустриальное и индустриальное общество

I.Задания для самостоятельной работы

1.Рассмотрите концепцию постиндустриализма.

2.Выявите характерные черты доиндустриальной эпохи.

3.Определите исторические предпосылки индустриальной револю­ции эпохи Нового времени.

4*. Выделите существенные характеристики индустриального обще­ства.

5*. Изучите последствия индустриальной революции в социальной и политической сфере.

6*. Определите социокультурные последствия индустриализации общества.

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Особенности доиндустриальной стадии развития общества.

2. Индустриальная революция эпохи Нового времени.

3. Индустриальный характер производства и изменения социальной структуры.

4. Социокультурные последствия машинной цивилизации.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

При ответе на первый вопрос необходимо, прежде всего, определить в общих чертах концепцию постиндустриализма как совокупности различ­ных теорий западной общественно-политической и экономической мысли, которые строятся на основе признания технологического детерминизма, идеологии сциентизма (абсолютизации значения научного опытного зна­ния, точных наук), и которые придерживаются единой периодизации соци­ально-экономического развития общества (доиндустриального, индустри­ального, постиндустриального этапов развития общества).

Затем, необходимо показать существенные характеристики доинду­стриального общества: доминирование использования природных источ­ников сырья, естественных источников энергии (энергия воды, сила собст­венных мышц и сила животных), преимущественно аграрный характер производства, патриархальная семья, преклонение перед сверхъестествен­ными силами, определяющая роль традиционных ценностей, авторитарная система управления общественными процессами (вождь - жрец, отец - хозяин). Главный ресурс - сырье, главные фигуранты - царь-вождь, воин и земледелец.

Отвечая на второй вопрос, целесообразно дать общую характеристи­ку исторических предпосылок промышленной, технической, научной ре­волюции, логическим завершением которой стали социально- экономические и политические революции, подготовившие предпосылки индустриального этапа развития общества. Необходимо показать, что ин­дустриальное общество радикально изменило все сферы жизнедеятельно­сти человека, уничтожила старые институты традиционного общества и заменила их новыми, кардинально изменила производство, обнаружила новые источники энергии, изменила структуру социально-политических отношений. Далее следует определить роль создания мануфактурного, за­тем фабричного производства, роль парового двигателя, двигателя внут­реннего сгорания, открытие свойств электричества, замена кустарного производства машинным.

Рассматривая третий вопрос, полезно обратиться к трехступенчатой модели развития экономики Д. Кларка (40-е гг. XX века), характерной для индустриального общества: добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли добывающей промышленности и строительство; производствен­ные и личные услуги.

В заключение необходимо показать изменения социальной структу­ры общества, включая систему профессий и сорасположение социальных слоев, разрушение патриархальной и складывание нуклеарной семьи, складывание наций, многократное увеличение социальной мобильности людей и, одновременно, рост люмпенизации и маргинализации.

Ответ на четвертый вопрос предполагает учет того обстоятельства, что вследствие быстрого промышленного роста появились угрожающие всему человечеству изменения в природе, что породило в научном сооб­ществе учение о глобальных проблемах человечества.

Далее, необходимо обратиться к классификации глобальных проблем по сферам общественной жизни. Из чего следует сделать вывод о необхо­димости межнационального и междисциплинарного подхода к решению указанных проблем.

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит концепция постиндустриализма?

2. В чем заключаются особенности доиндустриальной стадии разви­тия общества?

3. Почему эпоха Нового времени называется эпохой индустриаль­ной революции?

4. Каковы отличия индустриального периода развития общества от доиндустриалыюго?

5. Какие изменения социальной структуры стали следствием инду­стриальной революции?

6. Каковы позитивные и негативные последствия машинной циви­лизации?

Тема 3.2. Постиндустриальное общество

I.Задания для самостоятельной работы

1.Раскройте содержание понятия «постиндустриальное общество».

2.Определите фундаментальные характеристики постиндустриаль­ного общества.

3.Выявите структурные изменения общественного сознания в ходе постиндустриальной реформации общества.

4*. Сформулируйте основные социально-экономические проблемы, порожденные постиндустриальным обществом.

5*. Рассмотрите специфику цивилизационных проблем постиндуст­риального общества.

I.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1.Смыслы понятия «постиндустриальное общество»;

2. Фундаментальные характеристики нового общественного строя.

3. Постиндустриальное общество и структурные изменения об­щественного сознания.

4. Развитие постиндустриального общества и социально- экономические, цивилизационные проблемы.

I.Рекомендации по выполнению заданий

В первом вопросе докладчику следует начать с истории возникнове­ния термина «постиндустриальное общество», а затем сравнить его раз­личные определения у Д. Бэлла, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского Р. Даррендорфа и др. При этом рекомендуется развернуть теоретическое определе­ние указанного понятия в трех измерениях: технологическом, социально-экономическом и культурном.

При ответе на второй вопрос рекомендуется прокомментировать ос­новные положения работы Д. Бэлла «Грядущее постиндустриальное обще­ство» и затем, перейти к анализу фундаментальных характеристик постин­дустриального общества по Д. Бэллу: замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные средства производства и коммуникации, повсеместное использование компьютеров, миниатюриза­ция компьютерной техники при многократном увеличении быстродейст­вия, рост качества программного обеспечения, знание, как важнейший ре­сурс, инновации, как эффективный двигатель прогрессивных изменений, теоретические знания, как наиболее востребованный ресурс, переход от производства вещей к производству услуг, ученый, программист, менед­жер, как главные фигуранты социально-экономических процессов.

Рассмотрение третьего вопроса предполагает возврат к более под­робному анализу постиндустриального общества в культурном измерении, что предполагает рассмотрение следующих характерных черт этого обще­ства: отсутствие единообразной системы ценностей, основанной на тради­ционных паттернах, унаследованных от предшествующих культурных эпох, минимизация национальных культур, денационализация массовой культуры, поглощение национальных культурных традиций глобальными культурными трендами («голливудизация», «макдоналдизация культур­ная», «диснейлендизация культуры», «кибер-культура» и т.д.).

Формирование принципа политкорректности (равное право всех ран­гов культуры на существование, ранжирование культур).

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо произвести анализ спе­цифики глобальных проблем в условиях постиндустриального общества, выявить возможности и пределы современных технологий в решении ука­занных проблем. Отдельно стоит завести разговор о негативных и пози­тивных последствиях постиндустриального общества и его способности вывести человечество из цивилизационного тупика.

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

I.Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какие смыслы понятия «постиндустриальное общество» Вы знае­те?

2.Какие характеристики постиндустриального общества Вы можете выделить в технологическом измерении?

3.Кай выглядит современное общество в социально-экономическом измерении?

4.Каковы параметры постиндустриального общества в культурном измерении?

5.Какие негативные и позитивные последствия постиндустриально­го общества Вы знаете?

 

МОДУЛЬ 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ИНФРАСТРУКТУРА, КОНФИГУРАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема 4.1. Информационное общество: история, тенденции, перспективы

I.Задания для самостоятельной работы

1. Определите отношение понятия «информационное общество» к понятию «постиндустриальное общество».

2. Ознакомьтесь с дискуссией о первичности постиндустриального или информационного общества (Д. Бэлл, Э. Тоффлер и др.).

3*. Выявите особенности духовной жизни информационного обще­ства.

4*. Сравните постмодернистские и реликтовые ценности доиндустриальной и индустриальной эпох.

I.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Информационное общество как сегмент постиндустриального общества.

2. Дискуссии о первичности постиндустриального или информаци­онного общества.

3. Специфика мышления и мировоззрения информационного обще­ства.

4. Постмодернистские и реликтовые ценности доиндустриальной и индустриальной эпох.

I.Рекомендации no выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

При рассмотрении первого вопроса необходимо соотнести понятия «информационное общество» и «постиндустриальное общество» через оп­ределение родовидовых различий. При этом информационное общество выступает, во-первых, как часть постиндустриального, а во-вторых, как самостоятельная часть продвинутого постиндустриального общества.

Второй вопрос целесообразно раскрывать через дискуссию основных теоретиков современного общества (Белла, Тоффлера, Дарендорфа, Бжезинского и др.).

Третий вопрос предполагает исследование связей современных про­изводственных мощностей, финансовой системой, социальных и полити­ческих институтов с совокупностью религиозных, моральных, философ­ских, эстетических ценностей, на которые наложила печать информацион­ная революция. Здесь следует отметить современную многополюсную со­вокупность ценностей, постмодернистские элементы (принцип политкор­ректности, мультикультурности, индивидуализма).

Отвечая на четвертый вопрос, необходимо соотнести постмодерни­стские и реликтовые ценности индустриальной и доиндустриальной эпох (символы, ритуалы, праздники и карнавалы, труд, карьера).

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - CПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

I.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что первично по отношению к другому: информационное обще­ство или постиндустриальное общество?

2. В чем состоит специфика информационного сегмента постиндуcтриального общества?

3. Какие особенности мышления и мировоззрения связаны с информационной революцией Вы можете выделить?

4. Как соотнести между собой модернистские и реликтовые ценно­сти в информационном обществе?

Тема 4.2. «Компьютерная революция», «информационная революция», «интернет-революция»: социокультурные экспликации и современная экономика

I.Задания для самостоятельной работы

1.Определите понятие и характерные черты компьютеризации.

2.Раскройте сущность информационной революции.

3*. Изучите историю становления Всемирной информационной сети.

4.Определите роль Интернета в информационной революции.

II.План практического занятия

(форма обучения: очная и заочная)

1. Понятие и признаки компьютеризации.

2. Информационная революция как технологическая платформа для реализации образовательных и культурных проектов.

3. Понятие информационной сети. Становление Всемирной информационной сети.

4. Интернет как орудие глобализации.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Для раскрытия первого вопроса целесообразно рассмотреть основ­ные этапы компьютеризации и сформулировать ее основные признаки: бы­строе обновление компьютерного парка, информационная революция (соз­дание технологического базиса, эффективных способов передач и хране­ния информации, увеличение скорости передачи информации).

Ответ на второй вопрос должен содержать анализ технологических возможностей информатизации для реализации социальных, образователь­ных и культурных проектов. Здесь необходимо определить понятие информации, соотнести его с понятием коммуникация, рассмотреть роль ин­формации в экономике.

Третий вопрос предполагает рассмотрение характерных особенно­стей информационной сети, ее значения и роли в создании «всемирной паутины».

Ответ на четвертый вопрос предполагает анализ возможностей гло­бальных, региональных и локальных информационно­телекоммуникационных систем, а также системы цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и мобильной связи как элементов все­мирной информационной сети Интернет.

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

I.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные признаки компьютеризации?

2. Что делает информационные технологии платформой для реали­зации социальных, образовательных и культурных проектов?

3. Какую роль играет информация в сфере экономики?

4. Что такое информационная инфраструктура?

5. Каковы параметры всемирной информационной паутины?

Тема 4.3. Развитие информационной экономики. Проблемы и противоречия информационного общества

I.Задания для самостоятельной работы

1. Определите формы проникновения Интернета в сферу современ­ной экономики.

2. Выявите причины цифрового неравенства и его социальные по­следствия.

3. Раскройте механизмы манипуляции общественным и личност­ным сознанием посредством Интернета.

4. Определите позитивные и негативные последствия внедрения Интернет-технологий в современную экономику.

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Внедрение Интернета в сферу современной экономики.

2. Дигатальное неравенство и его социальные последствия.

3. Манипуляция общественным сознание и сознанием личности по­средством Интернета.

4. Позитивные и негативные последствия внедрения Интернет-технологий в современную экономику.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Ответ на первый вопрос должен включать в себя рассмотрение ха­рактерных черт виртуальной экономики (виртуальные супермаркеты и банки, виртуальная валюта, виртуальный товар, виртуальный труд). От­дельно стоит раскрыть понятия «электронный коттедж», «информацион­ные технологии организационной деятельности», «управление экономиче­ским поведением людей посредством Интернета».

Второй вопрос затрагивает сложную проблему цифрового неравен­ства. При ответе на него необходимо сосредоточить внимание на причинах и социальных последствиях дигитального неравенства, а также способах борьбы с этим явлением.

При рассмотрении третьего вопроса рекомендуется в начале дать по­нятие «манипуляция сознанием», затем показать Интернет-технологии ма­нипулирования общественным и личностным сознанием посредством це­левой ориентации Интернет-аудитории. В заключение необходимо опреде­лить положительные аспекты интернет-влияния (управления сознанием) и негативные аспекты (манипуляция сознанием).

Четвертый вопрос смыкается с третьим, поэтому целесообразно рас­сматривать в более широком контексте позитивные и негативные послед­ствия Интернет-технологий как в современной экономике, так и в общем социокультурном плане.

I.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

I.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что значит слово «виртуальность»?

2. Как Вы понимаете виртуальность экономических процессов?

3. Посредством каких технологий происходит управление экономи­ческим поведением людей?

4. Каковы истоки и последствия цифрового неравенства?

5. Свободен ли пользователь Интернета в своем выборе информа­ции?

6. Интернет-технологии порабощают человека или делают его сво­бодным?

Тема 4.4. Интернет: общество и культура

I. Задания для самостоятельной работы

1. Выделите параметры воздействия информационной среды на че­ловека, общество, культуру.

2. Определите роль сетевого общества в формировании новых ти­пов социальности.

3*. Проанализируйте особенности информационной культуры.

4*. Дайте классификацию основных проблем развития информаци­онного общества.

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Воздействие информационной среды на отдельного человека, общество в целом, культуру.

2. Сетевое общество как новый тип социальности.

3. Особенности информационной культуры.

4. Проблемы развития информационного общества.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Рассмотрение первого вопроса предполагает широкий контекст об­суждения форм и степени воздействия информационной среды на отдель­ного человека (проблемы интернет-зависимости, кибермания и т.д.), на общество в целом (проблемы виртуальной свободы и несвободы), на культуру (формирование интернет-зависимых форм культурной самоиденти­фикации и т.п.).

При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить виртуальной среде обитания, киберпространству. Здесь необходимо рас­смотреть виртуальную среду в качестве нового типа социальности, для че­го рекомендуется проанализировать такие явления информационной сре­ды, как виртуальное государство, электронное правительство, электронная демократия и т.д.

Третий вопрос предполагает анализ особенностей киберкультур, принципов компьютерной этики, особого киберязыка и его законов, сим­волы новой киберкультуры.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо, в первую очередь, оп­ределить проблемы информационной безопасности. Для этого рекоменду­ется раскрыть такие темы, как информационная преступность, распростра­нение порнографии, территориальной и шовинистической пропаганды, информационные войны (кибервойны), уход людей от реальности в мир виртуальных иллюзий, рост агрессии, нервно-психических заболеваний из- за массовой компьютеризации, проблема соблюдения авторских прав и др.

В заключение рекомендуется рассмотреть проблемы информацион­ного законодательства.

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Акаде­мия, 1999.

2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное ли­дерство. - М.: Международные отношения, 2004.

3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011.

6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы возможности информационной среды в воздействии на человека, общество в целом, культуру?

2. Что такое киберпространство?

3. Что такое виртуальная реальность?

4. Какие виды социальных сообществ в виртуальном мире Вы знае­те?

5. Каковы параметры информационной безопасности?

МОДУЛЬ 5. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Тема 5.1. Глобализация: предпосылки и тенденции

I.Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие глобализации.

2. Выявите структуру глобального пространства и определите его основные атрибуты.

3. Исследуйте формы глобализации.

4*. Раскройте противоречивость глобализации.

II.План практического занятия

(форма обучения: очная)

1. Понятие и содержание глобализации.

2. Глобальное пространство и его атрибуты.

3. Формы глобализации.

4. Противоречивость глобализации.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с истории возникно­вения проблем глобализации, причин их возникновения. Затем следует дать понятие глобализации и раскрыть его содержание, что логично под­водит аудиторию ко второму вопросу.

При ответе на второй вопрос необходимо определить параметры глобального пространства: соотношение глобальных и локальных характе­ристик, стирание межнациональных границ, использование преимуществ киберпространства, единое информационное поле, всемирная торговля, транснационализация и др. атрибуты глобального пространства.

Рассматривая формы глобализации в третьем вопросе, необходимо остановится на анализе неоимпериализма, мондиализации, глокализации и т.п., а также на формах межгосударственной экономической глобализации: международной торговли, иностранных прямых инвестициях, междуна­родных потоков капиталов, на росте взаимозависимости экономик разных стран.

В четвертом вопросе, рассматривая противоречивость глобализации, следует выяснить позитивный вектор глобализации мирового развития, а затем негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - эко­номического, информационного, экологического, разрушение националь­ных культурных традиций и массовая культура).

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

2. Бреттон-Вудское соглашение //www.dic.academic.ru

3. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2006.

4. Иноземцев В. За пределами экономического общества: постинду­стриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Академия, Наука, 1998.

5. Робертсон Р. Глобализация социальной жизни // www.cde.ael.ru

6. Терборн Г. Глобализм и антиглобализм//www.peacefromharmony.org.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что, на Ваш взгляд, характеризует глобализацию?

2. С какого времени можно говорить о глобализации как реально­сти?

3. Что такое глобальное пространство и каковы его атрибуты?

4. В каких формах проходит глобализация?

5. В чем состоит противоречивость глобализационных процессов?

Тема 5.2. Дискуссии о глобализации. Направления и движущие силы глобализации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Выясните истоки дискуссии о глобализации и охарактеризуйте ее основное содержание.

2. Раскройте позитивные аспекты глобализации.

3. Проанализируйте негативные аспекты глобализации.

4. Определите основные направления и движущие силы глобализа­ции.

II.План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Истоки дискуссии о глобализации. Идея глобализации и реаль­ность глобализации.

2. Позитивные аспекты глобализации.

3. Негативные аспекты глобализации.

4. Основные направления и движущие силы глобализации.

III.Рекомендации no выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Раскрывая первый вопрос, необходимо помнить, что дискуссия о глобализации порождается ее объективной противоречивостью, а отсюда неоднозначность ее теоретических определений. Прежде всего, важно рас­смотреть одно из первых теоретических определений глобализации, дан­ное К. Марксом. Затем, целесообразно рассмотреть Бреттон-Вудские со­глашения как амдинистративно-организационную основу глобализации. Особенно следует остановиться на взглядах Р. Робертсона, В.И. Иноземце­ва, У. Бека, Тернборна, а также на концепциях антиглобалистов.

Второй вопрос предполагает рассмотрение позитивных направлений глобализации: экономическая, политическая, военно-политическая, техно­логическая, информационная, образовательная, миграционная, культурная.

Затем, в третьем вопросе, следует рассмотреть негативные направле­ния глобализации: международные терроризм, наркотрафик, незаконная торговля оружием, торговля людьми, планетарное распространение ин­фекционных болезней и т.д.

В четвертом вопросе необходимо подвести баланс негативных и по­зитивных сторон глобализации и раскрыть ее основные направления и движущие силы: новый виток научно-технического прогресса, деятель­ность транснациональных корпораций, расширение Интернета, деятель­ность международных экономических организаций, расширение и обост­рение глобальных проблем.

IV.Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010.

Дополнительная литература

1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

2. Бреттон-Вудское соглашение //www.dic.academic.ru

3. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2006.

4. Иноземцев В. За пределами экономического общества: постинду­стриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Академия, Наука, 1998.

5. Робертсон Р. Глобализация социальной жизни // www.cde.ael.ru

6. Терборн Г. Глобализм и антиглобализм

//www.peacefromharmony.org.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Кто дал первое теоретическое определение глобализации?

2. Какова роль Бреттон-Вудских соглашений в развитии глобализа­ции?

3. Какие концепции глобализации Вы знаете?

4. Что такое антиглобализм?

5. Каковы позитивные и негативные аспекты глобализации?

6. Можете ли Вы выделить основные направления и движущие силы глобализации?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии с распоряжением по Ростовскому филиалу Российской таможенной академии № 139-р от 7 ноября 2013 г. выбор варианта контрольной работы студентами заочной формы обучения осуществляется по первой букве своей фамилии следующим образом:

 

Первая буква фамилии Вариант контрольной работы (по выбору студента)




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.