МОДУЛЬ 5. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Кафедра гуманитарных дисциплин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий Дисциплина: «Актуальные проблемы современной философии» Направления подготовки: 080200.68 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»); Экономика» Квалификация выпускника: магистр Москва Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Кафедра гуманитарных дисциплин УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол от 5 мая 2011г. №10) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий Дисциплина: «Актуальные проблемы современной философии» Направления подготовки: 080200.68 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»); 080100.68 «Экономика» Квалификация выпускника: магистр Москва Автор А.И. Федорищенко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент Ответственный за выпуск А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор Рецензенты: Н.Н. Димитров, доцент кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент; JI.B. Важенин, доцент кафедры гражданского права, кандидат философских наук, доцент © Российская таможенная академия, 2011 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ МОДУЛЬ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ НАУЧНОГО ОТРАЖЕНИЯ Тема 1.1. Философия, естествознание, гуманитарное знание и социальные науки: общая диспозиция и специфика I. Задания для самостоятельной работы 1. Определите предмет философии, ее функции и структуру. 2. Сравните специфику естественнонаучного и социальногуманитарного познания. 3*. Изучите особенности философских методов познания и их отношение к методам естественных и социально-гуманитарных наук[1]. 4*. Выясните роль философии в ценностной социокультурной экспертизе научного знания и практической деятельности. II. План практического занятия (форма обучения очная) 1. Предмет философии, структура и функции философии. Специфика философского знания. 2. Сходство и фундаментальные различия естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. 3. Качественно новый этап развития науки и социокультурные проблемы современности. 4. Необходимость междисциплинарного подхода в современной науке. Философия и методологические основания современных научных знаний. 5. Роль философии в ценностной социогуманитарной экспертизе научного знания и практической жизнедеятельности. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Уяснение темы целесообразно начать с истории возникновения самоназвания философии как «любви к мудрости», «любомудрия». Подробное изложение указанного вопроса дано в работе А.Н. Чанышева «Начало философии». Однако философия - не только вид мудрости, знания, но и способ рационально-практического самосознания, т.е. мировоззрения. Поэтому необходимо уяснить, что такое мировоззрение, какова его структура, определить общее и особенное в таких видах мировоззрения как философия, мифология, религия, а также соотнести философию с такими видами духовности как художественное сознания, обыденное сознание, научное сознание. Все это дает возможность разобраться в вопросах специфики философского познания, его методов. Для этого необходимо выделить и различить между собой главный вопрос философии (что такое поистине человек, его истинное место и назначение в мире) и основной вопрос философии (что первично: бытие или мышление - первая сторона основного вопроса философии; познаваем ли мир - вторая сторона основного вопроса философии), от ответа на который зависит решение всех других вопросов философии, в том числе и главного вопроса философии. Далее необходимо определить структуру философского знания, выяснить роль и значение онтологии, гносеологии (эпистемологии), философской логики, аксиологии, философских дисциплин - этики, эстетики, для решения главного вопроса философии. Раскрывая второй вопрос, необходимо иметь в виду наличие двух традиций в объяснении, понимании и предсказании явлений в научном знании: естественнонаучной и социогуманитарной. Необходимо объясни и, тяготение естествознания к объяснению, а социогуманитарной науки - к пониманию. Для этого полезно выделить объект, субъект и предмет естествознания и социогуманитарного знания, а также специфику их методов познания (сравнить логический вывод и интерпретацию, генерализацию, т.е. выделение общего, и индивидуализацию, т.е. поиск неповторимого, уникального, понятие истины и понятие правды, отношение к антропоцентризму, к идеологии, преобладание количественных или качественных методов, отношение к эксперименту как к методу познания). Далее целесообразно показать точки схождения естественнонаучной и социогуманитарной культуры, и роль философии в этом процессе, что подводит нас к анализу содержания третьего вопроса. Здесь важно выделить качественные характеристики современной научной парадигмы, которая тяготеет к созданию эволюционно-синергетической космоцентрической модели мира и человека в нем, для решения фундаментальных проблем человеческого существования (экологических, антропологических, генной инженерии и т.п.). При подготовке к четвертому вопросу следует вернуться к теме специфической роли философии в создании всеобщей методологии познания и реализации междисциплинарного подхода. Рассмотрение пятого вопроса смыкается с четвертым в части выяснения аксиологической функции философии и необходимости социокультурной гуманитарной экспертизы социальных и экономических проектов, а также прикладных отраслей научного знания. IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1.Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. -СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1.Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990. 2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. 3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 4. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009. 5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? - М., 1992. 6. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 7. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. 8. Чанышев А.М. Начало философии. - М., 1992. 9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. - М., 1955-1981. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что означает термин «философия», как он появился? 2. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды? 3. Что роднит и что отличает философию от других форм мировоззрения (мифологии, религии, науки и др.)? 4. Каковы основные черты философского мышления? 5. Какова структура философского знания? 6.Определите главный и основной вопрос философии и укажите их различие? 7. В чем сходятся и чем различаются естественнонаучное и социогуманитарное знание? 8. Каковы характерные черты постнеклассической науки и какова ее связь с современными социокультурными проблемами? 9. Что означает междисциплинарный подход и в чем состоит методологическая функция философии? 10. Для чего нужна социогуманитарная экспертиза научных и социально-экономических проектов? Тема 1.2. Экономика как наука. Принципы экономической науки I.Задания для самостоятельной работы 1. Выявите различия между экономикой как наукой и экономикой как рационально организованным хозяйством. 2*. Определите философские основания экономических построений физиократов и меркантилистов. 3*. Сформулируйте парадигму научной экономики в форме политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. 4*. Изучите философские основания «Капитала» К. Маркса и его логику. 5. Проанализируйте современные экономические теории с философской точки зрения. 6. Определите принципы экономической науки. II. План практического занятия (Форма обучения: очная) 1. Различия между «экономикой» и «экономической теорией». 2. Развитие экономической мысли в свете актуальных вопросов философии экономической деятельности современного человека, его места в мире. 3. Принципы экономической науки. 4. Экономика и экономическая наука в философско- аксиологическом измерении. Пределы развития «чисто экономического» знания. II.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Рассматривая первый вопрос необходимо определить параметры базовых оснований теоретического экономического знания и экономики как системы рациональной организации хозяйственной жизни общества. Для этого целесообразно проанализировать различные определениям «экономики» и их теоретические основания. Ответ на второй вопрос следует разбить на несколько докладов, посвященных различным этапам развития экономической мысли в свете актуальных вопросов философии экономической деятельности современного человека и его места в мире. Рассмотрение первых вопросов подводит к определению принципов экономической науки (третий вопрос практического занятия), которые задают параметры экономической теории, выявляют ее базовые философские основания. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: что такое принцип. Затем целесообразно дать характеристику следующим принципам: принципу теоретической относительности; принципу концептуальности, принципу иерархии и автономии ценностей; принципу экономической ответственности. Четвертый вопрос по существу продолжает начатый разговор путем определения предмета философии экономики и ее роли в ограничении предмета экономики как науки. IV.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. – М., 1990. 2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. 3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. 4. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976. 5.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 6. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009. 7. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993. - Т. 1. 8. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме. - М., 2000. 9. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. 10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 11. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем состоят базовые основания экономической теории и экономики хозяйства? 2.В чем заключается предмет философии экономики? 3.Какова роль философии экономики в ограничении предмета экономики как науки? 4. В чем состоит принцип теоретической относительности экономического знания? 5. В чем заключается принцип концептуальности экономики? 6. В чем суть принципа иерархии и автономии ценностей? 7. В чем заключается принцип экономической ответственности? Тема 1.3. Специфика философских вопросов экономики. Философское учение о методах экономической науки I.Задания для самостоятельной работы 1. Определите, в чем заключаются философские проблемы экономики. 2. Обозначьте поле фундаментальных вопросов междисциплинарных исследований. 3. Выясните проблемы и опасности экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы. 4*. Определите, что такое метод, и что такое методология. 5*. Выясните роль методологии в построении экономического знания. II. План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Философские проблемы экономики. 2. Фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований. 3. Роль философских дисциплин в повышении эффективности экономического мышления. 4. Методология и ее роль в построении экономического знания. Методы экономической науки. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Раскрывая первый вопрос, следует определить природу и структуру научного метода, природу и структуру социальной онтологии, природу рационального знания, стратегии человеческих интересов, а также соотношение материальных и культурных ценностей. При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть следующие фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований: благосостояние общества; социальная справедливость; проблема экономического равенства; проблема экономического роста; моральные и экологические издержки экономического роста; проблема экономической свободы. Отвечая на третий вопрос, рекомендуется рассмотреть соотношение экономики и философских дисциплин в следующем контексте: социальная онтология экономического знания; гносеология и эпистемология экономической теории; логика экономического мышления; аксиологические и антропологические основания экономической науки. При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо акцентировать внимание на четком определении понятий «метод», «методология». Кроме того, следует соотнести общенаучные и специально научные методы познания в экономической науке. Рекомендуется рассмотреть под углом зрения методологического анализа некоторые методы экономической науки (метод моделирования, экспериментальный метод, метод оптимального планирования, управления и т.д.). IV.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1990. 2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. 4. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976. 5. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 6. Канке В.А. Философия экономической науки: Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2009. 7. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993.-Т.1. 8. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме. - М., 2000. 9. Самсин А.И. Основы философии экономики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 11. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Какие философские проблемы экономики Вы знаете? 2. Каков круг фундаментальных вопросов междисциплинарных исследований? 3. В чем заключается опасность экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы? 4. В чем состоит роль философских дисциплин в повышении эффективности экономического мышления? 5. Что такое метод? Что такое методология? 6. Какую роль играет методология в построении экономического знания? 7. Какие методы экономической науки Вы знаете? МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ Тема 2.1. Философия истории и характер экономического развития I.Задания для самостоятельной работы 1*. Дайте определение философии истории. 2*. Установите связь проблематики философии истории с экономическими процессами. 3*. Определите параметры проблемы направленности исторического развития. 4.Соотнесите концепции линейности и цикличности социально- экономического развития. 5. Выявите соотношение ритмичности и аритмичности социально- экономических процессов. 6. Определите сущность экспоциональности и волновой природы социально-экономических процессов. 7. Сформулируйте критерии прогресса. II.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1.Философия истории: связь ее проблематики с экономическими процессами. 2. Проблема направленности исторического развития. 3. Проблема соотношения линейности и цикличности, ритмичности и аритмичности, экспонциональности и волновой природы исторических, в том числе, социально-экономических процессов. 4. Критерии прогресса. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Если учитывать то, что экономические процессы являются неотъемлемой частью исторических процессов, то в этом отношении мы неизбежно сталкиваемся с проблематикой такой философской дисциплины как философия истории. Раскрывая суть первого вопроса, следует уточнить, что дисциплина «философия истории», выделяется в самостоятельный раздел только в XVIII веке в трудах И. Гердера, хотя термин этот был введен еще Вольтером. Необходимо выделить предметную область философии истории, ее отличие от исторических наук, так как она занимается не изложением исторического процесса, а его истолкования в целом с позиций философских принципов и категорий. Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе и его критериях, о единстве и многообразии исторического процесса. Особое место в философии истории занимают вопросы методологии и специфики исторического и в целом социально-экономического познания. При этом надо помнить, что философия истории невозможна без опоры на исторические и социально-экономические науки. В противном случае она превращается в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исторические и социально-экономические науки нуждаются в философии истории, так как в ней вырабатываются общие принципы синтеза исторического и социально-экономического материала. Раскрывая второй вопрос, необходимо помнить, что философия истории, рассматривая проблему направленности исторического развития, опирается на определение внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы смысла и цели истории. В результате становится возможным выяснение вопроса о единстве и многообразии исторического процесса. Третий вопрос целесообразно рассматривать на примере анализа конкретных философско-исторических концепций. Например, линейные представления об исторических процессах свойственны христианской философско-теологической традиции, концепции бесконечного прогресса разумных оснований истории - эпохе Просвещения. Цикличное представление об истории свойственно античному мировоззрению, позитивизму XIX века, культурологическим и цивилизационным концепциям. Соотношение ритмичности и аритмичности исторического развития можно встретить в концепциях Л. Гумилева, А. Чижевского, И. Пригожина, Н. Моисеева. Экспонциональность и волновая природа исторических процессов хорошо раскрывается через экономическую теорию долгосрочных циклов («длинных волн») русского экономиста Н.Д. Кондратьева и теорию краткосрочных циклов Д. Китчена. Наиболее важным типологическим различием между концепциями является наличие детерминистского или индетерминистского подходов. Ключевой вопрос при анализе характера и конфигурации исторического бытия человека заключается в выделении критериев прогресса, как отдельных цивилизаций, так и всего человечества, что составляет предмет рассмотрения четвертого вопроса. В зависимости от того, что будет лежать в основе прогресса, можно будет пытаться доказывать тезис о прогрессивном либо регрессивном развитии человеческой истории. При ответе на четвертый вопрос целесообразно рассмотреть наиболее распространенные критерии прогрессивного развития: степень духовности (религиозности), уровень развития материальной культуры, развитие науки и техники, уровень благосостояния общества, экономический рост, уровень образованности граждан, экологическая безопасность страны, продолжительность жизни, уровень личной свободы, наличие гарантий прав человека и др. I.Рекомендуемые источники Основная литература 1.Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992. 2.Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1986. 3. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993. 4.1-2. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990. 5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1980. 6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993. 7. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 8. Кемеров B.C. Введение в социальную философию. - М., 1994. 9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13.. - М., 1955-1981. 10. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. 11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1.Что такое философия истории? 2.В чем заключается связь проблематики философии истории с экономическими процессами. 3.Что такое прогресс? 4.Каковы критерии прогресса? 5.Что такое регресс? Каковы причины регрессивных явлений? 6.В чем состоит линейный взгляд на историю? 7. В чем заключается суть идеи цикличности исторического развития? Тема 2.2. Типология обществ I.Задания для самостоятельной работы 1.Определите динамику и типологию исторического развития. 2.Выявите основные концептуальные схемы социального детерминизма в истории философии. 3*. Проанализируйте основания социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса, их периодизацию истории и сравните с концепцией экономического детерминизма Э. Бернштейна. 4. Раскройте сущность культурологического подхода к истории О. Шпенглера. 5*. Уясните теоретические основания цивилизационного понимания истории А. Тойнби. I.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Динамика и типология исторического развития. Периодизация истории. 2. Философия истории от Платона до Гегеля. 3. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Экономический детерминизм Э. Бернштейна. 4. Культурологический подход к истории О. Шпенглера и цивилизационная парадигма понимания истории А. Тойнби. I. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Рассматривая первый вопрос о динамике исторического развития, следует помнить, что речь идет об определении движущих сил, источников исторических изменений. Здесь необходимо, в принципе, различить концептуальные подходы к пониманию поставленных вопросов: религиозные, объективно-идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралистические, материалистические. Отсюда можно сделать вывод о научности предлагаемых критериев деления истории на определенные периоды и определении исторических типов общества. Докладчикам по второму вопросу можно посоветовать построить ответ на этот сложный вопрос как краткое историко-философское введение с акцентом на анализ различных концептуальных схем понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский), рационалистически-просвещенческий взгляд на историю, философия истории Гегеля, географический детерминизм Ш. Монтескье и др., демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социалдарвинизм, неомальтузианство. Отвечая на третий вопрос необходимо, прежде всего, определить понятие истории как естественно-исторического процесса. Затем, следует дать определения понятиям: «общественно-экономическая формация», «производительные силы», производственные отношения», «способ производства», «базис и надстройка», «социальная революция». В итоге рекомендуется дать сравнение социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса и экономического детерминизма Ж. Бернштейна. Четвертый вопрос раскрывается через понятие культуры как процесса и результата человеческой деятельности. В многочисленных определениях культуры необходимо выделить те, которые соответствуют ее пониманию О. Шпенглером: культура как внутренний стержень возникновения, развития и исчезновения этносов и их социокультурных образований. Цикличность понимания истории демонстрируется оригинальной концепцией А. Тойнби. Для ее правильного понимания необходимо раскрыть суть следующих понятий: цивилизация как культура, дикость, варварство, цивилизация как ступень развития общества, современное планетарное общество. Далее следует обсудить проблему признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство. IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992. 2.Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1986. 3. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993.4.1-2. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990. 5. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. - М., 1980. 6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993. 7. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 8. Кемеров B.C. Введение в социальную философию. - М., 1994. 9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13. - М., 1955-1981. 10. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. 11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. V.Контрольные вопросы для самопроверки 1.Что такое типология (периодизация) исторического развития? 2. В чем заключается этический идеализм Платона и телеологии Аристотеля? 3. Каковы существенные черты философии истории Гегеля? 4. Что общего и в чем разница между географическим детерминизмом Ш. Монтескье, демографическим детерминизмом Т. Мальтуса, социалдарвинизмом и неомальтузианством? 5. В чем заключается сущность социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса и каковы черты их концепции формационного развития общества? 6. Что общего и в чем разница между историческими концепциями К. Маркса и Э. Бернштейна? 7. Какие основания приводит О. Шпенглер в защиту культурологического подхода к истории? 8. Как определяет сущность цивилизационного подхода к пониманию общества А. Тойнби? Тема 2.3. Основные концепции социально-экономической трансформации общества I.Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение футурологии и обозначьте ее задачи. 2. Раскройте сущность кейнсианства (теории экономического роста). 3.Определите содержание технологического детерминизма и выявите его разновидности. 4*. 5*. Проанализируйте работу С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». II.План практического занятия (Форма обучения: очная) 1. Футурология как исследование перспектив протекания социальных и экономических процессов. 2. Кейнсианство и теории экономического роста. 3. Технологический детерминизм и его разновидности. 4. Фр. Фукуяма: «Конец истории и последний человек». 5. С. Хантингтон: «Столкновение цивилизаций». III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Ответ на первый вопрос предполагает определение предмета футурологии как науки (науке о будущем исходя из анализа прошлого) и ее задач: прогнозирование событий, вытекающее из этого планирование, «дизайн» отдаленного и ближайшего будущего. В заключение можно дать краткую характеристику современных футурологических теорий: кейсианства, теорий экономического роста, теорий постиндустриального общества и др. Отвечая на второй вопрос, следует особо остановиться на анализе кейсианства и теории экономического роста. При этом необходимо помнить, что они занимались в 50-60-е годы XX века поиском условий равновесия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике. Главным инструментом в достижении равновесия они считали рынок, регулируемый государством. Однако быстрый рост науки и техники, экологические проблемы, информационная революция потребовали от ученых рассмотрения экономических процессов в более широком и многомерном контексте. В заключение можно рассмотреть критику кейсианства американским экономистом Гэлбрейтом - главным разработчиком политики «новых рубежей» Дж. Кеннеди, президента Ассоциации американских экономистов, одним из главных составителей экономических программ демократической партии США. Третий вопрос логически вытекает из второго, и требует для ответа рассмотрения разновидностей современного технологического детерминизма. В ответе на четвертый вопрос предполагается подготовка аннотации на работу известного теоретика философии истории американского мыслителя Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек», который известен тем, что попытался доказать некое бесконфликтное разрешение всех исторических коллизий. Особо следует остановиться на разъяснении понятия «замедление», «прекращение исторического процесса как такового», который примиряет в себе существовавшие противоречия. Ответ на пятый вопрос также предполагает анализ работы другого современного американского мыслителя в области политической философии С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где доказывается, что ближайшее историческое будущее катастрофично, и в его основе лежат непримиримые цивилизационные различия, которые не стираются, а, напротив, обостряются. IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1.Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009. 2.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебние. - М.: Юрайт, 2011. 6.Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. IV.Контрольные вопросы для самопроверки 1.Что такое футурология и каковы ее основные задачи? 2. Что такое кейнсианство, и какие его разновидности Вы знаете? 3. В чем заключается технологический детерминизм, и каковы его основные концепции? 4. Какие новые идеи разработал Фр. Фукуяма в отношении философии истории? 5. Чем интересна работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»? МОДУЛЬ 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Тема 3.1. Доиндустриальное и индустриальное общество I.Задания для самостоятельной работы 1.Рассмотрите концепцию постиндустриализма. 2.Выявите характерные черты доиндустриальной эпохи. 3.Определите исторические предпосылки индустриальной революции эпохи Нового времени. 4*. Выделите существенные характеристики индустриального общества. 5*. Изучите последствия индустриальной революции в социальной и политической сфере. 6*. Определите социокультурные последствия индустриализации общества. II.План практического занятия (Форма обучения: очная) 1. Особенности доиндустриальной стадии развития общества. 2. Индустриальная революция эпохи Нового времени. 3. Индустриальный характер производства и изменения социальной структуры. 4. Социокультурные последствия машинной цивилизации. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию При ответе на первый вопрос необходимо, прежде всего, определить в общих чертах концепцию постиндустриализма как совокупности различных теорий западной общественно-политической и экономической мысли, которые строятся на основе признания технологического детерминизма, идеологии сциентизма (абсолютизации значения научного опытного знания, точных наук), и которые придерживаются единой периодизации социально-экономического развития общества (доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития общества). Затем, необходимо показать существенные характеристики доиндустриального общества: доминирование использования природных источников сырья, естественных источников энергии (энергия воды, сила собственных мышц и сила животных), преимущественно аграрный характер производства, патриархальная семья, преклонение перед сверхъестественными силами, определяющая роль традиционных ценностей, авторитарная система управления общественными процессами (вождь - жрец, отец - хозяин). Главный ресурс - сырье, главные фигуранты - царь-вождь, воин и земледелец. Отвечая на второй вопрос, целесообразно дать общую характеристику исторических предпосылок промышленной, технической, научной революции, логическим завершением которой стали социально- экономические и политические революции, подготовившие предпосылки индустриального этапа развития общества. Необходимо показать, что индустриальное общество радикально изменило все сферы жизнедеятельности человека, уничтожила старые институты традиционного общества и заменила их новыми, кардинально изменила производство, обнаружила новые источники энергии, изменила структуру социально-политических отношений. Далее следует определить роль создания мануфактурного, затем фабричного производства, роль парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания, открытие свойств электричества, замена кустарного производства машинным. Рассматривая третий вопрос, полезно обратиться к трехступенчатой модели развития экономики Д. Кларка (40-е гг. XX века), характерной для индустриального общества: добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли добывающей промышленности и строительство; производственные и личные услуги. В заключение необходимо показать изменения социальной структуры общества, включая систему профессий и сорасположение социальных слоев, разрушение патриархальной и складывание нуклеарной семьи, складывание наций, многократное увеличение социальной мобильности людей и, одновременно, рост люмпенизации и маргинализации. Ответ на четвертый вопрос предполагает учет того обстоятельства, что вследствие быстрого промышленного роста появились угрожающие всему человечеству изменения в природе, что породило в научном сообществе учение о глобальных проблемах человечества. Далее, необходимо обратиться к классификации глобальных проблем по сферам общественной жизни. Из чего следует сделать вывод о необходимости межнационального и междисциплинарного подхода к решению указанных проблем. I.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. V.Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем состоит концепция постиндустриализма? 2. В чем заключаются особенности доиндустриальной стадии развития общества? 3. Почему эпоха Нового времени называется эпохой индустриальной революции? 4. Каковы отличия индустриального периода развития общества от доиндустриалыюго? 5. Какие изменения социальной структуры стали следствием индустриальной революции? 6. Каковы позитивные и негативные последствия машинной цивилизации? Тема 3.2. Постиндустриальное общество I.Задания для самостоятельной работы 1.Раскройте содержание понятия «постиндустриальное общество». 2.Определите фундаментальные характеристики постиндустриального общества. 3.Выявите структурные изменения общественного сознания в ходе постиндустриальной реформации общества. 4*. Сформулируйте основные социально-экономические проблемы, порожденные постиндустриальным обществом. 5*. Рассмотрите специфику цивилизационных проблем постиндустриального общества. I.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1.Смыслы понятия «постиндустриальное общество»; 2. Фундаментальные характеристики нового общественного строя. 3. Постиндустриальное общество и структурные изменения общественного сознания. 4. Развитие постиндустриального общества и социально- экономические, цивилизационные проблемы. I.Рекомендации по выполнению заданий В первом вопросе докладчику следует начать с истории возникновения термина «постиндустриальное общество», а затем сравнить его различные определения у Д. Бэлла, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского Р. Даррендорфа и др. При этом рекомендуется развернуть теоретическое определение указанного понятия в трех измерениях: технологическом, социально-экономическом и культурном. При ответе на второй вопрос рекомендуется прокомментировать основные положения работы Д. Бэлла «Грядущее постиндустриальное общество» и затем, перейти к анализу фундаментальных характеристик постиндустриального общества по Д. Бэллу: замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные средства производства и коммуникации, повсеместное использование компьютеров, миниатюризация компьютерной техники при многократном увеличении быстродействия, рост качества программного обеспечения, знание, как важнейший ресурс, инновации, как эффективный двигатель прогрессивных изменений, теоретические знания, как наиболее востребованный ресурс, переход от производства вещей к производству услуг, ученый, программист, менеджер, как главные фигуранты социально-экономических процессов. Рассмотрение третьего вопроса предполагает возврат к более подробному анализу постиндустриального общества в культурном измерении, что предполагает рассмотрение следующих характерных черт этого общества: отсутствие единообразной системы ценностей, основанной на традиционных паттернах, унаследованных от предшествующих культурных эпох, минимизация национальных культур, денационализация массовой культуры, поглощение национальных культурных традиций глобальными культурными трендами («голливудизация», «макдоналдизация культурная», «диснейлендизация культуры», «кибер-культура» и т.д.). Формирование принципа политкорректности (равное право всех рангов культуры на существование, ранжирование культур). Рассматривая четвертый вопрос, необходимо произвести анализ специфики глобальных проблем в условиях постиндустриального общества, выявить возможности и пределы современных технологий в решении указанных проблем. Отдельно стоит завести разговор о негативных и позитивных последствиях постиндустриального общества и его способности вывести человечество из цивилизационного тупика. I.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. I.Контрольные вопросы для самопроверки 1.Какие смыслы понятия «постиндустриальное общество» Вы знаете? 2.Какие характеристики постиндустриального общества Вы можете выделить в технологическом измерении? 3.Кай выглядит современное общество в социально-экономическом измерении? 4.Каковы параметры постиндустриального общества в культурном измерении? 5.Какие негативные и позитивные последствия постиндустриального общества Вы знаете? МОДУЛЬ 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ИНФРАСТРУКТУРА, КОНФИГУРАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Тема 4.1. Информационное общество: история, тенденции, перспективы I.Задания для самостоятельной работы 1. Определите отношение понятия «информационное общество» к понятию «постиндустриальное общество». 2. Ознакомьтесь с дискуссией о первичности постиндустриального или информационного общества (Д. Бэлл, Э. Тоффлер и др.). 3*. Выявите особенности духовной жизни информационного общества. 4*. Сравните постмодернистские и реликтовые ценности доиндустриальной и индустриальной эпох. I.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Информационное общество как сегмент постиндустриального общества. 2. Дискуссии о первичности постиндустриального или информационного общества. 3. Специфика мышления и мировоззрения информационного общества. 4. Постмодернистские и реликтовые ценности доиндустриальной и индустриальной эпох. I.Рекомендации no выполнению заданий и подготовке к практическому занятию При рассмотрении первого вопроса необходимо соотнести понятия «информационное общество» и «постиндустриальное общество» через определение родовидовых различий. При этом информационное общество выступает, во-первых, как часть постиндустриального, а во-вторых, как самостоятельная часть продвинутого постиндустриального общества. Второй вопрос целесообразно раскрывать через дискуссию основных теоретиков современного общества (Белла, Тоффлера, Дарендорфа, Бжезинского и др.). Третий вопрос предполагает исследование связей современных производственных мощностей, финансовой системой, социальных и политических институтов с совокупностью религиозных, моральных, философских, эстетических ценностей, на которые наложила печать информационная революция. Здесь следует отметить современную многополюсную совокупность ценностей, постмодернистские элементы (принцип политкорректности, мультикультурности, индивидуализма). Отвечая на четвертый вопрос, необходимо соотнести постмодернистские и реликтовые ценности индустриальной и доиндустриальной эпох (символы, ритуалы, праздники и карнавалы, труд, карьера). I.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - CПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. I.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что первично по отношению к другому: информационное общество или постиндустриальное общество? 2. В чем состоит специфика информационного сегмента постиндуcтриального общества? 3. Какие особенности мышления и мировоззрения связаны с информационной революцией Вы можете выделить? 4. Как соотнести между собой модернистские и реликтовые ценности в информационном обществе? Тема 4.2. «Компьютерная революция», «информационная революция», «интернет-революция»: социокультурные экспликации и современная экономика I.Задания для самостоятельной работы 1.Определите понятие и характерные черты компьютеризации. 2.Раскройте сущность информационной революции. 3*. Изучите историю становления Всемирной информационной сети. 4.Определите роль Интернета в информационной революции. II.План практического занятия (форма обучения: очная и заочная) 1. Понятие и признаки компьютеризации. 2. Информационная революция как технологическая платформа для реализации образовательных и культурных проектов. 3. Понятие информационной сети. Становление Всемирной информационной сети. 4. Интернет как орудие глобализации. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Для раскрытия первого вопроса целесообразно рассмотреть основные этапы компьютеризации и сформулировать ее основные признаки: быстрое обновление компьютерного парка, информационная революция (создание технологического базиса, эффективных способов передач и хранения информации, увеличение скорости передачи информации). Ответ на второй вопрос должен содержать анализ технологических возможностей информатизации для реализации социальных, образовательных и культурных проектов. Здесь необходимо определить понятие информации, соотнести его с понятием коммуникация, рассмотреть роль информации в экономике. Третий вопрос предполагает рассмотрение характерных особенностей информационной сети, ее значения и роли в создании «всемирной паутины». Ответ на четвертый вопрос предполагает анализ возможностей глобальных, региональных и локальных информационнотелекоммуникационных систем, а также системы цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и мобильной связи как элементов всемирной информационной сети Интернет. I.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. I.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы основные признаки компьютеризации? 2. Что делает информационные технологии платформой для реализации социальных, образовательных и культурных проектов? 3. Какую роль играет информация в сфере экономики? 4. Что такое информационная инфраструктура? 5. Каковы параметры всемирной информационной паутины? Тема 4.3. Развитие информационной экономики. Проблемы и противоречия информационного общества I.Задания для самостоятельной работы 1. Определите формы проникновения Интернета в сферу современной экономики. 2. Выявите причины цифрового неравенства и его социальные последствия. 3. Раскройте механизмы манипуляции общественным и личностным сознанием посредством Интернета. 4. Определите позитивные и негативные последствия внедрения Интернет-технологий в современную экономику. II.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Внедрение Интернета в сферу современной экономики. 2. Дигатальное неравенство и его социальные последствия. 3. Манипуляция общественным сознание и сознанием личности посредством Интернета. 4. Позитивные и негативные последствия внедрения Интернет-технологий в современную экономику. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Ответ на первый вопрос должен включать в себя рассмотрение характерных черт виртуальной экономики (виртуальные супермаркеты и банки, виртуальная валюта, виртуальный товар, виртуальный труд). Отдельно стоит раскрыть понятия «электронный коттедж», «информационные технологии организационной деятельности», «управление экономическим поведением людей посредством Интернета». Второй вопрос затрагивает сложную проблему цифрового неравенства. При ответе на него необходимо сосредоточить внимание на причинах и социальных последствиях дигитального неравенства, а также способах борьбы с этим явлением. При рассмотрении третьего вопроса рекомендуется в начале дать понятие «манипуляция сознанием», затем показать Интернет-технологии манипулирования общественным и личностным сознанием посредством целевой ориентации Интернет-аудитории. В заключение необходимо определить положительные аспекты интернет-влияния (управления сознанием) и негативные аспекты (манипуляция сознанием). Четвертый вопрос смыкается с третьим, поэтому целесообразно рассматривать в более широком контексте позитивные и негативные последствия Интернет-технологий как в современной экономике, так и в общем социокультурном плане. I.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. I.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что значит слово «виртуальность»? 2. Как Вы понимаете виртуальность экономических процессов? 3. Посредством каких технологий происходит управление экономическим поведением людей? 4. Каковы истоки и последствия цифрового неравенства? 5. Свободен ли пользователь Интернета в своем выборе информации? 6. Интернет-технологии порабощают человека или делают его свободным? Тема 4.4. Интернет: общество и культура I. Задания для самостоятельной работы 1. Выделите параметры воздействия информационной среды на человека, общество, культуру. 2. Определите роль сетевого общества в формировании новых типов социальности. 3*. Проанализируйте особенности информационной культуры. 4*. Дайте классификацию основных проблем развития информационного общества. II.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Воздействие информационной среды на отдельного человека, общество в целом, культуру. 2. Сетевое общество как новый тип социальности. 3. Особенности информационной культуры. 4. Проблемы развития информационного общества. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Рассмотрение первого вопроса предполагает широкий контекст обсуждения форм и степени воздействия информационной среды на отдельного человека (проблемы интернет-зависимости, кибермания и т.д.), на общество в целом (проблемы виртуальной свободы и несвободы), на культуру (формирование интернет-зависимых форм культурной самоидентификации и т.п.). При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить виртуальной среде обитания, киберпространству. Здесь необходимо рассмотреть виртуальную среду в качестве нового типа социальности, для чего рекомендуется проанализировать такие явления информационной среды, как виртуальное государство, электронное правительство, электронная демократия и т.д. Третий вопрос предполагает анализ особенностей киберкультур, принципов компьютерной этики, особого киберязыка и его законов, символы новой киберкультуры. Рассматривая четвертый вопрос, необходимо, в первую очередь, определить проблемы информационной безопасности. Для этого рекомендуется раскрыть такие темы, как информационная преступность, распространение порнографии, территориальной и шовинистической пропаганды, информационные войны (кибервойны), уход людей от реальности в мир виртуальных иллюзий, рост агрессии, нервно-психических заболеваний из- за массовой компьютеризации, проблема соблюдения авторских прав и др. В заключение рекомендуется рассмотреть проблемы информационного законодательства. IV.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 2. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господства, или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2004. 3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.,1976. 4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2003. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 6. Тоффлер Э. Война и антивойна. - М.: ACT, 2005. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2010. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. V.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы возможности информационной среды в воздействии на человека, общество в целом, культуру? 2. Что такое киберпространство? 3. Что такое виртуальная реальность? 4. Какие виды социальных сообществ в виртуальном мире Вы знаете? 5. Каковы параметры информационной безопасности? МОДУЛЬ 5. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Тема 5.1. Глобализация: предпосылки и тенденции I.Задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие глобализации. 2. Выявите структуру глобального пространства и определите его основные атрибуты. 3. Исследуйте формы глобализации. 4*. Раскройте противоречивость глобализации. II.План практического занятия (форма обучения: очная) 1. Понятие и содержание глобализации. 2. Глобальное пространство и его атрибуты. 3. Формы глобализации. 4. Противоречивость глобализации. III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с истории возникновения проблем глобализации, причин их возникновения. Затем следует дать понятие глобализации и раскрыть его содержание, что логично подводит аудиторию ко второму вопросу. При ответе на второй вопрос необходимо определить параметры глобального пространства: соотношение глобальных и локальных характеристик, стирание межнациональных границ, использование преимуществ киберпространства, единое информационное поле, всемирная торговля, транснационализация и др. атрибуты глобального пространства. Рассматривая формы глобализации в третьем вопросе, необходимо остановится на анализе неоимпериализма, мондиализации, глокализации и т.п., а также на формах межгосударственной экономической глобализации: международной торговли, иностранных прямых инвестициях, международных потоков капиталов, на росте взаимозависимости экономик разных стран. В четвертом вопросе, рассматривая противоречивость глобализации, следует выяснить позитивный вектор глобализации мирового развития, а затем негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - экономического, информационного, экологического, разрушение национальных культурных традиций и массовая культура). IV.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 2. Бреттон-Вудское соглашение //www.dic.academic.ru 3. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2006. 4. Иноземцев В. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Академия, Наука, 1998. 5. Робертсон Р. Глобализация социальной жизни // www.cde.ael.ru 6. Терборн Г. Глобализм и антиглобализм//www.peacefromharmony.org. V.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что, на Ваш взгляд, характеризует глобализацию? 2. С какого времени можно говорить о глобализации как реальности? 3. Что такое глобальное пространство и каковы его атрибуты? 4. В каких формах проходит глобализация? 5. В чем состоит противоречивость глобализационных процессов? Тема 5.2. Дискуссии о глобализации. Направления и движущие силы глобализации I. Задания для самостоятельной работы 1. Выясните истоки дискуссии о глобализации и охарактеризуйте ее основное содержание. 2. Раскройте позитивные аспекты глобализации. 3. Проанализируйте негативные аспекты глобализации. 4. Определите основные направления и движущие силы глобализации. II.План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Истоки дискуссии о глобализации. Идея глобализации и реальность глобализации. 2. Позитивные аспекты глобализации. 3. Негативные аспекты глобализации. 4. Основные направления и движущие силы глобализации. III.Рекомендации no выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Раскрывая первый вопрос, необходимо помнить, что дискуссия о глобализации порождается ее объективной противоречивостью, а отсюда неоднозначность ее теоретических определений. Прежде всего, важно рассмотреть одно из первых теоретических определений глобализации, данное К. Марксом. Затем, целесообразно рассмотреть Бреттон-Вудские соглашения как амдинистративно-организационную основу глобализации. Особенно следует остановиться на взглядах Р. Робертсона, В.И. Иноземцева, У. Бека, Тернборна, а также на концепциях антиглобалистов. Второй вопрос предполагает рассмотрение позитивных направлений глобализации: экономическая, политическая, военно-политическая, технологическая, информационная, образовательная, миграционная, культурная. Затем, в третьем вопросе, следует рассмотреть негативные направления глобализации: международные терроризм, наркотрафик, незаконная торговля оружием, торговля людьми, планетарное распространение инфекционных болезней и т.д. В четвертом вопросе необходимо подвести баланс негативных и позитивных сторон глобализации и раскрыть ее основные направления и движущие силы: новый виток научно-технического прогресса, деятельность транснациональных корпораций, расширение Интернета, деятельность международных экономических организаций, расширение и обострение глобальных проблем. IV.Рекомендуемые источники Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник - М.: Проспект, 2009. 2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. - СПб: «Питер», 2010. Дополнительная литература 1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 2. Бреттон-Вудское соглашение //www.dic.academic.ru 3. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2006. 4. Иноземцев В. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Академия, Наука, 1998. 5. Робертсон Р. Глобализация социальной жизни // www.cde.ael.ru 6. Терборн Г. Глобализм и антиглобализм //www.peacefromharmony.org. V.Контрольные вопросы для самопроверки 1. Кто дал первое теоретическое определение глобализации? 2. Какова роль Бреттон-Вудских соглашений в развитии глобализации? 3. Какие концепции глобализации Вы знаете? 4. Что такое антиглобализм? 5. Каковы позитивные и негативные аспекты глобализации? 6. Можете ли Вы выделить основные направления и движущие силы глобализации? ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В соответствии с распоряжением по Ростовскому филиалу Российской таможенной академии № 139-р от 7 ноября 2013 г. выбор варианта контрольной работы студентами заочной формы обучения осуществляется по первой букве своей фамилии следующим образом: Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы (по выбору студента) | | ©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. |