МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конспект урока по теме «Кто такие Славяне»? (окружающий мир Н.Ф.Виноградова)





Как работали славяне?

Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.

Как помогали друг другу

Никогда славянин не оставлял своего брата , соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, рожай, делились друг с другом .Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.

Как принимали гостей

В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

А еще в каждом доме угощали квасом.

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

исследовательской работы.

2. Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Оборудование:

- учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» часть 2

Ход урока:

Орг/этап.

Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)

На вас надеюсь я , друзья

Вы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.

 

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу даль степей

Зеленеется

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

- Как называется раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)

- Предлагаю ряд слов:

Славяне

История

Предки

-Выберите синонимы.(славяне, предки)

-Кто такие предки? (люди которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)

(Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»)

На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

Черныш по цвету волос

Беляй

Бессон по внешности, характеру

Хорош

Семушка порядковый номер ребенка

Пятый

 

- От какого слова произошло слово «фамилия»? (это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится как «семья») (фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов)



Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.

Тема сегодняшнего урока: «Какими людьми были наши предки

На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы»

1группа работала над вопросом:

Как выглядели славяне. Выскажем свое предположение. Какое высказывание верно?

Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?

* Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, буд-то маков цвет, шея белая, поступь величавая.

*Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

*Выступает 1гр. исследователей она расскажет нам выглядели славяне.

Как выглядели славяне.

По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети). Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.

Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

А теперь выполните задание «Собери картинку», нужно составить образец мужской и женской одежды из разрозненных частей. (работа в группах). Работаем быстро и правильно!

А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею и увидеть…..

2.Как работали славяне.

Выскажем свое предположение.Какое высказывание верно?

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Давайте задумаемся над тем, почему одни люди- трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:

 

-Тит, иди молотить!

-Живот болит.

-Тит иди кашу есть!

-А где моя большая ложка?

*Выступает 2 гр. Исследователей, она расскажет нам как работали славяне.

 

Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена. Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка) Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.Подбери однокоренные слова: помощь, помогать, помощник.А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу. Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.

Трудились не только взрослые, но и дети. Например: девочки и мальчики вязали куколки из мочала.

3. Как защищали Родину.

Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский)

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».

Работа в группах. «Собери пословицу»

1.Трусливому и пень волком кажется.

2.Смелость города берет.

3.Кто с Россией не тягался, в правых не оставался.

1.Лучше смерть принять, чем Родину предать.

2.Смелый воин тысячи водит.

3.Честь солдата береги свято.

1.Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

2.Если народ един, он не победим.

3.Нет в мире краше Родины нашей. (проверка по слайду)

Умели славяне не только защищать Родину, но и принимать гостей и отдыхать.

Как принимали гостей.

В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»А еще в каждом доме угощали квасом.

Как отдыхали славяне.

Текст учебника (с. 39)

Ребята! ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛИ УРОКА

Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том какими людьми были наши предки.

Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр. « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр. « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают»

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.