Тема: Сохранение жизни на спасательном средстве Цель работы Знать особенности устройства коллективных спасательных средствах и условий , которые они обеспечивают при длительном пребывании экипажа без оказания помощи со стороны других судов или береговой спасательной службы: 1 . Предоставить основные сведения о существующих на судах виды коллективных спасательных средств. 2 . Предоставить правила поведения при нахождении на спасательных средствах . 3 . Ознакомить с существующими опасностями , связанными с пребыванием на спасательных средствах , и путями их нейтрализации для сохранения жизни в море. Требования к оформлению задачи Решение задачи должно сопровождаться пояснениями. Курсант ( студент ) должен уметь объяснить правила поведения для членов экипажа при оставлении судна на коллективных спасательных средствах и длительном пребывании на них при условиях долгого отсутствия внешней помощи . После оформления практического занятия курсант ( студент ) проводит ее защиту и выставляется итоговая оценка . Варианты индивидуальных заданий Уметь рассказать и объяснить пути противодействия опасным факторам в море членов экипажа после ухода судна на коллективных спасательных средствах : 1 . Гипотермия . 2 . Гипертермия . 3 . Морская болезнь . 4 . Жажда. 5 . Голод. 6 . Опасность со стороны морских хищников. 7 . Несение вахты . 8 . Автономное существование и пополнение запасов питьевой воды. 9 . Одиночество . 10 . Гибель человека . Теоретические предпосылки к выполнению работы К коллективным средствам , предназначенных для спасения пассажиров и экипажа , относят : спасательные шлюпки , надувные и жесткие спасательные плоты , спасательные отсеки ( плот - каюты ) . Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками , расположенными с каждого борта и вмещающих 100 % экипажа. Пассажирские суда оборудуются шлюпками , вместимостью 50 % экипажа и пассажиров с каждого борта. Надувные спасательные плоты должны обеспечить посадку 50 % экипажа на грузовых судах и 25 % общей численности людей на борту пассажирского судна . Коллективные средства имеют поставки для жизнеобеспечения людей, находящихся на них. Вместимость спасательных шлюпок составляла от 12 до 150 человек. Плавучесть спасательных шлюпок обеспечивается воздушными герметичными ящиками или пенопластовыми отсеками . По методу спуска шлюпки делятся на те , что спускаются и сбрасываемых . Спасательная шлюпка , что спускается с борта судна , оборудуется смазками или привальным брусьями для облегчения спуска и предотвращения повреждений. Шлюпка свободного падения ( рис. 12 ) гарантирует безопасность людей , находящихся в ней , при сбросе ее с посадочной платформы , находящейся от поверхности воды на расстоянии до 20 м. Шлюпка изготовлена из прочного материала , имеет хорошо обтекаемую форму , что амортизирует сильный удар при входе шлюпки в воду. Чтобы избежать значительных перегрузок людей, находящихся в ней , в шлюпке установлены специальные амортизирующие кресла. Люди в креслах привязаны к ним ремнями безопасности и фиксаторами головы. Похоже шлюпка в воду с наклонной платформы - эллинге , и , при соприкосновении с водой , на короткое время « погружается » под углом к поверхности воды , всплывая стороне от судна  Рисунок 12 – Схема спуску шлюпки вільного падіння [7] В качестве примера можно привести стандартную шлюпку свободного падения вузов ХГМИ - GFF 5,7 M , которая имеет следующие характеристики : - Длина - 5,7 м ; - Максимальная масса со всем экипажем и снаряжением - 7,4 т; - Минимальное количество экипажа - 4 чел . ; - Максимальное количество экипажа - 18 чел . ; - Высота спуска падением - до 45 м ; - Условия сброса - дифферент судна до 10 ° и крене до 20 ° на любой из бортов ; - Тип двигателя - дизель ; - Скорость на спокойной воде - 6 узлов. Шлюпка отвечает всем международным требованиям к спасательным средствам . Выполнена из материалов с использованием GRP ( специально обработанная смола) , имеет оранжевую окраску снаружи и светло- зеленую внутри . Также есть все необходимое снаряжение для коллективных спасательных средств, в соответствии международным нормам . При необходимости аккумуляторы шлюпки могут питаться от судна или от солнечного генератора , установленного на внешней обшивке . Конструкция спасательного плота должна выдерживать нахождение его на плаву в течение 30 суток при любых морских условиях и обеспечить его удовлетворительную работу при сбросе с высоты 18 метров. Находясь на плаву , спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 метров от его днища , как с поднятым тентом , так и без него. Конструкция плота должна позволять буксировать его с скоростью 3 узла на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения. Плавучесть твердых спасательных плотов и плавучих приборов восточной конструкции обеспечивается плавучим материалом , расположенным как можно ближе к его краям . Палуба плота должна поддерживать людей , находящихся в нем , и изолировать их от холода. Плавучесть надувного спасательного плота ( рис. 13 ) обеспечивается основной камерой плавучести , разделенной на 2 отсека, надуваются нетоксичным газом через свой невозвращенный клапан в течение одной минуты при t ° = +18-20 ° С , и не более 3 ( трех ) минут при t ° = -30 ° С. Перевернутый спасательный плот восстанавливается в нормальное положение одним человеком ( рис. 14). Для этого надо вернуть плот на ветер и , ухватившись за ручки на днище , подняться на плот , потом рывком перебросить плот на себя , приводя его в нормальное положение . Люди, находящиеся в спасательных шлюпках и плотах , должны беспрекословно выполнять распоряжения своего командира и выполнять все инструкции по сохранению жизни , хранящихся в указанном месте на шлюпке или плоту .  Рисунок 13 - Фазы раскрытия надувной спасательного плота ПСН-10 [7]  Рисунок 14 - Переброска надувного спасательного плота [7]: а) с помощью ручек на днище б) с помощью выпрямительного стропа, 1 - баллон со сжатым газом в чехле, 2 - карманы, 3 - спасательный леер, 4 - полосы из материала, отражающего свет Практическая часть Командир спасательных средств должен распределить следующие обязанности : вахта круглосуточного наблюдения за морем , чередование внутри спасательных средств , ведения вахтенного журнала и так далее. Вахтенный должен быть проинструктирован относительно использования пиротехнических средств и других средств подачи сигналов бедствия (фонарь , гелиограф и т.д.) . Использование пиротехнических средств возможно только с разрешения командира . Командир принимает меры в зависимости от состояния погоды . В холодную погоду необходимо отжать мокрую одежду , отогреться , проветрить спасательные средства и удалить из него воду, в жаркую погоду проветрить закрыты шлюпки и плоты , смачивать забортной водой тенты и внешние покрытия , днем находиться во влажной одежде , просушивая его до ночи. Командир спасательного средства должен организовать нормальный отдых и сон спасенных , поддерживая уравновешенный моральное состояние , принимать меры по возникновения паники . Спасательные средства , оставшиеся на поверхности после гибели судна , должны держаться вместе , чтобы их легче можно было обнаружить спасателям и , при случае , оказывать друг другу помощь. Нельзя удаляться от места гибели судна. Опасности при спасении К основным опасностей при спасении относятся - паника , незнание устройств спасательных средств и неумение ими пользоваться , незнание приема прыжка в воду с борта судна , гипотермия (переохлаждение ) при нахождении в воде , перегрев тела ( гипертермия ) при нахождении в спасательном средстве , жажда , голод , наличие акул. В штормовую погоду с целью повышения шансов на выживание стоит закрыть все входные устройства шлюпки и плота , удерживать спасательное средство носом на ветер и перпендикулярно фронту волны , не допуская постановки лагом к волне , чтобы избежать опрокидывания. Для удержания шлюпки и плота против волны , применяется плавучий якорь. Если шлюпка моторная , не следует форсировать ход , поднимаясь на волну. При необходимости сделать поворот на обратный курс ( на веслах ) , выжидают прохождения « девятого вала » , поднимаясь на очередной вал , ускоренно гребут бортом к волне и Табана противоположным бортом так , чтобы шлюпка в подошве уходящей волны легла кормой к фронту волны. Экипажа, находится в спасательных шлюпках и плотах рекомендуется принять горизонтальное положение и , если необходимо , воспользоваться средством от морской болезни ( аэрон ) , обязательно надеть спасательные жилеты. Каждый индивидуальный и коллективный спасательное средство должно быть окрашено в ярко - оранжевый цвет , хорошо видимый на далеком расстоянии. На каждом спасательном средстве должна быть указана его принадлежность. С целью более быстрого обнаружения спасательного средства , некоторые из них обеспечиваются радиолокационными отражателями и лентами , которые хорошо отражают свет , кроме того , все спасательные средства должны быть укомплектованы необходимым количеством средств для подачи сигналов бедствия . Это может быть поисковый и спасательный буй , позволяющий быстро и точно определить местонахождение человека в море. При погружении в воду вместе с человеком, спасается , он автоматически включается и посылает в эфир сообщение, содержащее текст ( Mayday - Mayday ) и географические координаты спасается . Коллективные спасательные средства обеспечиваются УКВ аппаратурой , парашютными , сигнальными ракетами , фальшфеерамы , плавучими дымовыми шашками , водонепроницаемым фонарем и гелиографом , звуковыми средствами подачи сигналов спасения. |