ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» направления подготовки 6.020102 «Книговедение, библиотековедение и библиография» Исполнитель: ________________________ студентка ____ курса группы___________, подпись_____________________________ Руководитель: _______________________, подпись_____________________________ Рецензент: ____________________________________ подпись_____________________________ Допущено к защите: Зав. кафедрой проф. Н.К.Литвиненко «__» _______ 2016 Луганск, 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. ГЛАВА 1.Теоретические основы непрерывного библиотечного образования………………………………………………………………………… 1.1. Сущность и основные принципы подготовки библиотечных кадров……... 1.2. Историография и терминосистема исследования…………………………... 1.3.Нормативно-правовая база…………………………………………………… ГЛАВА 2.Практические основы внедрения традиционного и последипломного образования……………………………………………………. 2.1. Высшее библиотечное образование…………………………………………. 2.2Особенности научной реализации высшего библиотечного образования………………………………………………………………………… 2.3.Опыт Беларуси в области библиотечного образования ……….…………… ГЛАВА 3.Применение современных моделей непрерывного библиотечного образование на практике…………………………………………………………... 3.1.Роль профессиональной периодики в образовании библиотекарей………. 3.2. Профориентационная работа как составляющая процесса непрерывного образования………………………………………………………………………… 3.3. Последипломное образование на базе международной научно-практической конференции «Время. Общество. Библиотека»…………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... Реферат Объем: 60 страниц, работа содержит 1 приложение, 37 источников. Ключевые слова: педагогика, непрерывное образование, методики обучения, последипломное образование, научно-практические конференции, профориентационная работа, профессиональная периодика. Актуальность темы дипломной работы: глобальный процесс, получивший название «информатизация общества», оказывает влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на деятельность библиотек. Библиотека вынуждена модернизировать свою деятельность. Определяющей частью данной деятельности является формирование и постоянная работа над образовательным процессом сотрудников. Результаты, представленные в работе можно использовать в практической деятельности библиотек, вузов. Цель работы– охарактеризовать и изучить качества и принципы методической и образовательной работы библиотечных специалистов исходя из инновационных тенденций развития общества и библиотечной среды, выявить проблемы и найти методы их разрешения. Объектом данной работы является непрерывное библиотечное образование. Предмет исследования – современные модели непрерывного библиотечного образования. Результаты исследования: прослежена история возникновения и развития образовательной структуры в области библиотечного дела; проанализированы педагогические принципы библиотечного образования; определен опыт библиотек и вузов Беларуси в данном вопросе; выявлены перспективы развития непрерывного библиотечного образования в нашем регионе и России, обозначены инновационные принципы внедрения профориентации, обобщение актуальных вопросов, которые предлагаются в ходе проведения научно-практической конференции «Время. Общество. Библиотека» ВВЕДЕНИЕ В условиях внедрения медиа сферы во все отрасли жизни общества, библиотечная среда нуждается в глобальных переменах и пересмотре целей, принципов и методик работы. Современная библиотека наряду с функциями традиционными: сохранение, накопление и предоставление информации, постоянно внедряет инновационные принципы деятельности, которые соответствуют духу времени и социальным потребностям. Библиотекарь, как специалист и основной движущий механизм библиотечной структуры на протяжении всей своей деятельности должен улучшать свои профессиональные качества, достигать большего уровня деятельности и стремиться к самообразованию. Вузы, которые занимаются подготовкой библиотечных специалистов, ставят перед собой не только цели текущего образования студентов. В нынешних условиях информатизации и потребности перемен возникает система взаимодействия ВУЗ – библиотека. Ярким проявлением такого взаимодействия является практика подготовки библиотечных специалистов, реализация последипломного и непрерывного образования, повышения квалификации. Актуальность.Подготовка специалистов в области библиотековедения является крайне актуальным вопросом, который требует глубокого анализа. Необходимо обосновать основные принципы и функции непрерывного библиотечного образования, для того, чтобы применять их внутри библиотечной среды с целью повышения профессионального уровня кадров и улучшения качества работы библиотек. В связи с непрерывным развитием библиотечного дела, и , соответственно, уровня и специализации подготовки библиотекарей, существует потребность в определении современных условий и перспектив реализации последипломного образования. Объект исследования–непрерывное библиотечное образование; Предмет исследования –современные модели непрерывного библиотечного образования. Цель данной работы– изучить, проанализировать современные модели образования, сравнить и обобщить опыт отечественных вузов и библиотек в этой сфере деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – Определение и изучение сущности, принципов подготовки библиотечных специалистов; – Анализ эволюции и истории изучения профессиональной подготовки специалистов; – Анализ и рассмотрение особенностей непрерывного библиотечного образования в библиотеке; – Изучение и сравнение опыта библиотек в практике повышения уровня профессионального уровня сотрудников. В дипломной работе были использованы общенаучные методы: сравнение, обобщение, синтез и анализ теории и практики образовательной подготовки библиотечных сотрудников. Научная новизна данной работы заключается в том, что на данном этапе развития библиотечного дела, практические особенности реализации непрерывного образования кадров являются не достаточно изученными. Практическое значениедипломной работы основывается на том, что рассмотренные практические и теоретические модели непрерывного библиотечного образования можно применять в современных библиотеках и вузах. Структура дипломной работыобусловлена характером и содержанием проблемы изучения. Работа включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературу. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ Динамика развития и преобразования библиотечного дела обуславливается технологической модернизацией постоянными социальными требованиями к информационной структуре. Формирование новых профессиональных требований определяется современными формами библиотечного дела, новыми методами работы и инновациями. В различные исторические периоды и эпохи библиотека несла разнообразное функциональное значение. Библиотекарь, соответственно, исходя из назначения библиотеки, формирует собственные профессиональные навыки, которые являются актуальными в данном времени. Библиотекарь выполнял во все времена функционирования библиотеки основные и дополнительные функции, которые формируют те методы деятельности, которые для того периода характерны. Так, в период Средних веков, например, библиотекарь был больше хранителем документов и информации, особым сведущим человеком, который допускался к любым книгам. В период же становления социалистического лагеря библиотечный работник занимался не только работой функциональной по предоставлению информации, но и был значительным влиятельным инструментом идеологии и внедрения политической идеи в массы с помощью бесед, мероприятий, руководства массовым чтением и т.д. Так, например, в справочнике библиотекаря 1986г. издания, основной из функциональных сторон деятельности библиотекаря как специалиста предлагается: идеологическая информированность, проведение политического самообучения. Такая наглядность в специализированной литературе говорит о том, что каждый период человеческого развития и реализации библиотеки в социальном пространстве, формирует основные требования к библиотекарю, как специалисту. Современный библиотекарь выполняет так же не только деятельность по предоставлению информации, но и играет роль психолога, социолога, организатора массового чтения, режиссера мероприятий, маркетолога и педагога. Все эти качества требует от библиотекаря информационное общество, которое нуждается в библиотеке не только как информационном, но и образовательно-воспитательном, развлекательном институте [24, с. 41]. Бесспорно, важной составляющей деятельности библиотекаря является уровень коммуникативности. Так, библиотекарь должен обладать такими качествами как любовь к людям, гуманность и высокая общая культура, начитанность, знание и идейное отношение к своей работе, педагогическое мастерство, рисковость в разрешении задач и наличие организаторских качеств. Воспитание в личности организаторских качеств в условиях профессионального становления, позволяет осуществлять деятельность по планированию работы в тесном взаимодействии с другими структурами – политической, рекламной, публицистической. Наличие педагогического мастерства формирует основу для того, чтобы в библиотеке активно реализовывалась функция руководства чтением. Педагогические черты в библиотекаре позволяют ему находить общий язык с пользователями, направлять их в выборе информации, оказывать авторитетное влияние в чтении и поиске информации. Кроме традиционных, к библиотекарю предъявляются такие специфические требования, как: – ассоциативность памяти; – образное и системно-логическое мышление; – сосредоточенность; – терпимость и толерантность; – скорость реакции и мышления; – умение слушать и убеждать; [26, с. 215]. Все эти качества позволяют качественно выполнять различные формы работы и достигать поставленных перед сотрудником задач. Таким образом, библиотекарю необходимы такие профессиональные качества для выполнения задач: – при комплектовании книжных фондов – целеустремленность, собранность, эрудированность; – при каталогизации – усидчивость, внимательность, грамотность, сосредоточенность; – при систематизации литературы – умение различать часть и целое, логичность мышления, рациональное чтение; – при обслуживании читателей – высокий уровень культуры , общительность, тактичность сдержанность, умение через внешние проявления поведения читателя идентифицировать личность; – при методической деятельности – знание основных направлений деятельности библиотечных подразделений, умение анализировать и отслеживать инновации в области библиотековедения, владение методикой научной работы, умение составлять методические указания и рекомендации, способность обобщать и систематизировать информацию, педагогическая культура в процессе проведения дней открытых дверей, методических тренингов, умение вести деловые переговоры и переписку [26, с. 215]. Профессиональное обучение кадров является важной частью научной организации труда библиотеки. Наиболее актуальной формой профессионального образования является непрерывное образование. В справочнике библиотекаря понятие «непрерывное образование» предлагается так: целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего и высшего образования систему повышения квалификации, экономической, социальной и научной учености. В данной форме образования связаны организационное обучение и самообразование, методическое образование. Для того, чтобы быть специалистом своего времени, который соответствует образу деятельности библиотеки в медиа пространстве, библиотекарь постоянно обновляет знания, полученные в специальный учебных заведениях. Непрерывное образование, как процесс, является постоянной основой трудовой деятельности. В этот процесс включаются: – подготовка кадров (специальное, высшее и среднее образование); – повышение квалификации; – самообразование [26, с. 151]. Базовая подготовка сотрудников осуществляется на библиотечных отделениях ВУЗов культуры и искусств. Обучение включают дневную и заочную форму посещения. Программа базового высшего и среднего образования библиотечных специалистов является государственной и обще документированной. Наиболее важную задачу в процессе обучения специалистов в области библиотековедения играет система повышения квалификации. Повышение квалификации, соответственно, осуществляется уже в процессе работы и практической деятельности сотрудников. Благодаря этой методике создается база для разрешения текущих задач, которые стоят перед библиотекой, выявление основных проблем и потребностей библиотеки. Термин «система повышения квалификации», в словаре по библиотечному делу определяется как: совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, повышение общеобразовательного уровня специалистов, в соответствии с новейшими достижениями культуры, искусства и инновациями в области библиотечного дела. Результат повышения квалификации заключается в том, чтобы помочь сотруднику и специалисту продолжать самообразование после окончания ВУЗа и улучшать свои методики деятельности в соответствии с потребностями общества в информации. Н.С. Карташов выделяет следующие признаки процесса повышения квалификации: – всеобщность библиотек и сотрудников; – непрерывность и методичность; – разноплановость; – дифференциация обучения; – многообразие форм и методов обучения. [26, с. 48]. Формы и методы обучения определяются в соответствии с типами библиотек, категориями сотрудников, их уровнем и стажем деятельности, спецификой отдельных библиотек и выполняемых ими процессов. В число проводимых методическими центрами курсов повышения квалификации, относят: – семинары; – стажировки; – научно-практические конференции; – практикумы; – школы передового опыта библиотекарей; – дни открытых дверей в библиотеке [26, с. 48]. Курсы повышения квалификации проводят обучение работников районного и городского звена. В первую очередь, на курсах повышения квалификации обучаются библиотекари, которые не имеют высшего образования. Семинары организуются для всех категорий библиотечных работников, как для руководителей, так и для рядовых библиотекарей. Семинары позволяют методическому центру постоянно улучшать уровень деятельности библиотек и направлять их работу в единое русло. Тематическое направление семинарских курсов ориентировано на повышение общеобразовательного уровня сотрудников, изучение проблем и перспектив развития инновационных направлений, ознакомление с методическими и библиографическими пособиями. Практикумы представляют собой практические занятия, целью которых есть обучение и разработка навыков работы в инновационных отраслях. Обучение практическому применению передового опыта других библиотек, с помощью наглядных примеров. Стажировки проводятся с целью углубления и совершенствования практических навыков и процесса адаптации сотрудников в новой для них отрасли. К работе со стажерами привлекаются наиболее квалифицированные специалисты, а в процессе взаимодействия достигается высокий уровень углубления знаний стажируемых и получение знаний, которые имеют максимально приближенные качества к практической деятельности. В процесс образования сотрудников включается также и процесс оценки квалификации, который предполагает оценку деловых качеств библиотечных работников. Во внимание в процессе образования принимается: – производственная характеристика; – личная характеристика; – умение планировать работу и руководить деятельностью; – возможность роста по служебной лестнице [26, с. 48]. Так, повышение квалификации расширяет и углубляет профессиональные знания библиотечных сотрудников, в соответствии с занимаемыми должностями, потребностями библиотеки и функциональными обязанностями. Переподготовка специалистов преследует цель освоения и изучения новых знаний и навыков в профессиональной области, расширение кругозора и трудовой компетентности, при переходе на новую должность, или внедрении инновационных методов работы с автоматизированными системами. В настоящее время сформировалось несколько подходов в подготовке и обучении библиотечных кадров: – обучение в ВУЗах, специализированных для подготовки библиотечных сотрудников; – методические формы обучения (семинары, практикумы, стажировки, деловые игры); – профессиональное образование библиотекарей; – самообразование сотрудниками библиотеки [26, с. 48]. Эти направления включают друг друга и взаимодействуют между собой. Различные методы обучения библиотекарей в совмещении создают полноценную систему повышения квалификации. Самообразование, пожалуй, играет не последнюю роль в процессе становления повышения образования сотрудников и их осознанности в трудовой сфере. Словарь библиотечных терминов определяет понятие «Самообразование» как: путь продолжения общего и профессионального образования Так, можно сделать вывод, что сущность профессионального образования кадров заключается не только в образовании внутри ВУЗа, но и рекомендуется к развитию в течении всей профессиональной работы и становления специалиста. Внутри библиотеки постоянно проводится процесс обучения специалистов, который обуславливается постоянным видоизменением целей и функций библиотеки. Методические рекомендации, семинары и конференции по специальности, бесспорно, предоставляют важную основу для библиотекаря – практика. Но утверждать, что исключительно определенная форма обучения библиотечного специалиста является наиболее продуктивной и единственно верной. Все формы последипломного, дипломного и непрерывного образования библиотечных специалистов не являются взаимо-исключаемыми и активно применяются в совмещении. Однако, важно обозначить, что любая деятельность, в том числе и процесс образования, является процессом выбора личности. Т.е. в основе всей образовательной деятельности можно обозначить самообразование, как базовый процесс принятия решения человеком и стремления к улучшению своих навыков и образовательного уровня. 1.2. ИСТОРИОГРАФИЯ И ТЕРМИНОСИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ История библиотечного дела уходит корнями в древность. Библиотека как социальный институт всегда присутствовала в жизни людей, была ее неотъемлемой частью. Однако процесс научного изучения и обоснования библиотечного дела и библиотечного образования происходил гораздо позже. Организация отечественного библиотечного образования в России связана с именем Любови Борисовны Хавкиной. В 1913 году по ее инициативе были созданы курсы по подготовке библиотекарей. Начиная с 1912 года, в Москве, Петербурге началось факультативное преподавание библиотековедения и основ книговедения. Важную роль в формулировке и определении форм и методов образования сыграла Н.К. Крупская. В 1918 году в статье «Библиотечная семинария» Крупская выделила основные направляющие факторы в педагогике библиотечных специалистов. По ее инициативе в 1918 году в Москве была организована библиотечная семинария, которая положила начало государственной организации библиотечного образования. В дальнейшем развитие институтов культуры, специализирующихся на библиотечном образовании происходило на протяжении нескольких лет, так, были открыты книжно-библиотечные факультеты в Петрограде, Костроме, Иваново-Вознесенске, во многих городах страны были организованы библиотечные курсы. Такой подход обеспечил базу для становления библиотечного дела научно, и формирования кадровой системы библиотек, которая включает в себя дипломированных специалистов. [27, с. 124]. Важный вклад в библиотечное дело и внедрение библиотековедения в педагогико-преподавательскую среду, внес Б. С. Бондарский, который с 1920 года вел курс библиотековедения в Московском университете на факультете общественных наук. К 1920 году библиотечных специалистов с высшим и средним специальным образованием готовили уже 20 библиотечных отделений политико-просветительских и педагогических институтов, Академия коммунистического воспитания. Начиная с 1922 года, осуществлялась подготовка библиотекарей-библиографов, что говорит о расширении деятельности образовательной библиотечной системы и ее фасетности. С 1969 года начали создаваться специализированные библиотечные техникумы, которых, в процессе расширения и развития, к 1969 году насчитывалось в СССР 12. Наряду с этим, в 60-х годах ХХ века около 30 тысяч учащихся получали образование в культурно просветительских училищах, которых насчитывалось более 100. В 1930-е годы развитие государственной системы образования усилилось, что повлекло за собой и расширение деятельности системы библиотечного образования. Так, в течение 10 лет были открыты ВУЗы в Харькове, Ленинграде, Улан-Удэ, Краснодаре, Челябинске, Хабаровске. Одновременно с распространением библиотечных ВУЗов, продолжали появляться и библиотечные отделения в просветительских институтах – в Москве, Вильнюсе, Таллине, Баку, Ереване. [24, с. 18]. Сегодня, на территории СНГ насчитывается около 179 учреждений, которые занимаются подготовкой библиотечных специалистов. Важно отметить, что за последние десятилетия была сформирована международная система единого образовательного пространства, которая дает право выпускникам ВУЗов трудоустройство и продолжение образования в любой из стран. Наряду с этим, возник вопрос о стандартизации библиотечного образования, единого для всех стран. Процесс стандартизации образования курируют международные библиотечные ассоциации, которые, сотрудничая с библиотеками, а не только с ВУЗами, обучающими библиотечных специалистов, разрабатывают практические методики реализации пооследипломного образования. Определяющую роль в образовательном процессе играет ИФЛА, которая вступает с рекомендациями о выработке стандартов, которые являются едиными для всех библиотечных школ. Стандарты, разработанные ИФЛА, включают в себя перечень специальных дисциплин, которые составляют основу для последующей деятельности библиотекарей. ИФЛА было разработана программа стандартизации образования: «Рекомендации к разработке образовательных программ для библиотекарей и специалистов в области информации». Основным требованием, которое несет в себе этот документ, заключается в соответствии поствузовского непрерывного образования базовой ВУЗовской подготовке специалистов. Стандарты, которые были предложены международной библиотечной ассоциацией, были утверждены многими странами и успешно реализуются и сейчас. Международное взаимодействие секций и объединений в области библиотечного дела, оказывают особое влияние на развитие и реализацию непрерывного библиотечного образования. В первую очередь, результаты сотрудничества заключаются в обмене опытом. Например, Американской библиотечной ассоциацией, которая действует с 1887 года, постоянно проводятся разработки методов образования, которые при успешной реализации, внедряются и в образовательные процессы других стран. Одной из наиболее актуальных для мировой общественности форм деятельности ассоциации является «круглый стол», в процессе которого, все поколения и представители библиотечной общественности могут принять участие в разработке инноваций образования. Такой демократичный подход позволяет широко рассматривать современные образовательные процессы в области библиотековедения с учетом опыта прошлого и требований настоящего. Сотрудничество библиотечных объединений оказывает значительное влияние на профессиональную подготовку специалистов. Такой симбиоз международных разработок позволяет унифицировать и реализовывать стандарты и обучающие программы, рекомендации по приоритетным вопросам образования библиотечных специалистов. Таким образом, можно заключить, что современная система подготовки библиотечных специалистов во всем мире носит многоаспектный интегрированный характер, значительную помощь в разработке программ оказывают международные объединения библиотечных специалистов, программы, фонды. Программы обучения с каждым годом улучшаются, за счет создания треннинговых центров, разработки новых форм обучения и распределения образовательных программ. Однако важно обозначить, что, не смотря на то, что многое в области библиотечного образования уже достигнуто, все еще присутствует потребность в полноценном становлении этой системы. Качественные разработки в области образования библиотечных специалистов, создадут базу для полного удовлетворения потребностей отрасли. 1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В условиях формирования инновационной модели информационного пространства библиотечное образование, как и библиотечное дело, нуждаются в реформациях. Движущей силой в процессе становления инновационной основы образования библиотечных специалистов, является, бесспорно, нормативно-правовая база. Определенные в рамках государственной политики стандарты и законы составляют единую систему подготовки кадров, образовательного и аттестационного процесса. С 90-х годов ХХ века государственно-культурная политика осуществляла активную деятельность по пересмотру и модернизации процессов библиотечного образования, как базовой составляющей культурного и эстетического развития общества. Так, основным законом, который обуславливает нормативную базу для библиотечного образования, является Федеральный Закон «О библиотечном деле». Данный закон был принят 23 ноября 1994 года Государственной Думой РФ. Настоящий Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность [9, с. 18]. Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Трудовые отношения являются важной частью организации управления и процесса библиотечного образования, с целью улучшения деятельности библиотеки в целом и отдельных сотрудников. Регуляция данного процесса обеспечивается за счет проведения образования внутри библиотеки и периодической аттестации сотрудников. Эту сторону работы библиотеки регулирует 26 статья закона о библиотечном деле «Трудовые отношения работников библиотек»: – Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде; – Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Письмо Минобрнауки России от 15.08.2011 «Разъяснение по применению порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений», регламентирует процесс оценки уровня кадровой принадлежности и уровня подготовки работников библиотек гласит: В соответствии с Приказом от 24.03.2010 № 209 аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в двух целях: – в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических и библиотечных работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей); – для подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности [10, с. 4] М.Я. Дворкина, анализируя современные перспективы и проблемы библиотечного образования, отмечает, что высшее образование постоянно находится в стадии реформирования [13, с. 22]. За свою почти столетнюю историю библиотечное образование пережило ряд изменений. Сначала готовили кадры для библиотек различных типов и видов: детских, научных, массовых, сельских, медицинских. В рамках другой реформы подготовка проводилась по функциональному принципу, процессному подходу: библиографы, каталогизаторы, комплектаторы. В ФГОС 2004 г. появились квалификации, в рамках стандарта 2010 г. – профили. Такие реформации происходят достаточно быстро и не позволяют образовательным учреждениям достаточно качественно подойти к разработке методики работы с учетом обновляемых стандартов Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. Таким образом, проанализировав основные правовые документы в области библиотековедения и образования, можно установить, что государственная политика, которая ведется в этом направлении, в течение 20 лет создала прочную базу для регламентации всех процессов: образования, аттестации и реализации библиотечных целей. Однако, важным моментом, который выделяют современные библиотековеды в своих публикациях, является скорость обновления стандартов и государственных целей в области библиотечного образования. Однако, даже учитывая все сложности адаптации образовательной среды, важно обозначить, что вся нормативно-правовая база в этой области формирует фундамент образования в рамках библиотек и успешно реализуется на практике. ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Высшее библиотечное образование Последние десятилетия ХХ ст. говорят о том, что общество переживает эпоху перехода к новым культурным и эстетическим ценностям. Библиотеки, и другие информационные учреждения, будучи частью социальной основы медиа общества, вынуждены изменять цели деятельности и основу работы с приоритетом адаптации на пользователя. Такой подход ведет к образованию принципиально новой инфраструктуры, в которой основная функция библиотек не в архивном хранении, а в обеспечении доступа к мировым информационным ресурсам. Информационное релевантное обеспечение пользователей должно осуществляться на базе любой библиотеки, к документам всех видов и на любых носителях [5, с. 99]. Система образования – это особая сфера библиотечной практики, где собираются, создаются и транслируются знания и опыт предшествующих библиотечных достижений. Новый ориентир в развитии общества заключается в перемене философии образования, подходу к образованию специалистов, модернизации образовательных систем, формировании новых моделей обучения. Таким образом, смена основных приоритетов развития библиотечного образования, которая проявляется с ХХ века, отражается на системе библиотечного образования в целом. Развитие документно-коммуникативной сферы общества, характерное активизацией внедрения новых информационных технологий, интенсивно развивающейся индустрией, требует создания гибкой и скоординированной системы подготовки квалифицированных библиотечных кадров. В странах СНГ давно актуальной является необходимость разработки и внедрения новой модели библиотечно-информационного образования. Такая модель, согласно основным социальным потребностям, должна: – отвечать запросам современного общества; – оперативно реагировать на все изменения внутри социума; – обеспечивать фундаментальность деятельности, углубление системности и функциональности трудовой практики; – стимулировать интеграцию образования, науки и практики, способствовать вхождению национального библиотечного образования в мировое научное и информационное пространство [3, с. 472]. Наряду с этим, сегодня отечественное высшее библиотечное образование испытывает серьезные трудности. Наиболее актуальным является вопрос качественного обеспечения соответствующей подготовки библиотечных кадров в условиях общего падения уровня материально-технического обеспечения учебного процесса. На данный момент, происходит видоизменение социальной ориентации профессионального аспекта библиотечно-информационной сферы, падение престижа профессии, смена образовательных, возрастных и демографических характеристик студенческого контингента. Реформирование непрерывного библиотечно-информационного образования в государстве требует основательного изучения разрешения организационных проблем. Основные проблемы высшего библиотечного образования заключаются в: – реализации ступенчатой подготовки специалистов; – организации системы переподготовки специалистов; – отборе в учебные заведения, расширении сферы трудовой реализации выпускников; [3, с. 473]. Определение содержательной составляющей образования специалистов в области библиотечного дела обосновано развитием государства, информатизацией общества, потребностью в использовании мирового опыта. Практическая сторона данного процесса формирования нового образовательного пространства для библиотечных специалистов находит отражение в: – новых учебных планах; – программах курсов; – учебниках; – учебно-методических материалах [3, с. 476]. Важной и перспективной стороной образовательного процесса является необходимость разработки методики преподавания в системе библиотечного образования в условиях компьюникации – комплексного внедрения новейших высоких технологий индустрии информации, а также соответствующих изменяющемуся уровню технического оснащения новых приемов и методов обучения будущих библиотечно-информационных специалистов. [4]. В процессе изменения ориентации государственной информационной политики профессия библиотекаря и библиографа начинает рассматриваться более широко, как специалиста в системе коммуникаций. Реформой перехода к информационным ресурсам в области образования является внедрение новых специализаций: документоведение и информационный менеджмент, информационное управление. Такой подход находит отражение и в соответствии подготовленных специалистов не только государственной, но и коммерческой сфере. Наряду с этим важно отметить, что такое расширение деятельности не должно размыть и разрушить собственно библиотечную специализацию за счет расширения уровня подготовки информационных специалистов. Анализ международного опыта, развитых стран характеризует такой переход как естественный процесс, который в 60 – 70 г.г., ХХ в. Так, к классическому документоведческому подходу отводилось особое место, однако, ввиду потребностей в реформах, данное направление пополнилось более широкими специализациями. На данном этапе развития библиотечного образования, библиотековедению, документоведению и информационной деятельности, как направлениям подготовки должно отводиться равносильное место в системе информационно-библиотечного образования. Именно такой многоаспектный подход к образовательной системе сформировать единую информационную отрасль, которая будет оперативно реагировать на все изменения, которые происходят в информационной среде. В то же время библиотечные факультеты должны сохранить свой статус, а новые его ориентиры должны быть связаны с углублением информационно-теоретической и технологической подготовкой библиотечных специалистов. Будущее библиотечного образования в значительной мере зависит от современной научной интерпретации учебного процесса, от того, какие приоритеты будут положены в основу подготовки современного библиотечного специалиста, а также какие государственные приоритеты будут определены в ближайшем будущем в области культуры и образования. В основе современного адаптированного библиотечно-информационного образования заложена концепция интеллектуальной свободы и свободного, открытого доступа к информационным и библиотечным материалам. Свобода информационного обеспечения является обязательным условием существования библиотечно-информационных учреждений и развития библиотечной профессии в демократическом, информационном обществе. Перед педагогической средой, занимающейся подготовкой библиотечных специалистов стоит задача: реализация специалистов в трудовой сфере с такими навыками и способностями, чтобы они могли качественно использовать современные методы информационной деятельности. Выпускники специальностей информационной организации в области документоведения и библиотековедения должны обладать высоким уровнем культурной и информационной подготовки. Такой уровень предполагает свободное владение методами новых информационных технологий, навыками поиска и обработки различных видов информационных ресурсов (социальных, культурных, политических, экономических, научно-технических и т.д.), способность самостоятельного анализа и синтеза информации[3, с. 472]. Нельзя утверждать, что современная модель библиотечного образования является эталоном, так как находится только в процессе становления. Использование опыта зарубежных коллег, поиск путей и подходов, которые обеспечили бы возможность создания модели библиотечного специалиста ХХI века ведут к формированию новой системы библиотечного образования и создает перспективу не только для качественной подготовки специалистов, но и для продуктивной их реализации на трудовом поприще. 2.2. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Для того, чтобы сформировать осмысленное понимание сути и специфики библиотечного образования, необходимо определить сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса в высшей школе. Выделение основных компонентов этого процесса представляют собой объединенную структуру, состоящую из ряда аспектов и методик. Традиционное понимание учебного процесса образования заключается во взаимодействии педагога и студентов. В ходе процесса обучения педагогом производится процесс нацеливания, информирования, организации и стимуляции студенческих групп. Важную роль в данном вопросе играет коррекция и оценка процесса обучения, где студент овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Двусторонняя основа обучения реализуется во взаимодействии и взаимообусловленных процессов – преподавания и обучения. Но, важно учитывать, что все виды деятельности являются предметными и направленными на усвоение определенного содержания, поэтому, можно выделить третий элемент учебного процесса – содержание изучаемого предмета [25, с. 129]. Основные составляющие учебного процесса, как системы, представляют собой его внешнюю характеристику. Основной целью и задачей образовательного процесса является открытие внутреннего движения информации за внешними элементами – методиками. В этом процессе заключена основная база образования – сущность обучения. Обучение, как социально необходимый и обусловленный процесс, вызван необходимостью реализации человека как субъекта профессиональных отношений и его социализации. Из этого следует, что важнейшей функциональной частью обучения есть формирование личности студента, исходя из общественных требований. Строительной и движущей силой процесса созидания личности служит базовая часть мировой культуры, которая включая в себя духовный и материальный потенциал, отражает богатство и разнообразие человеческого опыта и достижений. И.Я. Лейнер выделил такие элементы содержания образования через социально-культурный опыт: – знания; – базовые и выделенные опытным путем методы образования; – реализация творческого потенциала; – эмоционально ценностная оценка всех изучаемых объектов, сопоставление их с объективной реальностью; – социализация деятельности; Процесс овладевания знаниями, методами работы, умениями происходит из двух основных направлений учебного процесса: – репродуктивного; – продуктивного [21, с. 144]. Репродуктивный вариант обучения заключается в восприятии фактов, явлений с целью их последующего осмысления, проведения анализа и синтеза полученной информации. Запоминание усвоенного материала приводит к получению знания. Часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа – применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом. Последний этап в вузовском обучении явно недооценивается, что делает процесс овладения знанием незавершенным. Продуктивный вариант образования состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. Получение, практическая реализация знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива. Учебный процесс исходя из основных процессов образования, представляет собой цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием – совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения. Разумеется, задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле – как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов. [21, с. 145]. Категория принципов обучения совмещает на практике теоретические представления с педагогической практикой. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики. В современной педагогике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом особенностей учебного процесса. Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний [16, с. 217]. Исходя из этих особенностей, формулировались и защищались принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко) [16, с. 212]. Современная дидактика требует оценки основных принципов содержания образовательного процесса: – ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; – соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); – оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; – рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; – соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности [31, с. 144]. Одна из наиболее актуальных проблем дидактики — проблема методов обучения — остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом. Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине [31, с. 111]. Остановимся еще на одной классификации - классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода [21, с. 123]. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. – . Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. – Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. – Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. – Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах. – . Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Таким образом, в дидактической и педагогической базе публикаций предлагается широкий спектр методов обучения студентов. Ю.К. Бабанский определил подход «оптимальный выбор метода обучения», который включает в себя такие шаги: – Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима. – Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам. – Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению. – Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов. – Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов. – Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля. – Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного [21, с. 96]. Анализ публикаций и дидактических рекомендаций позволяет сделать вывод, что важнейшим качеством высшего библиотечного гуматарного образования является процесс обучения целенаправленный и социально обусловленный потребностью общества в гуманизации и культуре личности. Такой подход формируется на основе общекультурного опыта и знаний человечества, который в результате качественной подачи материала и его закрепления формирует социализированную личность, способную к профессиональной, производственной и общественной самореализации. 2.3.ОПЫТ БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Библиотека во все времена выполняла функцию просветительского, образовательного и воспитательного учреждения. Такая функциональность занимает на протяжении многих веков важную роль в жизни общества. Поэтому, библиотечная специальность, как ведущая и направляющая часть деятельности библиотеки оказывает на цивилизованное общество особое влияние. Подготовка специалистов в области информационного обеспечения и документооборота играет важную роль в процессе формирования качественного образа библиотеки. Именно знаниями, навыками, опытом библиотечных специалистов определяется целевая нагрузка, и функциональный результат работы библиотек. Специфика образовательного процесса библиотечных специалистов характерна для каждого государства, исходя из направлений его исторического, культурного и экономического развития. Среди стран, которые наиболее близки по приоритетам развития нашему обществу является Беларусь. Для того чтобы качественно оценить библиотечные процессы и перспективы развития белорусских библиотек, необходимо провести анализ исторического соответствия культурным изменениям, в том числе и процессу образования библиотечных специалистов. Для качественной оценки данного вопроса, необходимо осуществить анализ достижений и практического опыта других стран в этой области. Так, анализ публикаций по данному вопросу показал, что библиотечная система Республики Беларусь включает около 10 тысяч публичных и специальных библиотек с совокупным объёмом фонда около 250 млн экземпляров. Самой крупной является библиотечная сеть Министерства культуры — 3 924 библиотек, которую возглавляет Национальная библиотека Беларуси. Сеть научно-технических библиотек насчитывает 469, медицинских — 180, профсоюзных — 240, школьных — 3 840, воинских частей — 98, агропромышленного комплекса — 80, ВУЗов — 57, церковных — 342, академических — 12. В библиотеках страны работают около 17 тысяч специалистов, в том числе около 9 тысяч — в библиотеках системы Министерства культуры. Высшее образование имеют 72,5% специалистов.1 Подготовкой специалистов в области библиотечного дела занимается ведущий ВУЗ: Белорусский государственный университет культуры и искусств. Подготовка в университете культуры производится по квалификациям: – библиотекарь-библиограф; – менеджер; библиотекарь-библиограф; специалист по автоматизированным библиотечно-информационным системам; переводчик библиотекарь-библиограф; – специалист по информации; Такой многоаспектный подход к информационной специальности дает возможность фасетного распределения кадров и широкого охвата специализации. В 1944 году, после Великой Отечественной войны, руководство страны занималось не только воссозданием экономики, но и интеллектуальным, культурным и духовным развитием народа. Таким образом, появилась идея о необходимости подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации, а практической реализацией этой идеи стало открытие при Минском педагогическом институте (теперь Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка) кафедры библиотековедения и одновременно библиотечного факультета. С этого периода процесс организации библиотечных работников с помощью образовательных программ можно считать стартовым. Именно кафедрой библиотековедения было произведено заложение фундамента высшего библиотечного образования в Республике Беларусь. Поэтому долгий путь её становления и развития является одновременно и путём становления и развития высшего библиотечного образования [35, с. 172]. Характеризуя данный процесс, можно выделить такие этапы: – организация и первоначальное становление кафедры библиотековедения и высшего библиотечного образования в стране (1944–1960); – увеличение количества штатных преподавателей и основание другой кафедры на факультете — библиографии (1961–1974); – формирование основного преподавательского и ученого состава в связи с открытием Минского института культуры (теперь Белорусcкий государственный университет культуры и искусств) (1975–2003); – перевод библиотечного факультета в факультет информационно-документных коммуникаций, а кафедры библиотековедения — в кафедру менеджмента информационно-документной сферы (с 2003 г.). Каждый из этих этапов характеризуется определенными процессами поиска путей развития и достижений. [14]. Важно отметить, что в процессе становления библиотечных вузов на протяжении всего периода развития библиотечного дела, преподавательская и образовательная системы формировали не только дидактическую, но и научную базу. Кроме того, естественный процесс работы образовательных учреждений способствовал развитию высококвалифицированной кадровой системы библиотек. Появилась возможность подготовки высококвалифицированных преподавателей посредством целевой аспирантуры институтов культуры Москвы и Ленинграда. Значительным показателем качества деятельности научного и преподавательского состава библиотековедов Беларуси является их участие в издании фундаментальных справочников: «Библиотечное дело в БССР. Документы и материалы, 1918–1941гг.», «Библиотечное дело в БССР. Документы и материалы, 1941–1958 гг.». В это же время появляются первые работы по исследованию педагогических основ библиотечного обслуживания читателей. Одновременно совершенствовалась учебно-методическая деятельность. Каждые пять лет уточнялись учебные планы. Это трудоёмкий и продуктивный процесс активного поиска. Некоторые курсы целиком трансформировались в соответствии с требованиями времени. Так, в результате этой деятельности, кафедра обеспечивала преподавание курсов: – «Библиотековедение: теория»; – «Библиотековедение: история»; – «Каталогизация документов»; – «Библиотечные фонды»; – «Библиотечно-библиографическое краеведение»; – «Обслуживание читателей»; – «Библиотечно-информационный маркетинг»; – «Библиотечно-информационный менеджмент» [15]. Подготовка студентов проходила по специализациям: «Публичные библиотеки»; «Детские и школьные библиотеки»; «Библиотековедение и библиография, белорусский язык и литература»; «Менеджмент и маркетинг библиотечного дела». Особое внимание уделялось подготовке библиотекарей для публичных, детских и школьных библиотек, требования к которым значительно возросли. Этим требованиям соответствовало и введение новых дисциплин. Развитие библиотечного дела требовало новых специализаций. В 1994 году была введена специализация «Маркетинг библиотечного дела». Студенты этой специализации готовятся к выполнению функций менеджера в органах управления библиотечным делом; к работе на руководящих должностях библиотек разных типов; для управления разными службами и структурными подразделениями библиотечных учреждений и других организаций системы документных коммуникаций; для работы в отделах маркетинга и рекламы библиотек [15]. В этом же году была введена специализация «Библиотековедение, библиография и белорусский язык и литература» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель белорусского языка и литературы». Специалисты работали в публичных и школьных библиотеках, иногда сочетали работу в библиотеке с работой в качестве учителя в школе. Подготовка библиотечных специалистов с 2008 г. осуществляется на основе новых образовательных стандартов, первая степень которой предусматривает четырёхлетний срок обучения библиотечных специалистов, реализацию в процессе обучения компетентностного подхода, направленного на формирование у будущих специалистов профессиональных (производственно-технических, социально-культурных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-управленческих, педагогических, инновационных), образовательных, социально-личностных компетенций. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, определяющих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современной многофакторной социально-политической, рыночно-экономической, информационно- и коммуникативно-насыщенного пространства. Среди сложных вопросов, которые решаются профессорско-преподавательским составом всех кафедр факультета, — обновление содержания и структуры учебных программ; разработка нового поколения учебно-методического обеспечения образовательного процесса; внедрение инновационных компьютерных и социальных технологий обучения, направленных на повышение познавательной активности и самостоятельности студентов, магистрантов и аспирантов [19, с. 200]. В университете работает Совет по защите диссертаций, в том числе по специальности «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение», открыты магистратура, аспирантура, докторантура. время существования он вырос в научно-педагогический, культурно-просветительский центр, который готовит высококвалифицированных специалистов – профессионалов библиотечно-информационного дела страны. Так, процесс реализации образования библиотечных специалистов в Беларуси является достаточно многогранным явлением. Среди основных достижений в области образования библиотечных специалистов можно выделить именно расширение специализации библиотечных специализаций. Такой подход позволяет более качественно и структурно обеспечивать библиотечную систему квалифицированными специалистами различных профилей информационно-библиотечной работы. ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ 3.1. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ В ОБРАЗОВАНИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ Важной и перспективной основой непрерывного библиотечного образования является направление работы методических центров всех уровней. Так, методическая работа включает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов библиотечно-информационной специализации. Базовую роль в процессе образования играет создание ступенчатой дифференцированной системы переподготовки и повышения квалификации библиотекарей. Эта сфера включает в себя разнообразные по целям, содержанию, виду, способу организации и распределенные по категориям слушателей формы. Форм же переподготовки и повышения квалификации для библиотекарей существует и используется масса. Этот перечень (куда не входят различные мероприятия регионального уровня – курсы, семинары, конференции ) включает: различные «Школы» («Школа руководителя», «Школа молодого специалиста», «Школа сельского библиотекаря» и т. п.); семинары (районные, зональные, межрайонные – как стационарные, так и выездные); семинары-практикумы; тренинги; «ярмарки идей» («ярмарки творческих идей»); «круглые столы» (организуются как самостоятельная форма или как составная часть, например, конференций или семинаров); различные «Дни» («Дни информации», «Дни специалиста, «Методические дни» и др.); «Мастер-классы» и т. п. Но лишь только при помощи самообразования разрозненные формы повышения квалификации библиотекарей складываются в систему непрерывного образования. Особенно важно самообразование для работников сельских библиотек – в большинстве своем не имеющих возможностей свободного выхода в Интернет, часто расположенных далеко от ЦБ и имеющих очень скудные фонды профессиональной литературы. Однако проблеме самообразования библиотекарей в последние годы уделяется не достаточное внимание[17]. В библиотеках большую роль в самообразовательном процессе играют картотеки и досье, которые составляются в методических отделах, выставки и обзоры, виртуальные уроки и т.д. Особое значение в процессе самообразования библиотечного специалиста имеет реализация профессиональных публикаций, журнальных статей и профессиональных блогов. Все эти средства обучения специалистов можно объединить под названием «профессиональная периодика». Российские библиотеки внедряют опыт использования методических материалов для самообразования. Так, например, на базе библиотек издаются периодические издания, которые распространяются по библиотекам сети. Как отмечает С. Г. Матлина: «журнал должен стать одновременно источником актуальной информации, инструментом самообразования, развития, мышления» [22]. Круг профессиональных периодических изданий в настоящее время чрезвычайно широк. Помимо таких традиционных журналов, как «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиография», «Научные и технические библиотеки», появился ряд недавно организованных, но уже зарекомендовавших себя изданий – «Библиосфера», «Библиотечное дело», «Библиополе», «Независимый библиотечный адвокат», «Новая библиотека», «Библиотечная газета». Издаются журналы, специально предназначенные для библиотек, обслуживающих детей («Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки») и школьных библиотек («Школьная библиотека»). Имеются издания книговедческого и рекламного характера, которыми пользуются библиотекари разных специальностей. Так, комплектаторы широко используют такие издания, как газета «Книжное обозрение» с приложением «PRO», «Литературная газета», журналы «У книжной полки», «Читаем вместе», «Пульс», «ПроЧтение», «Университетская книга» [17]. Круг профессиональных изданий, адресованных библиотекарям, а также других периодических изданий, используемых ими в работе, чрезвычайно широк, но работникам муниципальных библиотек, и особенно – сельских, в подавляющем большинстве доступен лишь узкий круг этих журналов [1]. Важно отметить, что подписка и соответственно, обеспечение периодикой библиотек не является методичной процедурой и достаточно часто центральные библиотеки располагают не полным комплектом подписных изданий. Именно общие усилия всех заинтересованных сторон могут привести к наиболее рациональному и эффективному использованию системы профессиональных периодических изданий – этого серьёзного помощника в подготовке, переподготовке и в самообразовании библиотечных работников. В целом, можно сказать, что выбор периодических изданий для профессионального образования достаточно широк. Различные специализированные |