ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | История развития законодательства о социальном обеспечении в дореволюционной России Отмена крепостного права в России в 1861г. положила начало процессу бурного развития капиталистических отношений. Массы крестьян начали заполнять города, становясь дешевой рабочей силой, в которой так нуждалось фабрично-заводское производство страны. Почти такое же бесправное, как и при крепостничестве, крестьянство, ставшее рабочим классом, или защищало себя стихийными бунтами, или вымирало от недоедания и непосильного труда. Однако, с некоторым отставанием от других стран, и в России стала развиваться система социального страхования. В пору великих российских реформ с 1861г. стали организовываться горнозаводские товарищества, деятельность которых предполагала "разбор возникающих между рабочих несогласий, попечение о рабочих в болезнях, старости и прочих домашних несчастьях, призрение вдов и сирот рабочих, распространение нравственности среди рабочего населения и иные меры, полезные для его благосостояния". К 1907г. в России действовало 15 таких товариществ. В 1906г. их доходы составили 293.378руб.; основными источниками их были вычеты и штрафы с заработка рабочих (111.033руб.), взносы заводоуправлений (95.410руб.); основные расходы - пенсии и пособия (116.342руб. из потраченных в 1906г. 193.032руб.). В Царстве Польском аналогичные учреждения действовали с 1817г. на горных и промышленных предприятиях. Бюджет их составлялся из взносов рабочих (отчисления в размере 1-3% заработка), взносов владельцев и штрафов с работников предприятий[29]. С 1858г. правительство инициировало создание сберегательно-вспомогательных и пенсионных касс для железнодорожников, но правления железных дорог инициативу не поддержали. Только закон 1888г. сдвинул дело с мертвой точки. К 1909г. членство в кассах достигло 330тыс. человек. В 1901-1906гг. аналогичные структуры охватили еще ряд казенных предприятий. В России начало страховой защите работающих на производстве было положено принятием 15мая 1901г. законодательного акта "Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах". В 1912г. было принято несколько страховых законов: о страховании рабочих от несчастных случаев[30], о страховании на случай болезни[31], об учреждении присутствий и организаций по делам страхования рабочих[32]. Эти законы распространялись только на тех, кто работал на фабрично-заводских, горных, железнодорожных, судоходных (на внутренних линиях транспорта) и трамвайных предприятиях. При этом оговаривалось, что на предприятиях должны применяться механические двигатели, а также должен использоваться труд не меньше 20 рабочих. Первая страховая программа в России датируется 1912г., и в это же время начинают действовать страховые кассы как некоторый страховой орган. Страхование осуществлялось на случай болезни или увечья, каждый застрахованный платил в страховую кассу 2% от своего заработка. В группу застрахованных не включались сельскохозяйственные рабочие, работники торговли, мелких предприятий, транспорта, и, таким образом, страхованием было охвачено лишь 10% всех работающих. Страхование было распространено в Европейской части России и на Кавказе[33]. Важно отметить три момента: 1)создание системы обязательного социального страхования шло "сверху". Среднее звено - правления и предприниматели - скорее тормозили создание системы на этом, начальном, этапе; 2)товарищества, кассы создавались в тех отраслях, которые, с одной стороны, были приоритетны для государственного развития, а с другой - наиболее связаны с производственным риском (горная промышленность), т.е. там, где действовали страховые принципы. Исторически страхование могло появиться только после того, как статистика научилась математически учитывать риски. Для верного понимания этой посылки надо иметь в виду, что понятие "статистика" в дореволюционной российской терминологии означало не только способы статистического счисления, но и "статистику", которая стала предтечей социологической науки; 3)социальный характер страхования выражался в том, что источники страхового фонда имели разное происхождение (взносы рабочих, предпринимателей, казны, а также накопления от штрафов) и распределялись в связи с индивидуальной необходимостью. С начала становления социального страхования в России определились два принципиально разных подхода к его природе. Буржуазно-либеральные, меньшевистские авторы демонстрировали подход, который, используя современную терминологию, можно назвать "технократическим", "цивилизованным". Авторы работ по социальному страхованию в 1920-е - 1930-е годы, подчеркивавшие "большевизм" своих позиций, восклицали: неужели благотворительная деятельность российских купцов и капиталистов является частью истории соцстраха? Ни в коем случае. "Социальное страхование могло появиться лишь тогда, когда пролетариат формировался в класс, противопоставивший себя буржуазии"; "корни социального страхования надо искать в экономическом движении пролетариата, оформление же его в программное требование рабочего класса надо искать в том периоде, когда экономическое движение пролетариата перерастает в политическое". Авторы "большевистской" ориентации опирались на Программу РСДРП (II съезд, 1903г.), где требование о введении "государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери работоспособности" трактовалось очень расширено. Социальное страхование необходимо "в интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также в интересах развития его способности к освободительной борьбе". Безусловно, наметившаяся тенденция к улучшению условий труда и жизни рабочих была результатом, в том числе, и их борьбы за свои права. Что касается "охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения", то в конце прошлого века наиболее дальновидные российские промышленники активно включились в эту деятельность. Они понимали, что их экономическим интересам не противоречит забота о продолжительной работоспособности трудящихся, о воспроизводстве рабочей силы, а также о мерах по социальной стабилизации. Благотворительность промышленников сводилась к целевым банковским вкладам, проценты с которых шли на содержание больниц для трудящихся и неимущих, на обеспечение вдов и сирот и на профессиональное обучение последних. Так или иначе, интересы государства, предпринимателей и рабочих, соединившись, вызвали появление в 1912г. законов "О страховании на случай болезни"[34] и "О страховании от несчастных случаев"[35], которые и принято считать официальной отправной точкой в развитии отечественного социального страхования. В 1912-1917гг. утвердился термин "социальное страхование"[36], и началась внутренне противоречивая история развития соцстраха. Противоречия выявились сразу же. В соответствии с законодательством, вкладчиками и распорядителями больничных касс становились три субъекта: наемные работники, предприниматели, государственные органы. Рабочие заняли выжидательную позицию. Они попросту бойкотировали больничные кассы, поскольку взносы в них являлись новыми отчислениями и были похожи на скрытый налог. По-настоящему активными оказались предприниматели, промышленники. Инстинкт подсказал им, что участие в кассах потребует от них не столько новых затрат, сколько законным образом позволит затраты ограничить. Формула "социального договора" (договор между двумя субъектами, носящий в себе социальную тему), "социального партнерства" (цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей) органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития)[37], как сказали бы сейчас, не требовала, как некогда "Работные регулы", создания больниц, а сводила общественно-полезные действия к взносам. Предприниматели, кроме того, имели реальную возможность ограничивать перечень рисков: не все профессиональные заболевания подлежали компенсации, не страховались несчастные случаи, происшедшие в результате неосторожности пострадавшего. Степень утраты трудоспособности[38] определяли структуры, подчиненные хозяину. Размеры пенсии и пособий были незначительны и компенсировали не более 1/3 заработка. Правовое положение позволяло рабочим усилить свое влияние в больничных кассах, распространить действие законов на неохваченные отрасли производства и категории работников. Однако период 1912-1914гг. одновременно считается временем экономического подъема и "реакции". Организованность рабочих в целом была невысока, а расширение низового представительства в первичных организациях соцстраха шло постепенно. Создавались общегородские и отраслевые, профессиональные объединенные кассы. Надзор проводили региональные советы по делам страхования (государственный контроль). Предприниматели, в свою очередь, организовывали страховые товарищества с целью страхового финансового маневра в пределах страхового округа. Представительство в товариществах определялось финансовыми возможностями участников (взносоплательщиков). Система социального страхования, действовавшая в то время в России, охватывала не более 20% рабочих страны (2% населения). Закон исключал создание больничных касс на предприятиях с числом работающих до 20 человек, а таковых в стране было до 1/3, поэтому нарождавшаяся система соцстраха не могла быть ни широко распространена, ни вообще популярна. В этой ситуации большевики предложили проект нового закона о страховании рабочих (1914г.). Позднее он был включен в резолюцию Всероссийского совещания представителей социалистов-революционеров и социал-демократов "О социальном страховании" [39](1917г.) и законодательно провозглашен в Декларации Наркомтруда "О введении в России полного социального страхования" (30ноября 1917г.). Эти документы требовали страхования всех наемных работников, городской и сельской бедноты от всех видов потери трудоспособности; возмещения заработка в полном размере при утрате трудоспособности и безработице; полного самоуправления всех страховых организаций. Последний пункт означал, что распределение страховых средств контролируется исключительно рабочими. По этому поводу С.Шварц писал, имея в виду проект 1914г., что "финансовая организация законопроекта находится в противоречии не только с взглядом социализма на государство, но и с основными принципами демократизма", так как основные плательщики взносов (государство, предприниматели), т.е. те, "кто платит, тот не имеет никакого голоса". Тяжелое материальное положение населения России накануне Октябрьской революции, экономическая разруха и политический хаос как результат продолжавшейся войны сподвигнули Временное Правительство к образованию специального ведомства - Министерства государственного призрения, которое должно было осуществлять: государственное финансирование самого "дела призрения"; переработку и принятие новых социальных законов; надзор за деятельностью волостных, уездных и губернских земств, а также городов при оказании нуждающимся социальной помощи; подготовку соответствующих кадров как для государственных, так и для земских, городских органов и учреждений призрения. Основой развития системы социального обеспечения[40] можно было считать идею децентрализации призрения и передачи его в ведение органов местного самоуправления и общественных организаций. Роль государства должна была сводиться лишь к координации их действий и к правовому контролю. Однако для осуществления вновь формируемой модели социальной деятельности никаких других шагов, кроме проведения всероссийского совещания по проблемам оказания социальной помощи детям, сделать так и не удалось. Вопросы о собственной материальной базе и о соотношении систем социального страхования и здравоохранения были подняты уже в начальный период становления системы социального страхования в России. Система более или менее организованного стационарного лечения трудящихся, по месту их работы, берет начало от постановления царской администрации (26августа 1866 г.) в связи с наступлением холеры на Москву. Фабрикантам вменялось в обязанность создавать при предприятиях больничные помещения; плату за лечение с рабочих брать воспрещалось (статья 102 Устава о промышленности). В этой акции уже различимы страховые принципы: стационары создавались (и продолжали существовать и создаваться) во-первых, в связи с опасностью эпидемий (т.е. стихийных бедствий), и во-вторых, на средства пользователей труда работающих. Наблюдать за выполнением постановления от 26августа 1866г. должны были, среди прочих, специальные административные органы - фабричные присутствия. Председателем этих региональных органов являлся губернатор, существовал штат фабричных инспекторов; казалось бы, структура вполне могла функционировать. Однако по данным на 1907г. (когда вопросы социального страхования рабочих были остро поставлены в повестку дня в российских законодательных структурах) из каждых 100 российских предпринимателей - хозяев предприятий только 7 оказывали рабочим полную врачебную помощь в фабричных больницах, 26 -- в специально созданных приемных покоях и амбулаториях или же в земских и городских больницах по соответствующему соглашению с последними, 3 хозяина из 100, по заявлению Министерства торговли и промышленности, лечили рабочих "безусловно, неудовлетворительно", а 64 - не лечили вовсе. Характерна позиция Общества заводчиков и фабрикантов в связи с обсуждением предварительного проекта закона о страховании рабочих (декабрь 1906г.). "Страхование только временно ограничивается фабрично-заводскими рабочими, - справедливо полагали предприниматели, - но затем систематически должно быть постепенно распространено на всех наемных рабочих, а так как организация врачебных учреждений для населения страны может быть целесообразно осуществлена только органами общего управления (земство и городское управление), то на эти органы должна лечь обязанность оказания врачебной помощи и рабочим всех профессий (сельскохозяйственных, фабричных и др.) при посредстве соответственных больничных касс общего страхования". Надо сказать, что в обсуждавшемся проекте предполагалось, что больничные кассы согласовывают с владельцем, какие средства идут на лечение. Предприниматели предлагали оставить этот вопрос на их усмотрение, обосновывая свое предложение тем, что добрая воля хозяев в устройстве бесплатных больниц и амбулаторий будет проявляться в тех случаях, когда предприятия удалены от земских и городских медицинских учреждений. Суть этой полемики в том, что промышленники традиционно понимали врачебную помощь рабочим как акт благотворительности, а обязанность заботиться о доступном лечении и здравоохранении относили к компетенции государства, которое должно было расходовать на это бюджетные средства. Законодательное предписание по организации системы медицинского обслуживания ограничивало возможности предпринимателей проявлять благотворительность[41] в этой сфере (что было весьма значительным фактором в создании хорошей репутации со всеми проистекающими экономическими последствиями: конкурентный набор рабочих, общественное уважение на всех социальных уровнях - почетное гражданство и проч., первоочередность при размещении выгодных казенных заказов и другие прямые и косвенные привилегии). Не забудем и того обстоятельства, что в любом случае предприниматель участвовал в организации лечебной помощи своим капиталом: он был и налогоплательщиком, и вкладчиком больничных касс (впрочем, как и рабочие). Российские предприниматели начала ХХ в. публично характеризовали себя как социально полезную "группу риска", требующую определенных страховых льгот. В связи с подготовкой законодательных актов о социальном страховании (1912г.) Совет съездов представителей промышленности и торговли высказывался против "повышения предпринимательских приплат" в бюджет больничных касс: "...Чтобы русская промышленность как более молодая и слабая могла преодолеть конкуренцию с более сильной промышленностью и могла развиваться, необходимо предоставить ей более льготные условия, а не убивать ее наложением на ее плечи таких тягот, которые не несет более сильная промышленность ни в одной стране". Интересно, что это заявление было сделано в связи с подготовкой закона, который устанавливал объем предпринимательских взносов в фабричные больничные кассы в размере 2/3 взносов рабочих. В Германии, которую называли "классической страной социального страхования", эта доля была равна 1/2. При этом предприниматели России "забыли", что по новому закону пособия по нетрудоспособности[42] в результате увечья на производстве больничные кассы выплачивали до 13 недель, в то время как действовавшими прежде законодательными актами такие выплаты возлагались исключительно на предпринимателей. Статистика показывала, что хозяева предприятий в любом случае не оставались в проигрыше. Характерна социально-психологическая мотивировка, которую использовали предприниматели, добиваясь снижения для себя страхового тарифа: они утверждали, что чем большая доля средств рабочих будет вовлечена в систему социального страхования, тем большую ответственность за распоряжение средствами больничных касс они будут чувствовать, и работа касс будет лишена "оттенка благотворительности". Здесь, как видно, "благотворительность" фигурирует как социально порочное явление. В сегодняшней терминологии также часто говорится об опасности "иждивенческих" настроений в связи с социальными выплатами. Проблема предела полезности социального вспомоществования, разумеется, существует, но она имеет особую природу, а именно - страховую. Комментируя позицию Совета съездов представителей промышленности и торговли, тогдашний специалист по делам социального страхования социал-демократического ("меньшевистского") направления О.Сольская характеризовала взгляд предпринимателей на взносы в больничные кассы как безграмотный. Поскольку закон утвердил проектную норму взносов в 2/3, она толковала позицию хозяев предприятий следующим образом: "Предпринимателям теперь остается другой способ борьбы с "чрезмерным обременением отечественной промышленности" - экономия в расходах больничных касс, экономия в расходах на врачебную помощь". Автор, придерживающийся тех же социально-политических ориентиров, известный в печати под инициалами Д.С.Р., предлагает следующее толкование в рабочем уставе типовых (образцовых) статей устава больничных касс: "Больничная касса может от своего имени приобретать права по имуществу, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, вступать в обязательства..." Трактовка предлагаемого рабочего устава: "Для достижения своих целей, касса, имеющая все права юридического лица, может: 1)повсеместно учреждать и содержать больницы и лечебные заведения всякого рода, заведения для выздоравливающих (санатории, колонии), ясли и летние колонии для детей участников, бани и купальни, аптеки и т.д.". Предлагалось совершенствовать и медицинское обслуживание страхуемых рабочих, заключая соответствующие договоры с казенными, общественными и частными медицинскими учреждениями и отдельными специалистами, а также кооперироваться в этой деятельности с другими больничными кассами региона. Как видим, программа вполне созвучна деятельности соцстраха советского времени в наиболее благополучные периоды. Скажем отдельно еще об одном пункте программы лечебной и оздоровительной работы - о медицинской и культурной просветительской деятельности больничных касс. Она понималась как естественная составляющая комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Пункт этот неоднократно вносился рабочими в уставы касс, но встречал сопротивление со стороны предпринимателей, которые утверждали, что такое расширенное толкование противоречит закону. Этот пункт вычеркивали в страховом присутствии (административном органе) как незаконный. Были случаи, когда положение о включении медицинского культурного просвещения в систему соцстраха, напротив, находило место в уставах хозяйских страховых организаций (страховых товариществ). На совещании (хозяйском съезде) 1913г. управляющий отделом промышленности Министерства торговли и промышленности в связи с этим заявил: никто не запрещает читать лекции и издавать брошюры просветительского толка, но включать эту деятельность в уставы страховых товариществ не надо, потому что тогда придется разрешить включение аналогичных пунктов и в уставы больничных касс. О несоответствии этих пунктов законодательству на сей раз сказано не было (ввиду действительного отсутствия такого противоречия), однако пункты о просветительской работе из уставов страховых товариществ были исключены[43]. В чем здесь дело? По всей видимости, в этой ситуации проявилась тенденция к экономии соцстраховских средств (что реально экономило финансы предпринимателей и потенциально избавляло казну от дотирования соцстраховского бюджета) - фактор, на который указывала О.Сольская. Проявилось здесь, пожалуй, и инстинктивное сопротивление страховых организаций социальной экспансии. Это уже не только экономическое, но и политико-экономическое явление. Не случайно один из тогдашних разработчиков теории и практики соцстраха Б.Соловьев в статье "Обеспечение рабочих на случай болезни до введения страхования". Что дает рабочим закон 23июня 1912г., проведя статистически-финансовый анализ, так ответил на вопрос в заголовке статьи: закон "создает обязательные рабочие организации". Это означает, что прямой экономической выгоды рабочие не получали, но им была предоставлена возможность из объекта страхования превратиться в субъект этого процесса и включиться в развитие системы. Об относительной демократизации системы соцстраха и расширении круга страхуемых лиц говорили в начале века не только предприниматели, старавшиеся за счет этих мер сэкономить собственные средства, но и теоретики демократического направления. Так, Н.А.Вигдорчик ставил в 1917г. вопрос о социальном страховании таких представителей наемного труда, как директора, крупные чиновники и мелкие предприниматели, которые не пользуются наемным трудом или пользуются им в ничтожных размерах. При включении в систему социального страхования наемных высокооплачиваемых работников исследователь предлагал ранжировать их по суммам годового заработка и по рискам (временная потеря трудоспособности, ущерб от которой может быть компенсирован за счет личных накоплений, и постоянная, требующая иного решения). В связи с страхованием мелких хозяев Н.А.Вигдорчик ставил ряд финансово-правовых задач (имея в виду принципиальную возможность и необходимость их решения): что считать заработком самостоятельного производителя? Как применять к нему понятие "безработица"[44]? Кто и в каких расходных статьях и финансовых объемах становится его страхователем? В России эти вопросы актуальны и сегодня и относятся не только к производителям того уровня, о которых беспокоился Н.А.Вигдорчик, но и к более финансово емкому и использующему наемный труд в социально более значительных масштабах малому, а отчасти и среднему, бизнесу. На такое направление "профилактики социального иммунитета" прямо указывали В.Гринберг и А.Рубинштейн. По сути, социальная забота о мелких и средних производителях является одной из важных составляющих процесса формирования "среднего класса" - социального костяка рыночного общества, как оценивает его большинство исследователей. Весьма знаменательна формула, выведенная Н.А. Вигдорчиком: "Чем глубже дифференциация населения, чем меньше в ней промежуточных мелкобуржуазных слоев, чем больший процент населения живет наемным трудом, тем, при прочих равных условиях, требуется больше средств для проведения в жизнь социального страхования". Иначе говоря, социальное страхование "самостоятельных производителей" в перспективе приводит к созданию более разветвленной системы соцстраха. В предлагаемой концепции социальное страхование в таком концептуальном контексте выступает как инструмент активной, созидательной социальной политики, а не как проявление "благотворительности" в отношении маргиналов. Поскольку в 1917г. речь шла о проведении реформ в сфере социального страхования[45], необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что организационное дробление этой сферы на многие направления - страхование на случай болезни, от несчастных случаев, увечий на производстве, инвалидности, вдовства, сиротства, старости и безработицы - есть результат исторического развития системы, когда, по мере удовлетворения настоятельных требований трудящихся, расширялся перечень рисков, подлежащих страхованию. На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытнообщинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода. С появлением огня старики стали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, обеспечивая пищей и всем необходимым. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья. Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия. Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных и старых воинов, вдов, сирот в связи со смертью воинов. Воины, как правило, награждались земельными наделами. А старые военные получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым сам бывший воин и вся его семья освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Вместе с тем ни в период первобытнообщинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике. Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») — «две гривны в год». Соборное уложение 1649 г[46]. содержит уже значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось Право на прожиток, т.е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном уложении не содержалось. Однако в период царствования Елизаветы получили распространение « приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов. Такое содержание производилось за счет специального налога в пользу бедных. С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации. Р.И. Иванова, исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствование, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина - рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства. Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя-императора. Несмотря на то, что предоставление средств существования было в ряде случаев формально закреплено в правовых источниках, ни один из них не обеспечивал права на безусловное получение содержания. В условиях развития капитализма в России буржуазия старается по-прежнему переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости, инвалидности, увечья, потери кормильца. Появляются кассы рабочей взаимопомощи. В Германии, Франции, Италии, Австрии средства этих касс состояли не только из взносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей (правда, их доля была незначительной). В России появились «обязательные» кассы для государственных служащих, средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалованья государственных служащих. Из этих касс осуществлялось пенсионирование государственных служащих, уволенных в отставку, а также выплачивались пособия вдовам и сиротам. Социальное обеспечение низших служивых людей осуществлялось через «эмерительные» кассы (создавались за счет взносов самих чиновников), а полным инвалидам, уволенным со службы и не имеющим средств к существованию (в случае их смерти - членам их семей), назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц. В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г[47]. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих. С развитием машинного производства во всем мире (в том числе и в России) участились несчастные случаи на производстве, что привело к увеличению числа инвалидов. В Германии появляются Законы Бисмарка (1871—1884 гг.) « Об ответственности предпринимателей»[48] и Закон «О страховании при несчастных случаях»[49]. В соответствии с этими документами рабочий, получивший увечье на производстве, получал возмещение на лечение, а также ренту (пенсию) на весь период утраты трудоспособности. Обеспечение производилось из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы работника. Свод Законов Российской империи содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. Однако и в этом документе, а также в принятом в 1903 г. Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» речь шла не о страховании, а о гражданско-правовой ответственности предпринимателя; более того, понятие несчастного случая трактовалось очень узко (в него не включалось профессиональное заболевание или увечье, полученное не на производстве; предприниматель освобождался от возмещения ущерба, если работник получил увечье вследствие умысла либо грубой неосторожности). В связи с Законами «О страховании рабочих от несчастных случаев»[50] и «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912 г. были созданы. Советы по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности, а в наиболее крупных городах — страховые присутствия, на крупных предприятиях — больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись для создания общей страховой кассы. Из средств касс выплачивались пособия по болезни, в связи с родами, по инвалидности (в связи с увечьем) а также по случаю потери кормильца. Устанавливалось право рабочих на врачебную помощь (амбулаторное лечение, родовспоможение, лечение в стационаре (больнице), включая содержание и обеспечение лекарствами). Оплата пребывания в больнице производилась за счет средств больничной кассы, состоящих из взносов ее членов. Таким образом, в период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Кроме того, начинает развиваться система медицинской помощи и лечения. Создавались специальные фонды кассы за счет взносов самих застрахованных рабочих и работодателей. Лица, не являвшиеся членами кассы, имели право на обеспечение только в случае трудового увечья. Однако единой государственной системы социального страхования в России в тот период не существовало. На VI Всероссийской конференции, проходившей в Праге, Российская социал- демократическая рабочая партия разработала проект государственной системы социального страхования, куда вошла программа о страховании рабочих. С победой Великой Октябрьской революции эта программа стала последовательно проводиться в жизнь, при этом существенно изменились принципы социального обеспечения. Отныне рабочие должны были обеспечивать во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда и их семьи; застрахованные должны были обеспечиваться по принципу возмещения полного заработка, причем расходы по страхованию падали на предприятие и государство. Всеми видами страхования должны были ведать страховые организации построенные по территориальному принципу и на началах полного самоуправления застрахованных. Эти принципы вошли в историю под названием « ленинских». Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на их основе. В Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918 г., устанавливались следующие виды обеспечения: по случаю временной нетрудоспособности; постоянной нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; в случае безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда. Социальное обеспечение осуществлялось при полном самоуправлении застрахованных при участии профессиональных союзов. |