Методические рекомендации по действиям при возникновении особых ситуаций в полете. Безопасность полетов ВС ГА - состояние авиационной транспортной системы ( АТС) при котором риск причинения вреда лицам, или нанесение ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня, и поддерживается на этом, либо болел низком уровне по средствам непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. ( док. 9859 AN/460 РУ БП). Государственная система ОБП. Госпрограмма ОБП ВС ГА утверждена распоряжением правительства РФ 6 мая 2008 года N641-Р Реализация программы будет осуществляются на протяжении 2008-2015 в соответствии с планом мероприятий приведенном в приложении в 2 этапа: 1. 2008-2009. 2. 2009- 2015. Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения. Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов, предварительная оценка эффективности данной программы показала, что частота АП может быть снижена в 2-2,5 раза. АТС - это объект представляющий собой совокупность элементов, воз действующих в процессе подготовки и выполнения полета и взаимосвязанных функционально. Общая схема АТС включает в себя под системы: 1. Экипаж – ВС. 2. ОВД (управление полетами). 3. Обеспечение полетов. 4. управление летной работой. Внесистемные факторы – внешняя среда, явления погоды, птицы, социальная среда. Таблица Биотехническая (человеко-машинная) система - та, в которой осуществляется функциональная связь между человеком и машиной. К ним относятся: - подсист. экипаж - ВС. - подсист. УВД. - подсист. обеспечение полетов. 5. Подсистема "Экипаж-ВС" Несмотря на высокую степень автоматизации, считается что за человеком в любом случае останутся функции общего контроля и принятия решения. При отказе автоматических систем, экипаж должен обеспечить надежность системы "экипаж-ВС" достаточную для успешного завершения полета. Под система Экипаж ВС является наиболее важной в обеспечении безопасности полетов тк ее функционирование происходит в наиболее неблагоприятных условиях, воздействующих как на человека- оператора так и на технику. Факторы определяющие функциональную эффективность экипажа К ним можно отнести: - профессиональный уровень ( подготовка) - уровень дисциплины - психо-физиологическое состояние членов экипажа - Профессиональный уровень - комплекс теоретических знаний и практических навыков, эффективность применения которых в процессе летной деятельности определяет профессиональное мастерство пилотов. Профессиональный уровень формируется в течение всего периода летной деятельности и включает: - первоначальная подготовка - подготовка в летных подразделениях авиакомпаний, авиапредприятий - пере подготовка на другой тип ВС - повышение квалификации (КПК) Каждый из этих уровней включает в себя: - теоретическую подготовку - практические занятия - тренажерно-летная подготовка - Уровень дисциплины - важный фактор надежного функционирования АТС. Летная дисциплина предполагает глубокие знания и неукоснительное исполнение законов летной работы, которые выработана многолетний опытом работы авиаторов. - Психофизиологическое состояние членов экипажа определяется большой группой факторов которые условно разделены на физиологические и психологические. Физиологические - группа факторов связанных с состоянием здоровья и самочувствием, влияющих на работоспособность членов экипажа. К ним относится: - острые заболевания и отравления - скрытое осложнение после заболеваний - утомление и переутомление - последствия употребления алкоголя и курения - последствия неправильного и неразрешенного приема лекарств - нарушение годового цикла - нарушение суточного цикла - не благоприятные сочетания биоритмов Психологические факторы: - тип темперамента - волевые качества - скорость реакции и внешние раздражители - уровень внимания, восприятие, памяти, мышления - ощущение времени и временных интервалов - способность ориентироваться в пространстве - элементы групповой и социальной психологии Основные руководящие документы ОБП Основные понятия и определения Ожидаемые условия - совокупность условий признанных допустимыми для летной эксплуатации ВС данного типа: - параметры состояния внешней среды(давл, темп, плотн, влажн). - параметры полета ( высота, скорость, перегрузка, крены). - допустимые величины массы и центровки самолета. - состояние ВПП. - допустимые режимы работы двигателей. Особый случай в полете - ситуация которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадание ВС в условия требующее от экипажа действий отличающихся от обычного пилотирования. Особые условия в полете - определяются своеобразием физико-географической, метеорологической и навигационной обстановкой. Большинство этих условий заранее известны или могут прогнозироваться с высокой степенью вероятности поэтому экипажи должны быть соответственно подготовлены при проведении предварительной и предполетной подготовки К особым случаям относятся полеты: - при неблагоприятных атмосферных условиях - полеты в горной местности - при безопасной высоте полета 3000м и более - на малых и предельно малых высотах - по ПВП над без ориентирной местностью, если основа это визуальная ориентировка - по ПВП в полярных условиях, пустынях и джунглях - По ПВП над водным пространством - по ПВП в сложной орнитологической обстановке Виды особых ситуаций Нормальная ситуация - характеризуется отсутствием угрозы для жизни и здоровья людей. Усложнение условий - характеризуется незначительной (маловероятной) угрозой для жизни и здоровья людей. Для недопущения дальнейшего развития и я ее нормализации со стороны экипажа достаточно распознать ситуацию и повысить внимание не нарушая плана полета. Сложная ситуация - данная ситуация характерна тем что для ее нормализации или недопущения развития от экипажа требуется не только повысит внимание но и изменить план полета. Аварийная ситуация - для нормализации или недопущения ее развития требуются предельные возможности экипажа ( физические, психические, интеллектуальные). Катастрофическая ситуация - наиболее опасная ситуация. Ее негативный исход практически не изнежен и не зависит от действий экипажа. Методические рекомендации по действиям при возникновении особых ситуаций в полете. Пилотирование и управление системами ВС при возникновении особых случаев в полете должно соответствовать требованиям РЛЭ, РПП. Авиакомпании, ФАП. В случаях когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа и пассажиров, КВС имеет право принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидании вс если экипаж и пассажиры обеспечены парашютами. К опасным для полета метеорологическим явлением и условиям относятся указанные в РЛЭ метео явления и условия полеты в которых запрещены. 13. Классификация авиационных Событий: 1. Авиационные происшествие - событие, связанное с использованием ВС, которое имеет место с момента когда какое либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета покинули борт ВС и в ходе которого: - аварии (АП без ЧЖ) ВС поучает повреждение или происходит разрушение его конструкции в результате чего: нарушается прочность конструкции, ухудшаются ЛТХ ВС или требуется крупный ремонт или замена силовых элементов. - катастрофы ( АП с ЧЖ) когда какое либо лицо получает телесные повреждения со смертельным исходом в результате нахождения в данном ВС. Когда ВС пропадает без вес и когда доступ к нему не возможен. 2. Аварийные инциденты, серьезные авиационные инциденты. АИ - событие связанное с использованием ВС которое имело место с момента когда какое либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента когда все лица, находившиеся на борту с целью полета покинули ВС и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ВС и экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее сказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Серьезный АИ – АИ, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место быть АП. 3. Производственные происшествия: - повреждение ВС – событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой ВС, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие ЛТХ, устранение возможно в эксплуатационных условиях. - чрезвычайные происшествия – событие, связанное с эксплуатацией ВС, но не относящиеся к АП. |