Задание: Объясните написание окончаний у глаголов. Солнце греет, а луна только светит. Рубашку шьют, а чулки вяжут. Дождь вымочит, а солнце высушит. Хорошие друзья, если и поссорятся, то потом всегда помирятся. Услышишь хорошую песню, запишешь ее, потом выучишь и распеваешь с друзьями. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Упражнение 5. Объяснительный диктант (расставить знаки препинания при однородных членах предложения). + часть речи над каждым словом. На улицах зажглись фонари и осветили город. Девушка хотела окликнуть его но передумала. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. В нашем саду растут и яблони и сливы и вишни и груши. Ученые обогащают науку новыми открытиями изобретениями исследованиями. В поведении скворца много суетливого забавного деловитого и хитрого. Это была не гроза а смертельный ураган. При свете молнии стали видны дома сараи и стволы мокрых деревьев. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит (М. Ю. Лермонтов.) В Средние века появились термометр барометр телескоп микроскоп первая печатная книга и газета. 6. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения + часть речи над каждым словом. 1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин). 2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин). 3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет). 4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин). 5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин). 6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков). 7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников). 8.Ш..лестит под ногами сухая листва. 9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин). 7. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения + часть речи над каждым словом. 1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов). 2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский). 3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет). 4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский). 5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев). 6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса. 7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т. Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их. (Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как 1.Обозначает _______________________ 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.), ____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число, _____ падеж. 3. В предложении выполняет роль _____________ Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Туманным весенн…м утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек. (Кто?) Человек – (впиши часть речи____________________), так как 1.Обозначает _______________________ 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.), ____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число, _____ падеж. 3. В предложении выполняет роль _____________ 9.Запишите слова в 6 колонок: с орфограммами-буквами г, в, д, б, ж, з (рядом записывайте проверочное слово). Ле..ко, совхо.., варе..ка, карни.., сосу.., площа..ь, виз.., обу..ь, очере..ь, но..ти, изгоро...ь, гардеро.., свя..ка, прору..ь, дро..ь, гры..ть,клю.., голу..цы, бага.., стол..цы, сма..ка, о..ца, свя..ь, пря..ка, ска..ка, обра.., снаря.., отъе..д, бли..ко, подъез.., объез.. Диктанты «Проверяю сам» Исправить орфографические ошибки, расставить знаки препинания. Волга На опушки моладого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключь. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляеться в далекий путь. Наши поэты и художники прословляли красоту родной реки в удевительных сказках песнях картинах. Ниский берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запох разливаеться в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь арамат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Месные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окресностями занимаются рыбной ловлей купаються. (82 слова) Дополнительные задания: Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов. Выполнить синтаксический разбор предложения «Отсюда она направляется в далекий путь». Разобрать слова по составу: «молодого», «цветочки», «выходные», «подземный». Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных». Выполнить фонетический разбор слов: «мягком», «поэты». Дуб Дуб — удивительное ростение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него опалит огнем и все равно весной распустяться на его чорных ветках зеленые листочки. Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стаит с листвой осенью. Когда наступит мороз листья на дубе пожухнут свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сычь и зимует летучая мыш. Иногда смотриш, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые жолуди. Это сойка осенью подобрала жолуди припрятала и забыла о них а они прорасли. (109 слов) Дополнительные задания: Выполнить синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле». Выполнить морфологический разбор слова «кормятся». Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки». Выполнить фонетический разбор слова «осенью». Фомка и Барин По дароге топал ежь. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я калючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ноч до расвета кот гулял а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскачил на середину комноты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф и я подумал: Теперь тебе Барин спокойной жизни не будет. Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова) Дополнительные задания: Выписать 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает. Выполнить синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку». Разобрать слова по составу: «рассвета», «колючего», «закатил». |