Инновационные модели в современном образовании Тематика семинарских занятий 1. Основы педагогической инноватики. 2. Инновационная деятельность педагога: структура, содержание, характеристика. 3. Психологические барьеры и психологическая защита. 4. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. 5. Тенденции развития инновационных процессов в системе образования РФ и в системах образования других стран. 6. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системе образования Омской области. 7. Современная образовательная политика РФ. Семинарские занятия Семинар 1, 2 Основы педагогической инноватики 1. Педагогическая инноватика как отрасль педагогической науки. 2. Основные понятия педагогической инноватики: новшества, новация, нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность. 3. Классификация инноваций. 4. Критерии оценки эффективности педагогических инноваций. 5. Инновационный процесс Симплекс. Творческий подход к решению проблем. Литература: 1. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. – Спб.: КАРО, 2007. 2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. – СПб.: Питер, 2001. 3. Лапин Н. И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B. C. Нововведения в организациях. В сб.: Структура инновационного процесса. - М., 1981. 4. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007. 5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997. 6. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 8. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. Интернет-источники: 1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновации. Будущее. Глава II Сайт: Библиотека Русского Гуманитарного Интернет Университета. http://www.i-u.ru/biblio/archive/resvanov_obrasovanie/?search=%c0%ed%ee%f8%ea%e8%ed%e0#st 1. Википедия. Педагогическая инноватика http://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическая_инноватика 2. Инновации в образовании. Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm 3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm Задания 1. Составить терминологическую карту на основе предложенного списка литературы (задание 1 ТКС – 5 баллов) Основные понятия: инновация, функции инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, субъекты инновационной деятельности, классификация инноваций, критерии эффективности инновационных процессов, экспериментальная педагогическая деятельность, инновационный проект, экспертиза инновационной деятельности, системные изменения, институциональные изменения. Понятие | Основное содержание понятия | Ссылка | | | | 2. На основе карты составить текст, раскрывающий содержание основных понятий педагогической инновации в одном из жанров (статья, детектив, роман, сказка, притча и т.д.). 3. Познакомиться с описанием инновационного процесса Симплекс. Выполнить тест на определение собственного творческого стиля решения проблем и роли в инновационном процессе. Семинар 3 Инновационная деятельность педагога 1. Характеристика инновационной деятельности педагогов. 2. Виды инновационной деятельности педагогов. 3. Проблемы в изучении данной научной категории и реализации в образовательной практике. 4. Инновационные модели образования в современной педагогической практике. Литература: 1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61 - 65 2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15 3. Загвязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49 5. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. Интернет-источники: 2. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Сайт: § Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/Books/3/0202/index.shml#book_page_inner 3. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновации. Будущее. Глава II Сайт: Библиотека Русского Гуманитарного Интернет Университета. http://www.i-u.ru/biblio/archive/resvanov_obrasovanie/?search=%c0%ed%ee%f8%ea%e8%ed%e0#st 4. Википедия. Инновационная деятельность. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновационная_деятельность 5. Виртуальные методические объединения педагогов города Омска и Омской области http://vmo.omskedu.ru 6. Омский образовательный портал http://www.omsk.edu.ru 7. Трофимова Т. 10, 100, 500! Кто больше? Сайт: Управление школой (учебно-методическая газета для школьной администрации). ИД «Первое сентября» http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200800613 Задание 1. Продолжите составление терминологической карты (см. семинар 1, 2) 2. Прочитайте текст, предложенный преподавателем, с помощью технологии «критическое мышление»: - отметить в тексте, что вы уже знаете (+) - противоречит тому, что вы знали (-) - является для вас новым (!) - непонятно, хотелось бы уточнить (?). 3. В педагогике появление феномена инновационной деятельности не является одномоментным актом. Стремление к новациям всегда присуще педагогической практике. В 70-80-ые годы прошлого века актуальными вопросами были создание, обобщение и распространение передового педагогического опыта (ППО), чуть позже в 90-ые годы того же периода, ученые и практики пытаются решить проблему сближение науки и школы и активизируют экспериментальную, исследовательскую деятельность педагогов. Сегодня актуальной проблемой выступает инновационная деятельность педагогов, ее формирование и развитие, и управление этими процессами. Изучите предложенную литературу, подумайте и ответьте на вопрос: «Можно ли утверждать, что все три явления: передовой педагогический опыт, исследовательская и экспериментальная деятельность педагогов и инновационная деятельность тождественны?» 4. Найдите в сети Интернет информацию об инновационной деятельности в образовательных учреждениях различных типов (школа, колледж, вуз) на территории РФ и на территории Омской области и г. Омска. На основе полученной информации начните составлять таблицу «Инновационные модели в современном образовании» (задание 2 ТКС – 10 баллов). Сделайте выводы о направлениях, видах, организации инновационной деятельности в ОУ различных типов на территории РФ и на территории Омской области и г. Омска. Таблица Инновационные модели в современном образовании Название инновационной модели | Кто реализует? | Краткое описание | Ссылка на источник | Школа | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Колледж | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Вуз | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Выводы: 1) … ; 2) … ; 3) …. . * Обязательным условием является информация об инновационных моделях, реализуемых на территории г. Омска и Омской области в образовательных учреждениях различных типов. Семинар 4 Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога 1. Характеристика субъектов инновационной деятельности. 2. Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты. 3. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. 4. Позиция администрации образовательного учреждения в ситуации сопротивления педагогов новшествам. Литература: 1. Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. Технология развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. 2. Лизинский В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 3. Неймер Ю. Л. О типах и ролях руководителей организаций в инновационных процессах. В сб.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980. 4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997. 5. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инновати-ки: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. –М., 1991. Интернет-источники: 1. Кулешова Г. М. Инновация как новая философия образования. http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm 2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Общая характеристика инновационных процесов http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_1.html 3. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Барьеры на пути к инновациям (методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) http://www.jeducation.ru/4_2002/podymows.htm 4. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm Задания 1. Перечислите виды реакции на изменения, возникающие у членов педагогического коллектива. 2. Составьте рекомендации руководителю ОУ в ситуации сопротивления педагогов новшествам. Семинар 5,6 Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. 1. Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения (развитие и функционирование). 2. Причины и разработка этапов перехода образовательного учреждения из одного режима в другой. 3. Программа развития образовательного учреждения, её структура, назначение. Литература: 1. Башарина Л. А., Гришина И. В. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб.: КАРО, 2002. 2. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. – Спб.: КАРО, 2007. 3. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Трыпицына А. П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб.: КАРО, 2007. 4. Прикот О. Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу. (Опыт самопроктирования педагогической системы школы № 534 Выборгского района Санкт-Петербурга): Методическое пособие. – СПб.: ТВПинк, 2002. 5. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Управление современной школой. Выпуск IX: Проектное управление развитием образовательной организации. – Ростов-н/Дону: Изд-во «Учитель», 2006. 6. Хомерики О. Г., Поташник М. М.. Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. Задание 1. Изучите печатные источники и источники в сети Интернет по заявленной теме. Найдите в сети Интернет (или в литературе) примеры программ развития ОУ. Познакомьтесь со структурой и назначением данного документа. 2. Разработайте проект собственной инновационной образовательной идеи. |