МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1.2. Классические социологические теории





Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте истоки социальной мысли и предшественников социологической науки.

2. Рассмотрите взгляды классиков социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

3. Изучите основные идеи натуралистического направления в социологии.

4. Рассмотрите социологическую концепцию марксизма.

5. Охарактеризуйте главные идеи психологического направления в социологии.

6. Изучите главные идеи антипозитивистской социологии конца XIX - начала ХХ вв.

7. *Выясните место интегральной социологии П. Сорокина в истории социальной мысли.

План семинарского занятия

(Форма обучения очная, заочная)

1. О. Конт и истоки позитивистской социологии.

2. Социологическая система Г. Спенсера.

3. Концепция «социологизма» Э. Дюркгейма.

4. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия.

Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Изучение темы следует начать с выяснения предмета истории социологии, принципов периодизации и классификации социологических учений. Затем целесообразно перейти к характеристике истоков социальной мысли и предшественников социологической науки. Процесс ее институционализации следует рассмотреть в контексте генезиса и эволюции классических социологических теорий. При этом более подробное изучение социологических систем О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера предусматривается при подготовке к семинарскому занятию. Рассматривая натуралистическое направление в социологии, необходимо указать на роль учения Ч. Дарвина и биологической науки в формировании социологического мышления, показать эволюционизм как идейно-методологическую основу натуралистических школ в социологии. Затем следует рассмотреть социологическую концепцию марксизма, обратив внимание на ее поздние интерпретации, показать место марксистской теории в истории социальной мысли XIX - ХХ вв. Изучение классических теорий следует дополнить характеристикой антипозитивизма и психологического направления в социологии. Завершить изучение темы целесообразно разбором интегральной социологии П. Сорокина.

Подготовку к семинарскому занятию следует начать с общей характеристики предыстории и социально-философских предпосылок социологии как науки. Рассматривая социологический проект О. Конта, необходимо понять сущность его позитивистского метода. При этом важно уяснить предложенную ученым классификацию (иерархию) наук и место в ней социологии, а также его взгляды на методы изучения социальной реальности. Затем следует рассмотреть представления О. Конта о социальной статике и социальной динамике, дать характеристику закону трех стадий развития науки, мировоззрения и общества. При этом следует иметь в виду, что эволюционизм был одним из методологических принципов построения ученым своей социологической теории. В заключение следует определить роль О. Конта и его учения в формировании предпосылок институционального оформления социологии как науки.

При подготовке второго вопроса необходимо рассмотреть главные принципы теоретических построений Г. Спенсера: понимание общества как организма и связанное с ним моделирование социальной системы по физиологической модели, идею всеобщего закона эволюции как закономерного органического процесса. Характеризуя понятийный аппарат социологической теории Г. Спенсера, следует обратить внимание на понятия «социальная интеграция», «социальная дифференциация», «социальный институт». Кроме того, важно уяснить представления ученого о закономерностях общественного развития, а также его вклад в создание системы индуктивной социологии на основе использования сравнительно-исторического метода. В заключение необходимо определить место социологии Г. Спенсера в истории обществознания и влияния его идей на дальнейшее развитие социологической науки.



Подготовку к третьему вопросу следует начать с уяснения предмета социологии Э. Дюркгейма. Для этого необходимо рассмотреть понятие, природу и виды социальных фактов, которые, по мнению ученого, составляют объективную социальную действительность. При этом важно показать, что дюркгеймовское определение предмета социологии непосредственно связано с его базовой теоретико-методологической концепцией «социологизма», утверждающего принцип специфичности и автономности социальной реальности, первичной по отношению к индивидуальной биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. В качестве примера применения концепции «социологизма» к анализу конкретного социального явления целесообразно рассмотреть предпринятое ученым исследование самоубийства. Характеризуя метод социологии Э. Дюркгейма, следует обратиться к его программному произведению «Правила социологического метода», где обосновываются принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. В общественно-исторических построениях ученого необходимо выделить идею о решающем значении в социальной эволюции разделения труда и представление о содержании исторического процесса как переходе от механической солидарности к органической. В заключение следует определить роль Э. Дюркгейма в генезисе и последующем оформлении французской социологической школы, показать влияние его идей на развитие европейской и мировой социологической мысли.

Рассмотрение четвертого вопроса целесообразно начать с выяснения идейно-теоретических предпосылок творчества М. Вебера, краткой характеристики идей неокантианцев и В. Дильтея, оказавших влияние на взгляды ученого. Уяснив основные методологические установки М. Вебера, следует перейти к изучению концепции социального действия, занимающей центральное место в его социологической системе. Характеризуя М. Вебера как основоположника «понимающей» социологии, важно уяснить, что главной идеей его социальной философии была экономическая рациональность, нашедшая свое последовательное выражение в современном капиталистческом обществе. При этом категории политэкономии, превращаясь в «идеальные типы», становятся у М. Вебера инструментом историко-социологического анализа. Конкретно социологическую разработку идея рациональности получила в исследованиях М. Вебера по социологии сельского хозяйства и промышленности, религии, бюрократии, науки, права, политики, культуры, знакомство с которыми дает более полное представление о весьма разностороннем наследии ученого. В заключение следует показать, что «понимающая» социология М. Вебера, явившись ответом на позитивистские и натуралистические ориентации в обществознании, оказала решающее воздействие на социологическую науку в ХХ в.

Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. М., 2012.

Основная литература

1. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г.Н. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008. Гл. 1. §1.

2. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008. Гл. 3, 4.

Дополнительная литература

1. Анурин В.Ф. 300 тестов по социологии. СПб., 2008.

2. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2009.

4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

5. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. СПб., 2009.

6. История социологии: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Мн., 1997.

7. История теоретической социологии / отв. ред. Ю.Н. Давыдов. Т. 1-2. М., 2002.

8. Кукушкина Е.И. История социологии: учебник. М., 2009.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

10.Социологическая энциклопедия / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1-2. М., 2003.

11. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов и др. М., 2008.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему О. Конта и Г. Спенсера считают основоположниками социологии как науки?

2. В чем заключается сущность теории социального реализма и учения о методе социологии Э. Дюркгейма?

3. Какова, по К. Марксу, роль экономической необходимости в социальной, политической и духовной жизни? Подтверждаются ли, по вашему мнению, основные положения марксистской социологии в современных условиях?

4. Что такое «понимающая» социология М. Вебера?

5. В чем заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П.А. Сорокина?

6. Какие идеи классиков социологии сохранили свою ценность до настоящего времени?

 

Тема 1.3. Современные социологические теории

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику структурных, интерпретивных и интегральных (объединительных) парадигм в современной социологии.

2. Рассмотрите основные положения структурализма.

3. Изучите современные теории социального конфликта.

4. *Ознакомьтесь с проблемой технократизма в современной социологической теории и социальной практике.

5. Дайте характеристику психологическим ориентациям в современной социологии.

6. Рассмотрите объединительные тенденции в современной социологии и их отражение в новейших концепциях.

План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Современная теоретическая социология: особенности, главные парадигмы и направления, тенденции развития.

2. Структурный функционализм в современной теоретической социологии.

3. Интерпретивные парадигмы в современной теоретической социологии.

Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Изучение темы целесообразно начать с выяснения плюрализма современной социологии и общей характеристики структурных, интерпретивных и интегральных (объединительных) парадигм. Рассматривая эмпирическую социологию как направление в социологической науке ХХ в., следует обратить внимание на выделение ее в особый вид исследовательской деятельности. Далее следует рассмотреть структурализм в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Особого внимания заслуживают теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Рассматривая проблему технократизма, необходимо проследить процесс оформления социологической концепции технократизма (Т. Веблен, Г. Скотт), подробнее остановиться на теориях «индустриального», «постиндустриального», «информационного» общества (Р. Арон, Д. Белл). Кроме того, следует охарактеризовать социологические направления, базирующиеся на интерпретивных парадигмах (символический интеракционизм, феноменология, этнометодология), а также психологические ориентации в современной социологии. В заключение целесообразно изучить объединительные тенденции в современной социологической науке и их отражение в новейших концепциях (Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидденс, Дж. Александер).

Подготовку с семинарскому занятию начните с общей характеристики современной теоретической социологии, ее главных парадигм и направлений. Покажите, что в широком смысле под «современной социологией» следует понимать продолжительный этап ее «постклассического» развития с 1920-х гг. до настоящего времени. Важно понять, что развитие социологии связано с возникновением, обоснованием, расширением влияния научных парадигм и их противоборством. При выяснении особенностей современного этапа развития социологической науки обратите внимание на тенденцию к сближению теоретической и эмпирической социологии, макро- и микро- социологии, формирование интегральных и объединительных парадигм.

Изучая основные идеи структурализма и структурного функционализма, надо понимать, что возникновение этого направления в социологии было обусловлено потребностью в систематической теории, положения которой могли бы найти применение в эмпирических исследованиях. Возникнув в 1930-х гг., структурализм занял господствующее положение в западной социологии в середине ХХ в., а с 1980-х гг. вступил в новый этап своего развития в форме неофункционализма. Покажите вклад Т. Парсонса и Р. Мертона в разработку структурно-функциональной теории социальных систем. Следует понять, что усилия структуралистов было сосредоточено преимущественно на изучении проблем устойчивости и стабильности социальных систем, функциональности их структур, обеспечивающих социальный порядок. Обратите внимание также на уязвимость структурного функционализма для критики ввиду его известной метафизичности, консерватизма, неадекватного отражения и анализа его представителями социальных конфликтов.

Изучая социологические теории, базирующиеся на интерпретивных парадигмах, следует помнить, что их теоретико-методологическим основанием является «понимающая» социология М. Вебера. Социальная реальность в этих теориях выступает либо как символы, включенные в конкретную поведенческую ситуацию, либо как процесс межличностного взаимодействия на основе обыденного опыта. Рассмотрите концепцию «межиндивидуального взаимодействия» основателя символического интеракционизма Дж. Г. Мида. Далее охарактеризуйте феноменологическое направление в современной социологии, подробнее остановитесь на концепции «интерсубъективного мира» А. Шюца, считавшего обыденную, повседневную деятельность людей «высшей реальностью», в которой человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно. Затем ознакомьтесь с теорией социологической этнометодологии Г. Гарфинкеля, видевшего задачу социологии в выработке на основе использования методов этнографии и социальной антропологии способов превращения повседневных действий людей в очевидно разумные и практически объяснимые акты социального поведения.

Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. М., 2012.

Основная литература

1. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г.Н. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008. Гл. 1. § 2.

2. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008. Гл. 6.

Дополнительная литература

1. Анурин В.Ф. 300 тестов по социологии. СПб., 2008.

2. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009.

3. Гидденс Э. Социология. М., 2006.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2009.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

6. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. СПб., 2009.

7. История социологии: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Мн., 1997.

8. История теоретической социологии / отв. ред. Ю.Н. Давыдов. Т. 3-4. М., 2002.

9. Кукушкина Е.И. История социологии: учебник. М., 2009.

10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

11. Социологическая энциклопедия / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1-2. М., 2003.

12. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов и др. М., 2008.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы главные парадигмы современной социологии и в чем их специфика?

2. Каковы основные идеи структурно-функционального направления в современной социологии и кто его наиболее видные представители?

3. Что такое конфликтологическое направление в социологии и кто его основные представители?

4. Какие направления современной социологии основываются на интерпретивной парадигме и в чем их своеобразие?

5. В чем проявляется объединительная тенденция в современной теоретической социологии?

 

Тема 1.4. Русская социологическая мысль

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите социально-экономические, теоретико-методологические и мировоззренческие предпосылки возникновения и развития социологии в России.

2. Охарактеризуйте особенности отечественной социологической мысли.

3. Рассмотрите многообразие школ и направлений в отечественной социологии конца XIX -начала XX вв.

4. Покажите состояние социологической науки в СССР.

5. *Рассмотрите состояние и тенденции развития современной социологии в России.

План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Позитивизм и психологизм в социологической мысли России.

2. Антипозитивизм в отечественной социальной философии и социологии.

3. Марксистская социология в России.

Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Изучение темы следует начать с выяснения социально-экономических, теоретико-методологических и мировоззренческих предпосылок возникновения и развития социологии в России. Характеризуя особенности социальной мысли в России, важно учитывать, что она развивалась как составная часть мировой науки. Рассматривая эволюцию идейных основ русской социологии, необходимо показать основные этапы ее развития, обратить внимание на существующие периодизации. Далее следует рассмотреть основные направления и школы в отечественной социологии конца XIX - начала ХХ вв., когда эта наука в России достигла значительных успехов в своем развитии. При изучении состояния социологической науки в СССР следует показать процесс идеологизации общественных наук, отождествление общей социологии с историческим материализмом, а также характерные для этого периода дискуссии по проблемам обществознания. В заключение следует показать состояние и тенденции развития социологической науки в современной России.

Изучение первого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения общности теоретических и мировоззренческих корней российской и западноевропейской позитивистской социологии. При этом следует подчеркнуть, что увлечение позитивизмом в России не было простым заимствованием западных идей. Напротив, такие социологи, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, сложились как позитивисты во многом до знакомства с идеями О. Конта, Г. Спенсера и др. В этом контексте целесообразно подробнее остановиться на характеристике этико-субъективной школы, которая как достаточно самостоятельная и новационная по уровню и способу решения проблем не уступала западным научным школам. Изучая натуралистические ориентации российской социологии, необходимо рассмотреть идеи географического детерминизма (Л.И. Мечников) и органической школы (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). Далее следует охарактеризовать психологическую ориентацию в отечественной социологии конца XIX – начала ХХ вв. (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов), показать, что проблемы функционирования и развития общества решались ее представителями исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Следует подчеркнуть, что российский органицизм и психологизм подготовили почву для успешного критического усвоения в стране достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).

При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что антипозитивизм в отечественной социологии развивался преимущественно в рамках неокантианской социально-философской традиции и являлся одним из ведущих течений теоретической мысли России конца XIX – начала ХХ вв. Следует показать, что антипозитивизм выражался в критике тенденции конструирования социологического знания по модели биологических наук и проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о «борьбе за существование» и «естественном отборе». Рассматривая социологические взгляды представителей отечественного антипозитивизма (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.Н. Хвостов), необходимо показать, что они своей основательной критикой позитивизма и натурализма хотя и не преодолели «позитивистской традиции», имевшей глубокие корни в русской науке, однако способствовали переходу русского позитивизма на новую ступень развития. В заключение следует дать характеристику тем явлениям в отечественной социологии рассматриваемого периода, которые выходили за пределы простой антитезы «позитивизм – антипозитивизм», остановившись подробнее на теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и социологической концепции М.М. Ковалевского.

Переходя к изучению третьего вопроса, следует выяснить причины широкого распространения социологических идей К. Маркса в России, показать, что экономический материализм развивался на российской почве в духе социального реализма и экономического редукционизма. Необходимо учитывать, что первые аналитики марксизма в России рассматривали его как способ поиска путей эволюции страны в контексте глобальных тенденций исторического процесса. С особенностями отечественной марксистской социологии целесообразно ознакомиться при изучении взглядов главных представителей т. н. ортодоксального (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин) и «легального» марксизма (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев). При этом представляет интерес мысль Н.А. Бердяева о том, что для понимания судьбы марксизма в России необходимо видеть его изначальную двойственность. С одной стороны, марксизм являлся доктриной, обосновывавшей ведущую роль экономики и социальных структур в обществе; с другой – выступал теорией не только сущего, но и должного, описывающей идеальное общество, где человек должен обрести подлинную свободу. Эти две стороны марксизма вступали в неразрешимое противоречие, и попытки его разрешить определили эволюцию этого учения.

Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. М., 2012.

Основная литература

1. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г.Н. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008. Гл. 1. § 3, 4.

2. Социология: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008. Гл. 5.

Дополнительная литература

1. Анурин В.Ф. 300 тестов по социологии. СПб., 2008.

2. Бабосов Е.М. Социология: энциклопедический словарь. М., 2009.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2009.

4. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. СПб., 2009.

5. История социологии: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Мн., 1997.

6. История теоретической социологии / отв. ред. Ю.Н. Давыдов. Т. 1-4. М., 2002.

7. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учебное пособие / под ред. Е.И. Кукушкиной. М., 2004.

8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

9. Социологическая энциклопедия / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1-2. М., 2003.

10. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов и др. М., 2008.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения и развития социологии в России.

2. Каковы главные особенности отечественной социологической мысли.

3. В чем заключается «субъективный метод» в социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского?

4. Охарактеризуйте главные положения плюралистической социологии М.М. Ковалевского.

5. Каковы состояние и тенденции развития социологической науки в современной России?

 

 


[1] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой - для студентов очной и заочной форм обучения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.