Рабочие записи практиканта Я проходила педагогическую практику в должности практиканта в период с 01 марта 2016 года по 18 марта 2016 года на базе инженерно- технического факультета Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета. Инженерно-технический факультет был основан как структурное подразделение Курского института социального образования (филиала) РГСУ в связи с необходимостью подготовки узкопрофильных специалистов для социальной сферы. За время развития факультета существенно возросло количество студентов, обучающихся по очной и заочной формам обучения. В первый день руководитель практики рассказал мне о должностных обязанностях. Я ознакомилась с должностной инструкцией ассистента кафедры. Основной целью деятельности ассистента является осуществление учебной, учебно–методической, научно-исследовательской, организационно- управленческой и социально-воспитательной работы на кафедре. Ассистент должен знать: - локальные и нормативные акты РГСУ; - государственные образовательные стандарты; - порядок составления учебных планов; - правила ведения документации по учебной работе; - современные формы и методы обучения и воспитания; - правила по охране труда и пожарной безопасности. Ассистент кафедры, не зависимо от вида кафедры: - организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине, за исключением чтения лекций; - учувствует в научно-исследовательской работе кафедры; - принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров; - организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий; - принимает участие в воспитательной работе с обучающимися, в организации их научно-исследовательской работы; - контролирует и проверяет выполнение обучающимися домашних заданий; - контролирует соблюдение обучающимися правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий; - учувствует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях РГСУ. Руководителем практики было дано мне индивидуальное задание: - подготовка практических и лабораторных занятий по дисциплине; - подготовка учебно-методических материалов; - ассистировали при проведении практических и лабораторных занятий; - ассистировали при проведении текущего контроля знаний (прием лабораторной работы, домашнего задания, проведение контрольной работы и тестирования). Кроме того, в ходе практики мне необходимо было самостоятельно изучить учебно-методическую документацию по организации учебного процесса, имеющуюся на кафедре: - положение о кафедре, - годовой план и отчет о работе кафедры, - государственный образовательный стандарт (специалисты, бакалавры), - рабочий учебный план (специалисты, бакалавры), - индивидуальный план преподавателя, - положение о магистратуре, - структуру учебно-методического комплекса по дисциплине. Был составлен и заполнен план выполнения индивидуального задания по практике. Мною были изучена структура образовательного процесса. Правила ведения отчетной документации. Я ознакомилась с методическими материалами, необходимыми для планирования учебного процесса. Во время прохождения практики я ознакомилась: - с законодательством Российской Федерации, - Уставом и Правилами внутреннего трудового и учебного распорядка РГСУ, - Коллективным договором, - Корпоративным кодексом РГСУ, - приказами РГСУ и распоряжениями директора института. Изучила: - положения о кафедре, - должностные инструкции для профессорско-преподавательского состава РГСУ, - прочие локальные нормативные актов РГСУ регламентирующих ведение преподавательской деятельности. Важным аспектом является изучение научных, методических и рекомендательных материалов, нормативных документов, публикаций по педагогической практике. Было посещено лекционное занятия старшего преподавателя кафедры информационных технологий, экологии и экологического права Романенко Е.Ф. Дисциплина: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема 2: «Основные понятия и методы теории информации и кодирования» 1 курс направление подготовки «Экология и природопользование». Целями изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование теоретических знаний и практических навыков в использовании современных информационных технологий. На проводимых занятиях были рассмотрены формы, свойства, показатели качества информации. Информатика – наука, изучающая способы создания, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера, а также принципы функционирования компьютеров и методы управления ими. Термин «информатика» возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). Информация может существовать в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; световых или звуковых сигналов; радиоволн; электрических и нервных импульсов; магнитных записей; жестов и мимики; запахов и вкусовых ощущений; хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д. Информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Информация – это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения – это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д. Сигнал – представляет собой любой процесс, несущий информацию. Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ. Сообщение – это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи. Различают две формы представления информации – непрерывную (аналоговую) и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве сигналов могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т.д. 1 Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения. Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения. Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется следующими свойствами: • Репрезентативность – правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации. • Достаточность – минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений. • Доступность – простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. • Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. • Своевременность – означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи. • Точность – степень близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. • Адекватность - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. • Устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности За время прохождения практики я подготовила и разработала вместе со своим руководителем материалы для проведения лабораторных и практических занятий. Было посещено лабораторное занятие старшего преподаватель кафедры информационных систем и информационного права Романенко Е.Ф. Дисциплина: «Информатика и информационные технологии в профессионально деятельности» Тема 2: «Основные понятия и методы теории информации и кодирования» 1 курс направление подготовки «Экология и природопользование». Дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессионально деятельности» является необходимым и важным звеном направления подготовки будущих бакалавров. Чрезвычайно актуальными стали следующие проблемы: аппаратная сложность опережает наше умение строить ПО, использующие потенциальные возможности аппаратуры; наше умение строить программы отстает от требований к этим программам; наши возможности эксплуатировать существующие программы угрожает низкое качество их разработки. Ключом к решению этих проблем является грамотная организация процесса работы с ПО и ИС, реализация технологических принципов промышленного конструирования программных систем. Знание принципов, моделей и методов, используемых в цикле разработки, позволит осуществлять конкурентоспособную профессиональную деятельность. На данном занятии рассматривается понятие образца проектирования, классификация образцов проектирования и некоторые широко используемые примеры образцов анализа и архитектурных стилей, дополнительные примеры образцов: архитектурный стиль «данные-представление-обработка», ряд образцов проектирования, идиом и образцов организации работ. Было посещено лабораторное занятие старшего преподаватель кафедры информационных систем и информационного права Романенко Е.Ф. Дисциплина: «Информатика и информационные технологии в профессионально деятельности» Тема 2: «Основные понятия и методы теории информации и кодирования» и тема 3: «Базы данных» 1 курс направление подготовки «Экология и природопользование». Дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессионально деятельности» а так же Тема: База данных. Данная тема включает в себя: Базы данных и системы управления базами данных. Модели данных База данных (БД) – это именованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области. Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы данных, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и обработки информации. Информационный объект – это описание некоторой сущности (реального объекта, явления, процесса, события) в виде совокупности логически связанных реквизитов (информационных элементов). Такими сущностями для информационных объектов могут служить: цех или склад предприятия, вуз, студент, процесс сдачи экзаменов и т.д. А так же было посещено лекционное занятие на тему «Модели решения функциональных и технических задач» старшего преподавателя кафедры информационных технологий, экологии и экологического права» у первого курса направления подготовки « экология и природопользование» Модель — это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования. Задачи, которые мы решаем, по своему назначению можно разделить на две категории: • вычислительные задачи, целью которых является определение некоторой величины; • функциональные задачи, предназначенные для создания некоего аппарата, выполняющего некоторые действия, функции. Классификация видов моделирования. По цели использования: научный эксперимент, комплексные испытания и производственный эксперимент, оптимизационные модели. По наличию воздействий на систему: детерминированные, стохастические. По отношению ко времени: статистические, динамические (дискретные и непрерывные). По возможности реализации: мысленные, реальные. По области применения: универсальные, специализированные. Этапы компьютерного математического моделирования: • определение целей моделирования; • определение входных и выходных параметров модели; • построение математической модели; • выбор метода исследования математической модели; • разработка алгоритма, составление и отладка программы для ЭВМ.; • тестирование программы; • вычислительный эксперимент Я считаю, что все поставленные передо мной цели и задачи были выполнены. Педагогическая практика в Вузе очень важна для магистров. Очень важно уметь рассказать по дисциплине материал так, чтобы заинтересовать аудиторию. Педагогическая практика призвана помочь накоплению опыта личностного и деятельного подхода к педагогическому процессу. Освоение педагогических умений осуществляется посредством организации и проведения занятий, изучение личности и группы студентов, изучение педагогического опыта и методической работы выпускающей кафедры. |