МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Изменения в спросе на ресурс и его факторы





Любая фирма предъявляет спрос на ресурс R до тех пор, пока не будет выполняться тождество РR = MRP = MR x MP. От­сюда можно предположить, что спрос на факторы производства зависит от величин предельного продукта и предельного дохода. Предельный продукт отражает производительность каждой но­вой (дополнительной) единицы данного ресурса. Предельный доход будет меняться вследствие изменения объема спроса на готовую продукцию, создаваемую с помощью ресурса R, по­скольку изменение величины спроса на товар X безусловно по­влечет за собой изменение его цены, а значит, и величины пре­дельного дохода.

Эти обстоятельства позволяют допустить, что изменения в производительности ресурса, а также колебания спроса на про­дукцию, создаваемую из него, будут влиять на спрос на сам ре­сурс. Причем эти воздействия можно рассматривать как нецено­вые факторы спроса на ресурс Таким образом, помимо неновых факторов (изменение цены ресурса) спрос на ресурс зависит и от неценовых. При этом изменение цены ресурса повлечет за собой изменение объема спроса на ресурс и смещение вдоль кри­вой DR, тогда как действие неценовых факторов сместит график спроса на ресурс вправо (в случае увеличения спроса на него) или влево (в случае сокращения). И здесь мы столкнемся с из­менениями в спросе на ресурс. Изменения в спросе на ресурс -это сдвиг всей кривой спроса на ресурс как результат изменения одного из факторов спроса помимо цены ресурса.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что изменения в спросе на ресурс будут происходить под воздействием двух факторов: изменения производительности ресурса и изменения спроса на готовый продукт. Кроме того, в качестве одной из неценовых дискриминант спроса на товары выделялись цены на другие товары, в частности на товары-заменители и взаимозаменяемые товары. Так как любой ресурс тоже является товаром, только продаваемым и покупаемым не на рынке това­ров и услуг, а на ресурсном рынке, то возможно, что цены на другие ресурсы также могут вызвать изменения в спросе на дан­ный вид ресурса. Это позволяет выделить еще один неценовой фактор спроса на ресурс — цены на другие ресурсы.

32)

Монополия — такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу. В микроэкономике рассматривают различные типы монопольных отношений: монополия абсолютная, предпринимательская, естественная и т. д.Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:1) единственный продавец, а это означает, что чистый монополист представляет как бы отрасль, состоящую только из одной фирмы;2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители;3) экономические и юридические барьеры, блокирующие вступление в отрасль;4) фирма осуществляет значительный контроль над ценой, «диктует цену».В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов — он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери.Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.Монополия государственная — рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.Монополия двусторонняя — рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).Монополия двусторонняя на рынке труда— модель рынка труда, на котором нанимателю, обладающему монопсони-ческой властью (властью единственного покупателя), противостоит объединенный труд (в лице профсоюза). Профсоюз является монополистическим продавцом в том случае, если он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Результат противоборства единого покупателя и объединенного продавца труда логически не детерминирован.Тем не менее можно указать характерные черты данной модели:1) реальная ставка заработной платы устанавливается в промежутке между доравновесной (интересы нанимателя) и сверхравновесной (интересы профсоюза). Сторона, обладающая более эффективной стратегией, способна навязывать оппоненту ставку заработной платы, близкую к той, на которой настаивает;2) при равенстве сил монополиста и монопсониста возможно установление равновесной ставки заработной платы и рав-новесного уровня занятости.Монополия естественная— отрасль, в которой долго-срочные средние издержки минимальны только в том слу-чае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особен-но резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько ве-лики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конку-рентов. Государство предоставляет естественным монополи-ям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используются государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Результатом государственного регулирования деятель-ности фирм, прежде всего качества и цен представляемых ими услуг, является «регулируемая монополия».Монополия закрытая — монополия, защищенная юриди-ческими нормами, ограничивающими конкуренцию: патента-ми, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производст-ва в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.Монополия открытая — монополия, при которой одна из фирм ( по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.Монополия предпринимательская — рыночная ситуация, когда одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли; понятие «предпринимательская монополия» включает рыночные модели абсолютной монополии и олигополии.Монополия простая — ситуация, возникающая в случае, когда фирма в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию всем своим покупателям по одной и той же цене. Такая ценовая политика является оптимальной в условиях, когда возможна перепродажа продукции. Однако при определенных обстоятельствах фирмы могут устанавливать для разных покупателей разные цены на один и тот же товар.Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.



 

Конкурентный рынок труда — модель рынка труда, на котором ни фирмы, ни работник не могут осуществлять контроль над рыночной ставкой заработной платы. Условия конкурентного рынка: 1) большое число фирм, соперничающих в найме работников определенных специальностей; 2) многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающие услуги труда. На таком рынке равновесная заработная плата и уровень занятости будут определяться точкой пересечения кривых спроса и предложения труда.Конкуренция несовершенная — в экономической теории: модель рынка, на котором продавец (или покупатель) способен оказать влияние на уровень цены. Фирма в условиях несовершенной конкуренции характеризуется убывающей кривой спроса, то есть «диктует цену». Это означает, что, производя больше продукции, «несовершенный конкурент» вынужден продавать его по меньшей цене. Экономическая наука различает множество моделей несовершенной конкуренции — это «монополия» («монопсония»), «олигополия» («олигопсония»), «монополистическая конкуренция».Конкуренция неценовая — все применяемые фирмой способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых она пытается увеличить объем продаж этой продукции. К таким способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта. Присуща рынкам олигополии и монополистической конкуренции.Конкуренция нечестная — жесткие агрессивные действия фирмы, имеющие целью либо устранение соперника (доведение до банкротства), либо блокирование доступа в отрасль новой фирмы. К ним относятся давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен и пр. Многие формы нечестной конкуренции расцениваются обществом как неприемлемые и запрещены законом. Однако на практике достаточно сложно разграничить дозволенные и незаконные способы конкурентной борьбы.Конкуренция совершенная («чистая») — модель рынка, на котором ни один из продавцов (или покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену товара. Фирма в данной модели принимает устанавливаемую рынком цену.Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: 1) имеется много продавцов и покупателей данного товара, причем каждый из них продает и покупает малую долю общего рыночного объема;2)товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов;3) отсутствуют «входные барьеры» для вступления в отрасль и препятствия свободному выходу из нее;4) равный доступ к информации всех участников рынка;5) рациональное поведение субъектов, преследующих собственную выгоду.

Совершенная конкуренция является идеальной моделью рынка. Прежде всего потому, что в реальной экономике не могут быть полностью соблюдены перечисленные условия. С другой стороны, фирмы в долгосрочном равновесии на рынке совершенной конкуренции отвечают критерию производственной эффективности и эффективного распределения ресурсов. Тем не менее и в условиях совершенной конкуренции существуют проблемы (так называемые «фиаско» рынка), которые автоматически, действием только рыночных сил, решены быть не могут: производство чистых общественных благ, регулирование внешних эффектов и пр.

34,35) К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отра­жает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эф­фектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соот­ношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено

Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.

Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.