Тема: Изучение раздела «Компьютер» в школьном курсе информатики. Семинарское занятие №5 I. Основные вопросы 1.Место и роль раздела « Компьютер» в базовом курсе информатики. Цели и задачи изучения данного раздела. 2. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике. 3. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала. Требования к знаниям и умениям учащихся. 4. Сущность и роль базовых понятий, этапы (логическая последовательность изучения) и методы их формирования. 4.1. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. 4.2.Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение, системы программирования. 4.3. Операционная система: назначение и основные функции. 4.4. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. 4.5. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. 5. Анализ методических особенностей изучения раздела «Компьютер» в пропедевтических курсах. 6. Анализ методических особенностей изучения раздела «Компьютер» в профильных классах. II. Дополнительные вопросы и вопросы для самоконтроля. 1. Какие межпредметные и внутрипредметные связи можно установить, изучая раздел «Компьютер»? 2. В чём суть методической идеи использования аналогии между человеком и компьютером при объяснении устройства ЭВМ? 3. Перечислите обязательный (минимальный) набор сведений, которые должны знать ученики об устройстве персонального компьютера? 4. Почему знания о структуре и составе программного обеспечения компьютера являются необходимыми, базовыми? 5. С какими основными свойствами операционных систем в первую очередь должны быть ознакомлены ученики? 6. Как объяснить ученикам, что такое прикладная программа? 7. Какие первоначальные сведения о назначении систем программирования должны быть сообщены ученикам? Ш. Задание по предварительной подготовке. 1.Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала. 2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала раздела «Компьютер» в школьных учебниках и учебных пособиях, провести его содержательный анализ. 3. Подготовить логико-структурную модель учебного материала. 4. Составить терминологический словарь по базовым понятиям раздела «Компьютер». 5. Познакомиться с дидактическими материалами и выделить типы задач, используемых в процессе изучения раздела «Компьютер». Составить комплекс контрольных заданий, вопросов или тест по данному разделу. 6. Подготовить план-конспект урока по одной из тем раздела «Компьютер», учитывая его направленность (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала и др.) IV. Литература. 1. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / под ред. М.П. Лапчика. М.:ACADEMIA 2001 (глава 9, пп.9.2; 9.3; 9.4; список литературы стр. 230-231) 2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: Базовый курс 7-9 кл.–М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 , 2001 или 2-е издание, исправленное М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003 3. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособие.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 4. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса информатики. Приложение к учебнику: Информатика. Базовый курс 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, 2001 5. Информатика: Задачник– практикум: В 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 6. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 7. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7 класса.– М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003 8. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов.– М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003 9. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям.– М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002 + СД «Компьютерный практикум» 10. Угринович Н.Д., Морозов В.В., Нечаев В.И. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002 11. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 12. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004 13. Макарова Н.В. и др. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс./Под ред. Н.В. Макаровой СПб.: Питер, 2003 14. . Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2003 15. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2003 16. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2003 17. Информатика. Основы компьютерной грамотности. Начальный курс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2000 18. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика 7-9 классы.– М.: Дрофа, 1998 19. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика 7-9 кл. Методическое пособие к учебнику А.Г. Гейна и др. «Информатика 7-9 класс» – М.: Дрофа, 2002 20. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2000 21. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика: Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10-11 классов.– М.: Просвещение, 2001 22. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям: Книга для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2003 23. Гейн А.Г., Линецкий Е.В., Сапир М.В., Шолохович В.Ф. Информатика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.–5-ое издание.– М.: Просвещение, 1999 24. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики: 8-9 класс.–М.: Дрофа, 1999 25. . Кушниренко А.Г. и др. Информатика 7-9 классы. – М.: Дрофа, 1999, 2000 26. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 9 класса. – СПб.: БХВ– Петербург, 2002 27. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003 28. Босова Л.Л., Савельева В.С. Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. II. – М.: Образование и Информатика, 2001. |