МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Показатели качества жизни.





Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный ( на основе мнения населения).

И. В. Бестужев - Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:

1) Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

2) Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства

3)Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лил ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:

a. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности

b. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

c. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

d. стабильность общественно - политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально - экономическую ситуацию.

 

15. Социальные потребности человека и общества.

16. Доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи.

 

Трудности, испытываемые современными семьями, заставляют учитывать каждый заработанный рубль, искать ему самое разумное применение. Конечно, учет доходов и расходов может показаться первоначально делом скучным и обременительным. Однако жизнь показывает, что жизнь «на авось», без учета денежных возможностей, без продуманной системы, без умения тратить заработанное создает семье и каждому ее члену массу дополнительных проблем и забот. Эти проблемы могут быть в значительной степени решены грамотным формированием и умелым расходованием семейного бюджета.
Слово «бюджет» в переводе с английского означает роспись денежных доходов и расходов на определенный срок.
Применительно к семье бюджет можно рассматривать как денежное обеспечение существования семьи, соотношение семейных доходов и расходов. Главный смысл организации бюджета семьи заключается в том, чтобы за определенный промежуток времени расходы были меньше доходов.
Размер бюджета семьи зависит от многих факторов; численности семьи, наличия в ней работающих и размера их заработной платы, пенсионеров, стипендиатов и иждивенцев. Существенное влияние на формирование семейного бюджета оказывают цены на продовольственные и промышленные товары, услуги и т.п.
Важно стремиться к созданию такого бюджета, который мог бы обеспечить удовлетворение потребностей семьи.
Семейный бюджет складывается прежде всего из доходов членов семьи. При его составлении необходимо учитывать заработную плату, премии, стипендии, пенсии, пособия на маленьких детей. Это самые распространенные доходы. Возможны и такие, как помощь родителей или доходы, поступающие от реализации продукции личного подсобного хозяйства, доходы от предпринимательской деятельности, выплаты по различным формам страхования, доходы от продажи домашнего имущества и т.д.
Ведение финансового хозяйства предполагает определенную систему. Она складывается прежде всего из учета по дням, месяцам, годам семейных доходов и расходов, ежегодного планирования семейного бюджета, анализа его выполнения, корректировок на будущее. И включает такие элементы, как принципиальное отношение к покупкам, семейным сбережениям, уплате налогов, страхованию домашнего хозяйства, экономическому воспитанию в семье и др.
Важное значение для семьи в новых условиях рыночной экономики приобретают умение открыть собственное дело, приобретение определенных предпринимательских качеств.
Формирование семейного бюджета полностью лежит на плечах тех, кто являет собой семью.
Бюджет семьи является основной и важной частью ее экономики. Бюджет семьи есть совокупный денежный баланс ее доходов и расходов на определенный срок, выполняющий следующие функции:

1. план экономической деятельности семьи;

2. результат, итог ведения домашнего хозяйства;

3. перспектива создания и существования семьи;

4. экономический вклад в развитие общества и государства.


Он характеризует уровень жизни семьи, т.е. уровень удовлетворения потребностей членов семьи в товарах, благах и услугах.
Разработка перспективного рационального семейного бюджета — весьма сложная задача. В бюджете должны быть достигнуты рациональные нормы потребления, зависящие от доходов, расходов и дефицита времени.
Финансы домашних хозяйств служат одним из элементов финансовой системы. Они представляют собой совокупность денежных отношений, складывающихся по поводу формирования и использования семейных бюджетов.
Семейный бюджет — фонд денежных средств, доходы которого образуются из поступлений денежных средств членов семьи, а расходы представляют собой использование ими текущих и накопленных ресурсов.
Богатство государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и прирастает, прежде всего, за счет сбережений в секторе домашних хозяйств. Такой прирост является свидетельством стабильности и роста реального сектора экономики.
Говоря о потреблении и социальных потребностях, уровне жизни, важно учитывать такие вопросы, как доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи. Реальный потребительский бюджет отражает реально складывающиеся доходы и расходы семей, складывающиеся за месяц или год. Реальные потребительские бюджеты строятся на основе спроса, изучения, анализа, статистики доходов и потребления наиболее представительных групп населения.
Рациональным потребительским бюджетом называют теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Рациональный потребительский бюджет — это инструмент социально-экономического анализа и ориентир, цель, к которой следует стремиться.
При составлении личных и семейных потребительских бюджетов важно учитывать основные статьи доходов и расходов. В отношении доходов достичь этого несложно ввиду немногочисленности доходных позиций в семье. Что касается личных и семейных расходов, то их полный перечень составил бы согни наименований. В этом случае экономисты прибегают к агрегированию, укрупнению расходных статей.

17. Социальная защита и поддержка населения.

Ч

 

ем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней

призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят

её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях

заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад,

снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то

возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной

защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет

возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи

с чем снижаются доходы работающих.. А это порождает новые социальные

напряжения.

Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить

социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно

намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть

полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет

создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и

состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика,

находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения в

благах и услугах? Как помочь людям попавшим в тяжелое бедственное состояние

и кому именно надо помогать?

Следует прежде всего понять, что если снизить производство благ и

услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту

не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до

минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно.

Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего

населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на

одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном,

желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не

достанутся.

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная

социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях

экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной

поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.

В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие

доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или

иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не

только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное

богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить

достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится

использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение

человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким

денежным доходом на члена семьи ( чаще всего это многодетные семьи), семьи,

потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды,

престарелые, пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты живущие

на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий,

политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде

случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в

социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в

виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания

приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи,

покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать

социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике..

Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь

невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт:

«Помогать только тем кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко

выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт

заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро

проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и

безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к

катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично

применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии,

стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при спада производства ни правительство, ни предприятия

не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз во сколько

повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата

чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и,

как следствие к инфляции.

 

18. Социальное обеспечение и социальная помощь.

19. Социальная реабилитация.

оциальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.
Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.
Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.
Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
В детских домах-интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей:
столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

20. Социальная благотворительность.

 

21. Забота об окружающей среде как социальный процесс.

22. Индекс стоимости жизни.

статистический показатель, оценивающий динамику материального благосостояния населения под влиянием изменения цен. Выражает отношение «потребительской корзины» материальных благ и услуг, принятой в базисном периоде, оцененной в текущих ценах, к «потребительской корзине» благ и услуг базисного периода, оцененной в ценах базисного периода.

Индекс стоимости жизни = Потребительская корзина базисного периода в текущих ценах/Потребительская корзина базисного периода в базисных ценах

Исчисляется государственными органами статистики ежемесячно на основе рыночной цены потребительской корзины, потребляемой типичным потребителем (или типичным представителем той или иной социальной группы). В потребительскую корзину входят продукты питания, одежда, обувь, расходы на медицинское обслуживание, образование, транспорт и т. д. В России в нее входят 70 основных продовольственных товаров, 20 непродовольственных товаров, набор платных услуг.

В России индекс стоимости жизни используется в различных экономических расчетах, в управлении социально-экономическими процессами (принятии решений по индексации, изменений шкалы налогов и т. д.).

В отличие от индекса потребительских цен, где происходит строгая фиксация набора продукции базисного периода, построение индекса стоимости жизни связано с предпосылками изменения базисного набора товаров «потребительской корзины»

в пределах множества эквивалентных наборов, т. е. возможностью потребителей варьировать приобретения товаров и услуг без ущерба для жизненного уровня. Поэтому применение индекса стоимости жизни требует построения моделей потребительских предпочтений, не поддающихся прямому наблюдению. Индекс стоимости жизни по данной причине весьма условно отражает изменение уровня жизни населения. Официальная статистика большинства стран по этой причине использует показатель индекса потребительских цен как показатель, более точно отражающий изменение уровня жизни населения.

 

23. Инфляция.

повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Типы инфляции:

· Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара).

· Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объём предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

· Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

· Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

· Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

· Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

· Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платёжный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3. Гиперинфляцию

Сто триллионов долларов Зимбабве

(цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной по времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства

 

24. Прожиточный минимум.

25. Виды и основные источники финансирования.

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие «финансы» означает «денежные средства», охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.

Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

- государство - предприятие и предприятие - государство;

- государство - население и население - государство;

- государство - государство;

- предприятие - население и население - предприятие;

- предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

р а с п р е д е л и т е л ь н а я ,

с т и м у л и р у ю щ а я

и к о н т р о л и р у ю щ а я.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

- муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского страхования;

- фонд занятости;

- республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет — это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

 

26. Налогообложение – важнейший инструмент финансирования социальной работы.

27. Предпринимательская деятельность в системе социальных служб.

28. Дифференциация доходов.

Дифференциация доходов населения

один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями. В капиталистическом обществе Д. д. н. выражает отношения эксплуатации и классового неравенства и связана прежде всего с разными источниками доходов у представителей антагонистических классов: зарплата, с одной стороны, прибыль на капитал («незаработанный доход») — с другой. Будучи одной из форм проявления всеобщего закона капиталистического накопления, Д. д. н. отражает диаметрально противоположные тенденции динамики доли трудящихся и доли капиталистов в общественном богатстве. Буржуазная официальная статистика, как правило, не даёт полной картины существующей дифференциации: она оперирует так называемым потребительским доходом, не охватывающим всей суммы капиталистической прибыли. Но даже по этим неполным источникам, Д. д. н. в большинстве капиталистических стран относительно велика. Так, по материалам Департамента торговли США за 1967, 12,5% американских семей (не считая одиночек) получало годовой доход менее 3 тыс. долларов. Эти семьи, находящиеся на нижней ступени материальной обеспеченности, занимали всего 2,6% в общей сумме доходов населения. В то же время высокообеспеченные семьи с годовым доходом на одну семью 15 тыс. долларов и более, имея примерно такую же долю в общем числе семей, занимали в фонде доходов населения 25%. Крайней неравномерностью отличается также распределение доходов в Великобритании. Данные, публикуемые Министерством труда, показывают, что в 1960-х гг. десятую часть всех доходов присваивали 2,4% семей с доходом свыше 60 фунтов стерлингов в неделю, тогда как равные им по численности семьи с недельным доходом до 4 фунтов получали лишь около 0,4% общей суммы доходов. В Дании и Швеции в том же году на долю 10% наименее состоятельных семей приходилось 1,3—1,7% доходов, а на долю 10% богатейших семей — 27—34%. Во Франции нижняя 10-процентная группа населения получала 0,5% дохода, а верхняя — 36,8%, в ФРГ — соответственно 2,1 и 41,4%, причём свыше 23% доходов присваивали богатейшие семьи, которые составляли 1,25% в общем числе семей («Incomes in Postwar Europe: A Study of Policies, Growth and Distribution. United Nations Economic Commission for Europe», Gen., 1967, ch. 6, p. 15).

В социалистическом обществе, где основу распределения материальных и духовных благ составляет труд, меняются и существо, и размеры Д. д. н. В СССР доходы населения складываются из зарплаты рабочих и служащих, оплаты труда колхозников, поступлений от личных подсобных хозяйств, выплат из общественных фондов потребления (пенсий, стипендий, пособий) и т.д. К этому нужно добавить бесплатные услуги населению, оказываемые за счёт общественных фондов потребления и увеличивающие размер совокупных доходов семей.

Поскольку в СССР и в других социалистических странах главный источник жизненных благ подавляющего большинства населения — трудовой доход, ликвидируется сама основа существования чрезмерно больших различий в доходах. Однако производственные отношения социализма порождают определённое, неизбежное на данном этапе, неравенство в экономическом положении трудящихся — дифференциацию их доходов и потребления. Эта дифференциация, не носящая классового характера, обусловлена различиями в оплате труда и неодинаковым составом и размером семей работников. Дифференциация зарплаты (составляющей основную часть доходов рабочих и служащих), а также оплаты труда колхозников объясняется качественной неоднородностью и разным количеством труда, вкладываемого работниками в общественное производство.

Зарплата, попадая в бюджет семьи, принимает форму семейного дохода, на величину которого оказывают большое влияние демографические факторы (соотношение числа работающих и иждивенцев, число детей и их возраст, наличие в семье учащихся-стипендиатов, стариков-пенсионеров и т.п.). В результате Д. д. н. может количественно отличаться от дифференциации зарплаты, и доля работника в потреблении оказывается не той, которую он получил в порядке распределения по труду. В связи с этим возникает задача устранения влияния на Д. д. н. факторов, не имеющих отношения к труду и заслугам людей перед обществом. Главная роль здесь принадлежит общественным фондам потребления, средства которых направляются в первую очередь на материальную помощь и содержание нетрудоспособных.

Наиболее полное представление о сложившихся соотношениях в зарплате и доходах дают статистические ряды распределения рабочих и служащих по размерам зарплаты, и их семей — по величине совокупного или душевого дохода. Для получения таких рядов статистические органы периодически проводят специальные обследования. Данные о доходах населения по союзным республикам (экономические группировки семей по доходам на душу) представляет также бюджетная статистика. Ряды распределения и исчисляемые на их основе статистические характеристики отражают весь комплекс различий в величине рассматриваемого признака. Если исследованию подлежит совершенно однородная статистическая совокупность (например, рабочие одной и той же квалификации, работающие в одинаковых условиях), то для измерения разброса их зарплаты могут быть использованы показатели отклонения от средней (дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации). Но эти показатели целесообразно применять только в случаях, когда вариация признака носит более или менее случайным характер. Если же различия между отдельными элементами совокупности внутренне обусловлены, закономерны и задача состоит именно в том, чтобы установить величину этих различий, т. е. речь идёт о дифференциации признака, а не о простой колеблемости (вариации), то приходится прибегать к другим измерительным средствам. Так, построив группы семей в порядке возрастания их доходов, нужно взять для сравнения уровень дохода, ниже которого получают 25% семей, и уровень, выше которого получают 25% семей, и исчислить отношение этих уровней (соответственно можно принять за основу 10- и 5-процентные группы с относительно низкими и относительно высокими доходами). Подобные показатели носят название квантильных (квартильных, децильных и т.д.) коэффициентов дифференциации.

Существуют также показатели, измеряющие Д. д. н. степенью концентрации доходов. Они отвечают на вопрос: какая доля доходов сосредоточена в руках той или иной группы населения с данной численностью или удельным весом. Следовательно, место каждой группы характеризуется двумя величинами: долей в общей численности и долей присваиваемых доходов. Чем глубже расслоение, экономическое неравенство членов общества, тем бо́льшая часть богатства концентрируется в руках немногих, тем больше разница между первой и второй долями. Соотношение между ними является показателем неравномерности распределения и может быть представлено графически (так называемая кривая Лоренца).

При статистическом анализе рядов распределения зарплаты и доходов применяют различные математические функции. Так, в конце 19 в. пользовалась большой популярностью формула, предложенная итальянским статистиком В. Парето. Уравнение Парето, представляющее степенную функцию, было возведено буржуазными экономистами в ранг «вечного закона», общего для всех стран и времён. Однако для социалистического хозяйства формула Парето совершенно неприменима: она не отвечает фактическим данным и противоречит самой природе распределения при социализме, исключающей крайности нищеты и богатства. По мнению ряда авторов, проводивших соответствующие исследования в СССР и др. социалистических странах, наиболее подходящей для математического описания распределения зарплаты и доходов в условиях социализма является логарифмически-нормальная функция. Согласно этой гипотезе, распределение логарифмов признака имеет вид нормальной кривой Гаусса (см. Нормальное распределение). На обычной шкале такое распределение принимает характерную форму кривой с умеренной правосторонней скошенностью.

Дифференциация зарплаты и Д. д. н. в условиях социализма обнаруживают тенденцию к сокращению. Сокращение дифференциации — процесс закономерный, обусловленный постепенным уменьшением качественной неоднородности труда по мере технического прогресса. К этому направлена и политика Советского государства в области зарплаты и доходов: периодический пересмотр минимальных тарифных ставок и уменьшение ставок налогов; введение денежных пособий на детей в многодетных семьях; увеличение длительности оплачиваемых декретных отпусков; улучшение пенсионного обеспечения престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца; увеличение размеров стипендий и т.д. Мероприятия, осуществляемые за счёт общественных фондов потребления, касаются прежде всего наименее обеспеченных слоёв, и это, в свою очередь, способствует выравниванию различий в доходах отдельных групп трудящихся.

 

29. Определение бедности.

ЕДНОСТЬ– состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Сущность бедности.Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с обще-принятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.

Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Измерение бедности.Есть несколько методов измерения бедности.

1. Концепция прожиточного минимума.

Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же – отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

2. Концепция относительной бедности (депривации).

Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

3. Концепция аккумулированной депривации.

Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, – это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).

4. Концепция бедности как самооценки.

Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов – считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.

Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.

Масштабы бедности.Доля бедных в общей численности населения различается от одной страны к другой, а также варьируется в пределах одного государства.

Первые экономико-статистические исследования бедности начались в Великобритании в конце 19 в. В 1889 английский ученый Чарлз Бут опубликовал работу, показавшую, что 1/3 населения Лондона проживает в условиях бедности. Эти данные потрясли общество, так как Англия в тот момент была одной из самых богатых стран мира. На данный момент в Великобритании не существует официального определения бедности, поэтому критерием для выплаты пособий служит доход семьи, а сама черта бедности определяется как уровень дополнительного пособия. К 1990-м, согласно этому критерию, 17% населения страны было отнесено к бедным.

 

30. Показатели бедности.

31. Признаки бедности.

32. Доходы населения.

33. Состав и структура доходов.

34. Характеристики отдельных видов денежных доходов населения.

35. Рубрикатор системы основных показателей уровня жизни населения.

36. Показатели личных доходов населения.

Произошедшие за последние годы преобразования в политической и экономической жизни, появление разнообразных форм собственности повлекли за собой существенные изменения в процессах формирования, распределения, перераспределения и использования личных доходов населения. С переходом к рыночной экономике значительно возросла роль частного предпринимательства и неформального сектора экономики. Последний является частью сектора домашних хозяйств и представлен так называемыми некорпорированными предприятиями, которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения неотделимы от их владельцев. Эти предприятия, как правило, не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и производят продукты и услуги полностью или частично для собственного
потребления домашних хозяйств. В России неформальное производство получило распространение в сельском хозяйстве (например, мелкие фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения), в строительстве, торговле, в сфере услуг (частный извоз, услуги по репетиторству, юридические услуги и др.). Все это не могло не привести к изменению структуры денежных доходов населения. Если к
концу 80-х гг. основным источником доходов была заработная плата (она составляла в среднем до 80% совокупного и 90% денежного дохода семьи), то теперь все большее значение стали приобретать доходы от собственности и индивидуальной предпринимательской деятельности.

В настоящее время выделяют два подхода к исследованию личных доходов населения, отличающихся системой показателей, методологией их построения, источниками информации, формой, видом и способом наблюдения. В основе первого подхода лежит баланс денежных доходов и расходов населения, а в основе второго - выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.

В соответствии с первым подходом в рамках баланса денежных доходов и расходов населения прежде всего определяют общую сумму денежных доходов всего населения, а затем на ее основе - среднедушевой денежный доход. Баланс дает возможность проанализировать не только общий объем, но и структуру денежных доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Он позволяет определить ту часть национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Источниками информации для составления баланса служат статистическая и финансовая отчетность субъектов экономической деятельности, являющихся единицами статистического наблюдения, а также специально организованные обследования, данные налоговых служб и экспертные оценки.

Доходная часть баланса денежных доходов и расходов населения позволяет рассчитать следующие показатели, используемые в настоящее время в статистической практике для характеристики личных доходов населения: денежные доходы населения (совокупные и в расчете на душу населения), реальные денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, среднемесячная начисленная заработная плата (в номинальном и реальном выражении), средний размер назначенной пенсии (в номинальном и реальном выражении). В статистических публикациях обычно приводятся индексы показателей доходов в реальном выражении, а не их абсолютные значения.

Следует иметь в виду, что, поскольку баланс денежных доходов и расходов населения основывается на иных концептуальных принципах, чем СНС, интегральные показатели доходов населения и показатели личных доходов населения отличаются по своему экономическому содержанию и методологии расчета. Так, в соответствии с методикой построения рассматриваемого баланса к денежным доходам населения относят и такие поступления в личный бюджет, которые по методологии СНС не являются текущими доходами и рассматриваются как смена формы активов (например, доходы от продажи имущества) или как капитальные трансферты (например, компенсация за причиненный ущерб, субсидии на жилищное строительство).

В доходной части баланса денежных доходов и расходов населения отражаются следующие денежные доходы населения:

· оплата труда в денежной и натуральной формах, начисленная наемным работникам с учетом стимулирующих доплат, надбавок, выплат, относящихся в соответствии с действующим порядком к фонду заработной платы;

· доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда (выплаты социального характера, командировочные расходы, авторские вознаграждения и прочие выплаты);

· дивиденды;

· поступления от продажи продуктов сельского хозяйства предприятиям и организациям (выручка от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции);

· пенсии, пособия, стипендии и другие поступления из финансовой системы (в том числе страховые возмещения, ссуды, проценты по вкладам, выигрыши и погашения по займам, выигрыши по лотереям и пр.);

· доходы населения от продажи иностранной валюты;

· другие поступления.

Последняя статья баланса включает в себя (кроме денежного довольствия военнослужащих, укрываемой от налогообложения заработной платы и прочих доходов) также часть доходов от предпринимательской деятельности. Под такими доходами понимаются доходы некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам.

Учитывая большое значение этой группы доходов, их стали выделять в доходной части баланса отдельной строкой. При этом в состав доходов от предпринимательской деятельности включают доходы физических лиц от оказания платных услуг населению, продажи товаров на вещевых и продовольственных рынках, а также от продажи продуктов сельского хозяйства и сырья предприятиям и организациям.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются путем деления общей суммы денежных доходов населения за текущий период на среднегодовую численность наличного населения.

На основе величины совокупных денежных доходов населения проводится расчет располагаемых денежных доходов путем вычитания обязательных платежей и взносов (налогов и сборов, платежей по страхованию, взносов в общественные организации, возврата ссуд, расходов на приобретение лотерейных билетов, процентов за товарный кредит, обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Индексы реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов определяются путем деления соответствующих индексов денежных доходов населения в номинальном выражении на индекс потребительских цен. Аналогично исчисляются индексы других показателей личных доходов в реальном выражении

Iр.д.=Iн.д. : Iр

Где Iн.д. - индекс номинальных доходов;

Iр.д. - индекс реальных доходов;

Iр - индекс потребительских цен.

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в отраслях экономики (в номинальном выражении) исчисляется исходя из месячного фонда заработной платы и средней списочной численности работающих. Средний размер назначенной пенсии определяется исходя из общей суммы назначенных месячных пенсий и соответствующей численности пенсионеров.

В основе второго подхода к исследованию личных доходов населения лежит обследование бюджетов домашних хозяйств. Оно позволяет получить сведения о доходах различных групп и слоев населения, а также об их потреблении, накоплении и сбережении. Обследование бюджетов домашних хозяйств является одним из методов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. Оно проводится в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно согласуемой с Правительством РФ.

Обследование бюджетов домашних хозяйств представляет собой специально организованное выборочное наблюдение. Единицей наблюдения служит домашнее хозяйство. Обследование проводится путем непосредственного опроса (интервьюирования) членов домашних хозяйств, вошедших в выборочную совокупность. При этом используются вспомогательные записи о доходах и расходах за календарный месяц, которые ведутся обследуемыми домашними хозяйствами.

По материалам выборочных обследований определяют объем и состав валового и денежного дохода домашнего хозяйства, выявляют различия в уровне и структуре доходов для отдельных категорий домашних хозяйств в зависимости от места жительства, состава семьи, занятости ее членов. Валовой доход охватывает денежный доход, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве или поступивших из других источников (помощь родственников), стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот. В отличие от баланса денежных доходов и расходов населения в денежный доход домашних хозяйств при проведении бюджетных обследований не включаются некоторые поступления, связанные с изменением состава финансовых активов домашних хозяйств (поступления средств с банковских счетов, поступления от продажи акций и других ценных бумаг, поступления от продажи иностранной валюты) или их финансовых обязательств (суммы взятых или возвращенных ссуд, кредитов).

При изучении уровня жизни большое значение имеет не только оценка объема денежных доходов населения как характеристика сформировавшихся у него в текущем периоде экономических ресурсов, но и количественное измерение потенциальных возможностей населения по использованию этих ресурсов на приобретение товаров и услуг. Для этих целей исчисляются показатели покупательной способности денежных доходов всего населения или его отдельных групп. Уровень покупательной способности денежных доходов может быть измерен либо количеством определенного вида товара (услуги), либо количеством фиксированных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода

ПС = Д : Р

где ПС -- покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения в целом или отдельной группы, исчисленная в виде товарного эквивалента (по конкретному товару или услуге) или количества определенного набора товаров и услуг (например, минимальной продовольственной «корзины»);

Д -- величина среднедушевого денежного дохода населения в целом или его отдельной группы;

Р -- средняя цена товара (услуги) или стоимости определенного набора товаров и услуг.

 

37. Показатели доходов и потребления населения.

38. Минимальные социальные стандарты и нормативы.

39. Социальные трансферты и пособие.

Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

Основными целями и задачами предоставления социальных трансфертов являются:

1. обеспечение населения социально значимыми вспомоществованиями и услугами;

2. сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс;

3. смягчение негативных внешних факторов периода адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности и нищеты и др.);

4. обеспечение необходимых количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах. Среди них: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (государственное, обязательное и добровольное).

Социальная помощь это предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг социально уязвимым группам граждан (населения) на основе проверки их нуждаемости (материальная помощь, благотворительность других организаций).

Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и дохода. Среди





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.