МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.





Методика изучения орфографического правила

Цели занятия:

Оборудование:

Для подготовки к собеседованию по теме семинара см вопросы и задания в пособии «Самостоятельная работа студентов. Тема 19.»

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте орфографическое правило как методическое понятие, расскажите о его структуре.

2. Расскажите о видах правил.

3. Назовите основные этапы изучения орфографического правила.

4. Какой ключ к анализу правила предлагают Т.А. Ладыженская и Л.М. Зельманова в книге «Практическая методика. 5 класс»? Пользуясь этим ключом, проведите письменный анализ 1-2 орфографических правил (на выбор) из УМК для 5-7 классов.

5. Для того чтобы научить школьников на практике применять полученные знания, целесообразно использовать образцы рассуждения. В образце рассуждения указываются в определенной последовательности признаки изучаемого явления и способ опоры на них при выборе того или иного решения поставленной задачи. Прочитайте образцы рассуждений в учебных комплексах. Составьте самостоятельно образцы рассуждений (алгоритмы) к следующим правилам:

«Буквы и – ы после ц»;

«Правописание е – и в корнях с чередованием»;

«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» или др.

6.Объяснение нового материала включает в себя следующие элементы:

 

· ознакомление с новым языковым или речевым явлением (восприятие явления; осознание учащимися существенных признаков этого явления; знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление; формирование определения понятия);

· обучение учащихся применению на практике полученных знаний (запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения) (Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 116-119).

Проанализируйте фрагменты уроков объяснения нового материала на одну и ту же тему – «Отрицательные местоимения» (6 кл., 1-ый урок по теме). Все ли перечисленные выше элементы объяснения нового материала использованы в приведенных фрагментах урока? Какие методы и приемы объяснения нового материала кажутся вам наиболее эффективными? неэффективными? Обоснуйте свой ответ. Предложите свой путь объяснения нового материала по данной теме (записать фрагмент урока в тетрадь по методике, подготовиться к проведению в аудитории).

Фрагмент № 1

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений – отрицательные местоимения. (Учитель открывает доску, где написаны три предложения, на примере которых объясняется новый материал. Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь).

 

1. Никто не видел такой красоты.

2. Некого было просить о помощи.

3. Дома никого не было.

 

Учитель: Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-. Они выражают отсутствие чего-л.: предмета, признака, количества. Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа.

Откройте учебник на стр. 170 и прочитайте теперь правило самостоятельно.



 

Фрагмент № 2

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – «Отрицательные местоимения».

Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений.

 

С помощью кодоскопа проецируется на доску 5 предложений.

В красоте природы есть нечто необыкновенное. Ничего не может быть хуже неизвестности. Ничьему добру не завидуй. Некоторые сведения пришли с опозданием. Нечем хвалиться, когда дело из рук валится.

– Выпишите сначала предложения с неопределенными местоимениями, затем запишите остальные предложения и подчеркните местоимения как члены предложения.

 

На доске и в тетрадях учащихся получается такая запись:

 

1. В красоте природы есть нечто (неопр.) необыкновенное. Некоторые (неопр.) сведения пришли с опозданием.

2. Ничего не может быть хуже неизвестности. Ничьему добру не завидуй. Нечем хвалиться, когда дело из рук валится.

 

– Покажите на доске, от каких местоимений образованы неопределенные местоимения (Некоторые - которые, нечто – что).

– Назовите местоимения, разряд которых вы не смогли определить (Это местоимения ничего, ничьему, нечем).

 

Учитель: Вы назвали местоимения ничего, нечем, ничьему, которые по своему значению и грамматическим признакам относятся к разряду отрицательных. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Образуются отрицательные местоимения так же, как и неопределенные: от вопросительных местоимений кто, что, какой, чей и др. С помощью приставок не- и ни-.

Покажите в своих тетрадях, как образуются отрицательные местоимения в данных предложениях (Ничего ← чего, нечем ← чем, ничьему←- чьему).

Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Попробуйте определить сами, когда пишется приставка не-, а когда ни- (В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, а без ударения пишется ни-).

 

– Откройте учебник на стр. 171. Прочитайте правило и обратите внимание, как графически обозначается орфограмма. Обозначьте изучаемую орфограмму в записанных на доске и в тетрадях словах.

 

– Прочитайте теоретические сведения на стр. 170. Как изменяются отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа).

Фрагмент № 3

Учитель: Сегодня вы познакомитесь еще с одним разрядом местоимений – с отрицательными местоимениями. Посмотрите на таблицу, которая находится на доске:

 

Вопросительные местоимения Отрицательные местоимения
кто никтó
что ничтó
кого никогó
чего нéчего
какой никакóй
чей ничéй

 

Как вы уже поняли, слова справа – отрицательные местоимения. Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, с помощью чего они образованы (Отрицательные местоимения образованы с помощью приставок не- и ни-).

– Как вы уже заметили, приставка ни- безударная, а приставка не- находится под ударением. От этого зависит написание отрицательных местоимений.

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Образуются так же, как и неопределенные: от вопросительных местоимений кто, какой, чей, чей, что и др. с помощью приставок не- и ни-.

7. В подгруппах (2-3 человека) разработать фрагмент урока изучения нового орфографического правила по одной из предложенных тем (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.

В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.

Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:

7 класс: Дефис в наречиях.

7 класс: Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

7 класс: Правописание не и ни с различными частями речи.

 

Литература

См. предыдущее занятие

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. — М., 1987*.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М., 2011.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. — М., 2012.

4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. — М., 2011.

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5—6 классы. — СПб., 1997.

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 6—7 классы. — СПб., 1997.

8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.

10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. — М., 2000*.

11. Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М., 1980.

12. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.

13. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980.

14. Хазанов А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. – М., 1982.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.