Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии. Методика изучения орфографического правила Цели занятия: Оборудование: Для подготовки к собеседованию по теме семинара см вопросы и задания в пособии «Самостоятельная работа студентов. Тема 19.» Вопросы и задания 1.Охарактеризуйте орфографическое правило как методическое понятие, расскажите о его структуре. 2. Расскажите о видах правил. 3. Назовите основные этапы изучения орфографического правила. 4. Какой ключ к анализу правила предлагают Т.А. Ладыженская и Л.М. Зельманова в книге «Практическая методика. 5 класс»? Пользуясь этим ключом, проведите письменный анализ 1-2 орфографических правил (на выбор) из УМК для 5-7 классов. 5. Для того чтобы научить школьников на практике применять полученные знания, целесообразно использовать образцы рассуждения. В образце рассуждения указываются в определенной последовательности признаки изучаемого явления и способ опоры на них при выборе того или иного решения поставленной задачи. Прочитайте образцы рассуждений в учебных комплексах. Составьте самостоятельно образцы рассуждений (алгоритмы) к следующим правилам: «Буквы и – ы после ц»; «Правописание е – и в корнях с чередованием»; «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» или др. 6.Объяснение нового материала включает в себя следующие элементы: · ознакомление с новым языковым или речевым явлением (восприятие явления; осознание учащимися существенных признаков этого явления; знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление; формирование определения понятия); · обучение учащихся применению на практике полученных знаний (запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения) (Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 116-119). Проанализируйте фрагменты уроков объяснения нового материала на одну и ту же тему – «Отрицательные местоимения» (6 кл., 1-ый урок по теме). Все ли перечисленные выше элементы объяснения нового материала использованы в приведенных фрагментах урока? Какие методы и приемы объяснения нового материала кажутся вам наиболее эффективными? неэффективными? Обоснуйте свой ответ. Предложите свой путь объяснения нового материала по данной теме (записать фрагмент урока в тетрадь по методике, подготовиться к проведению в аудитории). Фрагмент № 1 Учитель: Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений – отрицательные местоимения. (Учитель открывает доску, где написаны три предложения, на примере которых объясняется новый материал. Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь). 1. Никто не видел такой красоты. 2. Некого было просить о помощи. 3. Дома никого не было. Учитель: Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-. Они выражают отсутствие чего-л.: предмета, признака, количества. Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная. Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа. Откройте учебник на стр. 170 и прочитайте теперь правило самостоятельно. Фрагмент № 2 Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – «Отрицательные местоимения». Сегодня мы изучим еще один разряд местоимений. С помощью кодоскопа проецируется на доску 5 предложений. В красоте природы есть нечто необыкновенное. Ничего не может быть хуже неизвестности. Ничьему добру не завидуй. Некоторые сведения пришли с опозданием. Нечем хвалиться, когда дело из рук валится. – Выпишите сначала предложения с неопределенными местоимениями, затем запишите остальные предложения и подчеркните местоимения как члены предложения. На доске и в тетрадях учащихся получается такая запись: 1. В красоте природы есть нечто (неопр.) необыкновенное. Некоторые (неопр.) сведения пришли с опозданием. 2. Ничего не может быть хуже неизвестности. Ничьему добру не завидуй. Нечем хвалиться, когда дело из рук валится. – Покажите на доске, от каких местоимений образованы неопределенные местоимения (Некоторые - которые, нечто – что). – Назовите местоимения, разряд которых вы не смогли определить (Это местоимения ничего, ничьему, нечем). Учитель: Вы назвали местоимения ничего, нечем, ничьему, которые по своему значению и грамматическим признакам относятся к разряду отрицательных. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Образуются отрицательные местоимения так же, как и неопределенные: от вопросительных местоимений кто, что, какой, чей и др. С помощью приставок не- и ни-. Покажите в своих тетрадях, как образуются отрицательные местоимения в данных предложениях (Ничего ← чего, нечем ← чем, ничьему←- чьему). Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Попробуйте определить сами, когда пишется приставка не-, а когда ни- (В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, а без ударения пишется ни-). – Откройте учебник на стр. 171. Прочитайте правило и обратите внимание, как графически обозначается орфограмма. Обозначьте изучаемую орфограмму в записанных на доске и в тетрадях словах. – Прочитайте теоретические сведения на стр. 170. Как изменяются отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа). Фрагмент № 3 Учитель: Сегодня вы познакомитесь еще с одним разрядом местоимений – с отрицательными местоимениями. Посмотрите на таблицу, которая находится на доске: Вопросительные местоимения | Отрицательные местоимения | кто | никтó | что | ничтó | кого | никогó | чего | нéчего | какой | никакóй | чей | ничéй | Как вы уже поняли, слова справа – отрицательные местоимения. Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, с помощью чего они образованы (Отрицательные местоимения образованы с помощью приставок не- и ни-). – Как вы уже заметили, приставка ни- безударная, а приставка не- находится под ударением. От этого зависит написание отрицательных местоимений. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Образуются так же, как и неопределенные: от вопросительных местоимений кто, какой, чей, чей, что и др. с помощью приставок не- и ни-. 7. В подгруппах (2-3 человека) разработать фрагмент урока изучения нового орфографического правила по одной из предложенных тем (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации. В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал. Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии. Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем: 7 класс: Дефис в наречиях. 7 класс: Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. 7 класс: Правописание не и ни с различными частями речи. Литература См. предыдущее занятие 1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. — М., 1987*. 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М., 2011. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. — М., 2012. 4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. — М., 2011. 5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966. 6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5—6 классы. — СПб., 1997. 7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 6—7 классы. — СПб., 1997. 8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. 9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995. 10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. — М., 2000*. 11. Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М., 1980. 12. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994. 13. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980. 14. Хазанов А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. – М., 1982. |