МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Процессы физического утомления





 

Длительные и интенсивные мышечные нагрузки приводят к временному снижению физической работоспособности организма. Это физиологическое состояние организма называют утомлением. Физиологическая природа утомления к настоящему времени недостаточно выяснена. Предполагается, что процесс утомления затрагивает прежде всего ЦНС, затем нервно-мышечный синапс и в последнюю очередь мышцу. Впервые ведущее значение нервной системы в развитии процессов утомления в организме было отмечено И.М.Сеченовым.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма,в котором производится работа и от величины нагрузки. Утомление может быть вызвано неблагоприятной обстановкой.

Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления.

Чем моложе ребенок, тем быстрее он утомляется. В грудном возрасте утомление наступает уже через 1,5 - 2 ч бодрствования. Дети утомляются при неподвижности, при длительном торможении движений.

Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, выработанный в процессе эволюции для защиты физиологических систем от переутомления, которое является патологическим процессом и характеризуется расстройством деятельности нервной системы и других физиологических систем организма.

Рациональный отдых быстро восстанавливает утраченную работоспособность организма. Однако отдых должен быть активным. Иначе говоря, после физической работы полезно сменить вид деятельности, так как полный покой гораздо медленнее восстанавливает силы. Например, после спортивной тренировки полезно сесть за книги, и наоборот, после учебных занятий - поиграть в футбол или заняться уборкой комнаты.

 

5. Развитие мышечной системы

 

Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Мышцы приобретают присущую им форму и структуру ещё в первой половине внутриутробного периода развития. В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с ростом костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особенно сухожилий, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям. Рост в толщину в небольшой степени происходит за счет образования новых волокон из находящихся в мышцах остатков первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра волокон. У новорожденных он не превышает 10 - 15 тысячных долей миллиметра,а к 3-4 годам увеличиватся в 2-2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных обенностей организма, главным образом от двигательной активности. Начиная с 14-15 лет, микроструктура мышечной ткани практически не отличается от взрослого. Однако утолщение мышечных волокон может продолжаться до 30-35 лет.

У новорожденнего на долю мышц приходится 20-22% массы всего тела, т.е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого человека, мускулатура которого чаще всего составляет 35-45% массы тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение массы мускулатуры должно быть более интенсивным, чем увеличене общей массы тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем весь организм в целом. Так за первые 4 месяца жизни общая масса тела увеличивается вдвое,а масса мышц возрастает только на 60% и составляет 16% массы тела. С конца первого года жизни под влиянием естественной тренировки рост мышц постепенно становится более интенсивным, и к шести годам на долю мышц снова приходится около 22% общей массы тела, а к 8 годам - 27%. Особенно интенсивно растут мышцы от 14-15 лет до 17-18 лет. Так на долю мышц приходится в 14 лет в среднем 30% масы тела, а в 18-20 лет - 40%.



Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетрохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе. Развитие мышц верхних конечностей обычно предшествует развитию мышц нижних конечностей. Более крупные мышцы формируются всегда раньше мелких. Например, мышцы плеча и предплечья формируются быстрее мелких мышц кисти. У годовалого малыша мышцы верхних конечностей и плечевого пояса развиты лучше, чем мышцы таза и нижних конечностей. Особенно интенсивно мышцы рук развиваются в 6-7 лет.

Значительно меняются в процессе онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного отличается повышенный мышечный тонус, а мышцы, вызывающие сгибание конечностей, преобладают над мышцами – разгибателями. С этим обычно связана скованность движений и детей. С возрастом способность мышц к расслаблению увеличивается и примерно после 15 лет движения подростков становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно проходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота (скорость) движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Она значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого.

До 13-14 лет завершается в основном и развитие ловкости, которая связана со способностью детей осуществлять точные, координированные и быстрые движения. Наиболее важен для развития ловкости дошкольный и младший школьный возраст. На развитие ловкости существенное влияние оказывает спортивная тренировка и у 15-16 летних спортсменов точность движений в два раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.

Таким образом, до 6-7 лет дети не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше с 10-12 лет, а у мальчиков – с 13-14 лет. Тем не менее мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно чёткое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма.

Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия в выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе.

Наиболее интенсивно выносливость увеличивается с 11-12 лет, и в целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам.

6. Развитие двигательной активности и координации движений

 

Способность мышц сокращаться появляется уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно развивается мышечный тонус, причем в период внутриутробного развития, также как и в грудном возрасте, тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения плода в матке.

К концу четвертого месяца начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные сокращения мышц туловища и конечностей, главным образом разгибателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становятся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина их ясно ощущает. Элементарная координация движений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных и дыхательных движений, для движений головы, несомненно, появляется задолго до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Двигательная активность и координация движений у новорожденного также далеко не совершенна. Набор его движений весьма ограничен и имеет только безусловно-рефлекторную основу. В основном это беспорядочные движения конечностей.

Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами ( зрительным, тактильным, вестибуляторным).

Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5-2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову.

В 2,5-3 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев перевёртывается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребёнок готовится к ползанию: лёжа на животе всё выше поднимает голову и верхнюю часть туловища. К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги.

К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранять равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги.

Освоение вертикального положения тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияние при ходьбе, беге, прыжке и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела.

В возрасте 4-5 лет ребенку становится доступны самые разнообразные и сложные движения. Он может прыгать, скакать на одной ноге, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения, кататься на коньках.

Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом.

Дети дошкольного возраста, как правило, очень подвижны, что, казалось бы создает условия для значительной естественной тренировки двигательного аппарата. Однако в младшем дошкольном возрасте результаты этой тренировки еще очень низки, что объясняется малой выносливостью мышц. Дети не могут долго выполнять одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные мышцы, естественная тренировка которых начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время с одной и той же частотой и силой не только при ходьбе, но и при лежании. Ребенок 3-4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только в течение короткого времени. Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть – он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность много больше и разнообразнее. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок проходит до 15-20 км.

Мышцы становятся значительно сильнее, а движения – хорошо координированными. Выносливость несколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, например на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но опять-таки ненадолго. Очень низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению.

Таким образом, развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет в первые годы жизни и до подросткового возраста. Их совершенствование всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка, поэтому всякая задержка в развитии движений должна насторожить воспитателя. В таких случаях необходимо обратиться к врачу и проверить функциональное состояние нервной системы детей.

В подростковом возрасте координация движений вследствие гормональных перестроек в организме ребенка несколько нарушается. Однако это временное явление, которое обычно после 15 лет бесследно исчезает. Общее формирование всех координационных механизмов заканчивается в подростковом возрасте, а к 18-25 годам они полностью соответствуют уровню взрослого человека. Возраст 18-30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека. Это возраст его двигательных способностей.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.