Тема: Лепка как вид детской изобразительной деятельности Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов 5 курсов «Специальная психология», «Логопедия» По дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности» Ст.пр., к.пс.н., С.А. Лобач Уч.год Семинар 1-2 (4 часа) Тема: Аппликация как вид детской ИЗО деятельности Вопросы для обсуждения: 1. Сущность процесса аппликации, значение аппликации для всестороннего развития дошкольников с отклонениями в развитии. 2. Своеобразие аппликации детей с отклонениями в развитии. 3. Виды занятий по аппликации в детском саду (по содержанию: предметная, сюжетная, декоративная; по материалу: аппликация из бумаги, из ткани, из природных материалов) 4. Организация занятий по аппликации в детском саду (материалы и оборудование, подготовка к занятию, технология работы). Особенности в специализированном ДОУ (на примере ДОУ для детей с нарушением интеллекта). 5. Техника вырезания как выразительное средство создания художественного образа в аппликации, коллаже. 6. Усложнение аппликации в разных возрастных группах Литература: Основная: 1. Методика развития ИЗО деятельности и конструирования./ Под ред. Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой.. – М.: Просвещение, 1991. – С.74-198 Дополнительная: 2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – С.-Пб.: Союз, 2001 3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1998. - 223с. 4. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста./ Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. – М.,1985. – С.54-76 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в ИЗО деятельности. – М., 1999. – С.304-305 7. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. – С.36-90 Задания для выполнения: 1. Принести на занятие ножницы и бумагу. Подготовиться к демонстрации всех приемов вырезания: вырезание простых геометрических форм, силуэтное вырезание, вырезание по контуру, симметричное вырезание. 2. Принести на занятие выполненную самостоятельно аппликацию из бумаги (тема, вид по выбору студента). Уметь охарактеризовать свою работу (предметная, сюжетная или декоративная, цветная или черно-белая, объемная или плоская, симметричная или несимметричная, геометрическая-негеометрическая, резаная-рваная, плоская-объемная, целыми силуэтами-раздробленная на части-мозаика, однослойная-многослойная, из бумаги-из ткани-из природных материалов), описать использованные приемы вырезания. 5. Составить схему усложнения аппликации в разных возрастных группах по следующим критериям: a. содержание аппликаций; b. используемый материал; c. техника исполнения; d. специфические приемы, используемые воспитателем 6. Составить схему усложнения используемых приемов обучения аппликации умственно отсталых детей на разных возрастных этапах обучения. Семинар 3-4 (4 часа). Тема: Лепка как вид детской изобразительной деятельности Вопросы для обсуждения: - Сущность процесса лепки в детском саду.
- Значение лепки для развития детей с отклонениями в развитии. Коррекционные возможности лепки.
- Сенсорные основы лепки. Обследование натуры (образца) перед лепкой.
- Материалы, оборудование для лепки.
- Виды лепки в специальном дошкольном учреждении (те же, что и в обычном).
- Задачи и приемы лепки в разных возрастных группах ДОУ.
- Занятия лепкой с детьми с нарушениями в развитии.
Литература: Основная: 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в ИЗО деятельности. – М., 1999. – С.276-304 2. Методика обучения ИЗО деятельности и конструированию / Под ред. Т.С, Комаровой, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой. – М.: Просвещение, 1991. С.142-170 Дополнительная: 1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. – 1990. - №8. – С.62 2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – С. – Пб.:Союз, 2001 3. Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И.Солнцевой. – М.: Просвещение, 1967. – С.99-108 (каб 16) 4. Кейер Е. Работа с глиной как метод лечебно-педагогической коррекции // Детский сад со всех сторон. – 2001. - №19. – С.5 5. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1978, 1986 Задания для выполнения: 1. Изучить предложенную литературу. 2. Принести на занятие пластилин (и все, что нужно для лепки), уметь показывать все приемы лепки. 3. Выделить этапы обследования образца перед лепкой. 4. Охарактеризовать виды детской лепки. 5. Изучить методы проведения занятий по лепке и предложить методы обогащения предметной лепки детей с отклонениями в развитии. 6. Составить схему усложнения используемых воспитателем приемов обучения лепке умственно отсталых детей на разных годах обучения. - Выполните пластическое изображение животного в движении. Постарайтесь отразить его характер, передать фактуру шерстки (выполняется на занятии)
- Создайте пластическое изображение человека на тему «Зимние забавы» (выполняется на занятии)
- Выполните лепку декоративной пластины двумя способами (налепом и углубленным рельефом) (выполняется на занятии).
Семинар-практическая 5 (2 часа). Тема: Организация, содержание, методы, приемы обучения рисованию (Просмотр и анализ занятия по изобразительной деятельности) Вопросы для обсуждения: 1. Предметно-развивающая среда кабинета по ИЗО деятельности. 2. Программное содержание занятия. 3. Структура занятия по рисованию. Оборудование. 4. Реализация поставленных задач. 5. Методы и приемы, используемые на занятии. 6. Самостоятельная деятельность детей на занятии. Литература: 1. Методика развития ИЗО деятельности и конструирования. / Под ред. Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной и др. – М.: Просвещение, 1991. – С.53-66 2. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по ИЗО деятельности. – М.: Просвещение, 1996. – С.119-123 Задания для выполнения: (выполняются на занятии) 1. Просмотреть видеозапись занятия. 2. Проанализировать занятие по предложенному плану (вопросы для обсуждения) . Лабораторная работа 1 (2 часа). Тема: Техники рисования. Предварительная подготовка: 1. Принести на занятие бумагу для рисования, кисти, акварель. 2. Изучить предложенную литературу. Вопросы для обсуждения: 1. Организация, оборудование, требования к занятиям. 2. Свойства акварели. 3. Педагогическое руководство рисованием. 4. Пояснение и показ техники изображения воспитателем. Литература: 1. Методика развития ИЗО деятельности и конструирования./ Под ред. Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой.. – М.: Просвещение, 1991. – С.80-83 2. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1971. – С.33, 47, 55, 100. 3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976. – 156с. Задания: (выполняются в ходе занятия) 1. Выполнить техники: · Лессировка по сырому · Рисование по мокрому · Вливание краски в краску · Нанесение пятен · Рисование бумагой по сухому · Монотипия · Пальцевая живопись 2. Выполнить элементы декоративного рисования: · Прямые линии · Волнистые линии · Мазок, двойной мазок, длинный мазок · Трилистник, девятилистник · Цветочная розетка, обрамляющая дуга · Точки Лабораторная работа 2-3 (4 часа). Тема: Предметное рисование (деревья) Вопросы для обсуждения: 1. Виды рисования. Особенности предметного рисования. Свойства гуаши. 2. Типы занятий по предметному рисованию. 3. Методы и приемы, используемые педагогом на предметном рисовании. 4. Тематика занятий по рисованию в разных возрастных группах. 5. Задачи и особенности рисования деревьев в разных возрастных группах. Литература: 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в ИЗО деятельности. – М., 1999. – С.198-212, 224-227 2. Методика развития ИЗО деятельности и конструирования. / Под ред. Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной и др. – М.: Просвещение, 1991. – С.83-142 3. Вершинина Н.А. Предметное рисование в дошкольном возрасте (деревья) Методическое пособие. – Северодвинск.: Издательство Поморского университета 4. Дьяченко Н.Т. Учись рисовать: Альбом по рисованию в детском саду. – Киев,1980. – С.49 5. Захарова В.М. Предметное рисование в детском саду / Под ре. О.П.Фроловой. – С.24 6. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: просвещение, 1985 Задания для выполнения на занятии: 1. Изобразить этапы рисования дерева в разных возрастных группах. 2. Изобразить все виды деревьев, предлагаемые в дошкольникам в каждой возрастной группе. Лабораторная работа 4-5 (4 часа). Тема: Предметное рисование (животные) Вопросы для обсуждения: 1. Образ животных в рисунках детей дошкольного возраста. 2. Усложнение способов рисования животных в возрастных группах детского сада. 3. Способы рисования животных в старшей и подготовительной группах дет. сада. Литература: 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в ИЗО деятельности. – М., 1999. – С.198-212, 224-227 2. Методика развития ИЗО деятельности и конструирования. / Под ред. Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной и др. – М.: Просвещение, 1991. – С.83-142 3. Вершинина Н.А. Предметное рисование в дошкольном возрасте (деревья) Методическое пособие. – Северодвинск.: Издательство Поморского университета 4. Дьяченко Н.Т. Учись рисовать: Альбом по рисованию в детском саду. – Киев,1980. – С. 5. Захарова В.М. Предметное рисование в детском саду / Под ред. О.П.Фроловой. – С. Задания для выполнения: 1. Изобразить животных для каждой возрастной группы. 2. Показать последовательность рисования животного методом «от следа». 3. Нарисовать одного животного в разных позах по схеме. |