Дизартрия при других формах ДЦП Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявлениями бульбарных расстройств. Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, когда имеется одностороннее поражение центрального двигательного нейрона. При атоническо-астатической форме нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. Наблюдается грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.Обычно речь атетозного ребенка неплавная, отрывочная, неритмичная, отсутствует координация. В некоторых случаях можно наблюдать сочетание различных ДЦП у одного и того же ребенка, т. е. смешанные формы дизартрии с характерным комплексом нарушений и в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате. 21. Алалия у детей с ДЦП Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией. Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами: ü повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича; ü вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации. Повреждение корковых речевых зон при алалии у детей с церебральным параличом сопровождается специфической неврологической симптоматикой, которая находит свое подтверждение при энцефалографическом обследовании. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается первичное недоразвитие экспрессивной речи при более сохранной импрессивной речи. Моторная (экспрессивная) алалия проявляется в стойком системном недоразвитии всех компонентов и функций речи. Отмечается недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи и нарушение ее коммуникативной функции. Все формы произвольной речи неполноценны, развитие подражательно-речевой деятельности нарушено. У детей с моторной алалией отсутствует возможность оперирования языковыми единицами, которые имеются в их пассивном словарном запасе. Речь этих детей не является полноценным средством коммуникации. У детей с церебральным параличом наблюдается разная степень недоразвития речи — от полного до частичного ее отсутствия. Моторная алалия чаще всего встречается у детей со спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Ребенок испытывает затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечается бедность активного словаря, аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства звуков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляционные движения на неречевом уровне, но затрудняется реализовать эти возможности в речи. Часто при моторной алалии наблюдается недостаточность артикуляционного праксиса. При сенсорной алалии преимущественно нарушено понимание обращенной речи, при этом отсутствуют нарушения слуха и выраженное недоразвитие познавательной деятельности. В случае первичного недоразвития импрессивной речи отсутствует выраженный разрыв между экспрессивной и импрессивной речью: ребенок не только не понимает обращенную к нему речь, но и не говорит сам. Интонация может быть относительно сохранной. Нередко наблюдаются эхолалии. Ведущим дефектом при сенсорной алалии является недостаточность более высокого уровня слухового восприятия — нарушение слухового гнозиса. Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. При этом для детей характерны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания. Известно, что при гиперкинетической форме ДЦП также часто встречаются нарушения слуха. Очень важно правильно дифференцировать сенсорную алалию и нарушение речевого развития из-за нарушения слуха, так как логопедическая работа будет определяться причиной, вызвавшей недоразвитие речи у ребенка с гиперкинетической формой ДЦП. 22. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП При детском церебральном параличе, в виду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания могут отмечаться все известные формы дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных анализаторных систем. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП могут зависеть от недостаточности их зрительных впечатлений и представлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются). Это затрудняет их соотнесение с определенными звуками. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по написанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списывание остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений. То и списывание претерпевает определенные трудности. Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными образами, с несформированностью зрительно- моторной координации Особенностью нарушений письма у детей с ДЦП является его зеркальность, особенно проявляющаяся на начальных этапах обучения. Дети рисуют и пишут справа и асимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написанию графемы. В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв, в смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов. В некоторых случаях повторения одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов. Предупреждению дисграфии у детей с ДЦП способствует ранняя коррекционная работа, направленная на развитие всех сторон речи, на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации
23. Нарушения формирования личности у детей с ДЦП У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему за- болеванию, переоценивают свои возможности. ;
24. Нарушение коммуникативных функций у детей с ДЦП Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему. У детей с ДЦП в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией. Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП: — связанных с нарушением движений; — связанных с нарушением мозга; — из-за длительной госпитализации; — из-за социально-эмоциональных проблем; — в связи с физическим дефектом. Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияет на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта - основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков. Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается начать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложностями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, так как нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание инициативы. Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера. Эффективность коррекционно - логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства при различных формах дизартрии.
25. Нарушение формирования эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: - биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
- социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией (повышенная чувствительность к раздражителям), повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях. Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстройствами благоприятствуют возникновению истероформных реакций. Такие реакции обычно провоцируются обидой или неудовлетворенными требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурными проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушениями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный, привычный характер. Став привычными формами поведения, они могут составить основу для формирования патологического характера.
26. Значение ранней диагностики при ДЦП. Особенности психологического обследования детей с ДЦП. Детский церебральный паралич является тяжелым инвалидизирующим заболеванием. В большинстве случаев, особенно при значительной степени тяжести заболевания, прогноз реабилитации при ДЦП неблагоприятен. Однако при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месячного возраста ребенка и раннего начала адекватного систематического лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60—70% случаев к 2—3-летнему возрасту. При начале лечения с 12—18-месячного возраста выздоровление даже при самых современных методах лечения может быть лишь у 15—20% и минимальная степень инвалидности — у 30—40% больных. При более поздней диагностике, позднем начале лечения в 60—70% случаев больной ребенок может самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. Однако и в этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном применении комплекса реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, педагогических и социальных. Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка. Учет физических возможностей больного с ДЦП очень важен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения.. При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко распространенные методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций. Выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка с ДЦП, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно использование опросников. Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут. 27. Этиология и патогенез миопатий Прогрессирующие мышечные атрофии — это большая группа наследственных заболеваний, характеризующихся неуклонным нарастанием мышечной слабости и атрофии. Прогресирующие мышечные атрофии подразделяются на первичные и вторичные формы. Вторичные, или нейрогенные, атрофии зависят от поражения периферического двигательного нейрона, их называют также амиотрофиями. При первичных мышечных атрофиях наблюдается первичное поражение мышц в результате нарушения в них обмена веществ. Первичные мышечные атрофии иначе называют прогрессирующими мышечными дистрофиями (ПМД), или миопатиями. ПМД включают: 1) псевдогипертрофическую форму Дюшенна(ранний детский и поздний детский варианты); 2) форму Эрба(ранний, юношеский и поздний варианты); 3) лице-лопаточно-плечевую форму Ландузи—Дежерина и некоторые более редкие формы. ПМД (прогрессирующие миопатии) представляют собой группу наследственных заболеваний, характеризующихся первичным поражением скелетной мускулатуры невоспалительного характера. Большинство клинических форм ПМД на сегодняшний день неизлечимы, дебютируют в молодом возрасте и характеризуются неуклонно прогрессирующим фатальным течением. Миодистрофия Дюшенна является наиболее распространенной формой ПМД, наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. Она характеризуется прогрессирующей атрофией скелетной мускулатуры и ранней инвалидизацией больных. Миопатия Дюшенна была впервые описана французским врачом Дюшенномв 1868 г. Миопатию Дюшенна иначе называют Х-миопатией. Причина системных нарушений при ПМД была установлена 1986 г. американским генетиком Льюисом Кункеллом. Повреждения отражаются на изменении синтеза белка, необходимого для нормальной работы мышечной клетки. Это приводит к нарушению биохимического равновесия. Часть внутриклеточных ферментов выходит в кровь. Эти факторы могут быть причиной нестабильности мембран других клеток. В конечном итоге наступает так называемый хаос обменных реакций, что приводит к отравлению организма продуктами распада. Характерным гистологическим признаком прогрессирующей мышечной дистрофии является беспорядочное расположение разнокалиберных мышечных волокон и увеличение промежуточной соединительной и жировой ткани. Гистологические изменения предшествуют клиническим проявлениям болезни. При этом мышечная слабость, видимой на глаз атрофии, появляется лишь после включения в патологический процесс около 50% мышечных волокон. 28. Клинические особенности миопатий Дюшенна Принято считать, что болезнь Дюшенна начинается в возрасте 3—5 лет и редко — в более поздние годы. Многие формы миопатии Дюшенна имеют свое начало уже внутриутробно Прогрессирование болезни проходит через ряд стадий: В начальной стадии все симптомы выражены неявно, но достаточно четко. Дети еще сохраняют некоторую живость движений, но они не выдерживают нагрузки. Ребенок испытывает затруднения при подъеме по ступеням, при вставании с пола, с корточек Стадия выраженных проявлений болезни, или стадия генерализации атрофии. Постепенно увеличивается поясничный лордоз, походка становится «утиной», деформируются стопы. В этой стадии наблюдается характерное поэтапное вставание с пола, обусловленное слабостью мышц. В дальнейшем больной не может сам подняться. При ходьбе живот резко выпячивается вперед, верхняя часть тела отклоняется назад. Временами силы покидают больного, и он, как подкошенный, может рухнуть на пол и подолгу не может встать. Такое состояние предвещает скорую утрату ходьбы. Тяжелая паралитическая стадия болезни характеризуется невозможностью самостоятельного передвижения и наступает, как правило, в 10—11 лет. Может способствовать как мышечные перегрузки, так и бездействие. К 14—16 годам обездвиженность больных достигает крайней степени. Обычно они погибают до 20 лет, редко позже — в состоянии глубокой общей дистрофии, от заболеваний легких, печени, сердца и др. Увеличение объема икроножных мышц является постоянным и характерным симптомом болезни Дюшенна, получившей название псевдогипертрофической, в большинстве случаев происходит за счет увеличения соединительной и жировой ткани Снижение сухожильных рефлексов идет параллельно степени дистрофического процесса в мышцах, первыми обычно выпадают коленные рефлексы. Затем понижаются и выпадают сухожильные рефлексы рук. Мышечная слабость и атрофии развиваются параллельно. Однако атрофии в мышцах тазового пояса и бедер в начальной и легкой стадиях болезни бывают незаметными, в то время как слабость выявляется отчетливо. Атрофии раньше становятся заметными в мышцах плечевого пояса. Разрастание соединительной ткани в мышцах приводит к их укорочению. Этому процессу подвергаются также сухожилия и связки, что приводит к ограничению подвижности в суставах, контрактурам. Довольно рано у больных можно заметить деформацию грудной клетки. Чаще всего грудная клетка уплощена в передне-заднем направлении. Возможно западание грудины. Во всех случаях обнаруживается остеопороз костей. При миопатии Дюшенна нередки эндокринно-обменные нарушения — чрезмерное похудение, или, наоборот, необычная полнота. Для больных миопатией Дюшенна характерны вялость, замедленность мышления. Это может дополняться плохой памятью и нарушением внимания, неспособностью сосредоточиться. Одновременно с мышечными нарушениями страдают внутренние органы. Функциональная слабость мускулатуры миокарда может привести к острой сердечной недостаточности с неблагоприятным прогнозом. Ослабление мышц, принимающих участие в акте дыхания, зачастую вызывает застойные явления в бронхо-легочном аппарате, что приводит к острым респираторным заболеваниям. Последнее может усугубляться развитием воспаления легких. Снижение перистальтической способности желудочно-кишечного тракта нарушает пищеварение. 29. Психологическая характеристика детей с болезнью Дюшенна Трудности в изучении психологии детей и подростков с миопатией Дюшенна связаны с прогрессирующим течением болезни и ее драматическим завершением. Неизлечимо больные подростки осознают собственную приближающуюся смерть и ее необратимость. Наряду с эмоциональным стрессом пубертата они переживают потрясение из-за приближающейся собственной смерти. За малыми различиями, связанными с личностной зрелостью, подросток реагирует на близкую смерть так же, как взрослый. Чувства подростка меняются очень быстро: от гнева, печали, стыда, отвергания до приподнятого настроения. За жалобами следует безразличие, уступчивость или отгороженность. Сочувствие сверстников для больного очень важно, однако они не способны его поддерживать морально, так как сами переживают свою возрастную неполноценность и угрожающую кончину товарища, с которым они себя легко идентифицируют. Подросток, узнавший о своем неизлечимом заболевании, настойчиво отвергает возможность неизбежной и близкой смерти, не признавая иногда сам факт существования смертельной болезни. Подросток, понимающий, почему его сразила болезнь, переживает гнев, который возникает после периода отвергания факта близкой смерти. Это возмущение несправедливостью судьбы может трансформироваться в агрессию по отношению к окружающим, родителям и сверстникам. Умирающий подросток неизбежно становится печальным. Депрессия у подростка может быть в двух вариантах. Первый тип — реактивная депрессия, обычно возникающая как результат потери части тела или функций, важных для образа «я. Реактивная депрессия углубляет имеющееся печальное настроение и сочетается с сильным чувством вины и обиды. Второй тип депрессии, понимается как преждевременное оплакивание утраты семьи, друзей, самой жизни. Это тяжелое переживание потери собственного будущего — признак печальной стадии принятия собственной смерти. Эти подростки крайне трудны для ухаживающих, они вызывают чувство тревоги и душевного дискомфорта. 30. Значение и методы нейропсихологического исследования познавательных процессов при различных формах ДЦП 31. Значение и методы ранней психодиагностики детей с церебральным параличом. Психодианостика в системе реабилитации больных Психодиагностика позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП. До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно использование опросников. Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации определяется прежде всего тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходимо проведение психодиагностического обследования. В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь родители, семья, поэтому необходима психодиагностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность. По результатам психодиагностики должны быть: — выявлены, нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации; — выявлены наиболее сохранные психические функции, чтобы «задействовать» компенсаторные механизмы, что крайне важно, особенно когда нарушенная функция не подлежит восстановлению; — осуществлена оценка тех особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития. В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов: 1. Деятелъностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной. 2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка его результатов. 3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом. 4. Принцип сравнительного подхода при изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка. 5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития ребенка включает учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных. 32. Особенности психолого-педагогического обследования детей с ДЦП Психолого-педагогическая диагностика включает: — психологические срезы, проводимые три раза в году; — психолого-педагогическое и медицинское наблюдение и сопровождение в динамике учебного процесса; — проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению процесса и результатов обучение учащихся. Диагностика проводится с опорой на ведущую деятельность. При этом выясняют: — запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений; — конкретные особенности их простейшей систематизации; — специфика использования детьми имеющихся знаний в процессе решения мыслительных задач. При оценке саморегуляции мыслительной деятельности учитывают: — степень понимания; — принятие задания; — сохранение задания до конца выполнения; — качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке результатов. Диагностика школьной готовности предусматривает выявление динамики и продолжение работы с деть ми в классе и в домашних условиях. По окончании диагностического класса на психолого медико-педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшего обучения учащихся с учетом достигнутого уров ня, потенциальных возможностей, психофизического статуса и особенностей развития личности ребенка.
33. Психодиагностика двигательных функций ребенка с ДЦП При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования, важно обратить внимание на время овладения ребенком теми или иными двигательными навыками (время удержания головы, время первых захватываний игрушек, время самостоятельного передвижения). Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральным параличом является оценка их «функциональной приспособляемости» к своему двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, т. е. ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами. При ДЦП наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Патологический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, нарушение внимания. Особенно наглядно это отражается в рисунках и в письме у ребенка. Из-за скованности движений линии не дотягиваются до конца, рисунок мелкий, с прерывистостью линий. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению в формировании автоматических движений. У ребенка страдает синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах детства, когда еще недостаточно развита речь усугубляет задержку его психического развития. Например, значительное недоразвитие выразительной моторики наблюдается при умственной отсталости. Это проявляется в невыраженности, обедненности, монотонности мимики, жестов, защитных и автоматических движений. При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов страдают отдельные компоненты движения: его сила, точность и скорость, что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При патологии как премоторных, так и постцентральных отделов головного мозга выявляются нарушения целостных двигательных актов (апраксия). При ДЦП наблюдается диффузная симптоматика, сочетающая явления повреждения в двигательной сфере с ее недоразвитием. К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизвольные движения, не связанные по смыслу с произвольными движениями. Синкинезии наблюдаются и у здоровых детей, особенно в раннем возрасте, но в дальнейшем они уменьшаются, и в подростковом возрасте уже не наблюдаются. При ДЦП они имеются и у ребенка, и у подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают ребенка всю жизнь.
34. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций детей с ДЦП У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий. В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие, направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа — его предметность, формируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной информации с действительными качествами воспринимаемого объекта, для обнаружения которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с объектом. При нарушении перцептивных действий у детей с ДЦП наблюдается неспособность к интеграции частей воспринимаемого редмета в целостный образ. При исследовании зрительного восприятия у ребенка с церебральным параличом ему показывают яркую блестящую игрушку, которую помещают в поле его зрения, и отмечают возможность и длительность фиксации взора на ней, прослеживания ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить причину этих нарушений: отсутствие интереса, преобладание реакций страха, грубое нарушение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология. Наряду с указанными наиболее простыми зрительными функциями исследуют узнавание знакомых игрушек, картинок (в 1—2 года), возможность сличения цветов (в 2—3 года). У детей, начиная с 3—4-летнего возраста, исследуют особенности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с церебральными параличами может отмечаться недостаточность слухового восприятия. Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно обследуют в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуют состояние ориентировочного слухового рефлекса, проверяют возможность локализации звука в пространстве. Для этого ребенку предлагают указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Если у ребенка есть подозрение на нарушение слуха, необходимо обследование у сурдолога. У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это выражение врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется значительно дольше. При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация 'в реагировании на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познавательной активности, что выявляется у детей с задержкой психического развития или с умственной отсталостью. Учитывая тормозящую роль сенсорных нарушений в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования рекомендуется исследовать особенности развития зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов; уровень развития осязательного восприятия предметов: формы, фактуры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследование необходимо включить изучение процессов анализа, синтеза и обобщений предметов, а также уровень развития количественных представлений.
35. Медицинская коррекция при ДЦП В медицинскую коррекцию ДЦП включается широкий спектр методов лечения: медикаментозная терапия, физиотерапия, использование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто-, и нейрохирургическое лечение и другие методы. Медицинская коррекция включает три аспекта: — лечебно-воспитательные мероприятия,направленные на устранение или уменьшение общесоматических расстройств и дефектов (двигательных, речевых, сенсорных и т. д.), являющихся зачастую мощным фрустрирующим фактором, повышающим уровень невротизации и психопатизации больного ребенка; — медикаментозное лечение органической мозговой патологии, являющейся благоприятной почвой для возникновения и развития указанных расстройств; — психотерапевтическое лечение, воздействующее непосредственно на личность больного ребенка. Методы коррекции, применяемые не только в клиниках, нои в специальных образовательных учреждениях. Лечебная физкультура и массаж Возможности лечебной физкультуры при лечении детей с ДЦП широко используются в восстановительном лечении ДЦП. Применяется два вида массажа приДЦП вибрационный и склеромерный. Вибрационный массаж обеспечивает избирательное воздействие на мышцы, оказывая рефлекторное влияние на функциональное состояние нервной системы. Склеромерный массаж. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостницы, может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность Мануальная терапия Метод мануальной терапии предложен для комплексного лечения ДЦП. Этот метод обладает выраженным миорелаксирующим эффектом. Метод функционального биоуправления Суть метода заключается в перестройке механизмов движений под воздействием восходящих потоков двигательной афферентации, возникающей при направленной целевой тренировке активности активных мышц или группы мышц, сигнализирующих об успешности и правильности выполнения движений в заданном объеме. Метод комплексной стимуляции Метод акцентирован на топологическое принципе воздействия на пораженные структуры головного и спинного мозга. Создана эффективная система комплексной стимуляции развития статико-моторных, перцептивных и интеллектуально-речевых функций в соответствии с нормативным возрастным профилем развития ребенка. Метод кондуктивной педагогики Кондуктив-иая педагогика (КП) представляет собой метод воздействия на больного, осуществляемого специально обученным в Институте, кондуктором. Основное внимание в методе уделено медико-педагогической коррекции. Последняя направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Метод базируется на концепции, согласно которой мозг развивается в конкретных условиях. В связи с этим кондуктор стремится, обучая ребенка, руководить удовлетворением биологических и социальных потребностей организма, т. е. руководить адаптацией к окружающей среде. 36. Принципы психологической коррекции ребенка с ДЦП В широком смысле психологическая коррекция — это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. ü Принцип комплексности согласно этому принципу психологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. ü Принцип личностного подхода. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. ü Принцип деятелъностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. ü Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, физических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. ü Иерархический принцип. Реализация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребенка. ü Каузальный принцип. Реализацкя этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. ü Временной принцип. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
37. Психологическая коррекция познавательных процессов детей с ДЦП У больных с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов. Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов: — обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций; — развитие константности, предметности и обобщенности восприятия; — развитие скорости восприятия объектов. Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. Направления психокоррекции памяти: — увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях; — развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности. У детей с данной формой дизонтогенеза мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи: — обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; — обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия); — формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного развития. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психического развития. Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. 38. Психокоррекционные технологии в коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков с ДЦП Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это организованная система психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности и др. Важным этапом является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Рассматривая психокоррекционный процесс как систему выделяют четыре блока: ü диагностический — изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, приводящих к эмоциональному неблагополучию ребенка ü установочный — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия ü коррекционный – гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием ü оценочный – при оценке эффективности психологической коррекции анализируют отчеты родителей о поведении детей в начале и после занятий. Оценивают также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Игра — это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взамодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качестга, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать для детей с ДЦП в случаях потенциально сохранного интеллекта, а также с выраженными межличностными конфликтами и нарушением поведения. Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом использу'ются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Основные цели этих занятий: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до пяти человек) группой детей. I этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербалъно-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. II этап — обуча-ющий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. III этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр.
39. Психологическая коррекция личности детей с ДЦП 40. Коррекция нарушений речи при ДЦП Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить состояние функций, связанных с произношением. Для этого следует обращать внимание на: — гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные движения, резкие движения или изменение тонуса, объем движений; — наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма, их влияние на дисфункции моторных структур, необходимых для питания; — рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поисковый; — ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда. Важно проверить оральный мышечный тонус: — челюсти во время движений и без движений (например, в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткрытом положении). У детей с ДЦП челюсти в нейтральной ситуации часто находятся в открытом положении; — тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симметрию губ; — тонус мышц языка, его изолированные движения, возможность их переключаемости; — мягкое нёбо, твердое нёбо, координацию между ними, подвижность; ритм, объем дыхания, координацию между дыханием и речью (голосовыми реакциями), вдохом—выдохом, «обратное дыхание» (да/нет), сопровождение дыхание ребенка движениями тела и головы; — взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и зву-копроизношения; активность этого контроля, объем дви жений, наличие стереотипных движений. Для стимулирования появления артикуляции необходимо, чтобы ребенок мог контролировать мелкие движения и дифференцировать движения губ и челюстей, языка через выполнение упражнений, которые требуют большой определенности. Для этого необходимо формирование контроля за положением тела. С этой целью проводится работа в «реф-лекс-запрещающей» позе ребенка, чтобы оценить мышечный тонус. Коррекционную работу рекомендуется начинать с движений и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнообразны, интересны для ребенка, но самое главное, они должны быть функциональными, т. е. облегчать движения языка, формировать координацию движений, серии движений, которые "необходимы в процессе кормления и речи. Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и логопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений. Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но — особенно — от правильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии. 41. Коррекция нарушений чтения и письма при ДЦП Методика коррекции дислексии, разработанная Л.А. Даниловой(1997), построена на воспитании у ребенка способности к восприятию графического образа буквы, слога, слова и предложения без опоры на семантическую значимость, лишая его возможности читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память. Коррекция дислексии проводится в несколько этапов: I этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений. II этап. Тренировка чтения разных слогов. III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память. IV этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. Несформированность двигательного навыка письма выдвигает необходимость рационального определения дозировки выполнения письменных и контрольных работ. Замедленный темп письма у учащихся с ДЦП определяет необходимость предоставления большего количества времени для выполнения письменных работ, а в некоторых случаях ребенок часть ответа может дать в устной форме. При проведении письменных работ и при оценке знаний учащихся педагог должен продумывать условия предъявления учебного материала, объем и способ его выполнения. Что касается вышеописанных затруднений, вызванных пространственными нарушениями и несформированностью зрительно-моторной координации, то при их наличии педагог должен специально обозначать (чернилами или карандашом) строку и место, с которых нужно начинать писать или рисовать, определять символами необходимое расстояние между строчками или частями задания. Таким образом, применение различных психолого-педагогических и логопедических приемов коррекции речевых нарушений чтения и письма способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с ДЦП. 42. Психолого-педагогическая коррекция детей в дошкольных учреждениях Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач: — развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам; — коррекция развития речи; — развитие двигательной сферы но индивидуальным программам; — формирование социальной адаптации; — развитие творческих способностей; — подготовка к школьному обучению и подбор типа школы; — формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье. Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени: I ступень — пропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1 года до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа \ к усвоению программ II ступени 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении; а) создание положительной установки на посещение детского сада; б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс. 2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности: а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения; б) формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. 3. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания. II ступень — основная — включает воспитанно детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению. В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности. 43. Физическое воспитание детей с церебральным параличом Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. При начале специальных занятий в первые месяцы и годы жизни ребенка можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических двигательных стереотипов. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи: 1. Формирование контроля над положением головы и ее движениями. 2. Обучение разгибанию верхней части туловища. 3. Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти). 4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину). 5. Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания. 6. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении. 7. Обучение вставанию на колени, затем на ноги. 8. Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой. 9. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений. Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных стато-кинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса. Наряду с лечебной физкультурой при ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация. У детей с церебральным параличом, особенно в младенческом и раннем возрасте, отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец. Ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу. Почти у всех детей даже в более позднем — дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма. При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытие кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук. Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук. 44. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации детей с ЦП Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенк |