МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дизартрия при других формах ДЦП





Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявлениями бульбарных расстройств.

Сходные, но часто менее выраженные речевые расстрой­ства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, ко­гда имеется одностороннее поражение центрального двига­тельного нейрона.

При атоническо-астатической форме нарушения общей и артикуляци­онной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. Наблюдается грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.Обычно речь атетозного ребенка неплавная, отрывочная, неритмичная, отсутствует координация.

В некоторых случаях можно наблюдать сочетание раз­личных ДЦП у одного и того же ребенка, т. е. смешанные формы дизартрии с характерным комплексом нарушений и в экспрессивной речи и артикуляционном ап­парате.

21. Алалия у детей с ДЦП

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка
.

При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией. Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами:

ü повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича;

ü вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации.

Повреждение корковых речевых зон при алалии у детей с церебральным параличом сопровождается специфической неврологической симптоматикой, которая находит свое подтверждение при энцефалографическом обследовании.

Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается первичное недоразвитие экспрессивной речи при более сохранной импрессивной речи. Моторная (экспрессивная) алалия проявляется в стойком системном недоразвитии всех компонентов и функций речи. Отмечается недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи и нарушение ее коммуникативной функции. Все формы произвольной речи неполноценны, развитие подражательно-речевой деятельности нарушено. У детей с моторной алалией отсутствует возможность оперирования языковыми единицами, которые имеются в их пассивном словарном запасе. Речь этих детей не является полноценным средством коммуникации. У детей с церебральным параличом наблюдается разная степень недоразвития речи — от полного до частичного ее отсутствия. Моторная алалия чаще всего встречается у детей со
спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Ребенок испытывает затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги).
Отмечается бедность активного словаря, аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства звуков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляционные движения на неречевом уровне, но затрудняется реализовать эти возможности в речи. Часто при
моторной алалии наблюдается недостаточность артикуляционного праксиса.



При сенсорной алалии преимущественно нарушено понимание обращенной речи, при этом отсутствуют нарушения слуха и выраженное недоразвитие познавательной деятельности. В случае первичного недоразвития импрессивной речи отсутствует выраженный разрыв между экспрессивной и импрессивной речью: ребенок не только не понимает обращенную к нему речь, но и не говорит сам. Интонация может быть относительно сохранной. Нередко наблюдаются эхолалии. Ведущим дефектом при сенсорной алалии является недостаточность более высокого уровня слухового восприятия — нарушение слухового гнозиса. Сенсорная алалия
наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. При этом для детей характерны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания.

Известно, что при гиперкинетической форме ДЦП также часто встречаются нарушения слуха. Очень важно правильно дифференцировать сенсорную алалию и нарушение речевого развития из-за нарушения слуха, так как логопедическая работа будет определяться
причиной, вызвавшей недоразвитие речи у ребенка с гиперкинетической формой ДЦП.


22. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП

При детском церебральном параличе, в виду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания могут отмечаться все известные формы дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных анализаторных систем. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП могут зависеть от недостаточности их зрительных впечатлений и представлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются). Это затрудняет их соотнесение с определенными звуками. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по написанию, искажается смысл слов.

Если эти нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списывание остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений. То и списывание претерпевает определенные трудности.

Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными образами, с несформированностью зрительно- моторной координации

Особенностью нарушений письма у детей с ДЦП является его зеркальность, особенно проявляющаяся на начальных этапах обучения. Дети рисуют и пишут справа и асимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написанию графемы. В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв, в смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов. В некоторых случаях повторения одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с ДЦП способствует ранняя коррекционная работа, направленная на развитие всех сторон речи, на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации


23. Нарушения формирования личности у детей с ДЦП

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной
неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к
окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей
деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью,
обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость
волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему за- болеванию, переоценивают свои возможности.

 


;


24. Нарушение коммуникативных функций у детей с ДЦП

Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему.

У детей с ДЦП в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией.

Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:

— связанных с нарушением движений;

— связанных с нарушением мозга;

— из-за длительной госпитализации;

— из-за социально-эмоциональных проблем;

— в связи с физическим дефектом.

Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияет на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта - основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков.

Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается начать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложностями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, так как нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание инициативы.

Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Эффективность коррекционно - логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства при различных формах дизартрии.


25. Нарушение формирования эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего прояв­ляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в соче­тании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, об­щей гиперэстезией (повышенная чувствительность к раздражителям), повышенной истощаемостью нервной систе­мы.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатли­тельностью, склонностью к страхам, причем у одних преоблада­ют повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчи­вость, заторможенность.

Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безуча­стности (апатико-абулический синдром). Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. При возникновении страха у ребенка усиливаются салива­ция и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атак­сия).

Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстрой­ствами благоприятствуют возникновению истероформных реакций. Такие реакции обычно провоцируются обидой или неудовлетворенны­ми требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурны­ми проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушени­ями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный, привычный характер. Став привычными формами поведения, они могут составить основу для формирования патологического характера.

26. Значение ранней диагностики при ДЦП. Особенности психологического обследования детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич является тяжелым инвалидизирующим заболеванием. В большинстве случаев, осо­бенно при значительной степени тяжести заболевания, прог­ноз реабилитации при ДЦП неблагоприятен. Однако при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месячного возраста ребенка и раннего начала адекватного систематиче­ского лечения практическое выздоровление может быть дос­тигнуто в 60—70% случаев к 2—3-летнему возрасту. При начале лечения с 12—18-месячного возраста выздоровление даже при самых современных методах лечения может быть лишь у 15—20% и минимальная степень инвалидности — у 30—40% больных. При более поздней диагностике, позд­нем начале лечения в 60—70% случаев больной ребенок мо­жет самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. Однако и в этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном примене­нии комплекса реабилитационных мероприятий: медицин­ских, психологических, педагогических и социальных.

Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигатель­ной патологией, а также наличием у большинства детей ин­теллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэто­му обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Про­цесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на дви­гательные возможности ребенка.

Учет физических возможностей больного с ДЦП очень ва­жен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, исполь­зуемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения..

При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению.

Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко распространенные методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций.

Выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка с ДЦП, от его спо­собностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно исполь­зование опросников.

Учитывая повышенную истощаемость данного континген­та детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут.

 


27. Этиология и патогенез миопатий

Прогрессирующие мышечные атрофии — это большая группа наследственных заболеваний, характери­зующихся неуклонным нарастанием мышечной слабости и атрофии.

Прогресирующие мышечные атрофии подразделяются на первичные и вторичные формы. Вторичные, или нейрогенные, атрофии зависят от поражения периферического дви­гательного нейрона, их называют также амиотрофиями. При первичных мышечных атрофиях наблюдается первичное поражение мышц в результате нарушения в них обмена ве­ществ. Первичные мышечные атрофии иначе называют про­грессирующими мышечными дистрофиями (ПМД), или миопатиями.

ПМД включают:

1) псевдогипертрофическую форму Дюшенна(ранний дет­ский и поздний детский варианты);

2) форму Эрба(ранний, юношеский и поздний варианты);

3) лице-лопаточно-плечевую форму Ландузи—Дежерина
и некоторые более редкие формы.

ПМД (прогрессирующие миопатии) представляют собой группу наследствен­ных заболеваний, характеризующихся первичным пораже­нием скелетной мускулатуры невоспалительного характера. Большинство клинических форм ПМД на сегодняш­ний день неизлечимы, дебютируют в молодом возрасте и ха­рактеризуются неуклонно прогрессирующим фатальным течением.

Миодистрофия Дюшенна является наиболее распростра­ненной формой ПМД, наследуется по Х-сцепленному рецессив­ному типу. Она характеризуется прогрессирующей атрофией скелетной мус­кулатуры и ранней инвалидизацией больных.

Миопатия Дюшенна была впервые описана французским врачом Дюшенномв 1868 г. Миопатию Дюшенна иначе называют Х-миопатией.

Причина системных нарушений при ПМД была установлена 1986 г. американским генетиком Льюисом Кункеллом.

Повреждения отражаются на из­менении синтеза белка, необходимого для нормальной работы мы­шечной клетки. Это приводит к нарушению биохимиче­ского равновесия. Часть внутриклеточных ферментов выходит в кровь. Эти факторы могут быть причиной нестабильности мембран других клеток. В конечном итоге на­ступает так называемый хаос обменных реакций, что приво­дит к отравлению организма продуктами распада.

Характерным гистологическим признаком прогресси­рующей мышечной дистрофии является беспорядочное рас­положение разнокалиберных мышечных волокон и увели­чение промежуточной соединительной и жировой ткани.

Гистологические изменения предшествуют клиническим проявлениям болезни. При этом мышечная слабость, видимой на глаз атрофии, появляется лишь после включения в патоло­гический процесс около 50% мышечных волокон.


28. Клинические особенности миопатий Дюшенна

 

Принято считать, что болезнь Дюшенна начинается в воз­расте 3—5 лет и редко — в более поздние годы. Многие формы миопатии Дюшенна имеют свое начало уже внутриутробно

Прогрессирова­ние болезни проходит через ряд стадий:

В начальной стадии все симптомы выражены неявно, но достаточно четко. Дети еще сохраняют некоторую живость движений, но они не выдерживают нагрузки. Ребенок испытывает затруд­нения при подъеме по ступеням, при вставании с пола, с кор­точек

Стадия выраженных проявлений болезни, или стадия генерализации атрофии. Постепенно увеличивается поясничный лордоз, по­ходка становится «утиной», деформируются стопы. В этой стадии наблюдается характерное поэтапное вставание с по­ла, обусловленное слабостью мышц. В дальнейшем больной не может сам подняться. При ходьбе живот резко выпячива­ется вперед, верхняя часть тела отклоняется назад. Времена­ми силы покидают больного, и он, как подкошенный, может рухнуть на пол и подолгу не может встать. Такое состояние предвещает скорую утрату ходьбы.

Тяжелая паралитическая стадия болезни характеризуется невозможностью самостоятельного пе­редвижения и наступает, как правило, в 10—11 лет. Может способствовать как мышечные перегрузки, так и бездействие.

К 14—16 годам обездвиженность больных достигает крайней степени. Обычно они погибают до 20 лет, редко позже — в состоянии глубокой общей дистрофии, от заболеваний легких, печени, сердца и др.

Увеличение объема икроножных мышц является постоян­ным и характерным симптомом болезни Дюшенна, получив­шей название псевдогипертрофической, в большинстве случаев происходит за счет увеличения соединительной и жировой ткани

Снижение сухожильных рефлексов идет параллельно степени дистрофического процесса в мышцах, первыми обычно выпадают коленные рефлексы. Затем понижаются и выпадают сухожильные рефлек­сы рук.

Мышечная слабость и атрофии развиваются параллельно. Однако атрофии в мыш­цах тазового пояса и бедер в начальной и легкой стадиях бо­лезни бывают незаметными, в то время как слабость выяв­ляется отчетливо. Атрофии раньше становятся заметными в мышцах плечевого пояса.

Разрастание соединительной ткани в мыш­цах приводит к их укорочению. Этому процессу подверга­ются также сухожилия и связки, что приводит к ограничению подвижности в суставах, контрактурам.

Довольно рано у больных можно заметить деформацию грудной клетки. Чаще всего грудная клетка уплощена в передне-заднем направлении. Возможно западание грудины.

Во всех случаях обнаруживается остеопороз костей.

При миопатии Дюшенна нередки эндокринно-обменные нарушения — чрезмерное похудение, или, наоборот, необыч­ная полнота.

Для больных миопатией Дюшенна харак­терны вялость, замедленность мышления. Это может допол­няться плохой памятью и нарушением внимания, неспо­собностью сосредоточиться.

Одновременно с мышечными нарушениями страдают внутренние органы. Функциональная слабость муску­латуры миокарда может привести к острой сердечной недостаточности с неблагоприятным прогнозом. Ослабление мышц, принимающих участие в акте дыхания, зачастую вы­зывает застойные явления в бронхо-легочном аппарате, что приводит к острым респираторным заболеваниям. Послед­нее может усугубляться развитием воспаления легких. Сни­жение перистальтической способности желудочно-кишечно­го тракта нарушает пищеварение.


 

29. Психологическая характеристика детей с болезнью Дюшенна

Трудности в изучении психологии детей и подростков с миопатией Дюшенна связаны с прогрессирующим течени­ем болезни и ее драматическим завершением.

Неизлечимо больные подростки осознают собственную приближающуюся смерть и ее необратимость. Наряду с эмо­циональным стрессом пубертата они переживают потрясение из-за приближающейся собственной смерти. За малыми раз­личиями, связанными с личностной зрелостью, подросток реагирует на близкую смерть так же, как взрослый. Чувства подростка меняются очень быстро: от гнева, печали, стыда, отвергания до приподнятого настрое­ния. За жалобами следует безразличие, уступчивость или от­гороженность. Сочувствие сверстников для больного очень важно, однако они не способны его поддерживать морально, так как сами переживают свою возрастную неполноценность и угрожающую кончину товарища, с которым они себя лег­ко идентифицируют.

Подросток, узнавший о своем неизлечимом заболевании, настойчиво отвергает возможность неизбежной и близкой смерти, не признавая иногда сам факт существования смер­тельной болезни. Подрос­ток, понимающий, почему его сразила болезнь, переживает гнев, который возникает после периода отвергания факта близкой смерти. Это возмущение несправедливостью судь­бы может трансформироваться в агрессию по отношению к окружающим, родителям и сверстникам.

Умирающий подросток неизбежно становится печальным. Депрессия у подростка может быть в двух вариантах. Пер­вый тип — реактивная депрессия, обычно возникаю­щая как результат потери части тела или функций, важных для образа «я. Реактивная депрессия углубляет имеющееся пе­чальное настроение и сочетается с сильным чувством вины и обиды.

Второй тип депрессии, понимается как преждевременное оплакивание ут­раты семьи, друзей, самой жизни. Это тяжелое переживание потери собственного будущего — признак печальной стадии принятия собственной смерти. Эти подростки крайне трудны для ухаживающих, они вызывают чувство тревоги и душев­ного дискомфорта.


30. Значение и методы нейропсихологического исследования познавательных процессов при различных формах ДЦП


31. Значение и методы ранней психодиагностики детей с церебральным параличом. Психодианостика в системе реабилитации больных

Психодиагностика позволяет определить особенности ак­туального психического состояния и потенциальных возмож­ностей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП.

До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно исполь­зование опросников.

Система психологической реабилитации состоит из сле­дующих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реаби­литации определяется прежде всего тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходимо проведение психодиагностическо­го обследования.

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь родители, семья, поэтому необходима психодиагностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность.

По результатам психодиагностики должны быть:

выявлены, нарушения психической деятельности, их ме­ханизмы для определения перспектив реабилитации;

выявлены наиболее сохранные психические функции, чтобы «задействовать» компенсаторные механизмы, что крайне важно, особенно когда нарушенная функция не подлежит восстановлению;

осуществлена оценка тех особенностей психической дея­тельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:

1. Деятелъностный принцип, направленный на проведе­ние психологического обследования в контексте деятель­ности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практиче­ской, игровой, учебной.

2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоен­ные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада­нию, собственная оценка его результатов.

3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4. Принцип сравнительного подхода при изучении нару­шенного развития психолог должен правильно ориенти­роваться в особенностях психического развития здорово­го ребенка.

5. Принцип комплексного подхода к диагностике пси­хического развития ребенка включает учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребен­ка с ДЦП: клинических, педагогических, психологичес­ких, социальных.

 


32. Особенности психолого-педагогического обследования детей с ДЦП

Психолого-педагогическая диагностика включает:

— психологические срезы, проводимые три раза в году;

— психолого-педагогическое и медицинское наблюдение и сопровождение в динамике учебного процесса;

— проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению процесса и результатов обучение
учащихся.

Диагностика проводится с опорой на ведущую деятельность.

При этом выясняют:

— запас знаний об окружающем мире в виде общих пред­ставлений;

— конкретные особенности их простейшей систематизации;

— специфика использования детьми имеющихся знаний в процессе решения мыслительных задач.

При оценке саморегуляции мыслительной деятель­ности учитывают:

— степень понимания;

— принятие задания;

— сохранение задания до конца выполнения;

— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке результатов.

 

Диагностика школьной готовности предусматривает выявление динамики и продолжение работы с деть ми в классе и в домашних условиях.

 

По окончании диагностического класса на психолого медико-педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшего обучения учащихся с учетом достигнутого уров ня, потенциальных возможностей, психофизического стату­са и особенностей развития личности ребенка.


33. Психодиагностика двигательных функций ребенка с ДЦП

При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования, важно обратить внимание на время овладения ребенком теми или иными двигательными навыками (время удержа­ния головы, время первых захватываний игрушек, время са­мостоятельного передвижения).

Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральным параличом является оцен­ка их «функциональной приспособляемости» к своему двига­тельному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она дос­таточно выражена, т. е. ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами.

При ДЦП наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточно­сти тонической функции в раннем возрасте нарушается фор­мирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание го­ловы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрица­тельное влияние на работоспособность, обучение. Патоло­гический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, нарушение внимания. Особенно наглядно это отражается в рисунках и в письме у ребенка. Из-за скованности движе­ний линии не дотягиваются до конца, рисунок мелкий, с пре­рывистостью линий. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность под­корковых образований приводит к нарушению в форми­ровании автоматических движений. У ребенка страдает синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных дви­жений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения. Отставание в развитии выразитель­ных движений на ранних этапах детства, когда еще недоста­точно развита речь усугубляет задержку его психического развития. Например, значительное недоразвитие вырази­тельной моторики наблюдается при умственной отсталости. Это проявляется в невыраженности, обедненности, монотон­ности мимики, жестов, защитных и автоматических движений.

При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов страдают отдельные компоненты дви­жения: его сила, точность и скорость, что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При патологии как премоторных, так и постцентральных отделов головного мозга выявляются нарушения целостных двигательных актов (апраксия).

При ДЦП наблюдается диффузная симптоматика, сочетающая явления повреждения в двига­тельной сфере с ее недоразвитием.

К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизвольные движения, не связанные по смыслу с произвольными движениями. Синкинезии наблюдаются и у здоровых детей, особенно в раннем возрасте, но в дальнейшем они уменьшаются, и в подростковом возрасте уже не наблю­даются. При ДЦП они имеются и у ребенка, и у подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопро­вождают ребенка всю жизнь.

 

 


34. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций детей с ДЦП

У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий.

В отечественной психологии под перцептивными дейст­виями понимают восприятие, направленное на создание об­раза предмета. Основное свойство перцептивного образа — его предметность, формируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной информации с действительными ка­чествами воспринимаемого объекта, для обнаружения кото­рых недостаточно одного созерцания, а требуется практи­ческое взаимодействие с объектом. При нарушении перцептивных действий у детей с ДЦП наблюда­ется неспособность к интеграции частей воспринимаемого редмета в целостный образ.

При исследовании зрительного восприятия у ребенка с це­ребральным параличом ему показывают яркую блестящую иг­рушку, которую помещают в поле его зрения, и отмечают воз­можность и длительность фиксации взора на ней, прослежива­ния ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить причину этих нарушений: от­сутствие интереса, преобладание реакций страха, грубое нару­шение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология. Наряду с указанными наиболее простыми зритель­ными функциями исследуют узнавание знакомых игрушек, картинок (в 1—2 года), возможность сличения цветов (в 2—3 года).

У детей, начиная с 3—4-летнего возраста, исследуют осо­бенности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением.

Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с церебральными параличами может отмечаться недоста­точность слухового восприятия.

Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно обследуют в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуют состояние ориенти­ровочного слухового рефлекса, проверяют возможность ло­кализации звука в пространстве. Для этого ребенку предла­гают указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Если у ребенка есть подозрение на нарушение слу­ха, необходимо обследование у сурдолога.

У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражите­лям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это выражение врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии являет­ся физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохра­няется значительно дольше.

При исследовании зрительного и слухового восприятия не­обходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация 'в реагировании на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познава­тельной активности, что выявляется у детей с задержкой пси­хического развития или с умственной отсталостью.

Учитывая тормозящую роль сенсорных нарушений в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при пси­хологическом обследовании следует уделять уровню разви­тия сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования рекомендуется исследовать особенности разви­тия зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов; уровень развития осязательного восприятия предметов: формы, фак­туры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследова­ние необходимо включить изучение процессов анализа, син­теза и обобщений предметов, а также уровень развития ко­личественных представлений.

35. Медицинская коррекция при ДЦП

В медицинскую коррекцию ДЦП включается широкий спектр методов лечения: медикаментозная терапия, физиотерапия, использование различных устройств и при­способлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто-, и нейрохирургическое лечение и другие методы.

Медицинская коррекция включает три аспекта:

— лечебно-воспитательные мероприятия,направленные на устранение или уменьшение общесо­матических расстройств и дефектов (двигательных,
речевых, сенсорных и т. д.), являющихся зачастую мощ­ным фрустрирующим фактором, повышающим уровень невротизации и психопатизации больного ребенка;

— медикаментозное лечение органической мозговой патологии, являющейся благоприятной почвой для возникновения и развития указанных расстройств;

— психотерапевтическое лечение, воздействую­щее непосредственно на личность больного ребенка.

Методы коррекции, применяемые не только в клиниках, нои в специальных образовательных учреждениях.

Лечебная физкультура и массаж

Возможности лечебной физкультуры при лечении детей с ДЦП широко используются в восстановительном лечении ДЦП. Применяется два вида массажа приДЦП вибрационный и склеромерный.

Вибрационный массаж обеспечивает избирательное воздействие на мышцы, оказывая рефлекторное влияние на функциональное состояние нервной системы.

Склеромерный массаж. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостницы, может снижать патологическую функ­циональную активность тонических нейронов, а затем и мы­шечную спастичность

Мануальная терапия

Метод мануальной терапии предложен для комплексного лечения ДЦП. Этот метод обладает выраженным миорелаксирующим эффектом.

Метод функционального биоуправления

Суть метода заключается в перестройке механизмов движений под воздействием восходящих потоков двигательной афферентации, возникающей при направленной целевой тре­нировке активности активных мышц или группы мышц, сигнализирующих об успешности и правильности выполнения движений в заданном объеме.

Метод комплексной стимуляции

Метод акцентирован на топологическое принципе воздействия на пораженные структуры головного и спинного мозга. Создана эффективная система комплекс­ной стимуляции развития статико-моторных, перцептивных и интеллектуально-речевых функций в соответствии с нор­мативным возрастным профилем развития ребенка.

Метод кондуктивной педагогики

Кондуктив-иая педагогика (КП) представляет собой метод воздействия на больного, осуществляемого специально обученным в Инсти­туте, кондуктором. Основное внимание в методе уделено ме­дико-педагогической коррекции. Последняя направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ре­бенка. Метод базируется на концепции, согласно которой мозг развивается в конкретных условиях. В связи с этим кон­дуктор стремится, обучая ребенка, руководить удовлетворе­нием биологических и социальных потребностей организма, т. е. руководить адаптацией к окружающей среде.

 


36. Принципы психологической коррекции ребенка с ДЦП

 

В широком смысле психологическая коррекцияэто ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

ü Принцип комплексности согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка.

ü Принцип личностного подхода. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом.

ü Принцип деятелъностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка.

ü Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода.

ü Иерар­хический принцип. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка.

ü Каузальный принцип. Реализацкя этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции.

ü Временной принцип. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

 


37. Психологическая коррекция познавательных процессов детей с ДЦП

У больных с ДЦП в сочетании с пси­хическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсор­ных сигналов.

Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

— обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формиро­вание перцептивных операций;

— развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

— развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конст­руированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внима­ние уделяется формированию конструктивной деятельности.

Конструктивная деятельность является сложным познава­тельным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространствен­ных соотношений.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недораз­витием отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информа­ции. Невозможность опосредованного запоминания обуслов­лена трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

Направления психокоррекции памяти:

— увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

У детей с данной формой дизонтогенеза мышление от­личается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мыш­ления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, вели­чины, цвета;

— обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);

— формирование наглядно-образного мышления в процес­се конструктивной и изобразительной деятельности.

У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного развития. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса. При психологической коррек­ции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психичес­кого развития.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллекту­альной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо про­водить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психо­лога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориен­тироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.

 


38. Психокоррекционные технологии в коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков с ДЦП

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это организованная система психологических воз­действий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активно­сти и самостоятельности детей, устранение агрессивности, повышенной возбудимости, тре­вожной мнительности и др. Важным этапом является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Рассматривая психокоррекционный процесс как систему выделяют четыре блока:

ü диагностический — изучение индивидуальных особенно­стей ребенка, анализ факторов, приводящих к эмоцио­нальному неблагополучию ребенка

ü устано­вочный — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия

ü коррекционный – гармонизация процесса раз­вития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием

ü оценочный – при оценке эффективности психологической кор­рекции анализируют отчеты родителей о поведении детей в начале и после занятий. Оценивают также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятель­ности ребенка до занятий и после.

Методы психологической коррекции эмо­циональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным методам относятся: игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тре­нировка, поведенческий тренинг.

Специальные методы включают тактические и техниче­ские приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологичес­ких факторов.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нару­шений детей с ДЦП имеют игровые методы.

Игра — это наиболее естественная форма жизнедея­тельности ребенка. В процессе игры формируется активное взамодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравствен­ные качестга, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание

Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию само­оценки ребенка, на формирование у него позитивных отноше­ний со сверстниками и взрослыми. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой иг­ры рекомендуется использовать для детей с ДЦП в случаях потенциально сохранного интеллекта, а также с выраженны­ми межличностными конфликтами и нарушением поведе­ния.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом использу'ются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Основ­ные цели этих занятий: смягчение эмоционального дискомфор­та, формирование приемов релаксации, развитие навыков са­морегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологиче­ских особенностей ребенка, через день с небольшой (до пяти человек) группой детей.

I этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербалъно-музыкальная психокоррекция с це­лью снятия психического напряжения.

II этап — обуча-ющий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям.

III этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие комму­никативных навыков, перцептивных процессов, двига­тельных функций и пр.

39. Психологическая коррекция личности детей с ДЦП


40. Коррекция нарушений речи при ДЦП

Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить состояние функций, связанных с произношением.

Для этого следует обращать внимание на:

— гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные движения, резкие движения или изменение тонуса, объ­ем движений;

— наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма, их влияние на дисфункции моторных структур, не­обходимых для питания;

— рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поис­ковый;

— ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда.

Важно проверить оральный мышечный тонус:

 

— челюсти во время движений и без движений (например, в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткры­том положении). У детей с ДЦП челюсти в нейтральной
ситуации часто находятся в открытом положении;

— тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симмет­рию губ;

— тонус мышц языка, его изолированные движения, воз­можность их переключаемости;

— мягкое нёбо, твердое нёбо, координацию между ними, подвижность; ритм, объем дыхания, координацию между дыханием и речью (голосовыми реакциями), вдохом—выдохом, «обратное дыхание» (да/нет), сопровождение дыхание ребенка движениями тела и головы;

— взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и зву-копроизношения; активность этого контроля, объем дви жений, наличие стереотипных движений.

Для стимулирования появления артикуляции необходи­мо, чтобы ребенок мог контролировать мелкие движения и дифференцировать движения губ и челюстей, языка через выполнение упражнений, которые требуют большой опреде­ленности. Для этого необходимо формирование контроля за положением тела. С этой целью проводится работа в «реф-лекс-запрещающей» позе ребенка, чтобы оценить мышечный тонус.

Коррекционную работу рекомендуется начинать с движе­ний и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнооб­разны, интересны для ребенка, но самое главное, они долж­ны быть функциональными, т. е. облегчать движения язы­ка, формировать координацию движений, серии движений, которые "необходимы в процессе кормления и речи.

Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и ло­гопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений.

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но — особенно — от пра­вильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии.


41. Коррекция нарушений чтения и письма при ДЦП

Методика коррекции дислексии, разработанная Л.А. Дани­ловой(1997), построена на воспитании у ребенка способности к восприятию графического образа буквы, слога, слова и пред­ложения без опоры на семантическую значимость, лишая его возможности читать по догадке, опираясь на логически-смы­словую память.

Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:

I этап. Проводятся специальные подготовительные уп­ражнения по развитию зрительного восприятия цвета, фор­мы и пространственных отношений.

II этап. Тренировка чтения разных слогов.

III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.

IV этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.

 

Несформированность двигательного навыка письма выдви­гает необходимость рационального определения дозировки выполнения письменных и контрольных работ.

Замедленный темп письма у учащихся с ДЦП определяет необходимость предоставления большего количества време­ни для выполнения письменных работ, а в некоторых слу­чаях ребенок часть ответа может дать в устной форме.

При проведении письменных работ и при оценке зна­ний учащихся педагог должен продумывать условия предъ­явления учебного материала, объем и способ его выполнения.

Что касается вышеописанных затруднений, вызванных пространственными нарушениями и несформированностью зрительно-моторной координации, то при их наличии педа­гог должен специально обозначать (чернилами или каранда­шом) строку и место, с которых нужно начинать писать или рисовать, определять символами необходимое расстояние ме­жду строчками или частями задания.

Таким образом, применение различных психолого-педа­гогических и логопедических приемов коррекции речевых нарушений чтения и письма способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с ДЦП.

 


42. Психолого-педагогическая коррекция детей в дошкольных учреждениях

Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Эта цель достигается при решении следующих задач:

— развитие познавательной деятельности детей по индиви­дуальным программам;

— коррекция развития речи;

— развитие двигательной сферы но индивидуальным про­граммам;

— формирование социальной адаптации;
— развитие творческих способностей;

— подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

— формирование оптимальных подходов к воспитанию ре­бенка в семье.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени:

I ступень — пропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1 года до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в до­школьном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа \ к усвоению программ II ступени

1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении;

а) создание положительной установки на посещение детского сада;

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс.

2. Создание психологической основы развития разных ви­дов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулиро­вания, имитации, соотнесения, обозначения, осмыс­ления и замещения.

3. Формирование первичных умений и навыков разных ви­дов деятельности: общения, игры, познавательной дея­тельности, творчества, самообслуживания.

II ступень — основная — включает воспитанно детей в возрасте от 4 до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного вос­питания и формируется готовность к школьному обучению.

В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родите­лей следует обращать на формирование у детей двигатель­ных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

 


43. Физическое воспитание детей с церебральным параличом

Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание де­тей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. При начале специальных занятий в первые месяцы и годы жизни ребенка можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирова­ние патологических двигательных стереотипов. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.

В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование контроля над положением головы и ее движе­ниями.

2. Обучение разгибанию верхней части туловища.

3. Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти).

4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину).

5. Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания.

6. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении.

7. Обучение вставанию на колени, затем на ноги.

8. Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой.

9. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.

Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных стато-кинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Наряду с лечебной физкультурой при ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

У детей с церебральным параличом, особенно в младенческом и раннем возрасте, отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной коорди­нации, хватания и манипулятивной деятельности. В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец. Ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кис­ти, а также их противопоставления большому пальцу. Почти у всех детей даже в более позднем — дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразитель­ной деятельности, письма.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытие кисти, осуществле­ние произвольного захвата предметов кистью, включение пальце­вого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложня­ющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцирован­ные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональ­ных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслабле­нию мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся лег­кие качающе-потряхивающие движения).

Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.


44. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации детей с ЦП

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается

и наконец ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенк





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.