Кому предъявляется претензия? Претензии и иски по перевозкам. Особенностью предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа) является претензионный порядок. Цель претензионного порядка: -дает перевозчику возможность своевременно расследовать нарушения, -собрать необходимые доказательства, -что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, -существенной экономии средств и времени. 1. Претензии, вытекающие из перевозки грузов -претензионный порядок обязателен -отсутствие письменной претензии делает невозможным заявление к перевозчику груза судебного иска. п.1 ст.797. Претензии и иски по перевозкам грузов До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Кто вправе предъявлять претензию? - отправитель, - получатель, -(по общему правилу) страховщик, выплативший страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств. НО! ВК умалчивает о праве грузоотправителя на предъявление претензий. ст. 125 ВК: Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют: 1) в случае утраты груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза; 2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта; 3) в случае просрочки доставки груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной; 4) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки организация почтовой связи пункта назначения почты; 5) страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения. КТМ допускает возможность отправителя и получателя передавать свои права на предъявление претензии и иска, но только друг другу, страховщику и транспортно-экспедиторской организации посредством специальной переуступочной надписи на транспортном документе. Кому предъявляется претензия? -перевозчику (тр. орг-ции), осуществившему перевозку или выдавшему груз в месте назначения; -грузоотправителю: на практике в случае несохранности груза тр. орг-ции нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др. 2. Претензии, вытекающие из задержки при перевозке пассажира, несохранности или просрочки доставки багажа: -мб заявлены также пассажирами ст. 125 ВК: Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют: 1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта; 2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир. Ст.121 УЖТ. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае: -утраты багажа - предъявителем багажной квитанции; -недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявителем выданного перевозчиком коммерческого акта; -просрочки доставки багажа - предъявителем выданного перевозчиком акта общей формы; -задержки отправления или опоздания поезда - пассажиром при условии предъявления проездного документа (билета). 3. Претензии из требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира -обязат. претензионного порядка не предусмотрено, но на практике такие претензии заявляются. 4. При предъявлении требований перевозчику в связи с нарушением обязательств по подаче ТС, использованию подвижного состава или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса: -тоже предусмотрен обяз. претенз.порядок (н., УЖТ: право на предъявление претензии принадлежит грузополучателю, грузоотправителю - в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку…) Какие документы дб приложены к заявлению претензии? -по каждой отправке -с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснованияи расчета суммы претензии. 1. то есть ком.акт не всегда нужен (например, при предъявлении пассажиром претензии из задержки перевозки – достаточно тр. документа: багажной квитанции). 2. когда же коммерч. акт необходим для предъявления претензии, а перевозчик отказался его составить или оформил его с нарушениями, получатель должен немедленно подать об этом письменное заявление перевозчику с получением расписки о вручении. В условиях, когда претензия к перевозчику по поводу несохранности груза может быть предъявлена только при наличии коммерческого акта, выполнение этой процедуры дает возможность предъявить такое требование и при отсутствии коммерческого акта. Ком.акт необходим в случаях: а) несоответствие между наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; б) повреждение и порча груза; в) обнаружение груза без документов или документов без груза; г) возвращение перевозчику похищенного груза из ТС. ПРИМЕР: ст.120 УЖТ Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют: --грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция, грузобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа или справки перевозчика об отправке груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат… Срок заявления претензии: ГК его четко не определяет Иск к перевозчику мб предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дн. срок. (ст.197) Конкретный срок определяется уставами и кодексами по-разному. КТМ, КВВТ: претензии заявляются в течение срока исковой давности. (+ КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается) УЖТ, УАТ, ВК: претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления. + УЖТ и ВК предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соотв. с тр. уставами и кодексами. (Ст.797 ГК) Таким моментом является день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (УЖТ, КВВТ). Однако на отд. видах транспорта этот момент определяется по-другому. -- по ВК: течение срока ИД начинаетсяна след. день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. -- по требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте: срок ИД исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз дб выдан, а в смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. УЖТ: для требований в связи с перевозкой багажа предусматривает давность в 1 год со дня наступления соответствующего события. На других видах транспорта применяется срок ИД - 3 года: 1. либо в силу специальных указаний уставов и кодексов КВВТ: срок исковой давности устанавливается: --по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - 3 года. 2. либо в силу отсутствия таковых – по ст. 196 ГК Но всё равно общего правила нет: КТМ (ст. 409. Исковая давность по иным требованиям): К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, применяется срок ИД в 2 года. Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет 1 год. Для исков к пассажирам УЖТ, КВВТ предусматривают ИД в 1 год. !!! На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. (ст.208 ГК) Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства. * От претензии следует отличать заявление с просьбой о розыске груза, не прибывшего в пункт назначения, поскольку его содержание не удовлетворяет требованиям, установленным для претензий. |