Обязанности студента-практиканта Памятка студенту 1. Практика студентов является важнейшей частью учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления теоретических знаний и приобретения практических навыков . 2. Перед выходом на практику студент получает дневник с указанием базы практики и ФИО руководителей практики. 3. Студент при прохождении практики обязан: - полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; - подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка; - изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии; - участвовать в научно-исследовательской работе по заданиям руководителей практики; - нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками; 4. По окончании практики студент в дневнике практики: - пишет отчет о проделанной работе; - получает отзыв и оценку руководителя практикой от предприятия; 5. Итоговая оценка за практику выставляется студенту после предоставления оформленного дневника практики и защиты его на итоговой конференции. 6. Оценка по практике учитывается при характеристике успеваемости наравне с оценками по всем дисциплинам. 7. Студент, не выполнивший программу практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период студенческих каникул. На основании академической задолженности по практике студент может быть отчислен из института. 8. На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятий, учреждений и организаций могут налагаться взыскания, о чем сообщается руководителю практики от института и записывается в дневник. 9. Дневник практики хранится в учебном управлении в течение пяти лет. Учебная практика Практика студентов 3 курса направления «Социальная работа» (очная форма обучения – 6 семестр, продолжительность 2 недели, дифференцированный зачет) посвящена обучению студентов основам оказания социальной поддержки и помощи различным категориям населения (пенсионерам, инвалидам, неполным и многодетным семьям, детям оставшимся без попечения родителей и др.). Анализ проблем управления и организации системы социальной поддержки и помощи позволяет студенту в период практики закрепить исследовательскую и технологическую функции данного вида практики, овладеть методикой предоставления помощи и поддержки населению. Практика проводится в течение 2 недель. Важной характеристикой социального учреждения служит его профилированность в отношении социальной работы. Так, одни учреждения полностью выполняют социальную работу и профилированы в отношении социальной работы, а в других учреждениях социальная работа является дополнительной, побочной либо вспомогательной задачей. Чтобы учреждение стало полноценной базой для практики студентов по социальной работе, оно должно отвечать следующим требованиям: 1. Реальное выполнение задач, входящих в сферу социальной работы. 2. Социальная работа с различными категориями клиентов. 3. Владение современными технологиями социальной работы. 4. Наличие специалистов, готовых грамотно реализовывать современные технологии социальной работы. 5. Открытый (публичный) характер деятельности. 6. Наличие объективной заинтересованности в подготовке специалистов. 7. Наличие материально-технической базы. 8. Наличие режима работы, согласующегося с учебным процессом студентов. Возможные места проведения практики являются: 1. Филиал Главного управления защиты населения – отдел СЗН по г. Кургану. 2. ГБУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям» 3. ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 4. ГБУ «Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства и занятий» 5. ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 6. ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Кургану» На данной практике студенты должны усвоить механизмы реализации законов, которые должны предоставить помощь и поддержку гражданам, глубже осознать реальные проблемы, имеющиеся в деятельности тех учреждений, в которых студенты проходят практику. Специалисты учреждения на практике должны показать студентам роль переговоров, происходящих на разных уровнях, где формируется умения аргументировано добиваться предоставления той или иной помощи. Основными теоретическими дисциплинами, готовящими студентов к такому виду деятельности, являются курсы «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальное право». Основные умения, формируемые у студента на 3 курсе – организационные, предполагающие умение организовать социально значимую деятельность среди населения, создавать организационно-исполнительную систему учреждений и служб, осуществлять экспериментальную работу для выявления путей разрешения проблемы. По итогам практики студент пишет отчет и обобщает материалы для курсовой работы. Цель практики – углубленное знакомство с видами социальной работы, социальными службами и отделами, особенностями профессиональной деятельности в них, обучение практическим навыкам и умениям социального работника. Задачи практики: · обучиться навыкам работы с клиентом; · сформировать этические ориентации будущего специалиста, гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности; · вместе со специалистами территориальных центров студент-практикант занимается планированием работы, составлением программ оказания помощи населению; · войдя в роль социального работника, увидеть профессиональные функции и методы воздействия на клиента; · принять участие в составлении персональных карт клиентов; · познакомить студентов с вопросами правового регулирования предоставления помощи; · определить права и обязанности получателей помощи; · определить приоритеты в установлении помощи и льгот с учетом уровня социально-экономического развития и местных особенностей; · определить перечень видов социальных выплат и льгот и их размеров; · приобрести умения создания творческой атмосферы деятельности коллектива и доброжелательных межличностных отношений. План проведения практики 1. Установочная конференция в университете. 2. Практическая деятельность в учреждениях социального обслуживания населения (список учреждений социального обслуживания в г. Кургане). 3. Промежуточный отчет (см. задание на практику) 4. Подготовка дневника, отчета практики и выступления на конференции. 5. Итоговая конференция по учебной практике в университете. Обязанности студента-практиканта 1.В период практики студент соблюдает правила внутреннего распорядка в социальных службах, выполняет распоряжения директора, руководителя практики, начальников отделов, соблюдает нравственно-этические нормы Кодекса социального работника. 2.Находясь на практике, вместе со специалистами территориальных центров социальной защиты населения студент-практикант участвует в планировании работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении и реализации программ оказания помощи населению. 3.В период практики вести записи с анализом проведенной работы, которые затем должны быть отражены в итоговом отчете. 4.Выполнять программу и конкретные задачи практики, отчитаться перед руководителем. Задачи студентов в период прохождения практики (6 семестр): Задание | Виды деятельности | Форма отчетности | Задание для промежуточного отчета | 1.Составить индивидуальный план работы | Вместе с руководителем практики наметить порядок и сроки выполнения заданий | Привести в отчете план работы | 2. Знакомство с учреждением социальной защиты населения, в котором студент проходит практику. | В беседе с руководителем учреждения выявить общие сведения об истории возникновения и развития организации, ее структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности | Привести в отчете перечень задаваемых вопросов и полученных ответов | 3.Знакомство (детальное) с отделами учреждения социальной защиты населения, в котором студент проходит практику. | В беседе со специалистами отделов познакомиться со структурой, направлениями работы отделов, составом специалистов, их обязанностями. | Привести в отчете записи беседы со специалистами данных отделов, перечень задаваемых вопросов и полученных ответов. | 4. Познакомиться с деятельностью специалиста, занимающегося компьютерным обеспечением данной организации (отдела) | Познакомиться с базой данных | Привести в отчете анализ состояния базы данных по оказанию помощи, а также регистрации лиц, получивших и нуждающихся в помощи | 5. Познакомиться с нормативно-правовой базой деятельности организации (отдела) | Изучить основные нормативно-правовые документы | Привести в отчете перечень изученных законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации (отдела) и реализующих право граждан на получение помощи | 6. Изучить технологию предоставления различных видов помощи | Изучить и проанализировать особенности оказания социальной помощи | На основе анализа деятельности специалистов организации (отделов), привести в отчете этапы технологического процесса оказания помощи | 7. Изучить характер писем-обращений, заявлений и жалоб граждан | Участвовать в подготовке материалов для ответов на обращения, заявления и жалобы граждан | Проанализировать проблемы, с которыми обращаются граждане, выделить приоритетные проблемы | 8. Познакомиться со специалистами и категориями клиентов, с которыми они работают | В беседе со специалистом ознакомиться: - с его должностными обязанностями - планом работы - особенностями категорий клиентов | Зафиксировать в отчете: - особенности работы специалиста - стиль общения специалиста с клиентами - особенности клиентов | 9. Познакомиться с основными методами работы специалистов с клиентами | Присутствовать на приеме граждан, участвовать в оформлении документов. Вести журнал приема посетителей | 1. В отчете перечислить категории граждан, получающих государственную социальную помощь вне зависимости от дохода получателя 2. Обозначить категории граждан, имеющие право получать помощь в зависимости от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума. 3. Составить карточку клиента. | 10. Познакомиться с процедурой оформления документов на граждан | Участвовать в организации своевременной подготовки и выдачи документов, справок гражданам | Привести в отчете: - этапы оформления документов; - виды оформляемых документов. | 11. Познакомиться с процедурой разрешения конфликтных ситуаций | 1. Изучить причины разногласий, возникающих между клиентом и учреждением 2. Участвовать в качестве посредника в процедуре урегулирования конфликта | 1.Описать суть конфликта, выделив: - субъектов конфликта - предмет конфликта - конфликтные отношения - причины конфликта - условия протекания конфликта 2. Найти эффективные пути разрешения конфликта | 12. Изучить этику партнерских взаимоотношений сотрудников организации | | Сформулировать основные этические правила взаимоотношений сотрудников рабочего коллектива. Анализ психологического климата коллектива учреждения (отдела) и стиля взаимодействия специалистов. | Задание для заключительного отчета (включая и промежуточный) | 1. Провести анализ потребителей помощи | Обосновать необходимость поиска новых подходов на федеральном уровне к оказанию помощи данным категориям населения | Привести в отчете возможные пути и методы совершенствования действующей помощи | 2. Провести анализ социальных обязательств государства | Провести анализ социальных обязательств государства с учетом ограниченных финансовых возможностей | Привести последствия невыполнения государством социальных обязательств | 3. Привести анализ новых механизмов введения и реализации государством в деле помощи данным категориям населения | Выделить в данной проблеме социально-экономические и политические аспекты | Привести в отчете рекомендации, которые бы содействовали снижению социальной напряженности | 4. Провести сравнительный анализ предоставления помощи данным категориям населения в России и зарубежных стран (Германия, США и др.) | Выделить общие и частные проблемы в организации системы предоставления помощи соответствующим категориям населения. Изучение и анализ научной литературы по данной проблематике. | Проанализировать механизмы оказания помощи данным категориям в России и за рубежом. Привести в отчете обзор литературы по данной проблематике. | 5. Обобщить полученные на практике результаты | | Изложить в отчете выводы о характере проблемы | 6.Подготовить и выступить на заключительной конференции тематическое выступление). | | Отзыв руководителя практики и оценка. | Дифференцированный зачет | Выступление на конференции | Отчет | | | | | | | | В ходе практики студенты: 1)Ведут ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечают свои впечатления. 2) Проявляют активность и стремление к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения. 3) Выполняют указания руководителя практики в учреждении. |