ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Фантастика в «петербургских повестях» Н. В Гоголя. БИЛЕТ № 2 Тематика басен И. А. Крылова. Иван Андреевич Крылов ((1768 – 1845 - 77 лет) Он становится очень известен в литературных кругах. На этом фоне 1806г в московском зрителе публикации перевода басен лафатена. Басня тогда уже сложившийся жанр (Эзоп, Лессинг, Мур, майков, хемницер, ломоносов, дмитриев) Это краткий рассказ, чаще в стихах сатирического характера, это сцена, мораль отделяется. Четкая композиция, очень динамично. На светских вечерах начал читать басни. Поначалу это был вольный перевод, а потом сам стал писать 1808г - публикует сборник 17 басен. 1809 - отдельное издание с 23 баснями. "ворона и лисица" - открывала все сборники. Этот сюжет был еще в античности. (Лафантен, Сумароков) До крылова ни один автор не выражался так просто доступно и метко. Там самые простые доступные мысли. Вместе с тем он дополнил наш язык афоризмами. Именно его язык - открытие, стоит у истоков литературы 19 века. Он меняет ритм, меняет размеры, разноображичает ямб. Мораль в баснях Крылова из сентенции превращается в мудрость народную. Одной фразой может обобщить может всю историю. Жуковский в 1809 г в рецензии: переводчик в прозе есть раб, а переводчик в стихах - соперник. Член любителей русского слова, но к этим заседаниям относился иронично. Ему было трудно определить литературных единомышленников. Его язык и стиль не соответствовали взглядам карамзинистам. Ео басни - народный, разговор язык. Гибкость информационная, черты реализма, стремится сделать художественное слово гибким предметом. Каждый 2-3 года выходят. Его слава всероссийская, Тематика басен Общественно-политические темы. Крылов имел очень умеренные политические взгляды, он не ярый революционер. Он критикует недостатки и пороки власти, а не говорит.Соотношение сословий. Листы и корень (взаимодействие сословий, в форме диалога). Исторические темы Литературно-журнальная борьба Бытовые Широкая образная система. Животные, растения, вещи, природные, явления. Герои обычно - пара, даны по антитезе, каждый из них воплощает борьбу оппозиций. Ворона и лисица, стрекоза и муравей, волк и ягненок (сила -власть имущих и бессилие). Общественно-политические темы. Наиболее сильная - "рыбья пляска"(по воспоминаниям. Александр 1 остановился в губернаторском доме во время путешествия по России увидел из окна много людей - якобы, сказать спасибо, а на самом деле - жаловаться). Первая версия не прошла по цензуре. Берет заведомо известные характеры и сближает со сказкой. Лев орел - царь. Причина общественных бед - неумение царей взглянуть на правду. Против взяток несправедливых законом. Необходимость просвещения. (ларчик - осуждает излишнее мудрствование) "Квартет" - в 10м г - создан государственный совет. И это и есть квартет, между ними велись разговоры как рассадить чиновников, вместо того чтобы работать. Невозможность стройности. "лебедь, щука и рак" - тоже о государственном совете. Хотя это и сейчас она может быть написана. Войне 12 года несколько - "волк на псарне" (положение фр армии, когда наполеон решает заключить мир, приходит к Кутузову. Приобрели колоссальную популярность, слава была всенародной. Басни, отражающие журнально-лит борьбу Басня Парнас (стадо ослов составило хор на Парнасе Сатира против бездарности, котора Басня Демьян и Лука - граф писал стихотворения по любому поводу Кукушка и Петух К 1819г - золотая медаль, переведен на языки. Сравнивают с Дмитриевым. "Что такое дмитриев? Все его басни стоят одной басни Крылова" - Пушкин Все его басни основаны на пословицах и поговорках, человеческих моралях. Он считает сравнивает приближается к читателю Вельможа. 1834г - последняя басня. На маскараде была прочитана. 1808- 43 г продано 77 тыс экз басен - колоссально. Создал оригинальные, чисто русские басни. Стоит особняком от писателей, которые относятся к разным литературным направлениям. Критики того времени единогласно восхищались народностью Крылова, его своеобразным слогом и тому, какие проблемы он поднимает. Басни К. традиционно делят на социально-политические, нравственно-философские и бытовые. В социальных налицо противостояние «сильных» и «слабых», конфликт хищника и жертвы («Волк и ягненок», «Рыбья пляска»), картина общественного неустройства: «Лягушки, просящие царя» - из всех предложенных правителей лягушки выбрали цаплю-тирана, потому что та не церемонилась с подданными; «Квартет», «Обоз» - всякий чиновник тянет одеяло на себя, а в государстве бардак +bonus «Волк на псарне» - о войне 1812 года. Эти басни отвергают тиранию «сильных», беззаконие, общественную несправедливость. Примерами н.-ф. могут быть «Ворона и лисица» (легковерие и лесть), «Листы и Корни» (истинные и ложные заслуги), «Конь и всадник» (необходимая мера свободы), «Сочинитель и разбойник» (об ответственности писателя). Примеры бытовых - «Слон и Моська» Краткий пересказ: «Волк и Ягненок». Ягненок пьет воду. Волк говорит, что из-за него вода мутная. Я. возражает, что пьет ниже по течению, так что не фига. В. говорит, что ему все равно – он голодный, хватает Я. – и в лес. «У сильного всегда бессильный виноват» «Листы и Корни». Листы говорят, что они шелестят на ветру, дают тень, прохладу, радуют глаз – на фига все остальное в дереве? Голос снизу (корни) – молчите, а то жрать не получите! «Воспитание льва». У льва подрастает сын. Нужно воспитывать. Лиса-обманщица, крот – слепой, барс – коварный. Отдал Орлу. Через год счастливый сын с пятерками в аттестате рассказывает отцу, как нужно вить гнезда. Лев в шоке. (проблема инобразования) «Волк на псарне». Волк лез к овцам, попал на псарню. «Товарищи, давайте договоримся!» - «Тамбовский волк тебе товарищ!». Собаки с него шкуру спустили. (так же Наполеон сунулся к нам…) «Квартет» Мартышка, Осел, Козел, Мишка взяли муз. инструменты и начали играть. Ничего не получилось. Поделились на пары – опять ничего хорошего. Сели в ряд… Мимо пролетал Соловей, его спросили, как им сесть. Он сказал, что надо сначала научится играть. «Сочинитель и разбойник» Ад. Судят разбойника-убийцу и плохого писателя. Обоих сажают в котлы. Под разбойником сразу разгорается огромное пламя, под сочинителем еле тлеет. Проходят века. Разбойник давно сгорел, а под сочинителем пламя всё сильнее. Мегера объясняет: те, кому навредил разбойник, давно уже умерли, плоды же горе-писателя до сих пор развращают умы. «Рыбья пляска» Мужик жарит на берегу речки рыбу. Идет мимо лев, царь зверей, возмущается, что мужик обижает его подданных. А мужик говорит, что никого он не обижает, все у них хорошо. А рыбы просто радуются, что Льва увидели. (и ничего, что на раскаленной сковородке) Завершить можно тоже Б. «Повесть, комедия, юмористический очерк – только не просто басня». «Сатира и ирония – вот ее главные качества». Место Крылова уникально. Его последователи Грибоедов, Пушкин, Гоголь. Басни прозаические: краткие, лишенные изысканности, чтобы не отвлекать на нее внимание; язык самый простой; характеры у героев не персонифицированные. Главное – мораль. Образы – тонкое покрывало морали. Фантастика в «петербургских повестях» Н. В Гоголя. Гоголю наконец-то покорилась питерская тема. Повести различны по сюжету, тематике, героями объединены – Петербургом. Город ,где человек может заниматься различной деятельностью/ город, который губит человека; меркантильный; роскошь развращает; погибает все светлое. Символ, образ город. Город и реальный, и призрачный. Реальность и фантастика легко меняются местами. Питер у гоголя оторван от России, он живет собственной особоенной жизнью. Возможны любые метаморфозы (живое – в вещь, часть тела – важная персона). Город обезличивает люедй, меняет человеческий облик. «Невский проспект». Гоголь создал блистательный портер проспекта в разное время суток: деловой, педагогический… это движущаяся столица, чиновний город, существуют отношения между чинами. Без чина, без должности – петербужец «ни то ни се а черт знает что». Создает образы кукол, марионеток. Идут не люди, а бакенбарды, усы. В основе повести – судьбы Пискарева и Пирогова. По антитезе. История гибели художника в столкновении с действительностью – романтизм. Питер убивает художника и благосклонен к чиновнику. Трагедия жизни или фарс- невский проспект жив во всяко время. Смешивается реальность и сон – сон становится целью жизни, в реальном Петербурге красота загублена. «Портрет». Основная проблема – искусства истинного. Сюжет как история бедного но честного одаренного чирткова (?). у него страсть к искусстру, но нужны деньги. И он предает высокое искусство – ради денег начинает рисоветь светские портреты. А это значит отказаться от истины – «облегчить все изъянцы…» Он становится знаменитым, с деньгами. Но теперь он теряет свой талант. И в результате он начинает питать злобу и ненависть к прекрасному искусству, в безумии уничтожает пр-я иск-ва. Город погубил человека, замена существования. Образ (?) – антитеза. Когда гонешься «Записки сумасшедшего». Титулярный советник Поприщев. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия — он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности — он понимает что он — король Испании. Его безумие видно даже по числам в дневнике — если начинается дневник с 3 октября, то понимание о том,что он — король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года. И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом, но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?». В форме дневника человека, который теряет рассудок незаметно для себя, для других. Откуда взялся этот бунт – ведь он сам часть этого мира. В этой повести удачно найдена та грань, когда комизм переходит к трагизму. Смех перерастает в ужас, а потом сострадание. В начале – абсурдно судит о заграничной политике - французах, завидует взяточникам. А потом вдруг видим как он теряет рассудок – представляет себя испанским королем. Потом – в дурдоме. Ставит себя на чужое место. «За что они мучают меня?» -крик. Идея, что человек теряет свое лицо, который хотел наград. Герой не выносит реальной жизни Петербурга и начинает жить в мире фантастическом. «Нос» - 36год. Одна из вершин гоголевской фантастики. Все злоключения майора ковалева – фантастика. (вначале хотел представить, но отказался). Нос вел себя как статский советник. Делает визиты, собирается ехать в ригу. Никого не интересует откуда он взялся. Вроде он реальный нос – на левой стороне прыщик. А вроде как и чиновник который ведет самостоятельную жизнь. Нос – обобщение о петербурге. Образ раскрывает реальный город. Смысл не в том, что нос стал человеком, а в том, что он стал чиновником 5 класса и никто не замечает.Человека никто не видет – видят чин. Чиновник теряет лицо, человеческую сущность. “ШИНЕЛЬ”. Одна из последний повестей про Питер. Основные идеи цикла. Сюжет основан на реальных происществиях, ходила шутка что один охотник копил деньги. И вот гоголь создает повесть. Главная цель жизни –приобретение шинели. В сказовой манере. Чувствуется авторская субъективность. А композиционно – повесть на две части. История о шинели и фантастический эпилог. Герой Акакий А Башмачкин. Он вызывает и СМЕХ, и сострадание. Гоголь всячески подчеркивает эпичность, он не один такой. За 50, несколько рябоват, несколько слеповат, с небольшой лысиной, - нанизывает эти характеристики одну на другую. Он незаметный ,несимпатичный ,заурядный. “сторожа … даже не глядели …точно пролетела муха”. никто на него не обрашает внимание – тем более гоголь описывает его (еду, одежду, дом). Он даже выразить свою мысль не может. “оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” – мольба (как в “записках”). Вечного титулярного советника описывая, автор подчеркивает, что нельзя не замечать его, нельзя относиться к нему как к пустому месту. И вот появляется молодой чиновник, который слышит эти слова “как много в человеке бесчеловечия”. Вот этот гуманистический пафос – создается образ, что этот человек ограниченный, заурядный. В его жизни ничего нет, кроме переписывания. Для него беда – это мороз. Мечта о шинели – это самая огромная, самая заветная цель. Эта мечта наполняет смыслом его жизнь, пробуждает в нем человека. “огонь мелькал в глазах его”. Самый счастливый момент – приобретение. Весело пообедал, потом не переписывал ничего, новый образ жизни. Вся жизнь наполнилась смыслом. Пошел в гости, украли. Теперь это потеря жизни. Катастрофа. Он не знает что принять. Он пошел к частному приставу к “значительному лицу” – сатирический образ. Олицетворение власти. Это не конкретный персонаж, а обобщенный образ. Сам-то по себе он не плохой человек, но “электричество” чина сделало его таким надменным. “как вы смеете, знаете ли вы с кем говорите, понимаете ли кто я” – другими фразами он не говорил. Он хочет показать свою значимость. Думает какой бы эффект произвести на башмачкина. А акакий акакиевич лишился чувств. Умер. Но жизнь не изменилась ЭПИЛОГ; фантастический. Появился чиновник который со всех срывает шинель без разбора. Часть говорила, что это справедливое возмездие значительному лицу. Но смысл глубже. Фантастический чиновник срывает со всех. Власть может вызвать бунт даже в таких ограниченных людях. Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» очень силен фантастический элемент, то в «Петербургских повестях» фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистического элемента. Самый распространенный прием у Г. – опредмечивание, овеществление одушевленного. Суть этого приема в сочетании несовместимых по качеству элементов антропоморфного и вещественного (или зооморфного) рядов. Сюда относится и редукция персонажа до одного внешнего признака (все эти талии, усы, бакенбарды и т. д., гуляющие по Невскому проспекту). Кроме редукции человеческого тела встречается и противоположный прием – гротескная экспансия (распадение тела на отдельные части - повесть «Нос»). Гротескное тело у Гоголя принадлежит поверхности видимого, внешнего мира. Это тело без души или с чудовищно суженной душой. Бросается в глаза противоречие невероятного изобилия внешних признаков и внутренней пустоты персонажей.Гротескное тело или тонет в море вещественного мира, потому что у него нет внутреннего содержания, или его суть сводится к одной господствующей «ничтожной страстишке». Движение сюжета у Гоголя всегда служит раскрытию «обмана», дискредитации внешних форм в целях поиска внутреннего содержания. Гротескные коллективные образы: Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.). Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего». Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда». Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска, нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь. Но так случилось, и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание“. На самом деле конец этот нисколько не фантастичнее и не „романтичнее“, чем вся повесть. Наоборот — там была действительная гротескная фантастика, переданная как игра с реальностью; тут повесть выплывает в мир более обычных представлений и фактов, но все трактуется в стиле игры с фантастикой. Это — новый „обман“, прием обратного гротеска. |