Состав расходов бюджета РБ Сущность и принципы бюджетного финансирования Под бюджетным финансированием подразумевается определенная система выделения средств предприятиям, учреждениям и организациям на исполнение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Основными принципами бюджетного финансирования являются (рис. 5.1): 1) целевое направление бюджетных средств, то есть бюджетные ассигнования могут использоваться только по назначению. Для учреждений доводятся специальные сметы, где указываются конкретные направления использования бюджетных средств; 2) безвозвратность расходования – суммы, выделяемые из бюджета на содержание учреждений, носят безвозмездный характер, т.е. возврату не подлежат; 3) соблюдение режима экономии, т.е. достижение максимального эффекта при минимуме затрат, который можно получить за счет поддержания процесса постоянного возобновления ресурсов для реализации функций, возложенных на органы власти; 4) бесплатность бюджетных ассигнований. Не уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами, предусмотренными для финансирования в законодательном порядке. В зависимости от степени охвата бюджетным финансированием деятельности предприятия, организации или учреждения существуют следующие формы бюджетного финансирования [44]: 1) финансирование по системе «нетто-бюджет» – средства выделяются на ограниченный перечень затрат, утвержденный законом. 2) финансирование по системе «брутто-бюджет» – бюджетные ассигнования выделяются на все виды затрат, обеспечивающих текущую деятельность и расширенное воспроизводство (используется для предприятий и учреждений, полностью финансируемых из бюджета). В зависимости от целей или специфики выделения средств выделяют следующие формы бюджетного финансирования [42]: 1) проектное финансирование – финансирование из бюджета инвестиционных проектов; 2) бюджетные кредиты - выдача финансовой помощи из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе; 3) сметное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на основе смет; 4) государственные трансферты – государственные субсидии, субвенции, дотации. Выделяют следующие методы бюджетного финансирования: 1. Прямое бюджетное финансирование – бюджетные ассигнования выделяются за счет соответствующих источников доходов. 2. Трансферты - при необеспеченности необходимых расходов соответствующими источниками поступлений или недостаточности их на региональном уровне используются дотации и субсидии. 3. Бюджетные ссуды - занимают промежуточное положение между безвозвратным бюджетным финансированием и ссудами коммерческих банков. Средства предоставляются без процентов или по льготным условиям. Планирование расходов бюджета Формирование бюджетных расходов начинается на стадии планирования. Существует три основных метода определения величины расходов бюджета: - за основу берут ожидаемое исполнение бюджета по расходам за определенный период; - нормативный; - программно-целевой. Первый метод базируется на прогнозировании результатов исполнения бюджета, исходя их сложившейся тенденции. Нормативный метод используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы могут быть обязательными и факультативными. Обязательные - устанавливаются государственными или территориальными органами власти, факультативные - ведомствами. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании бюджетных ассигнований согласно утвержденным целевым программам, направленным на решение социально-экономических программных задач. Этот метод является наиболее прогрессивным, так как позволяет более полно реализовать принципы бюджетного финансирования и оценить эффективность использования бюджетных ресурсов по заранее определенным критериям. В процессе планирования важно предусмотреть расходы на инвестиционные и инновационные потребности. Целесообразность разработки бюджета развития обусловлена несколькими факторами [29]. Во-первых, возможностью повышения эффективности управления бюджетными ресурсами с учетом необходимости реализации текущих и долгосрочных проектов. При этом важно обосновать источники покрытия дефицита, возникшего в результате внедрения долгосрочного проекта, и распределить их использование на весь период действия проекта. Во-вторых, с помощью бюджета капитального развития можно проводить более стабильную налоговую политику. Распределение инвестиций на длительный период позволяет избежать резкого повышения налоговых ставок в текущем году. В-третьих, разработка бюджетов капитального развития создает потенциальную возможность избежать слишком дорогих ошибочных решений, которые могут негативно повлиять на жизнедеятельность соответствующей территории. Особой составляющей бюджетного планирования является планирование расходов с учетом их межуровневого распределения. Необходимость реализации принципов регулирования межбюджетных отношений обусловила потребность в расчете расходов, учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов, на основе финансовых нормативов бюджетной обеспеченности. Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на выполнение бюджетных программ местными бюджетами, распределяется между видами расходов в соответствии с приоритетами бюджетной политики государства. При расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности может предусматриваться объем нераспределенных расходов, объединяющий виды расходов на те полномочия, установление нормативов по которым нецелесообразно. Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности для местных бюджетов корректируются коэффициентами, которые учитывают различия в стоимости оказания социальных услуг в зависимости от: 1) количества населения и потребителей социальных услуг; 2) социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей (со времени их определения) административно-территориальных единиц. Состав расходов бюджета РБ Статья 38. Формирование расходов бюджетов Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии со статьями 44–47 настоящего Кодекса в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств. В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Статья 39. Текущие расходы бюджетов Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджетов, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Статья 40. Капитальные расходы бюджетов 1. Капитальные расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. 2. Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Статья 41. Формы расходов бюджетов Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах: - расходы на функционирование бюджетных организаций; - бюджетные трансферты населению; - субсидии организациям и физическим лицам; - бюджетные трансферты за границу; - межбюджетные трансферты; - расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; - бюджетные ссуды, бюджетные займы; - бюджетные кредиты; - расходы на обслуживание долговых обязательств; - другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством. Статья 44. Расходы, финансируемые из республиканского бюджета Статья 45. Расходы, финансируемые из областных бюджетов |