МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Исламская этика и дух Корана





Ханбабаев К.М.

Ислам обладает особой морально-правовой системой, несущей в себе некоторые неповторимые черты и свойства. К числу таких его свойств относится прежде всего его тотальность — нормы ислама распространяются не только на сферу морали, повседневного быта и семейных отношений, но и на сферу права, политики внешней и внутренней и т.д. Основными источниками нравственных норм в исламе считаются священная книга Коран, Сунна и шариат(Су́нна (араб. سنة‎‎) в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов), вместе образующие довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и, в какой-то степени, определяющих не только сознание, быт и жизнь простого мусульманина от рождения до смерти, но и сознание всех политиков и государственных деятелей в исламском обществе.

Основы моральной системы ислама изложены в Коране. Здесь определены основные принципы и нормы нравственной жизни мусульманина. Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Она отрывает эти нормы от конкретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей и объявляет их вечными и неизменными. Аллах, создавший, по утверждениям религиозных деятелей, исламскую мораль, является абсолютным совершенством. Отсюда выводят они и учение об абсолютной истинности, вечности и неизменности исламской морали, которая, по их мнению, пригодна «для всех времен и народов».

Наряду с принципом этического абсолютизма исламское учение утверждает принцип морального догматизма. Оно требует от приверженцев религии безусловного исполнения коранических моральных норм как данных богом.

В Коране довольно часто ставится знак равенства между неверными и несправедливыми. Только верующие могут творить добро, неверующим этого не дано.

Жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею — надежду на вечное блаженство в раю, жизнь — лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: «Здешняя жизнь — только игра и забава ...». Кто же хочет пользоваться ее благами, тому «нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили».

Эта религия стремится создать в обществе и в общественном мнении такую обстановку, которая бы побуждала отдельных людей и социальные группы твердо следовать определенным моральным нормам, но в то же время опирается не столько на силовые методы воздействия, сколько на психологические стимулы, сутью которых является идейная вера в Аллаха и судный день.

Учение ислама проникнуто справедливостью и заботой о человеке. Моральные нормы Корана предостерегают человека от дурных поступков, от его деградации и саморазрушения. Благодеяние и искренность, великодушие и терпимость, скромность и целомудрие, бескорыстие и радушие, смирение, терпение и мужество, ответственность и смелость — вот наиважнейшие качества истинного верующего. Важным качеством человека в исламе признается скромность, включающая в себя стыдливость и сдержанность, простоту и отсутствие стремления к роскоши во всем.

Ислам порицает лицемерие, плутовство, злословие и подозрительность, лживость, гордыню, зависть, гневливость, разобщенность, невоздержанность. Мусульманам следует также воздерживаться от лицемерия, от сплетен, клеветы, обидных шуток, нелицеприятных замечаний, чванства и порицаний. В Коране добро называется «известным», а зло — «неизвест­ным». «Известное» — это то, что люди хорошо знают и к чему стремятся. «Неизвестное» отвергается людьми, вызывает у них отвращение и неприязнь. Добро — это нормативы, обеспечивающие благополучную жизнь отдельной личности и общества в целом, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным — ко злу. Ислам утверждает равенство людей друг перед другом и категорически отвергает любые проявления расизма по признакам цвета кожи или языка, сословную, родовую, национальную дискриминацию и различает людей только по степени их добропорядочности, их веры и моральной чистоты.

В исламе хорошо развит институт семьи. Мусульманские браки основываются на законах Корана, на общечеловеческих ценностях и убеждениях. Брак для мусульман — это не таинство, а прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и представляющий им равные права. Основой, фундаментом супружеской семьи является, по Корану, принцип духовности. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников и защищает их интересы. Коран отразил важные социальные проблемы, истолкование которых и до наших дней не безразлично для многих миллионов людей. Ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит активному смирению, послушанию. Частная собственность священна — указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата строго карают преступников. Хотя перед Аллахом все равны, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует. Коран обязывает каждого человека честно трудиться и категорически запрещает попрошайничество, обман, мошенничество, ростовщичество и т.д., проводит резкую грань между достойным и недостойным способами зарабатывания на жизнь. Ислам заботится и о физическом здоровье человека: мусульманам запрещено употреблять всякое одурманивающее средство (хамр) и использование алкоголя даже в лечебных целях. В Коране по этому поводу сказано: «Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства».

Не менее опасными считаются грехи, которые человек совершает из корыстных побуждений. Пророк Мухаммад сказал: «Сторонитесь семи пагубных грехов». Его спросили: «Что это за грехи?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, бегство с поля боя и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые даже не помышляют о таком».

Ислам запрещает убийство невинных людей, самоубийство. В одном из хадисов говорится: «Кто убьет себя железным оружием, тот вечно пребудет в адском огне с куском железа в руках, протыкая им свой живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в адском огне, выпивая яд глотками. А кто убьет себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в адском огне, бросаясь вниз со скалы».

Особое внимание в исламе уделяется законности заработка. Считается, что душа человека оскверняется, когда он вкушает то, что приобретено нечестным .В целом же истинная значимость исламской этики прекрасно может быть выражена в следующих словах: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот — тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг».

[1]Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. 6:32. Примечание: Первая цифра указывает номер суры (главы) — вторая аята (стиха) — автор.

[2]Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. 11:19.

[3]Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. С. 112-115, 146-147.

Итак , в Коране приводятся общие законодательные аспекты жизни и необходимость следования им, говорится о величайшем предназначении человечества, о благих нравах и добрых деяниях. В нем повествуется также о дурных деяниях, порицаемых нравах и качествах людей и необходимости отказа от них и противодействия им. В Коране даются доводы и доказательства единства Аллаха, приводятся сведения о высочайших атрибутах Аллаха, о Его прекраснейших именах, об обильных благах Рая, о суровом наказании в Аду. Обо всем этом Коран говорит убедительно, описывая яркие, запоминающиеся картины потусторонней жизни.

Описывая природу, Солнце, Луну, звезды, небеса, землю, реки, моря, горы, ветра, растения, подземные недра, животных и людей, Коран призывает людей к размышлению над всем этим. Коран призывает нас следовать истине и отвергать все плохое. Коран отвергает все, кроме истины и истинной науки, указывает на скрытые наговоры лицемеров и неверующих, их подлые намерения, выявляет путь, ведущий к заблуждению. Не было в истории человечества более читаемой, более полезной книги, чем Коран. Нет предела глубине его научных познаний, смыслу и чудесных проявлений. Только Всевышний Аллах может знать количество хафизов – людей, которые знают Коран наизусть. Не будет преувеличением сказать, что в каждую эпоху, в каждом веке количество хафизов превышало десятки тысяч. И сегодня количество только несовершеннолетних детей, не говоря о взрослых, знающих Коран наизусть, превышает сотни тысяч. Достоинства и степень вознаграждения за обучение Корану, изучение и чтение невозможно переоценить – они слишком велики.

Перечислим некоторые из них, основываясь на хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

1. «Самый лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (Аль-Бухари, Муслим).

2. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз» (Ат-Тирмизи).

3. «Если люди соберутся в доме Аллаха (в мечети или в другом месте) и прочтут Книгу Аллаха, обучат друг друга чтению Корана, на них снизойдет успокоение и обилие милостей Всевышнего Аллаха, Его блага, их окружат ангелы и Аллах восхвалит их среди приближенных Ему рабов, т.е. пророков, ангелов» (Муслим, Абу Дауд).

4. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «А вы хотели бы поехать в Бутан или Акик (места вблизи Медины) и, не совершив за целый день ни одного греха, не притесняя, не обижая никого, получить по два породистых больших верблюда и вернуться домой?» - «О, Посланник Аллаха, кто не хотел бы этого? Мы бы все хотели этого». Тогда благословенный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А почему же тогда вы не ходите в мечеть и не изучаете или не читаете там хотя бы один или два аята из Книги Аллаха? А ведь изучение или чтение двух аятов дороже стоимости двух верблюдов, трех аятов – дороже трех верблюдов, четырех аятов – четырех верблюдов, и сколько бы аятов вы ни прочли, они дороже стольких же верблюдов» (Муслим, Абу Дауд).

5. «Тому, кто прослушал чтение одного аята из Корана, запишется вознаграждение, увеличенное несколько раз. А тот, кто прочтет этот аят, в Судный день станет светом (нуром), озаряющим его путь в Рай» (Ахмад).

6. «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

7. «Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

8. «Вам следует читать Коран, воистину он для вас свет на земле и сокровище на небесах» (Ибн Хаббан).

9. «Если человек читает Коран и следует ему, то в Судный день на его родителей наденут корону, свет которой будет ярче солнечного света. А сколько же вознаграждения получит тот, кто следует Корану, подумайте сами!» (Абу Дауд и Хаким).

10. «Человек, читающий Коран, является тем, кто ввел вовнутрь себя пророчество, однако к нему не нисходит откровение (вахью)» (Хаким).

11. «Из деяний, с которыми вы обращаетесь к Аллаху, самым лучшим является чтение Корана, полученного от Него же» (Хаким, Абу Дауд).

12. «Чтецы Корана – это особые, приближенные к Аллаху люди» (Насаи, Хаким).

13. «Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей» (Хаким).

14. «Тот, кто, прочитав Коран, подумает, что Аллах дал другому лучшее, чем дал ему, является унизившим то, чего Аллах возвеличил» (Табарани).

15. «Всевышний Аллах говорит: Тот, кто, читая Коран, остался без прошения чего-либо у Меня, получит от Меня самое большое вознаграждение, которого заслуживают те, кто благодарит Меня» (Ат-Тирмизи).

16. «Пример чтеца Корана подобен айве, у которой приятный аромат и лакомый вкус» (Аль-Бухари).

17. «Высокочтимость и достоинство речи Всевышнего над речью Его творений такое же, каково высокочтимость и достоинство Самого Аллаха над Его творениями» (Ат-Тирмизи).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.