ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Заселение Пензенского края . Орудия труда были из дерева, кости и камня. В Пенз. крае это в осн. серо-белые кремниевые пластинки-микролиты, к-рые вставлялись как лезвие в дерев. или костяную рукоятку. Применялись луки со стрелами, ножи, скребки, шилья, гарпуны и нуклеусы. Благоприятные климатич. и природные условия способствовали активному освоению племенами с С. и З. терр. края, преим. в поймах рек. В результате этого в эпоху нового камен. века неолита (5–3-е тыс. до н. э.) появились новые стоянки: Подлесное, Потодеево, Озименки, Скачки, Екатериновская и др. В это время появляется глиняная посуда, остатки к-рой встречаются в большом кол-ве на поселениях. Посуда была лепная, с круглым или острым дном и украшалась снаружи разнообразным орнаментом. По особенностям этого орнамента и орудий труда на терр. Пенз. края были выделены 3 археол. культуры: среднедонская, волго-камская, балахнинская. На стоянках появляются долговрем. жилища-полуземлянки. Осн. занятиями людей по-прежнему остаются охота, рыболовство и собирательство, но теперь рыболовство становится главным, а хоз-во комплексным. В переходную эпоху от камен. века к бронз., энеолиту (3-го тыс. до н. э.), в результате смешения местного нас. возникают новые археол. культуры: волосовская, имерская, стоянки к-рых становятся все многолюднее. Появилось и новое нас. (древнеямная общность), к-рое пришло с юга и занималось в осн. скотоводством. Разводили коров, овец и особенно лошадей, на к-рых стали ездить верхом. Именно скот-во, причем кочевое, становится гл. видом хоз-ва жителей в эпоху бронзы (3–2-го тыс. до н. э.). От этого времени до нас дошли следы таких археол. культур, как полтавкинская, абашевская, срубная, поздняковская, примокшанская, балановская, чирковская, приказанская, культура «текстильной» керамики. Мн. из них возникли в результате смешения волосовской культуры с пришлыми племенами. Так, под влиянием среднедонской культуры возникла имерская культура, а под влиянием балановских племен – чирковская. Причем балановцы долго на терр. Пенз. края не задержались и под давлением с юга срубных племен вынуждены были опять уйти на север. Притоку нас. способствовал и б. засушливый климат в эпоху бронзы. Росло кол-во поселений, появлялось большое число подкурганных захоронений. И хотя по-прежнему преобладают камен. орудия труда, так как своей меди в Пенз. крае нет, появляются бронз. топоры, наконечники копий, ножи, шилья и украшения, к-рые выплавляли из меди, привезенной с Кавказа и Поволжья. Об этом ярко свидетельствуют находки медеплавильных сооружений и инструментов на срубном поселении в р-не Барковки (пригороде г. Пензы). Именно срубные индоиранские племена оставили наибольший след в истории края во 2-м тыс. до н. э. От них до нас дошли не только поселения и курганы, но и назв. крупных рек (Хопер, Мокша). После исчезновения срубных племен и их наследников – поздняковцев – терр. края практически опустела. На смену десяткам культур бронз. века пришла одна городецкая культура раннего железного века (сер. 1-го тыс. до н. э. – сер. 1-го тыс. н. э.). Это время появления орудий труда из железа, к-рое добывали в многочисл. болотах, время стр-ва оборонит. укреплений в виде рвов и валов, с частоколом наверху вокруг поселений, располож. на высоких и крутых мысах, время воен. столкновений, свидетельством к-рых являются короткие мечи-акинаки и кинжалы. В 1-х вв. н. э. в результате активной миграции нас. Вост. Европы начинают формироваться осн. черты совр. народов Ср. Поволжья. На терр. Пенз. края появляются предки мордвы, к-рые переселяются с р. Мокши на р. Суру, где известны такие древнеморд. могильники, как Селиксенский, Армиевский, Селикса-Трофимовский и др. К 6 в. у мордвы формируются осн. культурные черты, особый погреб. обряд и комплекс украшений, свои орудия труда и лепная посуда. Осн. занятием стало земледелие в сочетании с лесными промыслами. В то же время мордве приходилось защищаться от воинств. соседей с юга. Начиная с 7 в. она испытывает сильное влияние Хазарского каганата, а с 10 в. – Волжской Булгарии. В кон. 1-го тыс. н. э. б. ч. мордвы ушла с Верхнего Посурья в Примокшанье, а ее терр. заняли буртасы. Первоначально они занимали Сурско-Узинское междуречье (Армиевский археологический район), а с 11 в. расселились по всей терр. Пенз. края и оставили после себя б. 70 поселений с коричнево-красной гончарной посудой. Развиваются ремесла: кузнечное, гончарное, ювелирное и др., активно распахиваются земли, налаживается торговля. Однако в результате монголо-татарского нашествия в нач. 13 в. жизнь в Пенз. крае замирает. Практически все города и деревни были разрушены, а оставшиеся в живых жители ушли на север. Терр. края вошла в состав Золотой Орды, и в 14 в. в Верхнем Примокшанье возникает золотоордынский улус Мохши. Сюда начинает подтягиваться население. Однако из-за постоянных набегов и развала Золотой Орды терр. Пенз. края в нач. 15 в. окончательно пустеет и превращается в «Дикое поле». Лишь спустя двести лет начинается рус. колонизация этих земель, к-рая шла в осн. с С.-З. и С. Уже в конце 16 в. появляются первые поселения, затем начинают строиться крепости, и к 17 в. создается целая система засечных черт, к-рая защитила местное нас. от набегов юж. кочевников – ногайцев, кубанцев и др., что способствовало активному освоению территории. Именно в это время возникает большинство совр. нас. пунктов Пенз. обл. Среди поселенцев преобладали русские, сюда же переселялись мордва и татары. По рр. Выше и Вад расселяется особая группа рус. нас. – мещера.В последующие годы на терр. Пенз. края селились представители чувашей, украинцев, евреев и целого ряда др. народов. 2. Сурский край в составе раннефеодальных государств Восточной Европы. Пензенский край был включен в систему засечных черт, получивших широкое развитие в XVI-XVII вв. на южных и юго-восточных русского государства. В 1636-1648 гг. в Пензенском крае были настроены Керенская, Верхнеломовская, Нижнеломовская, Инсаро-Потижская и Саранско-Артеманская, а в 1676-1680 гг. Пензенская Засечные черты. На них были поставлены города Керенск (1636 г.), Верхний Ломов (1636 г.), Нижний Ломов (1636 г.), Инсар (1647 г.), Саранск (1641 г.), Атемар (1639 г.), Пенза (1663 г.), Мокшан (1679 г.), Рамзаевский остров (1679 г.). в 1681 г. Пензенскаячерта была продолжена далее на восток. Таким образом, ко второй половине XVII в. Пензенский край получил возможность максимального использования выгодного географического фактора (граница лесостепи, наличие старинных дорог, соединявших столицы Волжской Булгарии и Киевской Руси, Золотоордынские города Сарай-Укск-Мохши и далее русские города Муром, Владимир; прикаспийские степи и Астрахань с Москвой, Крымское и Казанское ханства, Астрахань - с Рязанью и Москвой, Пензу и Москву) для укрепления своего геолополитического положения как одного из ведущих форпостов на юго-восточных рубежах Русского государства. Строительство засечных черт и крепостей означало начало колонизации Пензенского края, т. е. процесса его освоения и заселения. В ходе правительственной колонизации рядовые однодворцы (казаки, стрельцы, засечные сторожа, пушкари), местные дворяне, татары и мордва получили в Пензенском крае поместья в порядке земельного жалования за несение сторожевой службы. Одновременно с правительственной началась вольная колонизация преимущественно в границах современных Никольского, Сосовоборского, Городищенского, Бессоновского районов, где главную роль играла мордва, селившаяся по берегам рек. Второй этап колонизации Пензенского края связан с политикой Петра I в Причерноморье и строительством флота в Воронеже, для которого пензенские лашманы отправляли корабельный лес. С основанием г. Петровска под защитой оказалась и южная часть Пензенского края, куда переводились служилые люди Пензы, Мокшана, Верхнего Ломова, Нижнего Ломова, Инсара, Саранска, Керенска, а их поместья передавались крупным феодалам "московского чину" и приближенным царя - Нарышкиным, Головкиным, Головиным, Трубецким, Долгоруким, Салтыковым, Шереметевым, Голицыным, Лопухиным, Шафировым, Трубецким, Апраксиным и др. Постепенно край приобретал признаки одного из дворянских гнезд России. В этот же период служилые и ясачные чуваши Симбирского уезда основали несколько поселений на территории нынешнего Неверкинского района. Одновременно с правительственной и вольной колонизацией осуществлялась церковная колонизация. В XVII в. возникли Нижнеломовский Казанский, Наровчатский Сканов, Керенский Тихвинский, Пензенский Троицкий, Пензенский Спасо-Преображенский монастыри, Чудов в Иванырсе и Богородицкий в Ломовке (Лунинский район) и др. В Пензенском крае ряд сел и деревень принадлежал Кирилло-Белозерскому, Новодевичью, Чудову, Саввино-Сторожевскому монастырям. Во всех селах строились церкви. К концу XVIII в. в Пензенском крае насчитывался 1261 населенный пункт, где проживали 681050человек обоего пола. На территории Пензенского края во второй половине XVII в. сложились Инсарский, Керенский, Краснослободский, Н. Ломовский, Пензенский и Саранский уезды, разделенные на станы. По указу от 27 июня 1701 г. все они были подчинены Азовскому адмиралтейскому ведомству. В 1708 г. территория Пензенского края была поделена между Азовской и Казанской губерниями, в 1719 г. Пенза получила статус центра провинции Казанской губернии. 15 сентября 1780 г. образовано Пензенское наместничество в составе В. Ломовского, Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Н. Ломовского, Пензенского, Саранского, Троицкого, Чембарского и Шишкеевского уездов. 3. Сурский край в составе татарских государств. В 1223 г. Пензенский край оказался в зоне монголо-татарского нашествия, когда войска Джебе и Субедея при возвращении из Причерноморья напали на Волжскую Булгарию. Летом 1236 г. монголы повторно напали на булгар, разорив все их поселения. В 1237 г. армия монголо-татар переправилась через Узу (река в Шемышейском районе), где простояла несколько месяцев. В результате все населения мордвы и буртас на пензенской земле были уничтожены. Ставка Хана Батыя в этот период находилась в г. Нузла (Неклюдовское городище). В 1239 г. мордва, жившая в Примокшанье, поднялась на борьбу с монголо-татарами, что вызвало ответный поход на мордву. В 1242 г. на территории Среднего и Нижнего Поволжья возникла феодальная империя, которую с конца XIII в. русские называли Золотой Ордой. Столица Золотоордынского улуса Мохши (Наручадской Орды) в 1313-1395 гг. располагалась на территории современного Наровчата, между реками Шелдаис и Лапыжовка. Здесь чеканились медные монеты - пулы, затем - серебряные монеты - дирхемы и находилась резиденция хана Узбека. В состав улуса вошли земли мордвы и буртасов в верховьях Суры, Мокши, Вада, Выши. В 1395 г. город и улус уничтожены войском Тимура. В 1438 г. хан Улу-Мухаммед, захватив Казань, объявил о создании Казанского ханства, в состав которого позже вошло Среднее Поволжье, включая всю территорию Посурья и Верхнего Примокшанья. На пензенской земле чересполосно жили мордва и татары. В результате переселения буртас в XIII в. на Мокшу и Оку и притока сюда в XIV-XV вв. половцев и казанцев складывался новый народ: татары-мишари. Высшие сословия имели наследственные земли, а мурзы (как и дворяне в России) получали землю в качестве жалования за службу (сойюргал). В 1530-х гг. казанцы в союзе с крымчанами провели серию набегов на Нижний Новгород, Муром, Кострому, что вызвало необходимость строительства в землях татар крепостей Моршанск, Темников, Наровчат и др. В 1552 г. Казанское Ханство прекратило свое существование, в связи с чем Пензенский край вошел в состав России на положении ее юго-восточной окраины. Эти окраины часто подвергались нападениям кочевников - ногайских и крымских татар. Для контроля над "диким полем" и дорогами из Ногайской орды и Крымского Ханства в 1571 г. под руководством князя М.И. Воротынского на южной и юго-восточной окраинах была осуществлена организация станичной и сторожевой службы. Пензенский край контролировали 5 мещерских сторожей: 1-я разъезжала между реками Барыш и Сура, 2-я и 3-я - между Сурским и Мокшанским лесами, 4-я и 5-я - между Мокшанским и Цненским лесами. 4. Вхождение Сурского края в состав российского государства в XVI веке. Пензенский край был включен в систему засечных черт, получивших широкое развитие в XVI-XVII вв. на южных и юго-восточных русского государства. В 1636-1648 гг. в Пензенском крае были настроены Керенская, Верхнеломовская, Нижнеломовская, Инсаро-Потижская и Саранско-Артеманская, а в 1676-1680 гг. Пензенская Засечные черты. На них были поставлены города Керенск (1636г.), Верхний Ломрв (1636 г.), Нижний Ломов (1636 г.), Инсар (1647 г.), Саранск (1641 г.), Атемар (1639 г.), Пенза (1663 г.), Мокшан (1679 г.), Рамзаевский остров (1679г.). в 1681 г. Пензенская черта была продолжена далее на восток. Таким образом, ко второй половине XVII в. Пензенский край получил возможность максимального использования выгодного географического фактора (граница лесостепи, наличие старинных дорог, соединявших столицы Волжской Булгарии и Киевской Руси, Золотоордынские города Сарай-Укск-Мохши и далее русские города Муром, Владимир; прикаспийские степи и Астрахань с Москвой, Крымское и Казанское ханства, Астрахань - с Рязанью и Москвой, Пензу и Москву) для укрепления своего геолополитического положения как одного из ведущих форпостов на юго-восточных рубежах Русского государства. Строительство засечных черт и крепостей означало начало колонизации Пензенского края, т. е. процесса его освоения и заселения. В ходе правительственной колонизации рядовые однодворцы (казаки, стрельцы, засечные сторожа, пушкари), местные дворяне, татары и мордва получили в Пензенском крае поместья в порядке земельного жалования за несение сторожевой службы. Одновременно с правительственной началась вольная колонизация преимущественно в границах современных Никольского, Сосовоборского, Городищенского, Бессоновского районов, где главную роль играла мордва, селившаяся по берегам рек. Второй этап колонизации Пензенского края связан с политикой Петра I в Причерноморье и строительством флота в Воронеже, для которого пензенские лашманы отправляли корабельный лес. С основанием г. Петровска под защитой оказалась и южная часть Пензенского края, куда переводились служилые люди Пензы, Мокшана, Верхнего Ломова, Нижнего Ломова, Инсара, Саранска, Керенска, а их поместья передавались крупным феодалам "московского чину" и приближенным царя - Нарышкиным, Головкиным, Головиным, Трубецким, Долгоруким, Салтыковым, Шереметевым, Голицыным, Лопухиным, Шафировым, Трубецким, Апраксиным и др. Постепенно край приобретал признаки одного из дворянских гнезд России. В этот же период служилые и ясачные чуваши Симбирского уезда основали несколько поселений на территории нынешнего Неверкинского района. Одновременно с правительственной и вольной колонизацией осуществлялась церковная колонизация. В XVII в. возникли Нижнеломовский Казанский, Наровчатский Сканов, Керенский Тихвинский, Пензенский Троицкий, Пензенский Спасо-Преображенский монастыри, Чудов в Иванырсе и Богородицкий в Ломовке (Лунинский район) и др. В Пензенском крае ряд сел и деревень принадлежал Кирилло-Белозерскому, Новодевичью, Чудову, Саввино-Сторожевскому монастырям. Во всех селах строились церкви. К концу XVIII в. в Пензенском крае насчитывался 1261 населенный пункт, где проживали 681050 человек обоего пола. На территории Пензенского края во второй половине XVII в. сложились Инсарский, Керенский, Краснослободский, Н. Ломовский, Пензенский и Саранский уезды, разделенные на станы. По указу от 27 июня 1701 г. все они были подчинены Азовскому адмиралтейскому ведомству. В 1708 г. территория Пензенского края была поделена между Азовской и Казанской губерниями, в 1719 г. Пенза получила статус центра провинции Казанской губернии. 15 сентября 1780 г. образовано Пензенское наместничество в составе В. Ломовского, Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Н. Ломовского, Пензенского, Саранского, Троицкого, Чембарского и Шишкеевского уездов. 5. Освоение Сурского края в XVII веке. Основание Пензы. 1663 год, апрель-май: основан город-крепость Пенза, сторожевой пункт на юго-восточной окраине Русского государства. Вокруг крепости были расположены слободы, заселенны служилыми людьми (пушкарями, воротниками, конными и пешими казаками), и посад. Всего 642 двора. 1665 год: население города согласно "Строельной книги" составляло 3200-3300 человек. 3 мая: из приказа Большого дворца за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрием Коранским послано 100 шпаг, "где ему велено город строить". Это наиболее раннее из известных упоминаний о строительстве города Пензы. 1665 год : от Пензы по долине реки Суры в сторону Саранской крепости до села Большой Вьясс проведена оборонительная линия, состоящая из 9 военных поселений и 4 поселений "охотников лосиной ловли", "лебедчиков" и посопной мордвы. 1668 год , апрель: Пенза подверглась нападению кочевников, но взять город им не удалось. Возникновение города Пензы, как и многих других городов, связано с ростом и развитием Русского государства, которое особенно окрепло и расширилось при Иване Грозном. Этому содействовало завоевание Казанского и Астраханского ханств в 1552 и 1556 годах и освобождение из-под ханских наместников многочисленных народов: мордвы, чувашей, мари, удмуртов и др. Однако завоевание этих ханств и овладение Волгой еще не освобождало юго-восточную окраину государства, к которой относилась территория нынешней Пензенской области, от постоянных разрушительных набегов крымских и ногайских кочевников. Для обороны этих государственных рубежей, начиная с середины 16 века, создавались укрепленные пункты - крепости-остроги, сооружались "сторожевые линии", так называемые "засечные черты", или "засеки", в виде земляных валов, лесных просек с завалами из срубленных деревьев и другие укрепления. Известно, что вскоре после завоевания Казанского ханства был заложен ряд крепостей-острогов, например, Шацк (в 1553 году), Чебоксары (в 1555 году) и др. Для крепостей-острогов выбирались высокие обрывистые берега рек, которые являлись естественными средствами защиты от нападения кочевников. На месте нынешней Пензы первоначально был создан обыкновенный сторожевой пункт с крепостными сооружениями. Остатки земляного вала, тянувшегося от Пензы на Мокшан, Вадинск, до сих пор сохранились на юго-восточной окраине города. На месте прежней "засеки" находится ныне земельная роща. Вопрос о времени возникновения сторожевого пункта пока еще не получил достаточно полного освещения. В "Строельной книге города Пенза", составленной первым воеводой Лачиновым в 1666 году сказано: "...по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, ..., Указу и по грамоте ис Приказу Большого Дворца воевода Елисей Протасьевич Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы...". Опираясь на этот документ, некоторые исследователи истории Пензенского края считают, что задолго до построения города Пензы Лачиновым в устье реки Пензы существовал острог и городище. Этот населенный пункт позднее стали называть "Черкасским острогом" - по имени поселившихся здесь украинцев (черкассов). Как известно, главным городом украинцев в то время был Черкасск. Действительно, в конце первой половины 17 века украинцы из-за притеснения их польскими панами бежали из Правобережной Украины, были приняты в русское подданство и расселены в острожках, расположенных по течению рек Хопра, Медведицы и др. Часть из них поселилась в устье реки Пензы. До сих пор в Пензе две улицы называются Черкасскими. Другие исследователи истории Пензенского края возникновение Пензы как сторожевого пункта относят к середине 16 века, связывая это с походом Ивана Грозного на Казань и прохождением части его войск через притоки Суры. Наиболее вероятным является утверждение, что возникновение Пензы как сторожевого пункта связано с завоеванием Казанского и Астраханского ханств и необходимостью организации обороны юго-восточных рубежей Русского государства от набегов крымских и ногайских кочевников. Позднее, примерно в начале 17 века, Пенза как сторожевой пункт превратился в крепость, а с 1666 года в крепость-город. До сих пор нет определенного ответа на вопрос о происхождении слова "Пенза". Одни предполагают, что название реки Пензы, от которого получила название крепость, а затем крепость-город, - татарское. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что главный приток Пензы - река Ардым, а "Ардым" - слово татарского происхождения. Нельзя не учитывать также того обстоятельства, что еще в 14 веке севернее Пензы образовалось татарское ханство со столицей Мохлис. До завоевания Иваном IV Казани большая часть территории нынешней Пензенской области входила в состав Казанского ханства. Владычеством татар объясняются названия многих поселений и рек: Иембыр (г. Белинский), Тарханы (с. Лермонтово), Кучук (с. Кучки), Арбеково, Беково, Усть-Уза, Уза, Рамзай, Инза, Усть-Инза и т.д. Однако имеется и другое мнение. "Пенза" - слово мордовского языка. В 17 веке крестьяне уплачивали многочисленные государственные подати: "данные" (дань в пользу государства), "стрелецкие", "полоняничные" (налог для выкупа пленных) и "ямские" (подорожная подать) деньги, налоги за "пустые выти" (непаханные земельные участки) и продукты первой необходимости - соль, хлеб. Они были столь часты и разнообразны, что даже царские чиновники были вынуждены доносить правительству, что местные жители "от больших податей и от хлебной скудности стали бедны", а их селения запустели. Кроме податей, местное население выполняло разные повинности: ратную, ямскую, подвозную, строительную. Наиболее тяжелыми являлись те, которые были связаны с сооружением засечной черты, возведением городов и острогов. Применяя примитивные орудия труда - топоры, ломы, кирки, заступы, лопаты - крестьяне с ранней весны до поздней осени выполняли огромный объем земляных и лесных работ. Их изнурительный труд сопровождался частыми увечьями, затяжными эпидемиями. В наиболее худшем положении находилось мордовское и татарское население. Помимо государственных налогов и повинностей оно уплачивало своим феодалам еще местный налог. Например, мордва Алатырского уезда вносила "князь Иваньковский ясак", мордва Кадомского уезда - "князь Янгалычевский ясак", мордва Темниковского уезда - "князь Еникеевский ясак". Ясак был различным, ибо его размеры устанавливал сам феодал. Особенно в трудном положении очутились мордва и татары, проживавшие в зоне засечной черты и линии военных поселений. Зачастую воеводы сгоняли их с обжитых мест и насильно зачисляли в состав служилого населения. Именно так, например, произошло в 1665 - 1666 г.г., тогда проводилась линия военных поселений от Пензы вдоль реки Суры до села Вьясса. Произвол царской администрации был настолько груб и разнуздан, что мордовские служивцы не выдержали и в 1679 году обратились к царю с челобитной, в которой писали, что воевода Борнеков насильно согнал их с родных мест и зачислил на военную службу. Своеволие военначальников, тяжесть службы довели крестьян до того, что они стали "скудны и безлошадны и разорились без остатку". Мордовские служивцы просили освободить их от казачьей службы и зачислить обратно в "посопное тягло". Правительство согласилось выполнить их просьбу лишь тогда, когда мордва обязалась платить "сверх прежнего оброку" большое количество стрелецкого и посопного хлеба, ямские и полоняничные деньги, высокий денежный ясак и много меду. Это был ярко выраженный феодальный грабеж. Подобные примеры были типичны, и нет ничего удивительного, что в полосе засечной черты и военных поселений мордва и татары влачили нищенское существование. В 1671 году инсарский воевода Вышеславцев доносил царю, что по "черте казачьи службы татар и мордвы ныне в пусте и пашни залегли", что некоторые "татарове и мордва ныне получили на твоей, государя, службе", а другие "бежали в Пензенский, Саранский и Нижнеломовский уезды". В целях укрепления своей власти царизм проводил грубую политику насильственной христианизации мордовского и татарского населения. Насаждение православия осуществляли с помощью воевод и военных дружин монахи, попы и проповедники-миссионеры. О том, какими методами осуществлялось крещение мордвы, свидетельствует один из следующих документов 1681 года. В нем предписано "сыскать жену и детей темниковского новокрещена А. Еникеева и указ им сказать, чтоб они крестились в православную веру. А буде они не крестятся, и им сказать, что они сосланы будут в Богородский на пашню". Ясно, что подобные меры приобщения населения к православию вызывали среди мордвы и татар справедливое чувство ненависти и сопротивление. Выведенные из терпения они не раз нападали на монастыри, чинили расправу над рьяными миссионерами. Так в начале 17 века мордва утопила в Суре двух архимандридов Троицкого монастыря, а третьего сбросила с монастырской башни. Разогнав монастырскую "братию", она разгромила монастырское имущество, отобрала жалованые царские грамоты на вотчину и захватила монастырскую землю. В 1618 году мордва напала на Пурдоманский и Николаевский Чернеев монастыри, а в 1665 году в деревне Ямбиревой (ныне село Конобеево) смертельно ранила видного миссионера, епископа Рязанского Миссаила, явившегося из Шацка крестить местных крестьян. Формально приняв крещение, многие мордва и татары продолжали жить по-старому, соблюдая свои привычки и обычаи. В одном из документов 1681 года говорится, что новокрещенный мордвин Нолуевской (Юловской) слободы Федор Федоров "поругается православной христианской вере", "живет с старою своею женою с мордвою не по закону", нарочно "крест носит на поясу и постные дни есть скором". Другой крещенный - татарин, "скинув с себя крест, вообще бежал с женою и детьми на юг". Нелегко жилось и мелким служилым людям пензенских городов и острогов - казакам, пушкарям, стрельцам, воротникам, сторожам. Они не получали денежного жалования и их служба, как сказано в "Сметных росписях", шла с "земель". Другими словами, оно одновременно и несли тяжелую государственную службу, и занимались сельским хозяйством. От тяжелей службы, дикого произвола местных властей они часто разорялись, бежали на Дон. В 17 веке Среднее Поволжье было наводнено беглыми людьми, стекавшимися сюда из центральных областей страны. Это были наиболее антикрепостнически настроенные слои крестьянского и городского населения. Их классовая направленность хорошо видна из следующего документа 1654 года: "А бегая, - писали царю боярские дети северных поволжских городов, - крестьяне помещиков своих и вотчинников разоряют и дома их пожигают, а иных самих и жен и детей и людей и крестьян до смерти побивают". Идя навстречу просьбам феодалов, правительство организовало тщательный розыск беглых в Среднем Поволжье. Были посланы специальные сыщики "и по черте, и за черту". С помощью специальных отрядов карателей они нашли и казнили многих людей. Действовали сыщики и в пензенских местах. В 1662 году в Саранском уезде вели сыск беглых Батурлин и Протопопов. Лишь в одной деревне Александровке они обнаружили 18 беглых семей. Не успела Пенза еще как следует отстроиться и заселиться, а сюда уже в 1666 году прибыл указ о поимке беглых людей. Однако эти чрезвычайные розыски не смогли приостановить приток беглых в район засечной черты. С каждым годом их становилось все больше. Таково было положение Пензенского края в 17 веке. Оно было типичным для всего Среднего Поволжья. Вот почему, когда здесь раздался призывный набат участников крестьянской войны под предводительством Степана Разина, на борьбу против феодалов поднялись и крестьяне, и городские низы, и служивцы "засечной черты", и беглый гулящий люд. |